Появившись на свет, мы вступаем в сложный и многообразный мир людей как равные среди равных, потому что рождаемся мы, имея абсолютно все свойства и качества человека, обладая рядом прав и свобод. Именно те права, которыми человек наделен с момента рождения и в силу того факта, что человек – это ЧЕЛОВЕК, называются естественными правами. На одном из естественных прав человека мне хотелось бы остановиться несколько подробнее – это право быть непохожим на других.
– попросите родителей напомнить вам, чего вы боялись, когда были совсем маленькими. Подумайте, почему вы уже не боитесь этих вещей.
Прежде чем начать свои рассуждения, мне хотелось бы напомнить небольшой отрывок из произведения Железникова «Чучело»:
…Когда я пришла в школу первый раз, то Маргарита, наша классная, позвала в учительскую Рыжего и велела ему отвести меня в класс. Мы шли с Рыжим по коридору, и я всю дорогу хотела с ним подружиться: перехватывала его взгляд и улыбалась ему. А он в ответ давился от хохота.
Когда мы подошли к классу, Рыжий не выдержал, сорвался вперед, влетел в дверь и заорал: «Ребята! У нас такая новенькая!» – и зашелся хохотом.
Ну, после этого я застыла на месте. Можно сказать, одеревенела. Со мной так часто бывало. Рыжий вылетел обратно, схватил меня за руку, втащил в класс и снова загоготал.
Все, кто был в классе, окружили меня и с восторгом рассматривали. А я встала, и улыбочка снова растянула мой рот – не могу, когда меня в упор разглядывают. Валька закричал: «Рот до ушей, хоть завязочки пришей!»
А Лохматый, давясь от смеха, спросил: «Ты чья такая?»
«Бессольцева я… Лена», – и я снова по-дурацки улыбнулась.
Рыжий в восторге закричал: «Ребята!.. Это же внучка Заплаточника!»
«Мой дедушка, – говорю, – Заплаточник?.. За что вы его так прозвали?..»
«А чего плохого? – ответил Лохматый. – Меня, например, зовут Лохматый. Рыжего – Рыжий. А твоего деда – Заплаточник. Звучно?»
«Звучно», – согласилась я. Я подумала, что они веселые и любят пошутить.
«Значит, вы хорошо знаете моего дедушку?» – спросила я.
«А как же, – сказал Лохматый. – Он у нас знаменитый».
«Да, да… очень знаменитый, – подхватил Валька. – Как-то в личной беседе я спросил твоего дедушку, почему он не держит собак. Знаешь, что он мне ответил?» «Я, говорит, не держу собак, чтобы не пугать людей».
Я думаю, что каждый из нас хотя бы однажды наблюдал подобные явления в отношениях между учащимися. Но вот всегда ли мы можем задать вопрос не только ребятам, но и самому себе:
Почему встречают подобным образом тех, кто непохож на других?
Что во внешности, поведении и т.д. делает человека мишенью для острот?
И что при этом человек может чувствовать?
К чему в конце концов могут привести подобные явления и как этому противостоять?
В одном из сочинений моих учеников была написана фраза: «Общее в людях только то, что они все разные». И, действительно, это так. Все мы непохожи на других: кто-то высокий, кто-то низенький, кто-то худой, а другой упитанный, кто-то черноволосый, а кто-то рыжий. Мы наделены разными оттенками цвета глаз, кожи, мы говорим на разных языках, носим разную одежду, слушаем разную музыку, верим разным богам. Даже смеемся и плачем мы по-разному. Люди отличаются друг от друга во многих отношениях, в том числе разными возможностями, разными умственными и физическими способностями. Людям свойственно чрезвычайно сужать понятие «нормальный», которое подразумевает, ЧТО каждый человек ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ и КАКИМ ему ДОЛЖНО БЫТЬ. Предрассудки и стереотипы относительно людей, которые в чем-либо отличаются от большинства людей, весьма распространены не только в нашем обществе, но и во всем мире. Такое отношение и восприятие причиняет страдание и приводит к исключению отдельных лиц или групп людей точно так же, как расизм или сексизм. Справедливость любого общества, как утверждают философы, измеряется тем, как оно обращается с наиболее уязвимыми группами людей. Для того чтобы справедливо относиться к тем, кто не такой, как мы, очень важно развивать в людях способность представлять себя в их положении.
Итак, давайте попробуем разобраться, почему же в большинстве случаев возникает ситуация конфликта между людьми, чувствующими свою общность, схожесть, и теми, кто от них отличается.
Прежде всего человек, который чем-то отличается от большинства, непохож на окружающих, может вызывать страх, недоверие из-за того, что люди не знают, чего от него ожидать, вдруг он будет вести себя неправильно, плохо.
Во-вторых, внешность, поведение тех, кто в чем-либо отличается, кажутся нам непривычными и неприятными, даже если они не приносят вреда.
Любое отступление от обычного таит в себе некую угрозу (все более или менее в порядке, пока идет по старым известным правилам, но небольшое отклонение может привести к нарушению стабильности).
Кроме этого, почему-то люди не могут (а зачастую просто не хотят) понять, почему отличающийся выглядит или ведет себя именно так, а не иначе. Мы не утруждаем себя попыткой понять смысл его поступков, потому как не знаем о его жизни, о его образе мыслей, о том, как его воспитывали, о его культуре и традициях. Все то же может относиться к целой группе людей, принадлежащих к другой культуре или субкультуре. Даже стоит вспомнить из истории мира, как в древности многие первобытные племена называли себя «людьми», а окружающим давали какие-то другие названия, т.е. их настоящими людьми не считали.
Как правило, за незначительными внешними различиями люди не видят более важного сходства. Какие-то отличающие черты (непохожесть) воспринимаются нашими детьми, а, к сожалению, не редко и взрослыми, как признак глупости, бездарности, неумения жить, «некрутости». Даже небольшое отличие может послужить поводом для чьего-то желания самоутвердиться или для неприятия.
На чем же основываются неприятие и нетерпимость к тем, кто отличается от большинства? Прежде всего на утверждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Нетерпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Результаты неприятия и нетерпимости могут проявляться в широком диапазоне – от обычной невежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения – до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей. Нетерпимость способствует совершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпимости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения естественных прав человека, в частности, права быть непохожим на других. В чем может проявиться нетерпимость: оскорбления, насмешки, игнорирование, негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, преследования, запугивания, угрозы, дискриминации по национальной принадлежности, религиозной и т.д.
Важно, чтобы наши дети, да и взрослые тоже, усвоили правило: «Мы, жители нашей прекрасной планеты. Мы общаемся, мы зависим друг от друга. Раз так, значит, необходимо приспосабливаться друг к другу: ведь нельзя же жить в мире постоянных угроз и войн. Поэтому очень важно уметь уважать всех людей, принимать их такими, какие они есть».
Что это значит? А вот что. Каждый современный житель Земли должен понимать, что люди разных стран подчас имеют правила и обычаи, совсем непохожие на те, к которым он привык. Имеют ли они на это право? Конечно, имеют. Значит, надо признать за людьми право быть непохожими, быть другими. Кроме того, надо признать право людей на свою точку зрения. Надо учиться искать точки соприкосновения, договариваться. Это человеческое качество не что иное, как толерантность.
Когда мы на уроке с ребятами разбирали сущность права быть непохожим на других, то достаточно много рассуждали и пришли к единому мнению, что таких людей называют «белыми воронами». Мы рассмотрели, как складываются отношения коллектива и «белой вороны». Ребята написали небольшие свои рассуждения, из которых я почерпнула немало интересного для себя как для учителя и просто человека.
Некоторые ребята (жаль, что их совсем немного) считают, что «белая ворона» – это некий романтический образ, человек своеобразен. И в классе к нему относились бы, по их мнению, с интересом и уважением. Такие ребята верят в то, что неординарность – это все же козырная карта в жизни, что таких «белых ворон» следует защищать и поддерживать.
Однако большинство ребят написали о том, что в их классе к «белой вороне» относятся отстраненно и даже с пренебрежением. И на месте «белой вороны» никто не хотел бы оказаться. «Белую ворону» большинство ребят считают своеобразным человеком, меньше – «забитым». Помимо этого, ребята высказали мнение, что в эти отношения вмешиваться взрослым не стоит или не всем взрослым. Но все же «белую ворону», по их мнению, надо защищать.
Интересны были ответы учеников на вопрос, кого же винить в изоляции «белой вороны». Одни считают, что «горбатого могила исправит». Другая часть ребят (большая) полагает, что «белая ворона» – это состояние вовсе не постоянное, и жизнь внесет свои коррективы. Прозвучало мнение, что в другом коллективе этот человек может быть принят как свой.
К сожалению, очень часто ребята, особенно подростки, оказываются среди тех, кто открыто демонстрирует нетерпимость к другим людям. Но даже среди молодых людей, которым свойственны этнические, расовые, религиозные предрассудки, наблюдается тенденция объединяться в группы, основанные на некой общности, отличающей их от «других» и часто используемой как повод для исключения. Отсутствуют открытые и позитивные отношения с «другими».
Это показывает важность такого воспитания, которое подготовило бы ребят жить в гармонии с другими. Только тогда они смогут конструктивно и счастливо жить в многоликом мире, окружающем их. Мы, учителя, должны научить их строить и поддерживать открытые и позитивные отношения с другими, развивать в них способность уважать и ценить многообразие проявлений человеческой индивидуальности, признавая в то же время универсальность природы человека.
Именно поэтому темы уроков, классных часов и внеклассных мероприятий, связанные с толерантностью, могут и должны постоянно расширяться.
В воспитании и обучении толерантности можно выделить такие направления педагогической деятельности:
ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Признание прав других на жизнь и достоинство.
УЗНАВАНИЕ. Доброжелательное осознание присутствия в своей социальной среде других представителей.
ОТНОШЕНИЕ К РАЗЛИЧИЯМ. Признание позитивных аспектов разнообразия.
ПОНИМАНИЕ УНИКАЛЬНОСТИ. Умение ценить конкретные проявления своеобразия и разнообразия людей.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ как принцип отношения к различиям. Способность сочетать различия так, чтобы они обогащали и укрепляли общество.
ВЗАИМНОСТЬ как основание для стремления к сотрудничеству. Способность видеть общие, взаимовыгодные для различных групп цели и интересы и добиваться их достижения.
КУЛЬТУРА МИРА. Признание взаимозависимости человеческого существования и универсальности ряда ценностей.
Атмосфера, которую учитель создает в классе, должна быть теплой, располагающей и поддерживающей каждого ученика. Только в такой атмосфере дети будут вести себя естественно, воспринимать себя такими, какие они есть, и это поможет им развиваться дальше. Ведь признание со стороны одноклассников является еще и важным источником самооценки. Высказываясь о человеке позитивно, можно существенно повысить его самооценку. Попробуйте сделать это в своем классе. Приколите лист бумаги на спину каждому ученику. Пусть каждый ребенок возьмет карандаш и за определенное время попробует написать на спине своего одноклассника что-нибудь позитивное. Все комментарии должны быть анонимными, позитивными и комплиментарными. Например, «Спасибо, за то, что ты такой добрый и веселый». Пусть все снимут со спины листочки с надписями и прочтут. Посоветуйте ученикам сохранить их на память.
Важным понятием для воспитания умения жить в современном многообразном мире является идеал о многообразии качеств одного человека или одной группы. Всем людям, а подросткам в особенности, необходимо научиться принимать самих себя и других такими, какие они есть. Я предлагаю классным руководителям ряд упражнений, которые использую на своих уроках. Они могли бы помочь ученикам осознать, что «отличный» не значит «плохой», справиться со своими чувствами по поводу тех, кто отличается от них. (Приложение).
Пожалуй, было бы удобно, если бы класс состоял из совершенно одинаковых детей. Представьте, уважаемые коллеги, как легко бы нам работалось! И в то же время, как… скучно! Это здорово, что природа создала нас такими разными и внешне, и внутренне. Это здорово, что все мы на одинаковые ситуации отзываемся по-разному. Это здорово, что есть люди, чье мнение не схоже, чье мышление мы называем нестандартным! Согласна, что это далеко «не легкие» ученики, но, пожалуй, благодаря им мы не живем до сих пор в каменных пещерах.
Различия нуждаются в уважении и заботе, а мы так часто вольно или невольно нивелируем своих учеников. Они перенимают от нас пренебрежение к иным и культивируют в своей среде стремление к униформе. Сколько неразрешимых конфликтов разгорается из-за нашего неумения ценить право человека быть непохожим на других! Давайте же будем толерантны друг к другу!
Самый особенный
Возраст: любой. Для 6-9 лет использовать слово «особенный», для старших – «уникальный». Для старших детей – акцент на обсуждении. Продолжительность: основная часть – 10-15 минут. Обсуждение – для 6-9 лет – 10 мин., для 10-14 лет – 20 мин.
Цели: научиться осознавать собственную уникальность и гордиться ею; осознать уникальность других; создать атмосферу открытости и доверия.
Ход занятия
Попросите участников подумать о чем-то, что отличает их от всех остальных в группе. Участник говорит, например: «У меня пять братьев и сестер». Если никто в группе не может сказать «я тоже», участник получает 1 балл, если же кто-то из группы может сказать «я тоже», то ход переходит к этому участнику. В конце игры подсчитываются баллы.
Примечания
Возможна модификация этой игры, где участник, который может сказать «я тоже», садится на колени первому участнику. Если кто-то еще в группе также обладает этой характеристикой – он садится сверху, и т.д. Постарайтесь понять, приемлем ли подобный физический контакт для вашей группы.
Хорошо, если ведущий группы также участвует в упражнении и своими репликами переводит разговор с внешних характеристик на более внутренние, а также на вопросы культурных, религиозных и других различий.
Обсуждение: Хорошо ли быть уникальным? Каждый ли человек уникален? Почему? Что делает нас уникальными? Что мешает нам оставаться уникальными?
Козы и Волки
Игра – 30 мин. Обсуждение – 15-30 мин.
Цели: исследовать причины, по которым люди вызывают или не вызывают доверие;
изучить ощущения группы и чужака; поработать с чувствами страха и безопасности. Вам понадобятся бумажки с надписями «коза» и «волк».
Вам потребуются кусочки бумаги по количеству участников группы. На части из них написано слово «козленок». На двух-трех – «коза». На двух-трех – «волк».
Попросите участников вытащить бумажки и не показывать их друг другу. Напомните участникам сказку про семерых козлят. Опишите правила игры.
В одном углу комнаты в тесный круг садятся «козлята» – это «домик». Остальные участники отходят в другой конец комнаты. Каждый из них по очереди подходит к домику и старается убедить козлят, что он – коза. Цель козлят – решить, пускать или не пускать претендента в домик. Если они впустят волка, он съедает одного козленка (участник выбывает из игры), если прогонят настоящую козу – один козленок умирает от голода (мама не принесла молока). Цель козлят – остаться в живых. Цель коз и волков – попасть в домик.
Вообще-то это просто интересная игра, которая позволяет участникам начать общаться друг с другом более доверительно и попробовать себя в различных ролях. Вот что может быть интересно обсудить для целей нашего тренинга: что чувствовали козлята?
На чем они основывались, когда принимали решение?
Почему иногда они ошибались?
Часто ли наши впечатления о людях бывают ошибочными? Что чувствовали козы, когда их принимали за волков?
Как они пытались убедить козлят?
Бывает ли, что, не пустив кого-то, группа что-то теряет?
Приятно ли было волкам быть волками?
Случается ли в жизни, что кто-то оказывается «волком» против своей воли?
Внешнее и внутреннее
Возраст – от 10 лет. Продолжительность – 30-40 мин.
Цели: осознать разницу между тем, что мы видим снаружи, и тем, чем человек является на самом деле; инициировать невербальные контакты.
Разделить группу на две равные части. Попросить участников образовать два круга – внутренний и внешний, так, чтобы пары участников стояли лицом к лицу («каруселька»).
Попросить участников внимательно посмотреть на партнера и заметить, как он выглядит. Подумать, что его внешний вид говорит о нем.
Задать партнеру вопрос. Вопросы должны касаться их внутренней жизни. Например, «Что ты любишь делать?», «Кто твой лучший друг?» – вопросы называет ведущий.
Затем участники во внутреннем круге делают шаг направо, а во внешнем – налево. Процедура повторяется с новыми партнерами. Так происходит несколько раз.
Теперь попросите участников закрыть глаза (если есть возможность – завяжите им глаза). Попросите их взять очередного партнера за руки. Пусть они попробуют догадаться, кто стоит перед ними. Можно ли на ощупь понять что-то о человеке? Снова – смена нескольких партнеров.
Что говорит внешность о человеке?
Может ли более близкое знакомство помочь нам узнать о человеке больше, чем его внешность?
Часто ли мы судим о людях только по внешним характеристикам?
Что вы чувствовали, когда держали руки людей?
Отличаются ли наши руки?
Что общего у наших рук?
Что общего у всех нас?
Странный человек
Возраст – любой. Продолжительность – 1 час.
Цели: актуализировать и проработать чувства, которые возникают у участников при встрече с непохожими на них людьми; дать участникам возможность увидеть положительные стороны такой встречи; дать участникам возможность «общения» с непохожими на них людьми в безопасной обстановке.
Сидя в кругу, попросите участников вспомнить случай, когда на улице или в общественном месте они увидели человека, не похожего на всех остальных. Постарайтесь навести их на мысль о представителях различных меньшинств (цыганах, таджиках, гомосексуалистах и т.д.). Пусть участники поделятся своими историями с группой и расскажут не только про необычных людей, но и про то, как на них реагировали окружающие. Попросите участников также описать их собственные чувства.
2. Попросите каждого из участников придумать человека, который будет ему полной противоположностью.
Какой этот человек? Как он выглядит? Как он одет? Сколько ему лет? Чем он занимается? Что он любит? Чего он не любит? Какой у него характер? Какой он национальности? Какая у него религия? Как он проводит свободное время? Где он живет? Какая у него семья?
Пусть участники нарисуют придуманных людей или опишут их на бумаге. Позвольте нескольким или всем участникам представить своего «странного человека». Задайте им дополнительные вопросы: Почему ваш «странный человек» стал непохожим на вас? Как вы к нему относитесь? Какие чувства вы бы испытали, если бы встретились с ним? Что вы о нем думаете? А что бы он подумал о вас, если бы встретился с вами? Что бы случилось, если бы вы встретились? Что бы вы ему сказали? Какой бы вопрос вы бы ему задали?
Теперь попросите всех участников найти три вещи, которые могут быть общими у них со «странным человеком».
Домашнее задание
Для старших детей: напишите письмо вашему «странному человеку».
Для младших детей: нарисуйте комикс о том, как вы увиделись со «странным человеком».
Покажите ваши письма или комиксы группе.
Кто кажется нам «странным» в жизни?
Как люди обычно реагируют на тех, кто на них не похож? Почему?
Что бы было, если бы все люди были похожи друг на друга?
Непохожие на нас люди кажутся нам странными. А мы им?
Что может принести нам общение с непохожими на нас людьми?
Кого я боюсь
Возраст – любой. Продолжительность – 30 мин.
Цель: выявить и проработать страхи участников, связанные с предрассудками; изучить природу этих страхов; придать участникам уверенность в общении с людьми, которые казались им страшными.
Вам понадобятся: кусочки бумаги, ручки, шляпа или кепка. Это упражнение имеет смысл проводить в группе с уже сложившимися теплыми и доверительными отношениями.
Ход работы
1. Напомните участникам, что все мы кого-то боимся. Кроме знакомых людей, которые могут, например, поставить нам двойку, мы боимся и людей, которых мы совсем не знаем. Это совсем не стыдно. Приведите пример такого страха, который вы испытывали в детстве.
2. Попросите участников подумать, кого они боятся. Важно, чтобы это был не знакомый человек, а кто-то, кого они не знают. Пусть они напишут свой страх на кусочке бумаги. Соберите их и сложите в шляпу или кепку и тщательно перемешайте.
3. Покажите группе «шляпу страхов».
4. Пусть участники по очереди вытаскивают страхи из шляпы.
5. Каждый участник должен рассказать, что он думает о попавшемся ему страхе.
Испытывает ли он тоже этот страх? Почему у человека может появиться такой страх? Оправдан ли этот страх? Если нет, то почему? Что можно посоветовать человеку с таким страхом? Как можно бороться с этим страхом?
Почему мы боимся некоторых людей, которых даже не знаем? Может быть, кто-нибудь боится нас? Всегда ли эти страхи оправданы? Могут ли различия быть пугающими? Как научиться не бояться различий?
Домашнее задание – попросите родителей напомнить вам, чего вы боялись, когда были совсем маленькими. Подумайте, почему вы уже не боитесь этих вещей.
Мир различий
Возраст – любой. Продолжительность – 1,5 часа.
Цель: на практике осознать преимущества разнообразия в обществе.
Потребуется набор синих карандашей или фломастеров, набор красных карандашей или фломастеров, набор зеленых и т.д. (4-8 цветов) и маленькие наклейки таких же цветов. При этом наклеек каждого цвета – разное количество. Один из цветов должен быть представлен только одной наклейкой. Наклейте на каждого участника одну из наклеек. Выбор цветов должен быть случайным. Участники должны без слов собраться в группы по цветам. Дайте участникам задание нарисовать улицу города. Скажите, что задание конкурсное и победившая группа получит приз. Дайте группам небольшое время на выполнение задания.
Во время первой части занятия очень важно создать ощущение жесткого соревнования между группами, чувство соперничества и конкуренции, которое участникам придется преодолеть потом. Для этого нужно попросить их придумать название своей группы, которое будет включать их цвет. Пусть часть группы поработает над лозунгом, пока все остальные рисуют. Жюри смотрит выступления всех команд и ставит всем группам одинаково низкий балл.
Когда участники наконец образуют группу разных цветов, дайте им еще бумагу, чтобы они могли нарисовать разноцветный город. Попросите каждого участника сделать вклад в рисунок, независимо от того, насколько хорошо он рисует.
Выдайте всем участникам группы маленький приз (например, конфету). Повесьте получившуюся картину на стену в классе или коридоре, придумайте ей название.
Часть 1: Трудно ли было найти людей своего цвета?
Что чувствовали члены самой многочисленной группы?
Что чувствовали все остальные, когда нашли «своих»?
Что чувствовал участник, который остался один?
Что участники чувствовали в отношении других команд?
Хотелось ли им победить, доказать, что они лучше, и т.д.?
Что они почувствовали, когда все получили одинаково низкий балл?
Трудно ли было договориться и начать рисовать вместе?
Получилась ли совместная картина лучше, чем те, которые были нарисованы одним цветом?
Часть 2: Приведите пример «красных», «зеленых» и «синих» в обычной жизни.
Разные люди могут приносить различную пользу обществу.
Приведите пример, как разнообразие учеников в вашем классе делает жизнь более интересной.
В вашем городе живут люди разных национальностей, интересов, разного происхождения. Приведите примеры, как жизнь вашего города становится интереснее благодаря разным людям.
А я считаю…
Возраст – любой. Продолжительность – 30-40 мин.
Цели: осознать возможность сосуществования различных мнений; осознать ценность собственного мнения, отличного от других; научиться правилам корректной дискуссии.
Проведите посреди аудитории воображаемую черту. С одной стороны повесьте нарисованный на бумаге плюс («согласен»), с другой – минус («не согласен»). Сама черта означает отсутствие мнения.
Объясните участникам, что вы будете зачитывать им утверждения, и каждый должен стать на сторону «плюса» или «минуса». Участники, которые не могут определиться, становятся посередине, но при этом они лишаются права высказаться.
Вот примеры утверждений (основная идея в том, что утверждения не должны быть ложными или истинными, они предполагают возможность различных мнений. Мы рекомендуем вам придумать утверждения специально для вашей группы).
Лучше играть в футбол, чем в баскетбол. Весна лучше осени.
Самый классный мультик – «Покемон». Самый важный предмет – математика. Играть «в компьютер» веселее, чем смотреть телевизор. Лучше, чтобы уроки были короче, но их было бы больше. Самое прекрасное домашнее животное – кошка. Для старших детей:
Не иметь высшего образования – стыдно.
Самая классная музыка – хип-хоп. Кока-кола вкуснее фанты.
Заниматься рыбалкой – старомодно. Изучать иностранный язык легче, чем физику. Война – это всегда плохо.
После того как вы зачитываете одно утверждение, дети расходятся по комнате. Попросите каждую группу доказать свое мнение. Сначала позвольте им свободный спор. После того как зачитаете второе утверждение, напомните им правила спора: не перебивать друг друга; говорить по очереди; высказывая свое мнение, сначала резюмируйте сказанное предыдущими ораторами; ваши аргументы должны касаться предмета спора, а не личности спорщиков; говоря свое мнение, старайтесь, чтобы оно как-то было связано с тем, что уже сказано.
Кто был прав в каждом случае? Был ли кто-нибудь прав вообще?
Можно ли сказать, что по поводу зачитанных утверждений различные мнения имеют право на существование?
Были ли случаи, когда кто-то из участников оказывался в меньшинстве? Что они чувствовали? Не испытывали ли они соблазна поменять мнение под давлением большинства?
О чем спорят взрослые? На все ли вопросы, о которых они спорят, можно ответить однозначно?
Как вы относитесь к человеку, с мнением которого вы не согласны?
Хорошо или плохо иметь собственное мнение?
Узнайте мнение членов своей семьи о разных волнующих вас вопросах. Почему мнения иногда бывают разными?
Культурный словарь
Возраст – от 10 лет. Продолжительность – 40-60 мин.
Цель: исследовать понятия, имеющие отношение к проблеме толерантности; исследовать разницу восприятия одних и тех же слов разными людьми.
Разделите участников на небольшие группы (3-4 человека). Дайте каждой группе несколько листов белой бумаги и карандаши.
Вызывайте к себе по одному представителю от каждой группы. Тихо сообщайте им слово-задание. Участники возвращаются в свои группы и молча рисуют им это слово. Цель группы – догадаться, о каком слове идет речь. Группа, догадавшаяся первой, получает наибольшее число баллов. Вторая группа – на балл меньше и т.д. К вам подходят следующие участники, и игра продолжается.
Примеры слов: расизм, добро, беженцы, ненависть, равенство, кавказцы, русские, предрассудок, насилие, справедливость, культура, различия, внешность, родина и другие слова, имеющие отношение к нашей теме. Сначала удостоверьтесь, что участники группы знакомы с предлагаемыми понятиями.
После завершения игры и подсчета баллов попросите участников сравнить, как разные люди рисовали одни и те же слова.
Было ли трудно угадывать? А рисовать? Какие слова удались легче, какие – труднее? Почему разные люди рисуют одни и те же слова по-разному? Что отражается в том, как люди рисуют слова?
Наталия ГУДОШНИКОВА, учитель граждановедения, Саранск
Комментарии