search
main
0

Общерусский ангел-хранитель. О Клименте Римском, покровителе славян

Кирилл и Мефодий были горячими почитателями св. Климента Римского

Эта статья продолжает публикацию «О Мефодии, просветителе славян, краткое слово филолога» («Учительская газета» от 18 мая 2010 г.). Сколько дней памяти на протяжении года связано с именами братьев Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», создателей нашей азбуки и книжно-письменного языка?Обычно думают, что три: на 14/27 февраля приходится успение (кончина) Кирилла Философа, на 6/19 апреля – успение Мефодия, а 11/24 мая по всей стране отмечается церковно-государственный праздник, когда оба подвижника прославляются совместно, причем школа, средняя и высшая, конечно, не остается безучастной.Есть, однако, еще один, четвертый, Кирилло-Мефодиевский праздник, известный только специалистам.Памятную дату, о которой говорим, великий князь Владимир сразу после крещения Киево-Новгородской Руси объявил общегосударственным торжеством, и первый построенный им в Киеве христианский храм связан с ней.К тому же в текущем году дата эта оказалась юбилейной. 950 лет событию – срок почтенный, стало быть, заслуживающий уважения.Осенью 861 г. Кирилл Философ (тогда, до принятия монашества, он именовался еще Константином; ск. в 869 г.) и Мефодий (в будущем архиепископ Моравский; ск. в 885 г.) во главе большого посольства покинули Константинополь и отправились в дальний путь. Они шли в Хазарию, государство в низовьях Волги, чтобы принять участие в религиозном диспуте. Примерно к ноябрю посольство прибыло в Крым и достигло славного града Херсонеса (Херсониса) Таврического, известного на Руси как Корсунь (ныне практически в черте Севастополя). В те времена зимой не путешествовали, и братья задержались в Корсуни на два-три месяца.Братья, конечно, не раз поклонились корсунским святым. Мощи (нетленные останки) священномучеников-епископов Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия, Елпидия и Агафодора, пострадавших в Корсуни (IV в.; память 7/20 марта), были в городе весьма почитаемы. Но в их числе не обретался еще один, и особо важный по заслугам, священномученик – Климент Римский, а он по преданию также скончался в Корсуни и был погребен здесь.Невозможно переоценить значение для христиан св. Климента (ск. между 96 и 102 г.), прямого ученика ап. Петра, четвертого по счету папы римского, автора высоко ценимых посланий. Житие Климента (правду сказать, легендарное, псевдоэпиграфическое, почему в научной среде и называемое Псевдо-Климентинами) в Средние века было особенно популярно, в том числе и в силу увлекательного сюжета. Достаточно обратиться к знаменитому собранию «Житий святых» Димитрия Ростовского (оно имеется в русском переводе и вполне доступно): стоит начать чтение под 25 ноября – и не оторвешься.Согласно легенде по приказу языческого императора Траяна Климент был схвачен и выслан в Инкерманские каменоломни (в округе Корсуни). Ссыльный папа-каторжник трудился молотобойцем. Он пользовался таким уважением и обратил ко Христу столько местных жителей, что языческие власти Рима прислали приказ сначала его измучить, а затем казнить.Но что делать с телом? Совершить обычное погребение – значит дать христианам еще одну святыню для поклонения. Поэтому мучители пошли на хитрость: они привязали к телу Климента анкиру (каменный якорь) и затем на глазах верующих утопили его в море.Однако предотвратить почитание святого не удалось. По легенде каждый год за неделю до дня его памяти (25 ноября) море отходило от берега, так что останки Климента христиане давным-давно положили во гроб (раку) и устроили над ним часовенку. Сухой путь к раке Климента держался еще неделю после этого дня.Естественно, верующие устраивали торжественные шествия (крестные ходы), и так продолжалось без малого семь веков.Но потом – считается, из-за оскудения веры – море перестало отступать. Рака и часовня разрушились. С течением времени местные жители даже забыли, где именно покоятся Климентовы мощи. Во всяком случае, как ни расспрашивал первоучитель Константин-Кирилл старожилов, они указывали только направление, а точного места не мог назвать никто.Тогда в конце января 862 г. Кирилл убедил архиепископа Херсонеса, и весь клир, и благочестивых мужей отправиться на поиски. Дружина ревнителей села на «кораблец» и отчалила.Уже стемнело, а мощи все не показывались. Поливал дождь, перипетии поисков вообще были драматичными.В конце концов глубокой ночью анкира обнаружила себя свечением и благоуханием. Затем явились сияющая голова святого, его торс и все косточки до единой – они блистали, как бисер. Ревнители благоговейно собрали мощи и с великою честью и славой внесли их в город, где была устроена восторженная встреча.С этого времени Кирилл и Мефодий навсегда стали горячими почитателями св. Климента Римского: они жили и действовали под его покровом. Итак, если возникнет вопрос, кто был небесным покровителем проповеди солунских братьев у западных славян, то ответ готов: Климент, святой неразделенной Церкви, и поныне почитаемый как православными, так и католиками.Находка мощей на церковном языке называется обретением. Перенесение мощей с одного места на другое по-церковному называется пренесением. Эти события по решению священноначалия становятся праздниками и вносятся в годовой календарь (месяцеслов) под соответствующей датой; с момента внесения в месяцеслов начинается богослужебное почитание обретения и пренесения мощей. Кирилл написал особый отчет о событиях начала 862 года и указал в нем точную дату: января 30 дня (12 февраля по новому стилю). Событие исторически вполне достоверно: о нем подробно говорится в славянских источниках (в Пространном житии Кирилла и в повествовании, известном как Корсунская легенда), а также в латинском письме Анастасия Библиотекаря.Современный взгляд на события 950-летней давности можно найти в доступно написанной книге известного ученого А.-Э.Н.Тахиаоса «Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян» (пер. с греч., Сергиев Посад, 2005, СС. 70-73).В месяцесловах трех древнейших (ХI в.) славянских Евангелий (Ассеманиева, Остромирова и Архангельского) содержится указание на праздник. Например, в Остромировом Евангелии, первой точно датированной восточнославянской книге (1057 г.), читается: «обретение мощи честьных святаго Климента папежа Римьска» (передано упрощенно и с анахроническим употреблением прописных букв). Всего известны еще десять Евангелий и три Апостола (ХII-ХV вв.), в месяцесловах которых под 30 января показан Обретенский праздник.До нас дошло – к сожалению, в единственном списке – соответствующее богослужебное последование. Оно содержится в славянской праздничной минее ХII-ХIII вв. (хранимой в Российском государственном архиве древних актов: ф. 381, №98, листы 65-67 об.) и представляет собой перевод греческой службы (многострофного кондака), составленной самим Кириллом! Иначе говоря, мы располагаем, пусть в переводе, подлинным поэтическим творением первоучителя.В связи со сменой парадигмы последование при переводе на славянский было переработано из кондака в канон. Оно и до сих пор в целом понятно. Так, в одном из тропарей говорится: Источьника приснотекущаПророчьскы обретохом – Кости твои истачающа благоухание,Клименте славьне,И напоя жажющая (жаждущих) деяния.Здесь нет ни одного слова, которое не удержалось бы в современном русском языке.В дальнейшем мощи Климента перемещались из Корсуни по двум линиям – на запад и на север, причем и там, и здесь они сохраняли связь со славянством. Считается, что именно Климент Римский покровительствует делу просвещения славянских народов.Возвращаясь из Хазарии в Константинополь, Кирилл заехал в Корсунь и с разрешения архиепископа взял с собой определенную часть мощей. Разделение мощей христианская традиция допускает и знает. Когда же на долю Кирилла и Мефодия выпала судьба отправляться в Великую Моравию, то мощи Климента были взяты в путь, а затем торжественно доставлены в Рим, то есть возвращены на кафедру святого, которой они принадлежали по праву. Умершему вдали от своей кафедры первосвятителю неприлично оставаться вдали от нее. В Риме мощи сохраняются (на церковном языке – «почивают») до сего дня (в базилике св. Климента).Папа Адриан II (867-872), встречавший мощи и первоучителей (а они несли с собой для освящения славянские книги), вопреки ожиданиям отнесся благожелательно к деятельности Кирилла и Мефодия, и скорее всего потому, что славянская книжность возникла и развивалась под патронатом Климента.Как бы то ни было, Адриан освятил принесенные солунскими братьями славянские книги в церкви св. Марии, что называется Фатне, и повелел петь над ними литургию. Говоря словами Жития Кирилла, потом пели славянскую литургию в церкви святого Петра, и на другой день пели в церкви святой Петрониллы, и в третий день пели в церкви святого Андрея, а потом еще у великого учителя народов, Павла апостола.Так состоялась легитимация наряду с греческим и латынью еще одного – славянского – литургического языка в Европе. А славянским князьям (Ростиславу, Святополку и Коцелу) папа Адриан отправил эпистолии, чтобы они не сомневались принимать переводы Кирилла и Мефодия. Мефодий же по решению папы стал нашим первым национальным епископом.И по кончине солунских братьев Климент продолжал быть небесным защитником славян – сначала южных (когда ученики первоучителей перешли в Болгарию), а затем восточных (после того как ученики учеников по зову великого Киевского князя Владимира прибыли на Русь).Действительно, когда Владимир, желая крещения, покорил Корсунь, он взял с собой ту часть мощей (в том числе и голову святого), которая оставалась в городе, и, перенеся в Киев, поместил в Десятинной церкви. Так была создана первая общерусская святыня. Образы (фрески) св. Климента сохранились в Киевской Софии и Кирилловой церкви.В церковно-народном сознании Климент оставался общерусским ангелом-хранителем вплоть до ордынского нашествия, когда Киев был взят, храмы его разорены, а мощи святого пропали.Было бы славно возобновить Кирилло-Мефодиевский праздник обретения мощей Климента Римского! Он потерялся или, точнее сказать, был вытеснен из обихода из-за того, что много лет спустя после Кирилловой находки на 30 января был назначен «новый» праздник – собор трех вселенских святителей (в Византии праздник появился в конце ХI в., на Руси известен с середины ХIV в.). Поскольку это так, то возобновленную память можно было бы поставить на день раньше или позже 30 января.Случится такое или нет, подобает помнить, что Кирилло-Мефодиевских праздников в году не три, а четыре, причем по хронологии установления четвертый является первым. Наступающий день 30 января/12 февраля 2012 г. в календарях помечен красным, потому что он воскресный. Случайное совпадение не случайно: он еще и юбилейный.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте