search
main
0

Общерусский ангел-хранитель. О Клименте Римском, покровителе славян

Эта статья продолжает публикацию «О Мефодии, просветителе славян, краткое слово филолога» («Учительская газета» от 18 мая 2010 г.).

Сколько дней памяти на протяжении года связано с именами братьев Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», создателей нашей азбуки и книжно-письменного языка?Обычно думают, что три: на 14/27 февраля приходится успение (кончина) Кирилла Философа, на 6/19 апреля – успение Мефодия, а 11/24 мая по всей стране отмечается церковно-государственный праздник, когда оба подвижника прославляются совместно, причем школа, средняя и высшая, конечно, не остается безучастной.Есть, однако, еще один, четвертый, Кирилло-Мефодиевский праздник, известный только специалистам.Памятную дату, о которой говорим, великий князь Владимир сразу после крещения Киево-Новгородской Руси объявил общегосударственным торжеством, и первый построенный им в Киеве христианский храм связан с ней.К тому же в текущем году дата эта оказалась юбилейной. 950 лет событию – срок почтенный, стало быть, заслуживающий уважения.Осенью 861 г. Кирилл Философ (тогда, до принятия монашества, он именовался еще Константином; ск. в 869 г.) и Мефодий (в будущем архиепископ Моравский; ск. в 885 г.) во главе большого посольства покинули Константинополь и отправились в дальний путь. Они шли в Хазарию, государство в низовьях Волги, чтобы принять участие в религиозном диспуте. Примерно к ноябрю посольство прибыло в Крым и достигло славного града Херсонеса (Херсониса) Таврического, известного на Руси как Корсунь (ныне практически в черте Севастополя). В те времена зимой не путешествовали, и братья задержались в Корсуни на два-три месяца.Братья, конечно, не раз поклонились корсунским святым. Мощи (нетленные останки) священномучеников-епископов Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора, пострадавших в Корсуни (IV в.; память 7/20 марта), были в городе весьма почитаемы. Но в их числе не обретался еще один, и особо важный по заслугам, священномученик – Климент Римский, а он по преданию также скончался в Корсуни и был погребен здесь.Невозможно переоценить значение для христиан св. Климента (ск. между 96 и 102 г.), прямого ученика ап. Петра, четвертого по счету папы римского, автора высоко ценимых посланий. Житие Климента (правду сказать, легендарное, псевдоэпиграфическое, почему в научной среде и называемое Псевдо-Климентинами) в Средние века было особенно популярно, в том числе и в силу увлекательного сюжета. Достаточно обратиться к знаменитому собранию «Житий святых» Димитрия Ростовского (оно имеется в русском переводе и вполне доступно): стоит начать чтение под 25 ноября – и не оторвешься.Согласно легенде по приказу языческого императора Траяна Климент был схвачен и выслан в Инкерманские каменоломни (в округе Корсуни). Ссыльный папа-каторжник трудился молотобойцем. Он пользовался таким уважением и обратил ко Христу столько местных жителей, что языческие власти Рима прислали приказ сначала его измучить, а затем казнить.Но что делать с телом? Совершить обычное погребение – значит дать христианам еще одну святыню для поклонения. Поэтому мучители пошли на хитрость: они привязали к телу Климента анкиру (каменный якорь) и затем на глазах верующих утопили его в море.Однако предотвратить почитание святого не удалось. По легенде каждый год за неделю до дня его памяти (25 ноября) море отходило от берега, так что останки Климента христиане давным-давно положили во гроб (раку) и устроили над ним часовенку. Сухой путь к раке Климента держался еще неделю после этого дня.Естественно, верующие устраивали торжественные шествия (крестные ходы), и так продолжалось без малого семь веков.Но потом – считается, из-за оскудения веры – море перестало отступать. Рака и часовня разрушились. С течением времени местные жители даже забыли, где именно покоятся Климентовы мощи. Во всяком случае, как ни расспрашивал первоучитель Константин-Кирилл старожилов, они указывали только направление, а точного места не мог назвать никто.Тогда в конце января 862 г. Кирилл убедил архиепископа Херсонеса, и весь клир, и благочестивых мужей отправиться на поиски. Дружина ревнителей села на «кораблец» и отчалила.Уже стемнело, а мощи все не показывались. Поливал дождь, перипетии поисков вообще были драматичными.В конце концов глубокой ночью анкира обнаружила себя свечением и благоуханием. Затем явились сияющая голова святого, его торс и все косточки до единой – они блистали, как бисер. Ревнители благоговейно собрали мощи и с великою честью и славой внесли их в город, где была устроена восторженная встреча.С этого времени Кирилл и Мефодий навсегда стали горячими почитателями св. Климента Римского: они жили и действовали под его покровом. Итак, если возникнет вопрос, кто был небесным покровителем проповеди солунских братьев у западных славян, то ответ готов: Климент, святой неразделенной Церкви, и поныне почитаемый как православными, так и католиками.Находка мощей на церковном языке называется обретением. Перенесение мощей с одного места на другое по-церковному называется пренесением. Эти события по решению священноначалия становятся праздниками и вносятся в годовой календарь (месяцеслов) под соответствующей датой; с момента внесения в месяцеслов начинается богослужебное почитание обретения и пренесения мощей. Кирилл написал особый отчет о событиях начала 862 года и указал в нем точную дату: января 30 дня (12 февраля по новому стилю). Событие исторически вполне достоверно: о нем подробно говорится в славянских источниках (в Пространном житии Кирилла и в повествовании, известном как Корсунская легенда), а также в латинском письме Анастасия Библиотекаря.Современный взгляд на события 950-летней давности можно найти в доступно написанной книге известного ученого А.-Э.Н.Тахиаоса «Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян» (пер. с греч., Сергиев Посад, 2005, СС. 70-73).В месяцесловах трех древнейших (ХI в.) славянских Евангелий (Ассеманиева, Остромирова и Архангельского) содержится указание на праздник. Например, в Остромировом Евангелии, первой точно датированной восточнославянской книге (1057 г.), читается: «обретение мощи честьных святаго Климента папежа Римьска» (передано упрощенно и с анахроническим употреблением прописных букв). Всего известны еще десять Евангелий и три Апостола (ХII-ХV вв.), в месяцесловах которых под 30 января показан Обретенский праздник.До нас дошло – к сожалению, в единственном списке – соответствующее богослужебное последование. Оно содержится в славянской праздничной минее ХII-ХIII вв. (хранимой в Российском государственном архиве древних актов: ф. 381, №98, листы 65-67 об.) и представляет собой перевод греческой службы (многострофного кондака), составленной самим Кириллом! Иначе говоря, мы располагаем, пусть в переводе, подлинным поэтическим творением первоучителя.В связи со сменой парадигмы последование при переводе на славянский было переработано из кондака в канон. Оно и до сих пор в целом понятно. Так, в одном из тропарей говорится: Источьника приснотекущаПророчьскы обретохом – Кости твои истачающа благоухание,Клименте славьне,И напоя жажющая (жаждущих) деяния.Здесь нет ни одного слова, которое не удержалось бы в современном русском языке.В дальнейшем мощи Климента перемещались из Корсуни по двум линиям – на запад и на север, причем и там, и здесь они сохраняли связь со славянством. Считается, что именно Климент Римский покровительствует делу просвещения славянских народов.Возвращаясь из Хазарии в Константинополь, Кирилл заехал в Корсунь и с разрешения архиепископа взял с собой определенную часть мощей. Разделение мощей христианская традиция допускает и знает. Когда же на долю Кирилла и Мефодия выпала судьба отправляться в Великую Моравию, то мощи Климента были взяты в путь, а затем торжественно доставлены в Рим, то есть возвращены на кафедру святого, которой они принадлежали по праву. Умершему вдали от своей кафедры первосвятителю неприлично оставаться вдали от нее. В Риме мощи сохраняются (на церковном языке – «почивают») до сего дня (в базилике св. Климента).Папа Адриан II (867-872), встречавший мощи и первоучителей (а они несли с собой для освящения славянские книги), вопреки ожиданиям отнесся благожелательно к деятельности Кирилла и Мефодия, и скорее всего потому, что славянская книжность возникла и развивалась под патронатом Климента.Как бы то ни было, Адриан освятил принесенные солунскими братьями славянские книги в церкви св. Марии, что называется Фатне, и повелел петь над ними литургию. Говоря словами Жития Кирилла, потом пели славянскую литургию в церкви святого Петра, и на другой день пели в церкви святой Петрониллы, и в третий день пели в церкви святого Андрея, а потом еще у великого учителя народов, Павла апостола.Так состоялась легитимация наряду с греческим и латынью еще одного – славянского – литургического языка в Европе. А славянским князьям (Ростиславу, Святополку и Коцелу) папа Адриан отправил эпистолии, чтобы они не сомневались принимать переводы Кирилла и Мефодия. Мефодий же по решению папы стал нашим первым национальным епископом.И по кончине солунских братьев Климент продолжал быть небесным защитником славян – сначала южных (когда ученики первоучителей перешли в Болгарию), а затем восточных (после того как ученики учеников по зову великого Киевского князя Владимира прибыли на Русь).Действительно, когда Владимир, желая крещения, покорил Корсунь, он взял с собой ту часть мощей (в том числе и голову святого), которая оставалась в городе, и, перенеся в Киев, поместил в Десятинной церкви. Так была создана первая общерусская святыня. Образы (фрески) св. Климента сохранились в Киевской Софии и Кирилловой церкви.В церковно-народном сознании Климент оставался общерусским ангелом-хранителем вплоть до ордынского нашествия, когда Киев был взят, храмы его разорены, а мощи святого пропали.Было бы славно возобновить Кирилло-Мефодиевский праздник обретения мощей Климента Римского! Он потерялся или, точнее сказать, был вытеснен из обихода из-за того, что много лет спустя после Кирилловой находки на 30 января был назначен «новый» праздник – собор трех вселенских святителей (в Византии праздник появился в конце ХI в., на Руси известен с середины ХIV в.). Поскольку это так, то возобновленную память можно было бы поставить на день раньше или позже 30 января.Случится такое или нет, подобает помнить, что Кирилло-Мефодиевских праздников в году не три, а четыре, причем по хронологии установления четвертый является первым. Наступающий день 30 января/12 февраля 2012 г. в календарях помечен красным, потому что он воскресный. Случайное совпадение не случайно: он еще и юбилейный.​Евгений ВЕРЕЩАГИН, доктор филологических наук, главный научный сотрудник ИРЯ РАН

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте