search
main
0

Общение через монитор

Ничто и никогда не заменит живого общения

Школа №141 ресурсная. В ней, кроме обычных детей, обучаются дети с особыми возможностями здоровья. Это категории с ЗПР, РАС, ТНР, нарушениями ОДА. Возраст таких детей – старший дошкольный, младший и средний школьный. С ними работают специалисты – дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи. В непривычной для нашей страны ситуации всеобщего карантина наша школа, как и вся федеральная система школьного образования, была вынуждена полностью перейти на новую форму обучения и взаимодействия с детьми. Для проведения дистанционных занятий, уроков и семинаров педсовет школы выбрал платформу Zoom. Среди специалистов и преподавательского состава было проведено обучение методам и технологиям работы на платформе Zoom, и мы начали работать.

Как правило, занятия с детьми с ОВЗ в течение учебного года проводились индивидуально либо в малочисленных подгруппах – по 2‑3 человека. Во время таких занятий, помимо образовательных задач, решались в большом объеме воспитательные задачи. Педагоги учили детей внимательно слушать, не перебивать. Поэтому дистанционная работа с детьми, особенно дошкольниками, вызывала большое волнение у специалистов ресурсной школы. Но широкие возможности нового формата обучения на основе платформы Zoom, особенно демонстрация яркого и нового наглядного материала, обусловили высокий интерес у малышей к таким занятиям. Дети с удовольствием выполняли предложенные задания. К тому же в условиях самоизоляции они были рады общению и возможности видеть друг друга на мониторах компьютера.

Конечно, самым маленьким ученикам, в связи с тем что у них не сформировано произвольное внимание, было труднее всех. Но активная помощь родителей сделала возможным проведение занятий и у таких детей.
Процесс обучения – это всегда совместная, трехсторонняя работа, где каждая из сторон предпринимает максимум усилий для того, чтобы был результат. Без участия родителей, особенно родителей дошкольников, процесс дистанционного обучения становится невозможным.

С ребятами постарше в дистанционной работе, помимо прямого общения, использовались и специально разработанные печатные материалы. Школьники, у которых была возможность распечатывать файлы, получали по электронной почте задания в текстовом процессоре Microsoft Word. Выполненные задания они пересылали через систему мгновенного обмена сообщениями WhatsApp или на электронную почту. Педагоги проверяли их и в зависимости от результата планировали следующие занятия.

Несколько подробнее в этой статье мы хотим остановиться на работе с детьми с расстройствами аутистического спектра. В структуру заболевания у таких детей входит нарушение коммуникации. Как показал опыт дистанционной работы, общение через монитор компьютера оказалось для них более комфортным, чем личное общение с педагогом.

У детей с аутизмом из-за трудностей с коммуникацией недостаточно сформирована устная связная речь. Они испытывают трудности с составлением рассказов по сюжетным картинкам, с пересказом прочитанного текста. А ведь пересказ – это очень важное умение, без которого невозможно обучение по многим предметам.
Овладение пересказом способствует формированию навыков самостоятельного (творческого) рассказывания, так как этот процесс предполагает преднамеренность и плановость речи. Обучение пересказу обогащает словарный запас, благоприятствует развитию восприятия, памяти, внимания. При этом дети усваивают посредством имитации нормативные основы устной речи, упражняются в правильном употреблении языковых средств по аналогии с содержащимися в произведениях для пересказа.

В дистанционном обучении детей с РАС специалисты нашей школы использовали систему работы учителя-дефектолога Ольги Загуменной и ее пособие «Я учусь пересказывать». Учитель-логопед отправлял ребенку файл с заданиями, который содержал текст и вопросы к нему, текст с заменой некоторых слов картинками и опорные картинки. По ходу чтения текста ребенку одновременно демонстрировались опорные картинки на экране как подсказки в случае необходимости. Когда ребенок выполнял это задание, ему предлагалось закрыть глаза, а в это время специалист менял местами картинки на экране. Затем ребенок открывал глаза и после вопроса, все ли правильно, исправлял ошибку, поставив картинки в нужном порядке. В случаях затруднения в качестве подсказки ему зачитывались предложения из текста.

Следующий вид заданий для детей с РАС наши специалисты реализовывали в интерактивной форме. В программе подготовки и просмотра презентаций PowerPoint на «доске» печатались предложения, первое слово в которых выделялось жирным курсивом. Ребенку предлагалось прочитать предложение. Затем на его глазах предложение «разрезалось» на отдельные слова, которые в свою очередь менялись местами. Задача ребенка состояла в том, чтобы заново составить предложение и прочитать его.

На заключительном этапе обучения по данной методике ребенок должен был пересказать текст по опорным картинкам, которые предлагались ему в презентации. Наглядный материал, демонстрируемый в такой форме, делал задание для детей более привлекательным и интересным.

Мы уже говорили, что процесс дистанционного обучения невозможен без участия родителей. Кроме вопросов технического обеспечения, формы и методы дистанционной работы с детьми были заранее обсуждены с родителями. В целом они поддержали предложения наших специалистов. И как показал опрос по окончании дистанционного обучения, родители наших воспитанников положительно оценили такой опыт.

Все это говорит о том, что и в непривычных для школьного образования условиях наши специалисты работали успешно и плодотворно, а дети в период вынужденной самоизоляции получали необходимые знания.

Но справедливости ради нельзя не сказать и о таких минусах дистанционных занятий, как технические заминки (некачественный Интернет и прочие неполадки), отсутствие соответствующего технического оснащения, задержка звука с изображением. Последнее особенно критично в работе с малышами и с детьми с тяжелыми нарушениями. Плюс, о котором мы упоминали, рассказывая о работе с детьми с РАС, является одновременно и минусом, так как нарушение коммуникации – основной дефект. На дистанционных занятиях проблема общения в полном объеме не решается. Впрочем, и всем остальным категориям детей с ОВЗ необходимо личное общение! Ведь никакое взаимодействие через монитор компьютера, пусть даже самое успешное и продуктивное, никогда не заменит живого общения между ребенком и педагогом.

Раиса ЛЕБЕДЕВА,
учитель-дефектолог школы №141;
Эльвира НИКОЛАЕВА,
воспитатель школы №141;
Светлана КИПРУШКИНА,
методист школы №141

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте