На современном этапе модернизации образования в России система профессионального образования рассматривается как стратегический ресурс социально-экономического развития страны, а подготовка квалифицированных рабочих и специалистов в учреждениях профессионального образования – как необходимое условие успешной реализации инвестиционной политики государства в различных сферах производства. Опыт западных стран, инновации в российском профессиональном образовании свидетельствуют, что подготовка кадров высокой квалификации, способных оперативно адаптироваться к смене профессиональной деятельности, возможна лишь при условии более существенной дифференциации содержания, форм и методов учебной деятельности обучающихся с ориентацией на их образовательные потребности и личностные качества.
С этой целью вводятся федеральные государственные образовательные стандарты начального профессионального и среднего профессионального образования (ФГОС НПО/СПО) нового поколения, что требует от учреждений профессионального образования разработки основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО (ОПОП НПО/СПО), в том числе по профессиям и специальностям с получением среднего (полного) общего образования.Федеральный институт развития образования Минобрнауки России провел опрос работодателей, который показал, что:- подготовка работников высокой квалификации невозможна без получения среднего (полного) общего образования;- изучение общеобразовательных предметов существенно влияет на освоение специальной технологии, формирование общих и профессиональных компетенций, способствует овладению профессией/специальностью на более высоком уровне, повышению эффективности адаптации выпускников НПО/СПО на рабочих местах;- содержание общеобразовательной подготовки должно находиться во взаимосвязи с профессиональной подготовкой и иметь профильную направленность.Общеобразовательная подготовка – один из содержательных компонентов ОПОП НПО/СПО по профессиям и специальностям с получением среднего (полного) общего образования. В образовательных учреждениях НПО/СПО учебные дисциплины по общеобразовательной подготовке фиксируются в учебном плане ОПОП (раздел «Общеобразовательный цикл») с учетом профиля получаемого профессионального образования. Все профессии НПО группируются по трем профилям: технический, естественно-научный, социально-экономический, а специальности СПО – по четырем: технический, естественно-научный, социально-экономический и гуманитарный.Для организации общеобразовательной подготовки по профилям обучения рекомендуется использовать примерные программы общеобразовательных учебных дисциплин, которые впервые разработаны для профессий НПО и специальностей СПО. 17 примерных программ одобрены Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008 г. и прошли апробацию в различных регионах Российской Федерации.При отборе содержания новых примерных программ общеобразовательных дисциплин для профессий/специальностей НПО/СПО учитывались следующие требования:- согласованность содержания каждой учебной дисциплины с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня (приказ Минобрнауки России от 05.03.2004 г. №1089);- реализация государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах образовательных программ начального профессионального и среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования (статья 20, п. 2 Закона РФ «Об образовании»);- выделение базового и профильного содержания общеобразовательной учебной дисциплины по профилям обучения (технический, социально-экономический, естественно-научный, гуманитарный);- программа должна кратко освещать особенности изучения общеобразовательной дисциплины с учетом профиля профессионального образования;- профильная составляющая содержания программы должна реализовываться путем усиления прикладной и практической направленности изучения предмета через выполнение обучающимися рефератов по профессионально значимым темам, практических и лабораторных работ, проектов, учитывающих специфику получаемой профессии НПО или специальности СПО;- содержание примерных программ должно предусматривать формирование общей культуры, развитие общих учебных умений и навыков, способов деятельности, необходимых для профессионального становления и социализации выпускников учреждений НПО и СПО.Новые примерные программы учебных общеобразовательных дисциплин для профессий/специальностей НПО/СПО служат основой для разработки рабочих программ по общеобразовательным предметам в образовательных учреждениях НПО и СПО.При разработке рабочих программ важно, с одной стороны, сохранить содержательное наполнение примерных программ, а с другой – содержание отдельных разделов (тем) рабочих программ рекомендуется конкретизировать, учитывая профильную направленность обучения и специфику осваиваемой профессии/специальности НПО/СПО.Требования к результатам обучения являются ориентиром при разработке преподавателями общеобразовательных дисциплин контрольно-диагностических процедур для текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся.В образовательных учреждениях НПО/СПО при реализации ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП подводятся итоги индивидуальных достижений обучающихся по дисциплинам общеобразовательного цикла в форме экзаменов и дифференцированных зачетов (зачет с оценкой).Экзамены проводятся по русскому языку, математике и одной из профильных учебных дисциплин за счет времени, выделяемого ФГОС НПО/СПО на промежуточную аттестацию.Экзамены по русскому языку и математике проводятся письменно:- по русскому языку – с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий либо текста (художественного или публицистического) для изложения с заданиями творческого характера;- по математике – с использованием экзаменационных материалов в виде набора контрольных заданий, требующих краткого ответа и/или полного решения.Экзамен по профильной учебной дисциплине проводится устно или письменно.Дифференцированные зачеты проводятся по всем остальным учебным дисциплинам общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО/СПО за счет учебного времени, выделяемого в учебном плане на изучение соответствующей общеобразовательной дисциплины, с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа, текста для изложения, в том числе с заданиями творческого характера, и др.При разработке контрольно-измерительных материалов их содержание должно отвечать требованиям к уровню подготовки выпускников, предусмотренным ФГОС среднего (полного) общего образования по соответствующей общеобразовательной дисциплине и зафиксированным в примерных программах общеобразовательных дисциплин для профессий НПО и специальностей СПО.Положительные итоговые оценки по всем учебным дисциплинам общеобразовательного цикла учебного плана ОПОП НПО/СПО свидетельствуют, что при реализации ФГОС среднего (полного) общего образования в пределах ОПОП НПО/СПО обучающийся получил среднее (полное) общее образование.Исследователи проблем общеобразовательной подготовки в образовательных учреждениях НПО/СПО отмечают, что использование современных технологий обучения в процессе ее реализации позволяют формировать важные для современного работника компетенции. Например, умение применять полученные знания в практической деятельности, самостоятельно искать нужную информацию, аргументированно излагать свои суждения о происходящих явлениях и событиях, доказательно отстаивать собственное мнение и др.Профессиональным образовательным учреждениям, реализующим ОПОП НПО/СПО по профессиям и специальностям с получением среднего (полного) общего образования, рекомендуется обратиться к следующим источникам: Рекомендации по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования // Письмо Минобрнауки; Информационный ресурс «Разъяснения ФИРО по формированию учебного плана ОПОП НПО/СПО» www.firo.ru; Разъяснения по реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (профильное обучение) в пределах основных профессиональных образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования, формируемых на основе федерального государственного образовательного стандарта начального профессионального и среднего профессионального образования // Одобрено научно-методическим советом Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО»; протокол №1 от 3 февраля 2011 г. www.firo.ru; Положение по итоговому контролю учебных достижений обучающихся при реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования в пределах основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО // Одобрено научно-методическим советом Центра профессионального образования «ФИРО»; протокол №1 от 15 февраля 2012 г. www.firo.ru; Общеобразовательный цикл в учебном плане основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО: Л.Ю.Березина, Е.А.Рыкова // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование «Столица». – №12. – 2011. – С. 50-54; Рабочие программы общеобразовательных учебных дисциплин основной профессиональной образовательной программы НПО/СПО. – Е.А.Рыкова // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу Профессиональное образование «Столица». – №5. – 2012. – С. 50-54.Елена РЫКОВА, главный научный сотрудник Центра профессионального образования Федерального института развития образования, доктор педагогических наук, профессор
Комментарии