1 сентября исполнился ровно год с момента вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в РФ». Как соблюдаются заложенные в нем права и меры социальной поддержки педагогов? Каких подзаконных актов не хватает для его полноценной реализации? Что происходит с коммунальными льготами сельских учителей и выплатой вознаграждения за классное руководство? Насколько выросла интенсивность труда педагогов в условиях модернизации образования? Этим и многим другим актуальным вопросам посвящены информационно-аналитические материалы Общероссийского Профсоюза образования, по традиции направленные в регионы к началу учебного года.
Об учете позиции Общероссийского Профсоюза образования в положениях Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»В результате работы профсоюза и его организаций над проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Законе предусмотрены следующие принципиально значимые нормы, связанные с закреплением социально-правового статуса педагогических работников и студентов и обеспечением финансовых и правовых гарантий реализации прав граждан на получение образования:1. Законодательно закреплен принцип установления заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов на уровне не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации (часть 3 статьи 99).2. Сохранено право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 5 части 5 статьи 47).3. Сохранено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (часть 8 статьи 47).4. Законодательно определены основы социального и профессионального статуса педагогического работника.Для руководителей образовательных организаций и их заместителей предусмотрены социальные гарантии и меры социальной поддержки, установленные для педагогических работников, такие как:- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;- право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;- право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах (часть 7 статьи 51, часть 4 статьи 52).5. Предусмотрен учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении (часть 12 статьи 22).В отношении всех других образовательных организаций процедура их реорганизации и ликвидации возможна только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения, которая создается и действует в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации (часть 11 статьи 22).6. Профсоюз также добился включения в закон принципа участия работников и обучающихся (студентов) в управлении образовательной организацией через профессиональные союзы в качестве представительных органов обучающихся и работников (пункт 2 части 6 статьи 26).Этот принцип нашел отражение в специальной статье 26 закона, посвященной вопросам управления образовательной организацией, где перечислены профессиональные союзы работников и обучающихся образовательной организации как субъекты этого процесса.7. С учетом позиции профсоюза установление размеров должностных окладов научно-педагогических работников организаций высшего образования предусмотрено путем включения в них размеров надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней (часть 11 статьи 108).8. Размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями включены в должностные оклады педагогических работников, установленные по состоянию на 31 декабря 2012 года (часть 11 статьи 108).9. В соответствии с требованиями профсоюза предусмотрено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование не реже одного раза в 3 года за счет средств работодателя, а не раз в 5 лет, как это было предусмотрено ранее (пункт 2 части 5 статьи 47).Предоставление права на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в 3 года для педагогических работников связано в первую очередь с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов, с возросшими требованиями к уровню квалификации и овладению педагогическими работниками новыми компетенциями, предполагаемым принятием профессиональных стандартов по должностям педагогических работников.10. В законе закреплены меры социальной поддержки и стимулирования для обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размеров стипендии (академической и социальной), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии (часть 3 статьи 39).Данные меры будут устанавливаться только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации студентов, в связи с чем от указанных профсоюзных организаций будет во многом зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги (часть 8 статьи 36).При этом размер государственной академической или социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам не может быть меньше норматива, установленного для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований (части 9, 10 статьи 36).11. По предложению профсоюза в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» введена статья 41 «Охрана здоровья обучающихся», в которой отражены положения по обеспечению безопасности обучающихся в образовательной организации, в том числе вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев и проведением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий.Кроме того, по инициативе профсоюза были внесены дополнения в статьи 28 и 48 Закона, в которых определена ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, а также сохранение социальных гарантий и компенсаций педагогическим работникам, таких как сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда за работу во вредных и опасных условиях.12. Сохранены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и дополнительного образования, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8).Кроме того, законодатель наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования непосредственно в муниципальных дошкольных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 8).Профсоюз, его организации принимали активное участие в различных формах обсуждения этого важнейшего для российской системы образования, государства и общества в целом законодательного акта, обращая внимание на приоритетные вопросы законодательного закрепления системы государственных гарантий развития системы образования, основ правового и социального статуса обучающихся и педагогических работников.Об участии профсоюза в работе по согласованию нормативных правовых актов в связи с принятием Федерального закона №273-ФЗВ 2013-2014 гг. продолжилась деятельность рабочих групп Минобрнауки России, в состав которых вошли представители Общероссийского Профсоюза образования, по разработке нормативных правовых актов, затрагивающих социально-трудовые права и интересы работников образования и обучающихся.В результате направления замечаний и предложений профсоюза, в формировании ряда которых принимал участие Студенческий координационный совет профсоюза, и последующего обсуждения проектов нормативных правовых актов, разработанных Минобрнауки России, профсоюзом были согласованы следующие нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: – постановление Правительства РФ от 08.08.2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (часть 2 статьи 46);- постановление Правительства РФ от 10.10.2013 г. №899 «Об установлении нормативов для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (часть 10 статьи 36);- постановление Правительства РФ от 06.02.2014 г. №84 «Об утверждении Правил проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и Правил создания комиссии по оценке последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации федеральной государственной образовательной организации и подготовки указанной комиссией заключений» (часть 13 статьи 22);- приказ Минобрнауки России от 15.03.2013 г. №185 «Об утверждении Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания» (часть 12 статьи 43);- приказ Минобрнауки России от 13.06.2013 г. №455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся» (пункт 12 части 1 статьи 34);- приказ Минобрнауки России от 28.08.2013 г. №1000 «Об утверждении Порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам, обучающимся по очной форме обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, выплаты стипендий слушателям подготовительных отделений федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, обучающимся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета» (части 3, 4, 6 и 14 статьи 36);- приказ Минобрнауки России от 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2014 г. №32408) (часть 4 статьи 49).Справочно. Профсоюзом подготовлен Информационный бюллетень №6, включающий всю федеральную нормативную базу, связанную с проведением аттестации педагогических работников, а также комментарий к новому порядку аттестации. Совместно с Минобрнауки России готовится сборник вопросов-ответов по его применению.Продолжается совместная работа Минобрнауки России и Общероссийского Профсоюза образования по разработке нормативных правовых актов, связанных со статусом педагогов, социально-трудовыми правами работников при реализации закона «Об образовании в Российской Федерации», в том числе работа:- над проектом постановления Правительства РФ «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках в сфере образования».Справочно. Следует отметить, что работа над этим документом затянулась, поскольку изменилась позиция Правительства РФ по продолжительности отпусков педагогических работников.Разработанный совместно с профсоюзом вариант проекта постановления Правительства РФ об установлении всем педработникам одинаковой продолжительности отпуска не нашел поддержки ни в аппарате Правительства РФ, ни в Минфине РФ, ни в Минюсте РФ, несмотря на то что такой подход был предложен именно Правительством РФ . В результате согласительного совещания у заместителя Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец было предложено вернуться к прежнему порядку определения продолжительности отпусков, то есть устанавливать отпуск либо 42, либо 56 календарных дней.До настоящего времени продолжается переписка с Минобрнауки России, поскольку предлагаемые для согласования проекты ухудшают положение значительной части педагогических работников и руководителей, которые пользуются в настоящее время удлиненными отпусками. Предлагается либо их сокращение с 56 до 42 дней, либо лишение части руководителей права на удлиненные отпуска.К примеру, могут утратить право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, составляющий 56 календарных дней, руководители (заместители руководителей), руководители структурных подразделений учреждений (организаций) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (а это руководители детских домов, детских домов-школ, школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья), если они будут относиться не к образовательным организациям (как до принятия нового закона 273-ФЗ), а к социальным, то есть к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, на руководителей которых действие статей 51 и 52 не распространяется.Имеются и другие несогласования, влекущие за собой сокращение продолжительности отпуска других категорий работников;- над проектом приказа Минобрнауки России «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, порядке определения учебной нагрузки, оговариваемой в их трудовом договоре и основаниях ее изменения, случаях установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников», разрабатываемого в соответствии со статьей 333 ТК РФ (в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 г. №185-ФЗ);- над проектом приказа Минобрнауки России «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Справочно. Данный приказ, связанный с особенностями режима рабочего времени, может быть принят только после принятия приказа «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников, порядке определения учебной нагрузки, оговариваемой в их трудовом договоре и основаниях ее изменения, случаях установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников»;- над проектом приказа Минобрнауки России «Об утверждении Порядка предоставления педагогическим работникам длительного отпуска сроком до одного года».На региональном уровне также проводится большая работа по реализации Федерального закона №273 «Об образовании в Российской Федерации».В большинстве субъектов РФ приняты базовые законы об образовании, учитывающие положения Федерального закона, в том числе касающиеся распределения полномочий в сфере образования между органами государственной власти субъектов РФ.Проводится работа по внесению изменений в соответствии с ФЗ №273-ФЗ в законы субъектов РФ, регламентирующие отдельные вопросы сферы образования.Следует отметить, что эта работа в большинстве субъектов РФ проводилась и проводится при активном участии региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.Вместе с тем, согласно анализу, проведенному Комитетом Государственной Думы по образованию:- большая часть принятых субъектами РФ базовых законов «Об образовании» содержит в значительном количестве декларативные и отсылочные нормы, в том числе воспроизводит отдельные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;- не в полной мере решены задачи правового регулирования вопросов образования в «непрофильных» законах, что может привести к возникновению сложностей в ходе формирования правоприменительной практики на местах.На встречах профсоюза и представителей Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России в 2014 году продолжилось обсуждение проектов положений о порядке замещения должностей научно-педагогических работников и о порядке проведения их аттестации, которые до настоящего времени не были согласованы в связи с продолжающимися изменениями в правовом регулировании данных вопросов.Профсоюз неоднократно проводил экспертную оценку проекта порядка и сроков проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, который до настоящего времени также находится в стадии согласования.Об актуальных вопросах реализации мер социальной поддержки педагогических работников в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)Как и ранее действовавший Закон РФ «Об образовании», в настоящее время Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в ч 8. статьи 47 устанавливает, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.Следовательно, не изменяя права педагогических работников на меры социальной поддержки, Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сохраняет прежний порядок правового регулирования.В некоторых субъектах РФ нормативные правовые акты, устанавливающие порядок и условия предоставления компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам в сельской местности изменились, при этом снизился уровень гарантий, ранее предоставляемых педагогическим работникам.Принцип неухудшения положения граждан при принятии законов, затрагивающих социальные права граждан, неоднократно подтверждался решениями Конституционного суда РФ, в которых содержатся обоснованные правовые позиции по этому вопросу. Права и льготы, а также другие меры социальной защиты не могут быть отменены без равноценной замены, что должно являться подтверждением стабильности регулирования соответствующих отношений и недопустимости снижения ранее установленных льгот. Иное означало бы отказ государства от выполнения ранее принятых на себя обязательств.Частью 2 статьи 55 Конституции РФ установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.Конституционный суд РФ неоднократно высказывал правовую позицию о том, что должно быть обеспечено соблюдение положений Конституции Российской Федерации, закрепляющих, что Россия является демократическим правовым социальным государством (статья 1, часть 1; статья 7), в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанностью государства (статья 2); должен также соблюдаться принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.В настоящее время уже имеется судебная практика, в том числе на уровне Верховного суда РФ, о признании недействующими нормативных правовых актов в части норм, ограничивающих права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности. Так, например, 14 мая 2014 года Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации, рассмотрев в апелляционном порядке дело №18-АПГ14-1, пришла к выводу, что оспариваемая норма регионального нормативного правового акта Краснодарского края противоречит требованиям федерального законодательства и нарушает права заявителя на возмещение расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).Верховный суд РФ указал, что в соответствии с пунктами «е» и «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).С 1 сентября 2013 г. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» утратил силу в связи с введением в действие Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно ч. 8 статьи 47 которого педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.Верховный суд РФ указал, что сопоставление содержания приведенной нормы действующего Федерального закона с положениями статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 «Об образовании» в последней редакции, также предусматривающей право названной категории педагогических работников на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения и предписывающей устанавливать размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ, муниципальных образовательных учреждений, законодательством субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что правовое регулирование прав и свобод педагогических работников, гарантий их реализации в целом на сегодняшний день осталось прежним.В связи с изложенным Верховный суд РФ нашел правомерным суждение суда первой инстанции о том, что наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения, в том числе нормативов потребления коммунальных услуг.Из части 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» также не следует, что субъект Российской Федерации наделяется полномочием снижать объем законно установленных педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения.При таких обстоятельствах Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РФ согласилась с судом первой инстанции об обоснованности заявленных педагогическим работником требований и необходимости признания недействующим оспариваемого правового предписания, поскольку глава администрации (губернатор) Краснодарского края, установив в оспариваемом Порядке нормативы для расчета размера компенсации потребления тепловой энергии, в нарушение требований федерального законодательства снизил уровень социальных гарантий педагогических работников, так как установленный размер компенсации не покрывает фактические затраты на оплату отопления.Вывод суда согласуется с правовой позицией Конституционного суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан, что необходимо при правовом регулировании мер социальной поддержки соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающим правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо изменение льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (постановления и определения Конституционного суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. №20-П, от 24 мая 2001 г. №8-П, от 19 июня 2002 г. №11-П, от 23 апреля 2004 г. №9-П, от 4 декабря 2003 г. №415-0, от 15 февраля 2005 г. №17-0, от 1 декабря 2005 г. №521-0, от 2 апреля 2009 г. №553-О-П).Учитывая изложенное, Общероссийский Профсоюз образования обращает внимание территориальных организаций профсоюза на то, что нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые после вступления в силу Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», не должны снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).О применении пункта 9 Квалификационных характеристик работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761нПо информации, поступающей в Общероссийский Профсоюз образования из ряда регионов, органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования в субъектах РФ, рассматривают факты наличия в образовательных учреждениях педагогических работников с профессиональным образованием, которое по профилю не совпадает с требованиями к направлению подготовки, содержащимися в квалификационных характеристиках, как нарушение пункта «д» части 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г., и требований статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом к руководителям образовательных учреждений применяются административные взыскания, в том числе в виде штрафов. Кроме того, руководителей учреждений обязывают прекращать трудовые договоры с такими работниками по пункту 11 ст. 77 Трудового кодекса РФ как заключенные с нарушением установленных правил заключения трудового договора, предусмотренных статьей 84 ТК РФ (то есть в связи с отсутствием соответствующего документа об образовании и (или) о квалификации, если выполнение работы требует специальных знаний).При принятии таких решений не принимается во внимание, что указанное основание для прекращения трудовых договоров применяется, если это нарушение исключает возможность продолжения работы, что не может, по нашему мнению, относиться к педагогическим работникам, имеющим значительный практический опыт в занимаемых ими должностях (5 и более лет), а также систематически повышающих свою квалификацию, проходивших аттестацию на соответствие занимаемой должности либо на установление квалификационной категории. Не учитывается также, что нормативные правовые акты, на основании которых органы, осуществляющие государственный надзор и контроль в области образования в субъектах РФ, выносят свои решения о нарушении со стороны руководителей правил приема на работу педагогических работников, у которых отсутствуют документы о требуемой квалификации, были приняты значительно позже возникших с работниками трудовых отношений. Следовательно, нормативным правовым актам придается обратная сила, что недопустимо.Так, Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 г. №966, вступило в силу 7 ноября 2013 года, а требования к квалификации педагогических работников с учетом направления подготовки, содержащиеся в квалификационных характеристиках, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н, вступили в силу с 31 октября 2010 года. Соответственно указанные нормативные правовые акты могут применяться лишь к отношениям, возникшим после даты вступления их в силу.Вместе с тем актуальность назначения на должности педагогических работников лиц, чей уровень квалификации не будет полностью отвечать установленным требованиям, сохранится и в дальнейшем, к примеру, при дефиците кадров по отдельным специальностям, а также при реализации задачи, предусмотренной Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» о привлечении в школу учителей, не имеющих базового педагогического образования.С этой целью в квалификационном справочнике, использование которого при реализации права на занятие педагогической деятельностью предусмотрено частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в пункте 9 «Общих положений» квалификационных характеристик работников образования, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. №761н, который зарегистрирован как ведомственный нормативный правовой акт Минюстом России 06.10.2010 (регистрационный №18638), сохраняется нормативная основа для приема на работу при определенных условиях лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации».Положения, определяющие возможность назначения на должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки, закреплены теперь и в пункте 23 Порядка аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 №276 (зарегистрирован в Минюсте России 23.05.2014, регистрационный №32408).Установлено, что аттестационные комиссии организаций дают работодателю рекомендации о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью.С учетом изложенного Общероссийский Профсоюз образования направил письмо от 14 июля 2014 г. №293 в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки с просьбой разъяснить позицию Рособрнадзора по данному вопросу. В случае если Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки разделяет изложенную выше позицию Общероссийского Профсоюза образования, профсоюзом было предложено подготовить и направить совместное письмо с разъяснением по данному вопросу в адрес органов, осуществляющих государственный надзор и контроль в области образования в субъектах Российской Федерации, и в адрес территориальных организаций профсоюза.Об учете мнения Общероссийского Профсоюза образования при принятии изменений к СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»Главным государственным санитарным врачом в сентябре 2013 года были подготовлены «Изменения №2 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», предусматривающие снижение уровня требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях, а также противоречащие нормам Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В частности, предлагалось:- исключить требование о том, что наполняемость классов не должна превышать 25 человек (изменение к п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10);- вместо обязательных норм наполняемости классов-комплектов, состоящих из двух классов обучающихся разного возраста в сельских малокомплектных школах, ввести лишь рекомендательные нормы (изменение в п. 10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10). При этом в Сводном отчете к проекту постановления Главного государственного санитарного врача РФ разработчики утверждали, что изменения санитарно-эпидемиологических требований направлены на охрану здоровья обучающихся.Не согласившись с предлагаемыми изменениями, ЦС Общероссийского Профсоюза образования обратился с заявлением о недопустимости исключения указанных положений и норм СанПиН к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву (письмо от 3 октября 2013 г. №367), которое было поручено рассмотреть Минобрнауки России с участием органов государственной власти субъектов РФ.По итогам рассмотрения при принятии изменений №2 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.2.2821-10 (постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 №72) было принято решение о сохранении в них требований о предельной наполняемости классов, составляющей 25 обучающихся (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10), а также требований к наполняемости и к порядку комплектования классов-комплектов малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений, состоящих из двух классов обучающихся разного возраста (пункт 10.15 СанПиН 2.4.2.2821-10).В связи с сохранением в СанПиН 2.4.2.2821-10 требований о предельной наполняемости классов, составляющей 25 обучающихся, сохранится аналогичная норма и в п.18 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 года, учитывая, что согласно сноске №14 к п. 18 указанного Порядка основанием для установления такой предельной наполняемости классов является именно пункт 10.1 СанПиН 2.4.2.2821-10.О результатах проведенных по инициативе ЦС профсоюза мониторинговОб интенсификации труда педагогических работниковКак известно, в текущем году были подведены итоги организованного по инициативе ЦС профсоюза мониторинга по вопросам интенсификации и особенностей труда педагогических работников в условиях модернизации образования. Итоги были рассмотрены на заседании исполкома профсоюза 18 марта 2014 года (постановление исполкома №19-11 и информация о некоторых итогах мониторинга, проведенного региональными организациями профсоюза, были направлены в территории).Следует отметить, что результаты мониторинга подведены по итогам исследований в 15 субъектах РФ. В ряде регионов эта работа продолжается.Результаты исследований позволяют утверждать, что интенсивность труда педагогических работников в условиях модернизации образования значительно возросла вследствие оптимизации кадрового состава образовательных организаций, освоения новых профессиональных компетенций, постоянно увеличивающейся отчетности, наделения педагогов несвойственными для них функциями, общественными поручениями и т. д. Более того, рост интенсивности труда педагогических работников в ряде регионов происходит при неудовлетворенности работников условиями труда и уровнем заработной платы.Учитывая, что интенсификация труда не может гарантировать качественное выполнение учителем всех определенных для него видов деятельности, не способствует здоровому образу жизни, наносит ущерб здоровью педагогов, значительно сокращает время учителя на культурный досуг, исполком профсоюза:- рекомендовал региональным (межрегиональным) организациям профсоюза проводить подобные исследования с целью активного использования их результатов в диалоге с региональными органами власти, социальными партнерами всех уровней по вопросам совершенствования условий оплаты труда, организации труда и отдыха педагогических работников, их лечения и оздоровления, минимизации привлечения учителей к выполнению несвойственных им видов работ;- предложил первичным организациям профсоюза организовать периодическое проведение мониторинга (хронометрического исследования) рабочего времени педагогических работников для использования его результатов при заключении коллективных и трудовых договоров (дополнительных соглашений к ним) в целях рационального распределения рабочего времени педагогов разного возраста, создания условий для повышения их квалификации, организации работы по наставничеству и профессиональному сопровождению молодых педагогов в общеобразовательных учреждениях. О наставничестве в учреждениях общего образованияПостановлением ЦС профсоюза от 8 декабря 2011 года №3-1 перед региональными (межрегиональными) организациями была поставлена задача подготовить и внести на рассмотрение социальных партнеров предложения по внесению дополнений в соглашения и коллективные договоры, направленные на повышение конкурентоспособности и обеспечение карьерного роста педагогов образовательных организаций, включая вопросы привлечения и закрепления в сфере образования молодых специалистов, создание в регионах институтов наставничества, принятие целенаправленных мер социальной поддержки различных категорий работников, поскольку многие из молодых специалистов, поступивших на работу в образовательные организации, через 2-3 года уходят, несмотря на определенные для них меры социальной поддержки.Это во многом объясняется тем, что знаний, полученных в вузе, недостаточно для того, чтобы освоиться в полученной профессии. Поддержать учителя в самый ответственный период его становления могут наставники из числа более опытных педагогических работников. Такие педагоги-наставники, желающие помочь молодым специалистам, есть в образовательных организациях и работают в большинстве своем на собственном энтузиазме, хотя наставничество, фрагментарно сохранившись с советских времен, постепенно уходит из образования. В июне 2014 года ЦС профсоюза в соответствии с планом основных мероприятий на первое полугодие 2014 года обратился в региональные (межрегиональные) организации с просьбой подготовить информацию по наставничеству в образовательных организациях субъектов РФ. В установленные сроки данные представили 45 региональных (межрегиональных) организаций профсоюза.Поступившая информация позволяет сделать вывод о том, что определенная работа по возрождению наставничества в регионах проводится, но мало где носит системный характер, а организуется по большей части на муниципальном уровне или в отдельных образовательных организациях, где есть потребность в молодых педагогических кадрах и желание помочь им в освоении профессии.В республиках Ингушетия, Саха (Якутия), Татарстан, Алтайском крае, Новосибирской, Ярославской, Мурманской, Волгоградской, Воронежской областях действуют нормативные правовые документы регионального уровня (постановления, приказы), регулирующие вопросы организации и развития наставничества в образовательных организациях. В республиках Алтай, Башкортостан, Татарстан, Краснодарском крае, Брянской, Воронежской, Ивановской, Омской, Орловской, Ростовской областях региональные отраслевые соглашения содержат обязательства по развитию и организации наставничества в сфере образования.В Хабаровском крае в 2014 году Министерство образования и науки планирует завершить разработку краевого Положения о наставничестве, по утверждению статуса наставников.В Еврейской АО в Комитете образования создан банк данных о педагогах-наставниках.Нижегородской областной организацией профсоюза совместно с Министерством образования Нижегородской области по инициативе Совета молодых учителей разработаны Методические рекомендации для подготовки локальных актов по образованию системы наставничества в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Рекомендации разосланы по районным управлениям и рекомендованы для использования в образовательных организациях.На муниципальном уровне нормативные правовые акты, регулирующие формы и условия организации наставничества, действуют в 34 из 45 регионов, представивших информацию, из них:- в 8 субъектах РФ территориальные соглашения содержат рекомендации по закреплению в коллективных договорах образовательных организаций обязательств по организации наставничества и установлению для наставников мер материального поощрения;- в 26 субъектах РФ разработаны и утверждены муниципальные программы научно-методического сопровождения молодых специалистов в образовательных организациях, а также положения о школе молодого педагога, о муниципальных методических объединениях, предусматривающие индивидуальную работу с молодыми специалистами с участием учителей-наставников.В Мурманской области на уровне муниципальных образований реализуется комплекс мер по модернизации общего образования, который предусматривает в том числе работу наставников с молодыми специалистами.В Республике Татарстан ежегодно в сентябре муниципальными отделами образования издаются приказы о работе с молодыми кадрами и об организации наставничества. В Агрызском муниципальном районе республики проводится профессиональный конкурс «Наставник года».На уровне образовательных организаций работа по наставничеству регулируется, как правило, коллективными договорами и положениями об оплате труда, локальными актами образовательных организаций, такими как положения об организации наставничества, о школах молодых педагогов, программы «Ступени педагогического роста», «Система методической работы по профессиональной адаптации молодых и начинающих педагогов», планы работы наставников с молодыми специалистами, приказы руководителей образовательных организаций о закреплении наставников за молодыми педагогами.По информации Республики Северная Осетия, работа по наставничеству организована, как правило, в школах, а в дошкольных учреждениях и в учреждениях дополнительного образования детей наставничество никакими документами не регулируется и носит формальный характер.В Республике Саха (Якутия) в ряде образовательных организаций наставничество сохранилось с советских времен и существует на общественных началах, не регулируется никакими нормативными правовыми актами.В субъектах РФ, где в той или иной степени организована работа по наставничеству, для педагогов-наставников предусмотрены меры морального и (или) материального поощрения на условиях, определенных коллективными договорами, локальными актами об оплате труда образовательных организаций. При наличии средств производятся стимулирующие выплаты наставникам в объеме от 5% до 30% их ставки (должностного оклада), единовременные выплаты, в том числе по итогам года, в размере от 1000 до 10000 рублей, ежемесячные доплаты от 150 до 5000 рублей.Методическая поддержка педагогов-наставников (по полученной информации) осуществляется только в 4 субъектах РФ, в двух из них на региональном уровне и в двух – в муниципальных образованиях. Так, в Ковдорском районе Мурманской области разработано и действует Положение о консультационном пункте для педагогов-наставников.В Бийске Алтайского края на базе гимназии №11 действует городская экспериментальная площадка «Тьюторство как организационно-педагогическое условие процесса адаптации и обеспечения профессионального роста молодых педагогов школ Восточного округа», в рамках которой осуществляется методическая поддержка и обучение наставников молодых учителей.В Хабаровском крае с 2013 года в структуре Института развития образования работает Центр сопровождения молодых педагогов, который призван осуществлять поддержку и сопровождение молодых специалистов образовательных организаций. В Белгородской области при региональном институте развития образования создана областная школа «Начало» для молодых педагогов, обучение в которой проводят опытные педагоги-наставники.Таким образом, в ряде регионов понимают важность решения проблем адаптации начинающих педагогов с помощью учителей-наставников, что находит отражение в региональном законодательстве и практике социального партнерства.Вместе с тем работа по развитию института наставничества в сфере образования пока не носит системного характера. Недостаточная работа по развитию наставничества проводится в рамках социального партнерства, только единицы региональных соглашений в той или иной степени отражают работу в этом направлении.В регионах, где работа по наставничеству получила распространение, мало внимания уделяется обучению наставников, обобщению и распространению опыта их работы, в том числе во взаимосвязи с педагогическими вузами и колледжами, институтами развития образования.Не во всех регионах определен статус наставника, включая вопросы режима его работы, материального и морального поощрения.Региональным (межрегиональным) организациям профсоюза следует проанализировать существующую практику на региональном, муниципальном уровнях, в образовательных организациях и инициировать системную работу по организации наставничества, сделав это направление составной частью региональных программ развития образования, используя как сложившийся ранее опыт, так и современный, в том числе зарубежный.Об обеспечении выплат за классное руководствоВ рамках национального проекта «Образование» за счет субсидий из федерального бюджета педагогам общеобразовательных учреждений до конца 2013 года выплачивалось вознаграждение за классное руководство, которое предусматривалось наряду с доплатой за эту работу, производимой непосредственно из средств фонда оплаты труда образовательных учреждений.Как следует из Основных мероприятий подпрограммы 2 «Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей» Государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (в новой редакции), финансовое обеспечение выплат за классное руководство с 2014 года передается на уровень субъектов Российской Федерации.Вместе с тем, принимая во внимание, что механизм реализации данного положения в указанной выше подпрограмме не установлен, профсоюзом в I квартале 2014 года проведен мониторинг финансового обеспечения данных выплат с января 2014 года из средств бюджетов субъектов РФ.По итогам мониторинга Центральный совет профсоюза направил обращение в Правительство РФ (письмо от 3 апреля 2014 года №138) по вопросу о положении дел, связанных с сохранением с января 2014 года в субъектах РФ выплаты педагогам за классное руководство, в том числе ранее производимой за счет субсидий из федерального бюджета. В обращении в Правительство РФ отмечено, что с 1 января 2014 года из-за прекращения субсидирования такого мероприятия из федерального бюджета общий размер оплаты за классное руководство в трети субъектов Российской Федерации существенно уменьшился. При этом снижение общего размера выплаты педагогам осуществлялось в нарушение трудового законодательства, поскольку, продолжая выполнять обязанности по классному руководству в прежних объемах, педагогический работник не предупреждался о снижении размера выплат или изменении порядка установления выплаты за эту работу.Правительство Российской Федерации поручило рассмотреть обращение профсоюза по данному вопросу Министерству образования и науки РФ (письмо Аппарата Правительства РФ от 7 апреля 2014 года №П8-16342). Минобрнауки России, отметив своевременность мониторингового исследования профсоюза, направило руководителям органов управления образованием субъектов РФ письмо с предложением принять меры по финансовому обеспечению выплат денежного вознаграждения за классное руководство из средств субъектов РФ. Справочно. Письмо Минобрнауки России «О финансовом обеспечении в 2014 году выплат за классное руководство» от 7 мая 2014 года №08-579 направлено в региональные (межрегиональные) организации профсоюза и размещено на сайте Общероссийского Профсоюза образования.Окончание следует
Комментарии