О том, что сегодня представляет собой Российская армия, много говорят и спорят. Причем не только специалисты, но и люди, далекие от военной сферы. В скандальном тоне обсуждали армейскую тему известные неудачники избирательной кампании в Госдуму. Забавно, что скандальная кампания «стратегов в чесучовых пиджачках» оказалась мыльным пузырем, лопнувшим сразу после выборов. О своей «пылкой любви» к армии они, наверное, публично вспомнят к новым предвыборным битвам…
А обновление Вооруженных Сил идет своим чередом. День защитников Отечества, который не так давно именовали праздником армии и флота, – самое время для вопроса: каковы сегодня и какими станут в перспективе Российские Вооруженные Силы XXI века?
Модернизацию военной организации Президент России выдвинул в число не только государственных, но и общенациональных приоритетов. Военное ведомство по справедливому замечанию его главы Сергея Иванова пошло на беспрецедентную открытость, обнародовав 2 октября 2003 г. на совещании в Минобороны, проводимом президентом – верховным главнокомандующим, документ «Актуальные задачи развития Вооруженных Сил Российской Федерации». Смысл этого шага в том, что планы модернизации армии должны быть понятными не только Вооруженным Силам, специалистам, но и всему обществу, абсолютно прозрачными. Это очередной шаг в направлении гражданского контроля над армией, а значит и упрочения демократических начал в такой важной сфере жизни общества, как военная составляющая национальной безопасности.
В последние годы в России значительно изменилось отношение нашего общества и политиков к Вооруженным Силам, появилось видение угроз национальной безопасности и роли военной силы в мировой политике. В частности, того, что в мировой экономике России приходится «завоевывать место под солнцем» в условиях очень жесткой конкуренции. И мировая практика показывает, что для использования конкурентных преимуществ, равноправных отношений нужна сила, исключающая попытки решать проблемы путем силового давления на нашу страну. То есть необходима дееспособная армия. Такое отношение общества – позитивный фон для ее укрепления.
В Вооруженных Силах завершены масштабные сокращения, создан ряд хорошо укомплектованных соединений и частей постоянной готовности, увеличилась интенсивность боевой учебы.
Россия стремится развивать военное сотрудничество на постсоветском пространстве. Как заявил президент в Послании Федеральному Собранию, страны СНГ – зона стратегических интересов России, так же как наша страна – зона их аналогичных интересов. Поэтому особую роль играет развитие Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в политическом и военном измерениях.
То, что вероятность перехода «красной черты» безопасности в некоторых местах достаточно высока, предъявляет дополнительные требования к Вооруженным Силам и ряду других силовых компонентов государства, побуждает к развитию сотрудничества, более глубокой политико-военной интеграции стран СНГ. Один из возможных путей – создание постоянно действующих многонациональных формирований участников Организации Договора о коллективной безопасности.
Если объективно оценить намерения и возможности различных «центров силы», становится ясно, что парирование угроз с использованием Вооруженных Сил России и ее союзников может потребовать наглядной демонстрации их сил, как стратегических ядерных, так и общего назначения, призванной явно показать, невозможность эффективного доминирования над Россией, выигрыша в силовом противостоянии. Эффективность ядерного сдерживания существенно повысилась бы в случае создания сил и средств предъядерного сдерживания, основанных на обычном высокоточном дальнобойном оружии.
Подготовка к отражению сегодняшних и перспективных военных угроз – не только теория, но практика боевой учебы войск. Ее организация стала более целенаправленной, отвечающей современным требованиям, а интенсивность возросла. Свидетельство перемен – рост почти в 2 раза числа батальонных и полковых тактических учений. В ушедшем году проводились и международные учения, в том числе в рамках Организации Договора о коллективной безопасности. И на 2004 г. значительная часть военного бюджета выделена именно на боевую подготовку. В перспективе – еще больший рост этого показателя.
Перемены в армии и на флоте касаются подготовки военных кадров и принципа комплектования. Продолжается реализация федеральной программы реформирования военного образования на период до 2010 г. А Федеральной целевой программой на 2004-2007 гг. намечен переход к комплектованию по контракту 80 формирований Вооруженных Сил, Погранслужбы ФСБ и Внутренних войск МВД общей численностью около 147 тысяч военнослужащих. На контракт прежде всего перейдут части и соединения постоянной готовности. Концу 2007 г. армия должна наполовину быть укомплектована контрактниками, что позволит до года сократить срок военной службы по призыву.
Перспективы роста боевой готовности и боеспособности армии и флота связаны с существенным повышением оснащенности Вооруженных Сил России современным оружием, с реализацией программы перевооружения, с укреплением и модернизацией стратегических ядерных сил сдерживания. Ведутся работы по созданию новых типов российского оружия, включая такое, которое по своим возможностям относится к стратегическому вооружению и позволит обеспечить обороноспособность России и ее союзников на долгосрочную перспективу.
Каковы будни и обозримые перспективы развития и укрепления видов и родов войск Вооруженных Сил России?
Комментарии