search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Результаты ЕГЭ некоторых новороссийских школьников аннулировали из-за использования словарей С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение В Иркутской области объявили имена первых стобалльников ЕГЭ В Москве огласили дату и место празднования Общегородского выпускного ЕГЭ-2023: экзамен по обществознанию напишут почти 300 тысяч человек В регионах появились первые стобалльники На Ямале впервые ученикам педклассов вручили сертификаты на целевое обучение Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев В шести пилотных регионах пройдет эксперимент по сокращению бюрократической нагрузки на педагогов Глава Рособрнадзора заявил, что ЕГЭ по физике должен быть более привлекательным С 1 сентября в России будут действовать единые образовательные программы для обучения детей с инвалидностью и ОВЗ Школьников на уроки физкультуры будут допускать после медосмотра Химическая формула лагмана: челябинские школьники создали уникальную кулинарную карту России Бакалавриат, специалитет, магистратура – в чем разница, разъяснили специалисты РАНХиГС Президентская библиотека и АО «Издательский дом «Учительская газета» развивают партнерские отношения В Абакане назвали имя первого обладателя 100 баллов за ЕГЭ Минпросвещения: в финал «Учитель года России-2023» вышли 90 педагогов Крупнейший международный образовательный форум начался в Казани
0

Общение на равных

Особые дети

В липецкой школе №30 обучаются дети из всех районов города. Ей всего два года, но она уже пользуется большой популярностью. В том числе потому, что здесь также выстроена система работы с особыми категориями детей, включая детей с аутизмом. На базе школы открыт класс для обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), осложненными умственной отсталостью.

–  Если для детей с расстройствами аутистического спектра, не осложненными умственной отсталостью, возможна полная инклюзия с выводом в общеобразовательный класс, то для многих наших школьников даже частичная инклюзия – большое достижение, – поясняет директор школы Сергей Ковтонюк. – Поэтому в первую очередь мы уделяем особое внимание социализации, развитию коммуникативных навыков, снижению случаев нежелательного поведения для более эффективного усвоения ими академических навыков. Важно понять, что поведение ребенка с РАС совсем не то же самое, что поведение обычного школьника, это совершенно непреднамеренные и неосознанные действия, которые часто неправильно воспринимаются окружающими. Ребенок пытается что-то сказать и при этом может совершать какие-то резкие движения, издавать громкие звуки. Такие дети испытывают потребность в тактильных ощущениях, и очень важно уметь понять, что ребенку требуется в данный момент, чем можно ему помочь, поскольку сам он далеко не всегда способен об этом сказать. Например, ему нужно дать игрушку, погладить по голове или сделать массаж рук.
В России, по прогнозным данным Министерства здравоохранения, более 300 тыс. детей имеют расстройства аутистического спектра, – продолжает Сергей Александрович. – Поэтому этим детям нужны своевременное диагностирование, ранняя помощь, социально-педагогическая поддержка в учебе. Также необходимо обеспечить преемственность в плане взаимодействия дошкольных образовательных организаций и школы.
Сейчас много надежд в системе образования возлагается на ИКТ. Примечательно, что для особой категории детей – детей с РАС – новые технологии оказались очень кстати. И пусть ребята еще не научились владеть компьютером наравне с другими, но они охотно используют его возможности – рисуют на поверхности планшета пальцами, перелистывают электронные страницы с рисунками, наблюдают, слушают.

– Дети у нас в возрасте 7‑10 лет, – рассказывает учитель-дефектолог ресурсного класса Юлия Чванова. – В начале и в конце года была проведена диагностика по целому ряду параметров – социальное поведение, коммуникация, восприятие, познавательная сфера, речь, игра, мелкая моторика, самообслуживание. В каждом навыке наблюдается заметная, а порой и весьма ощутимая динамика. К нам пришли дети, у которых отсутствовали усидчивость, коммуникативные навыки. Но к концу года ребята стали заниматься 15 минут групповой и 25 минут индивидуальной работой (1 урок – 40 минут), и это хороший результат. Некоторые наши ученики начали осваивать буквы и цифры, решать несложные примеры. Наблюдаются значительные успехи и в развитии речи у всех восьми учеников класса: у двоих к концу года появилась устная речь, еще у двоих она улучшилась, стали появляться фразы и вопросы, а четверо освоили навыки альтернативной коммуникации. То есть мы видим, что положительная динамика как в речи, так и в других навыках прослеживается у каждого ребенка ресурсного класса. И это, безусловно, значимо, поскольку позволяет наладить контакт с окружающим миром, что является одной из основных проблем детей данной категории.

Трудно было представить, что когда-нибудь наши дети смогут вместе с нормотипичными детьми ходить в столовую, посещать школьные мероприятия, играть в совместные игры, однако сейчас это стало им доступно.
Особые дети, обучаясь в ресурсном классе, с помощью педагогов пытаются общаться не только друг с другом, но и со сверстниками из обычных классов. Такое общение полезно всем, ведь типично развивающиеся дети приучаются к осознанию того, что все люди разные и среди них есть особенные, к которым надо относиться с пониманием и уважением.

Все педагоги ресурсного класса прошли обучение в Московском психолого-социальном университете и передали опыт педагогическому коллективу школы. Здесь прекрасно понимают: рано или поздно те, кто учится в начальной школе, вырастут и перейдут в старшие классы. Поэтому необходимо постепенно готовить учителей-предметников к этому моменту, чтобы реализовать полноценную преемственность.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте