Кадет – это не чин, не звание. Образно говоря, это состояние взращенной в определенных условиях свободной и ответственной, справедливой и чистой воинской русской души.
Кадетское движение активно развивается, и тому есть объективные причины. Во-первых, обществу потребовались здоровые, талантливые, образованные, патриотически настроенные личности. Во-вторых, в этом увидели возможность в какой-то мере решить острейшие проблемы, захлестнувшие общество, побороть растущую беспризорность, подростковую преступность и наркоманию. В-третьих, многие родители стремятся не только дать своему ребенку качественное образование, но и привить самостоятельность, ответственность, эстетическую культуру и общие моральные устои.
Но чем же кадетство привлекает детей и подростков? Конечно, не только красивой формой, в которой они находятся ежедневно в школе. Но и своими делами и поступками. Кадетские классы кроме обязательного изучения общеобразовательных дисциплин имеют блок дополнительного образования, включающий разделы по следующим направлениям: физкультурно-спортивному, художественно-эстетическому, туристско-краеведческому, военно-патриотическому, культурологическому.
К отличиям кадетских классов от других классов общеобразовательной школы можно отнести в первую очередь особые атрибуты. Это форма, знамя, эмблема, наличие документального кодекса чести, определенный порядок приветствия в начале урока, обращения к учителю, поведения на уроке в целом. К атрибутам можно отнести и клятвенное обещание, которое каждый кадет произносит при поступлении в кадетский класс.
Мы поделимся опытом, что может сделать школа для поднятия престижа кадетских классов, как заинтересовать детей и родителей в кадетском движении.
Кадры решают все!
Свою знаменитую фразу «Кадры решают все» Иосиф Сталин произнес в 1935 году, но она актуальна и по сей день. Именно грамотный подбор состава офицеров-воспитателей играет огромную роль в формировании положительного имиджа военного.
Военно-профессиональные качества, включающие компетентность, дисциплинированность, командирскую волю, организаторские способности, творческую активность, психологические и физические качества, должны стать основой воспитания кадета.
Внутри социально-педагогической структуры кадетского класса, во взаимоотношениях обучающихся кадетского класса, администрации школы и педагогического коллектива действуют особые правила, построенные на основе Устава Российской армии, Кодекса кадетской чести.
Задача формирования у кадет командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в школе, на всех проводимых занятиях, во время несения внутренней службы, а также в повседневной жизни. Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе него кадеты должны перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения. В основу формирования командирских и методических навыков должно быть положено практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой и физической подготовке. При обучении кадет следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения.
Существующая в Вооруженных силах РФ методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом задач кадетских классов и возрастных особенностей кадет.
Главным примером доблести, отваги и чести, наставником и другом должен стать для каждого кадета именно офицер-воспитатель.
Учиться, учиться и еще раз учиться!
Организация деятельности кадетского класса основывается на представлениях о неразрывности и единстве процесса воспитания и образования. Образование и воспитание в социально-педагогическом пространстве кадетского класса – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность всего педагогического коллектива школы во взаимодействии с социальными партнерами, государственными органами, общественными объединениями и организациями по формированию образованной, гармоничной, нравственно и физически здоровой, патриотически направленной личности, способной проявить себя на государственной службе с максимальной эффективностью и высокой степенью карьерной успешности.
В связи с этим в рамках программы социального партнерства школой заключен договор о сотрудничестве с Московским государственным лингвистическим университетом (ИНЯЗ имени Мориса Тереза). Занятия с кадетами 7‑9‑х классов проводятся по лекционно-семинарской системе по лексике и грамматике иностранных языков. Упор сделан на углубленное изучение военного перевода. Лекции проводят студенты старших курсов бакалавриата и магистранты МГЛУ.
Наш второй дом
Обучающиеся кадетского класса (кадеты) находятся в школе в режиме продленного дня. Продолжительность учебного времени, его распределение, время отдыха и дополнительных занятий определяются распорядком дня кадетского класса.
В соответствии с распорядком дня время нахождения в школе делится на две части:
– основной образовательный процесс, когда обучающиеся занимаются в соответствии с установленной для всех общей программой кадетского класса;
– дополнительное образование – одна из важнейших частей образовательного процесса в кадетском классе, когда учащиеся занимаются или индивидуально по сформированной для них личной траектории обучения, или в малых группах. Его направленность определяется развитием индивидуальных творческих, духовных, физических и других способностей кадет.
Кадетский класс реализует дополнительные образовательные программы военно-прикладной, хореографической, этической направленности и физической подготовки кадет.
Для успешной организации занятости ребят во второй половине дня с этого учебного года школой и центром воспитательной работы на «Сумском» заключено соглашение об организации и проведении занятий художественно-эстетической и технической направленности второй половины дня – хореография, хоровое пение, видеомонтаж, анимация, что позволяет проводить данные занятия на высоком профессиональном уровне.
1. «Помнить о прошлом, жить настоящим, думать о будущем!»
В области формирования воспитательной программы работы с кадетскими классами понимается и принимается необходимость:
– четко определять патриотическую и нравственную направленность всего процесса воспитания, основываясь на потенциале традиций отечественной педагогики и народных систем воспитания;
– учитывать особенности подростка (физические, психологические, социальные);
– давать возможность личностного роста при условии ценностного отношения к собственному имени и здоровью, реализации притязаний на признание в социально и личностно значимой деятельности, в ощущении личностной свободы при условии исполнения обязательных для всех требований, ценностное отношение к себе как к гражданину великой державы;
– формировать ценностное отношение к своему прошлому, настоящему и будущему, а также к истории своего народа, страны и человечества;
– формировать ценностное отношение к социальному пространству с ориентацией на социальную ценность прав и обязанностей, свободы и послушания;
– сочетать принципы национального патриотизма и толерантности, учитывая многонациональные и многоукладные особенности функционирования нашего государства;
– повышать степень социализации личности каждого ребенка как главного средства принятия базовых национальных и общечеловеческих ценностей и формирования у подростков гражданской позиции, правовой культуры, ориентированной на законопослушание и осознанное отношение к правам, свободам и обязанностям;
– развивать лидерские качества как способности к самоорганизации и организации других.
На основании вышеизложенного в плане воспитательной работы кадетских классов обязательно присутствуют как мероприятия эстетической и гражданской направленности (участие в общешкольных и городских конкурсах смотра строя и песни, конкурсах чтецов и т. п.), так и мероприятия волонтерской направленности (уход за памятниками и почетный караул у памятников ВОВ района, в сотрудничестве с Советом депутатов района Чертаново Северное проведение мероприятия «Открытка ветерану», поздравление с государственными праздниками, Днем Победы).
Неравнодушное отношение и творческий подход к организации работы кадетского класса дают возможность для дальнейшего обучения наших кадет в военных учебных заведениях и прохождения срочной службы в рядах Российской армии. Данный подход позволяет повысить доступность кадетского образования и создать структуру для организации и реализации учебно-воспитательного процесса на принципах кадетского обучения и воспитания, предусматривающих формирование образованной и воспитанной личности для социально активной деятельности в различных сферах жизни общества, особенно в процессе военной и других, связанных с ней видов государственной службы.
Екатерина КУЗЬМИНА, заместитель директора по социализации, воспитанию, безопасности обучающихся школы №851;
Дмитрий ЕРЕМИН, старший офицер-воспитатель, ветеран военной службы, ветеран боевых действий, подполковник запаса
Комментарии