search
main
0

Общероссийский Профсоюз образования: оценки, предложения и прогнозы

​Окончание. Начало в МП №37

О действиях профсоюза по повышению уровня защиты социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников в сфере дополнительного образования детей Начиная с 2013 года профсоюзом проводится работа по консолидации усилий педагогического, научного сообщества и родительской общественности в разработке мер для качественного обновления системы дополнительного образования детей, повышения социального статуса педагогических работников.Министерством образования и науки РФ была поддержана инициатива профсоюза о проведении Всероссийской конференции работников дополнительного образования детей (3-4 декабря 2013 года), которую предварили форумы по вопросам развития дополнительного образования, проведенные с участием представителей профсоюза во всех федеральных округах.Итогом Всероссийской конференции стала резолюция, вобравшая наиболее существенные предложения региональных конференций, научного сообщества, педагогов-практиков, ветеранов системы дополнительного образования детей.Справочно: сборник по материалам Всероссийской конференции и резолюция размещены на сайте профсоюза www.ed-union.ru.Учитывая пожелания участников Всероссийской конференции объединить свои усилия на площадке профессионального союза, при ЦС профсоюза создан Совет по вопросам дополнительного образования детей (постановление Исполкома профсоюза от 18.03.2014 № 19-11).Активная и аргументированная позиция профсоюза по вопросам развития системы дополнительного образования сделала востребованным участие его представителей практически во всех мероприятиях этого направления, таких как подготовка предложений к проекту Межведомственной программы (декабрь 2013 года), к проекту Концепции развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 4 сентября 2014 года № 1726-р).Заместитель председателя профсоюза Т.В. Куприянова входит в состав межведомственного совета по дополнительному образованию и воспитанию детей, созданного совместным приказом Минобрнауки, Минкультуры и Минспорта России от 15.01.2014 № 16/26/6.Информация к сведению. В рамках межведомственного совета было образовано 4 рабочие группы:- по разработке Концепции развития дополнительного образования детей и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации;- по совершенствованию организации отдыха, оздоровления и досуга детей;- по повышению социального статуса педагогических работников в сфере дополнительного образования детей;- по разработке организационно-финансовых механизмов обеспечения доступности дополнительного образования для детей.Рабочую группу по подготовке проекта Концепции развития дополнительного образования детей возглавил директор Федерального института развития образования, доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования Александр Асмолов. В период с марта по май 2014 года проект, размещенный на официальных сайтах Минобрнауки России и ФИРО, проходил профессиональное и общественное обсуждение как в заочном, так и в очном режиме. В апреле 2014 года обсуждение проекта Концепции развития дополнительного образования детей и очередное заседание межведомственного совета, в работе которого принимали участие сотрудники ЦС профсоюза во главе с заместителем председателя Т.В.Куприяновой, состоялось в Ярославле в рамках Международного форума «Евразийский образовательный диалог».Члены Совета по вопросам дополнительного образования детей при ЦС профсоюза, представители учреждений Москвы и Московской области, Перми, Самары, Ярославля 27 мая 2014 года приняли участие в заседании рабочей группы межведомственного совета по повышению социального статуса педагогических работников в сфере дополнительного образования детей, в рамках которого обозначили проблемы и риски для развития системы дополнительного образования. Среди них:- проблема социально-профессиональной идентичности педагогов допобразования, представляющих собой разнородную группу педагогических работников;- менее выстроенная, чем у школьных учителей, предметная составляющая деятельности педагогов допобразования;- необходимость нормирования содержания образования в дополнительном образовании детей; – отсутствие системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников допобразования при возрастающей потребности в педагогической составляющей их профессионального образования, в том числе связанной с подтверждением уровня образования педагога при аттестации на соответствие занимаемой должности (особенно это актуально для работников, пришедших из иных профессиональных сфер и не имеющих педагогического образования);- использование кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей, присоединенных к общеобразовательным учреждениям, особенно при необходимости обеспечения индивидуальных занятий с обучающимися.По итогам заседания рабочей группы были высказаны предложения:- о подготовке информационного сборника Минобрнауки России и профсоюза по вопросам, связанным с обеспечением основных трудовых прав и социальных гарантий педагогов допобразования, условий их труда;- об изучении опыта Москвы и других регионов России по использованию кадрового потенциала учреждений дополнительного образования детей, присоединенных к общеобразовательным учреждениям, особенно при необходимости обеспечения индивидуальных занятий с обучающимися;- об изучении опыта подготовки педагогов дополнительного образования детей в учреждениях высшего образования, включая педагогическое.На заседании рабочей группы были также сформированы предложения в комплекс мер по реализации Концепции развития дополнительного образования детей:- по закреплению за субъектом РФ ответственности за организацию и финансирование деятельности учреждений дополнительного образования детей в целях сохранения муниципальной системы дополнительного образования;- по развитию конкурсов профессионального мастерства в сфере дополнительного образования детей;- по совершенствованию подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических работников для системы дополнительного образования детей с использованием возможностей межвузовской подготовки, принимая во внимание необходимость усиления педагогической составляющей на основе профессиональных стандартов «Педагог дополнительного образования», «Специалист в области воспитания»; – по сохранению государственных приоритетов в развитии отдельных направлений дополнительного образования детей (туристско-краеведческое, техническое, эколого-биологическое и т. д.), формированию механизмов удержания этих направлений в области дополнительного образования, в том числе через определение доли услуг, оказываемых учреждениями ДОД по основным направлениям деятельности;- по уточнению ситуации с повышением оплаты труда руководителей учреждений дополнительного образования детей для обеспечения ее оптимального соотношения с оплатой труда работающих в этих учреждениях (с учетом Единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, принятых РТК, и изменений, внесенных в постановление Правительства России № 583);- по формированию нормативной правовой базы для обеспечения деятельности организаций дополнительного профессионального образования в отношении педагогических работников дополнительного образования детей;- по разработке нормативной правовой базы для развития платных образовательных услуг в дополнительном образовании детей и взрослых;- по увеличению гарантированной части оплаты труда педагогических работников учреждений дополнительного образования детей через утверждение Правительством России базовых ставок и окладов работников по ПКГ;- по определению методики расчета стоимости образовательной услуги по реализации образовательной программы в сфере дополнительного образования детей, осуществляемой учреждениями культуры, образования, спорта в рамках сетевого взаимодействия (в расчете на одного воспитанника);- по созданию методических объединений в субъектах РФ по отдельным направлениям деятельности учреждений дополнительного образования детей; – по созданию региональных ассоциаций дополнительного образования детей с участием педагогических работников, руководителей учреждений ДОД и родителей;- по определению порядка регулирования правового и финансового обеспечения оказания образовательных услуг в условиях многоуровневой системы дополнительного образования детей в регионе (например, порядок финансирования расходов на оплату коммунальных услуг, использования площадей, оборудования при условии, что муниципальные учреждения ДОД используют помещения и оборудование государственных федеральных и региональных учреждений ДОД при реализации образовательных услуг населению и др.);- по уточнению порядка оценки уровня выполнения целевых показателей охвата детей дополнительным образованием (возможность и порядок учета оказания образовательных услуг в области дополнительного образования детей учреждениями ДОД разной ведомственной подчиненности, общеобразовательными учреждениями  и др.);- по уточнению порядка применения персонифицированного и сетевого финансирования учреждений дополнительного образования детей при реализации общеразвивающих и предпрофессиональных программ (в школах искусств, художественных школах и др.);- по ускорению пересмотра параметров формы 1-ДО статистической отчетности.В предстоящем учебном году региональным (межрегиональным) организациям профсоюза совместно с Советом по дополнительному образованию детей предстоит серьезная работа по:- анализу и решению проблем обеспечения государственных гарантий поддержки работников учреждений дополнительного образования детей; – повышению качества и эффективности деятельности учреждений дополнительного образования детей в рамках межведомственной программы, Концепции развития дополнительного образования детей;- созданию в субъектах Российской Федерации региональных стратегий (программ) в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента России от 1 июня 2012 г. № 761.Анализ состояния сети общеобразовательных организаций и их кадрового обеспеченияВ условиях оптимизации сети образовательных организаций и негативных демографических тенденций, согласно официальной статистике, количество общеобразовательных учреждений с 2005/06 по 2013/14 учебный год сократилось на 19,5% (с 60,6 до 48,7 тыс., включая филиалы). Численность школьников за тот же период сократилась на 10% (с 15,1 млн человек в 2005-2006 учебном году до 13,5 млн человек в 2013/14), однако в течение 3 последних лет отмечен небольшой прирост за счет увеличения числа учеников в городской местности. В сельской местности на протяжении всего периода численность школьников снижалась, хотя отмечено ежегодное замедление темпов ее сокращения.В 2013/2014 году впервые за последние годы наблюдается незначительное увеличение численности учителей на 0,6%. В целом за анализируемый период она сократилась на 23,6% (с 1,3 млн человек в 2005/06 учебном году до 1,03 млн человек в 2013/14).На фоне сокращения численности учителей на протяжении ряда лет не в полной мере обеспечивается потребность общеобразовательных учреждений учительскими кадрами по ряду дисциплин. Так, несмотря на некоторое сокращение количества вакансий по должности «учитель» за последний отчетный период (на 4,5% – с 9054 до 8644), в 2013/14 учебном году их доля составила 38% от общего количества вакансий по общеобразовательным организациям. Особенно в настоящее время востребованы такие специалисты, как учитель математики, физики, русского языка и литературы, английского языка, музыки и пения, физической культуры, учитель начальных классов. В ряде случаев вакансии закрываются не за счет притока специалистов в образовательные организации, а путем перераспределения нагрузки между учителями.Одним из наиболее острых вопросов на сегодняшний момент является старение педагогических кадров. В 2013/2014 учебном году доля учителей пенсионного возраста в 3,7 раза превысила долю учителей моложе 25 лет. Только за последние 5 лет доля учителей пенсионного возраста выросла на 4,3% (с 17,7% до 22%), тогда как доля учителей моложе 25 лет за данный период увеличилась лишь на 0,5% (с 5,4% до 5,9%), причем в течение последнего года она продемонстрировала отрицательную динамику, сократившись на 0,2% (с 6,1% в 2012/13 учебном году до 5,9% в 2013/14). Доля учителей активного трудового возраста – 25-35 лет – сократилась за последние 5 лет на 1,2% (с 17,6% до 16,4% от общей численности учителей), однако в течение последнего года, впервые за 5 лет, отмечена положительная динамика данного показателя. С 2012/13 по 2013/14 учебный год доля учителей в возрасте 25-35 лет увеличилась на 0,2% (с 16,2% до 16,4%). Динамика показателей распределения учителей общеобразовательных организаций по стажу педагогической работы подтверждает сложившиеся тенденции. Неуклонно возрастает доля учителей со стажем педагогической работы свыше 20 лет, за последние 5 лет отмечено ее увеличение на 4,6% (с 53,7% до 58,3%). Доля учителей со стажем от 5 до 10 лет сократилась на 1% (с 9% в 2009/10 учебном году до 8% в 2013/14), со стажем от 10 до 20 лет – на 6,1% (с 27,9% до 21,8%). Доля учителей со стажем педагогической работы менее 2 лет, которая с 2009/10 по 2012/13 учебный год демонстрировала ежегодный прирост, в течение последнего года сократилась на 0,1% (с 5,4% в 2012/13 учебном году до 5,3% в 2013/14).  Доля учителей со стажем педагогической работы от 2 до 5 лет увеличилась за пять лет на 1,5% (с 5,1% до 6,6%). Исходя из сложившихся тенденций в распределении учителей по возрастным группам и стажу педагогической работы, можно сделать предположение о некоторых положительных сдвигах в решении проблемы закрепления в отрасли части учителей, приступивших к работе в предыдущие годы, и снижении притока новых молодых специалистов. Практически остается неизменной доля учителей, имеющих среднее и начальное профессиональное образование или совсем не имеющих профессионального образования. Так, доля учителей со средним профессиональным образованием сократилась за последние 5 лет на 2,2% (с 16,6% до 14,4%), доля учителей с начальным профессиональным образованием – на 0,1% (с 0,3% до 0,2%) и доля учителей, имеющих только среднее (полное) общее образование, – на 0,2% (с 0,7% до 0,5%). Доля учителей с высшим образованием ежегодно незначительно увеличивается и за последние 5 лет выросла на 2,4% (с 82,3% до 84,7%). Отмечаются негативные тенденции в распределении учителей общеобразовательных организаций по уровню квалификации. Неуклонно растет доля учителей без квалификационной категории при незначительном увеличении доли учителей, имеющих высшую и первую категории. Так, за последние 5 лет доля учителей, имеющих вторую квалификационную категорию, сократилась на 9,9% (с 20,9% в 2009/10 учебном году до 11% в 2013/14). Доля учителей без категории за тот же период выросла на 9% (с 16,5% до 25,4%.), тогда как доля учителей с высшей и первой категорией увеличилась незначительно – на 0,5% (с 25,2% до 25,7%) и на 0,3% (с 37,5% до 37,8%) соответственно. Представленные данные позволяют предположить, что преобладающая доля учителей, у которых заканчивается вторая квалификационная категория, проходят аттестацию не на получение квалификационных категорий, а на соответствие занимаемой должности. Очевидно, что существующие механизмы дифференциации оплаты труда в зависимости от наличия квалификационной категории не являются достаточным мотивационным фактором для повышения учителями уровня квалификации.В целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии для молодежи в настоящее время органами власти всех уровней предпринимаются меры по повышению социального статуса работников образования. В частности, осуществляются мероприятия по финансовому обеспечению принятых решений по повышению заработной платы  отдельным категориям работников образования в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года № 2190-р.Обеспечивается финансирование социальных гарантий для работников образовательных организаций, таких как: компенсация расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогам, проживающим и работающим в сельской местности; компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно лицам, работающим в государственных организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Из федерального бюджета выделяются субсидии регионам на возмещение части затрат в связи с предоставлением учителям общеобразовательных организаций ипотечного кредита. Средства предоставляются тем субъектам РФ, которые подтвердили наличие региональных программ специального ипотечного кредитования молодых учителей до 35 лет с уровнем процентной ставки не более 8,5% годовых, и предназначены на софинансирование расходных обязательств, связанных с субсидированием в полном объеме первоначального взноса, но не более 20% от суммы ипотечного кредита. Так, на основании распоряжения Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 1503-р в 2013 году субсидии на общую сумму 1,5 млрд рублей были распределены бюджетам 73 субъектов РФ, подтвердивших наличие региональных программ.В рамках государственной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, а также создание условий для привлечения дополнительных финансовых средств на эти цели – кредитов, займов, ипотеки.В ряде субъектов РФ работникам образования, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предоставляется служебное жилье, квартиры на условиях социального и коммерческого найма, комнаты в общежитии, осуществляется полная или частичная компенсация стоимости коммерческого найма жилого помещения.По данным мониторинга, проведенного Общероссийским Профсоюзом образования, в большинстве субъектов РФ предоставляются меры социальной поддержки молодым специалистам. В мониторинге принял участие 71 регион. В 60 субъектах РФ в 2013 году полагались единовременные денежные выплаты молодым специалистам, впервые устраивающимся на работу в образовательные организации, при этом в 42 субъектах РФ они предоставлялись во всех муниципалитетах в рамках единой региональной политики и в 18 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях. В 35 субъектах РФ молодым специалистам производились однократные денежные выплаты в течение первых нескольких лет работы, из них в 13 субъектах РФ данные выплаты осуществлялись в рамках единой региональной политики и в 22 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях. В 66 субъектах РФ молодым специалистам установлены ежемесячные надбавки (доплаты) к должностному окладу (ставке заработной платы): в 52 субъектах РФ – в рамках единой региональной политики и в 14 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях.На территории большинства субъектов РФ реализуются мероприятия, направленные на поддержку других категорий работников образования, финансируемые как за счет бюджетных ассигнований, так и из средств профсоюзных организаций. Так, в 2013 году меры социальной поддержки работников, уходящих или уже вышедших на пенсию по возрасту, были установлены в 65 субъектах РФ из числа принимавших участие в мониторинге. В частности, в 58 субъектах РФ установлены единовременные денежные выплаты педагогическим работникам при выходе на пенсию: в 13 субъектах РФ они учреждены региональными нормативными правовыми актами, а на территории 45 субъектов РФ осуществлялись в отдельных муниципальных образованиях. В 18 субъектах РФ выплачивались ежемесячные надбавки (доплаты) к основным пенсиям, из них в 9 субъектах РФ данные выплаты осуществлялись на основании региональных нормативных правовых актов и в 9 субъектах РФ – в отдельных муниципальных образованиях. В отдельных муниципальных образованиях 29 субъектов РФ осуществлялась частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление пенсионеров. В отдельных муниципальных образованиях 21 субъекта РФ установлена частичная компенсация стоимости медицинского обслуживания пенсионеров. На территории 52 субъектов РФ пенсионерам предоставлялась материальная помощь к праздникам, юбилейным датам и по другим основаниям.В 69 субъектах РФ в 2013 году осуществлялись меры социальной поддержки по оздоровлению работников образовательных организаций. В частности, в 66 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников образования, из них в 25 субъектах РФ данные выплаты были установлены региональными нормативными правовыми актами и на территории 41 субъекта РФ – в отдельных муниципальных образованиях. В 50 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости путевок на санаторно-курортное лечение, оздоровление и летний отдых детей работников образования: в 33 субъектах РФ – на основании региональных нормативных правовых актов и на территории 17 субъектов РФ – в отдельных муниципальных образованиях. В 28 субъектах РФ осуществлялась полная или частичная компенсация стоимости проезда к месту лечения и отдыха. В 54 субъектах РФ работникам образования предоставлялась материальная помощь на лечение и оплату стоимости операций. На территории 41 субъекта РФ в отдельных муниципальных образованиях осуществлялось финансирование спортивно-оздоровительных мероприятий, в частности, полная или частичная компенсация стоимости абонементов в тренажерные, фитнес-залы, бассейны.Но все это не обеспечивает в полной мере решения актуальных проблем обновления и совершенствования педагогического корпуса. Реализуемые в субъектах РФ меры социальной поддержки работников образования, как правило, не носят комплексного, системного характера, существенно различаются как по регионам, так и по муниципальным образованиям в одном и том же субъекте РФ и недостаточны для успешной реализации таких задач, как повышение престижа педагогической профессии и обеспечение притока талантливой молодежи в сферу образования.Актуальные вопросы защиты прав работников и обучающихся в области охраны труда и здоровьяI. В течение 2013 года и в нынешнем году организации профсоюза, отраслевая техническая инспекция труда осуществили реализацию трех значимых проектов, представляющих интерес не только для членов профсоюза, но и для всех без исключения работников сферы образования.Первый – организация и проведение с декабря 2013 года по май 2014 года Центральным советом профсоюза совместно с Российским национальным исследовательским медицинским университетом (РНИМУ) имени Н.И. Пирогова мониторинга по исследованию состояния здоровья, условий трудовой деятельности и образа жизни педагогических работников с целью выявления факторов риска и разработки мероприятий по их нивелированию.Цели мониторинга:- получение объективной информации для выработки аргументированной позиции профсоюза по совершенствованию содержания обязательств работодателя и работника при заключении трудового договора, а также для обсуждения вопросов, связанных с совершенствованием структуры рабочего времени учителя (педагогического работника);- установление оптимального соотношения различных видов деятельности педагогического работника, выявление фактов возложения на учителей видов работ, не входящих в круг их должностных обязанностей. Не секрет, что зарплата педагогов часто повышается за счет увеличения педагогической нагрузки и продолжительности рабочего времени. Задача профсоюза – не допускать принятия подобных решений. Мониторинг проводился в школах, подведомственных региональным и муниципальным органам управления образованием, а также в высших учебных заведениях системы Минобрнауки России.В настоящее время свыше 50 тысяч анкет, поступивших в ЦС профсоюза из 54 региональных (межрегиональных) организаций, в том числе 47002 анкеты, заполненные педагогическими работниками школ, и 3117 анкет – преподавателями вузов, проходят соответствующую техническую обработку на программном аналитическом комплексе по алгоритму, определенному учеными Московского института электроники и математики (МИЭМ НИУ ВШЭ). После статистической обработки информации ЦС профсоюза совместно с РНИМУ им. Н.И. Пирогова полностью проанализирует полученные результаты и на их основе сделает заключительные выводы.Результаты данного исследования после рассмотрения на заседании исполкома профсоюза в конце текущего года будут представлены как по России в целом, так и в разрезе каждого субъекта Российской Федерации и опубликованы в отраслевых средствах массовой информации.Второй проект – организация и проведение в период с октября 2013 года по март 2014 года силами технических, внештатных технических инспекторов труда, а также уполномоченных по охране труда профсоюзной тематической проверки (ТП-АРМ 2013) по оценке качества аттестации рабочих мест в образовательных организациях системы Минобрнауки России. Основная задача тематической проверки – обеспечение защиты прав работников образования, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, в части предоставления им соответствующих гарантий и компенсаций (сокращенный рабочий день, дополнительный отпуск, доплаты).Итоги ТП-АРМ 2013 будут рассмотрены на заседании исполкома профсоюза в сентябре 2014 года.Третий проект – системное обучение (с периодичностью один раз в 3 года) всех технических инспекторов труда профсоюза в аккредитованных региональных учебных центрах по 40-часовой программе, начало которому положено в Курске и Новосибирске в 2009 году. Проект был продолжен в прошлом году в Волгограде и Красноярске, где наряду с основной программой по охране труда было организовано обучение по специальной программе проведения независимой экспертизы условий труда в образовательных организациях.Обучение технических инспекторов труда профсоюза по специальной программе позволит на более высоком профессиональном уровне осуществлять общественный контроль качества проведения специальной оценки условий труда уже в нынешнем и последующих годах.II. Следующий важный аспект или направление деятельности профсоюза – это взаимодействие по вопросам охраны труда с нашими социальными партнерами, органами, осуществляющими управление в сфере образования на всех уровнях.Несмотря на определенные меры, принимаемые Минобрнауки России и региональными органами управления образованием по реализации 273-ФЗ, других законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, положение дел в этой сфере по-прежнему остается сложным, что подтверждается материалами состоявшегося в апреле 2014 года заседания Комитета Государственной Думы по образованию по теме «Деятельность общеобразовательных организаций по сохранению и укреплению здоровья обучающихся: состояние, проблемы, перспективы развития».Статистика детского травматизма при проведении образовательного процесса такова. В 2013 году произошло 16305 несчастных случаев с обучающимися, в том числе 25 – со смертельным исходом. Неутешительная картина складывается и с травматизмом работников образовательных организаций. В прошлом году от несчастных случаев на производстве пострадали 888 человек, в том числе произошло 92 несчастных случая с тяжелым и 27 – со смертельным исходом. Все это свидетельствует о том, что в системе образования до настоящего времени отсутствует комплексный, всесторонний подход к решению проблем сохранения жизни и здоровья детей и работников.Именно данная тема стала основной в ходе заседания Совета технической инспекции труда профсоюза в мае 2014 года, в котором принял участие заместитель директора Департамента государственной службы, кадров и профилактики коррупции Минобрнауки России С.В. Трофимов. В соответствии с решением Совета технической инспекции труда профсоюза Министерству образования и науки РФ рекомендовано:- продолжить работу по созданию системы управления охраной труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;- провести обновление нормативной правовой базы по охране труда в системе образования;- решить вопрос использования средств федерального бюджета на мероприятия по охране труда для федеральных государственных образовательных организаций, подведомственных министерству.Данные предложения направлены в адрес заместителя министра образования и науки России М.А. Камболова, а также директора Департамента финансов, организации бюджетного процесса, методологии и экономики образования и науки Минобрнауки России М.Ю. Алашкевича.III. Актуальным направлением деятельности технической инспекции труда профсоюза стала организация общественного контроля за проведением специальной оценки условий труда в образовательных организациях.Как известно, с января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». В целях его реализации в помощь руководителям образовательных учреждений и профактиву специалистами отдела охраны труда и здоровья ЦС профсоюза совместно с членами Совета технической инспекции труда разрабатываются рекомендации по устранению недостатков, выявленных по результатам тематической проверки оценки качества аттестации рабочих мест, и предупреждению нарушений законодательства при проведении специальной оценки условий труда, которые после согласования с Минобрнауки России будут направлены в образовательные организации.Приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению. В настоящее время ФНПР организован мониторинг реализации этого документа в целях определения эффективности использования методики и выявления необходимости корректировки данного приказа.Предполагается, что совершенствование системы оценки условий труда позволит определять индивидуальные профессиональные риски работников образования на основе идентификации опасностей, связанных с воздействием факторов производственной среды и трудового процесса.Следует отметить, что затраты работодателя на предоставление гарантий и компенсаций работникам, занятым на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда, а также ежегодная индексация отчислений на пенсионное страхование таких сотрудников по результатам специальной оценки условий труда в конечном итоге стимулируют работодателей (руководителей образовательных организаций) к вложению средств в улучшение условий и охраны труда.IV. По-прежнему сохраняются серьезные проблемы с финансированием обязательных медицинских осмотров работников образования. Нельзя допускать, чтобы педагогов вынуждали проходить их за свой счет.Очевидно, что в условиях недостаточности финансовых ресурсов выработка и принятие эффективных решений по этому вопросу зависит в первую очередь от заинтересованных и согласованных действий органов исполнительной власти и организаций профсоюза на региональном и муниципальном уровнях.В связи с этим заслуживает внимания опыт Татарстана. При непосредственном участии республиканского комитета профсоюза кабмин Республики Татарстан в мае 2013 года принял постановление, в соответствии с которым утвержден порядок финансового обеспечения расходов на эти цели, в частности, определен норматив финансовых затрат на организацию проведения медосмотров работников образования в размере 1187 рублей на человека за счет средств республиканского бюджета.Новосибирской областной организацией профсоюза совместно с Министерством образования, науки и инновационной политики области в рамках социального партнерства, то есть через региональное соглашение, была изыскана возможность выделения финансовых средств на проведение медицинских осмотров в образовательных организациях, подведомственных министерству. На эти цели в 2013 году израсходовано 87,2 млн рублей.Пути решения проблемы прорабатываются и в других регионах. Так, в целях формирования единого по Забайкальскому краю норматива затрат на проведение медицинских осмотров краевой организацией профсоюза подготовлены и направлены соответствующие предложения в министерство здравоохранения края. V. В условиях острого дефицита средств на мероприятия по охране труда региональным организациям профсоюза необходимо более активно использовать такую возможность, как возврат 20% сумм страховых взносов из Фонда социального страхования для финансирования предупредительных мер по улучшению условий труда и предупреждению производственного травматизма.Положительный опыт системной работы по использованию средств ФСС сложился в Краснодарской краевой организации профсоюза. Принятие эффективных организационных мер позволило 687 образовательным организациям края вернуть в 2013 году свыше 2,62 млн рублей, что почти в 3 раза больше, чем в предыдущем.Напоминаем, что начиная с 2014 года в рамках выполнения ст. 7 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» образовательные организации, в которых численность работников не превышает 100 человек, имеют право на возврат части средств ФСС (до 20% сумм страховых взносов), аккумулированной за предыдущие три года, для дальнейшего использования на мероприятия по охране труда в соответствии с Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами (утверждены приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н и действуют по настоящее время в редакции приказа от 20.02.2014 №103н).

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте