Галина КИТАЙГОРОДСКАЯ, председатель Большого жюри конкурса «Учитель года Москвы-2009»: – В этом году во всех округах и в образовательных учреждениях городского подчинения прошли по два тура конкурса, были определены по 10 победителей, по трое из них вышли на городской этап. Мы проанализировали состав конкурсантов. Как всегда, много учителей русского языка и литературы, радует, что значительная группа: учителя естественно-научных дисциплин – пять преподавателей физики, четыре преподавателя математики, четыре преподавателя информационных технологий. Удивляет отсутствие учителей физкультуры как таковой, хотя здоровьем нам всем заниматься нужно внимательно. Очень странно, что второй год в составе конкурсантов всего один учитель начальных классов, всего два представителя группы иностранных языков. Год назад было принято решение о резком повышении зарплаты учителям иностранного языка, значительно улучшившее их положение. Мы могли рассчитывать, что качество работы этих педагогов будет проявлено, в частности, на конкурсе. Но этого мы не увидели, и об этом стоит поговорить в дальнейшем.
Члены Большого жюри и Координационно-экспертного совета участвовали во втором и третьем окружных турах, все отметили очень хорошую, добротную, серьезную организацию и проведение конкурса во всех округах.Округа устраивали торжественное чествование победителей, награждали их весьма значительными подарками, в частности, вручали ключи от автомобилей.
Надо отметить, что за последние годы сложилась общая система конкурсов «Учитель года», но при этом его окружные подсистемы идут, не нарушая наших общих структур, целей, сроков, а главное – критериев оценки и всего прочего. Поэтому у каждого округа своя система, и это хорошо, радуют общие тенденции, которые говорят о том, что обмен опытом между округами существует. Одна из тенденций – то, что второй и уж точно третий тур окружного этапа проводятся на выезде из Москвы. В этом году почти все округа проводили их так. Вторая тенденция – конкурс проводится вместе с конкурсантами дочерних конкурсов. В некоторых округах это стало традицией, например, в Центральном, Южном и Восточном. Создается впечатление, что наш конкурс как общая система конкурсного движения, как выездной тур будет введен обязательным элементом самой системы московского конкурса. Почему все это представляется очень важным? Потому что всеми осмыслена эта форма проведения конкурса как блестящая форма повышения квалификации и выращивания мастеров. Проводится она оригинально в каждом округе и, несомненно, представляет очень большую перспективу в подготовке кадров.
В итоге мы продолжаем работать в полной связке с Департаментом образования, с его управлением кадров, с Центром конкурсов МИОО, естественно, мы знаем, кто и что делает на каждом этапе. Профессиональный рост совершенно очевидно приводит к карьерному росту. За несколько последних лет, например, пятнадцать человек из финалистов городского конкурса стали директорами школ, многие работают сегодня заместителями директоров, завучами, трудятся ведущими сотрудниками научно-методических центров и методических служб. Очень интересное начинание или продолжение того, что уже было, – в каждом округе образуется своеобразный клуб лауреатов конкурса, который становится сообществом людей, которые не только изменили свой социальный статус и стали более значимыми фигурами в округе, но еще работают членами жюри, помогают проводить конкурсы, выдвигают на конкурс все новых и новых интересных педагогов. Такое конкурсное движение, такой рост его можно отметить как плюс.
В этом году было введено новшество, которое стало результатом того, что мы пытались каждый год между окружным и городским этапами «Учителя года Москвы» проводить какие-то семинары, консультации и другие мероприятия для конкурсантов. В этом году Центр педагогического мастерства, который возглавляет Лариса Каминская, проводил в феврале – марте еженедельные семинары в рамках курса подготовки конкурсантов, к работе в которых были привлечены известные люди. В частности, хочу выразить благодарность руководителю Московского городского центра качества Ольге Держицкой, которая помогла организовать лекцию профессора Порошинской, рассказавшей, как надо готовиться к участию в конкурсе в рамках нацпроекта «Образование», в том числе как готовить все документы. Это очень важно, так как обидно, когда педагоги не получают премии из-за каких-то мелочей, о которых они не знали. Кроме того, были привлечены такие люди, как профессор Фролов (лекция «Компетентностный подход»), профессор Яснин (лекция «О мастер-классе»), президент Лиги имиджмейкеров. Перед выездом в Паведники мы провели в Московском городском Доме учителя заключительный семинар, где руководитель Центра профессиональных конкурсов и проектов МИОО Любовь Савинкова подробно рассказывала конкурсантам о том, как будет проходить конкурс, свою информацию представило управление кадров МДО.
Конкурс «Учитель года Москвы» – абсолютно открытый конкурс, мы приглашаем приезжать в Паведники всех начальников окружных управлений образования, и в этом году у нас побывали Валентина Бадил (Западный округ), Нина Минько (Южный округ), Нина Яковлева (Юго-Западный округ), Виктор Кругляков (Восточный округ), Ирина Буланова (Северо-Западный округ), руководители Центрального, Восточного, Южного, Юго-Восточного, Западного и других окружных научно-методических центров. Это важно для того, чтобы не создавалось исключительно субъективной оценки «своего конкурсанта», ведь только в сравнении можно оценить его достижения или промахи, услышать от членов Большого жюри, почему этот конкурсант победил, а другой не смог добиться победы.
В последние два года наш московский конкурс явно приобрел другой имидж на российском уровне. Изменилось и отношение регионов к нашему конкурсу, к нам приезжают коллеги из регионов России и просят поделиться опытом, с интересом читают информационную брошюру, которую мы издаем каждый год. Очень приятно, что регионы теперь рассматривают победы московских педагогов – учителя математики Анны Мехед в 2007 году и учителя музыки Михаила Стародубцева в 2008 году – как норму в отличие от прежних годов, когда все это рассматривалось ими совсем в другом варианте.
Нам хотелось бы, чтобы в нынешнем году, как и в прошлом, наши финалисты получили диплом о повышении квалификации (а участие в конкурсе для них и было повышением квалификации). Я уверена, что аттестация этих педагогов в особой форме, за которую отвечает руководитель городской Службы лицензирования, аттестации и аккредитации Гелия Батракова, состоится. Мы будем просить обратить внимание на финалистов нашего конкурса, когда будут рассматриваться документы на конкурсе в рамках нацпроекта «Образование» или когда лауреаты будут представлены на награждение грантом Москвы.
Одним словом, мы оставляем, обсудив с руководителями окружных научно-методических центров, модель конкурса, которая была одобрена всеми, но хочу сказать, что Всероссийский конкурс меняется из года в год, и мы не должны статично оставаться в прежних моделях, требованиях и формах. Поэтому мы сейчас смотрим, как вырабатывается Положение о проведении Всероссийского конкурса в 2009 году, и решаем, каким будет наш московский, что нам нужно менять в проведении нашего городского конкурса.
В 2010 году, объявленном Президентом РФ Дмитрием Медведевым Годом учителя, московский конкурс «Учитель года» отметит свой 20-летний юбилей. Поэтому Центр педагогического мастерства и КЭС при Большом жюри предложили к этому времени подготовить проект объединения в столице всех конкурсов, которые существуют и которых с каждым годом становится все больше, в рамках единой концепции конкурсного движения. Цели у нас единые, а за этот год уже появились еще три новых конкурса, о которых мы не много знаем. Хотелось бы, например, больше узнать о «Творческом конкурсе математиков», о «Лучшем ученике», блестяще проходящем в Восточном округе, о родившемся в этом году «Учителе для Школы будущего».
Комментарии