search
main
0

Общая забота. Модель для неравнодушных

Наверное, на сегодняшний день нет организации более гибкой и восприимчивой к изменениям, чем школа: новые формы получения образования, новые формы сдачи итоговой аттестации, введение ФГОС первого и второго поколений. Не осталась без изменений и форма управления современной школой. Одна из последних тенденций, набирающих обороты в отечественной системе образования, – управляющие советы в школах.

Управляющие советы – это одна из моделей государственно-общественного характера управления школой. Когда школой управляют только представители официальной «властной вертикали» – учредители школы, члены школьной администрации во главе с директором, характер управления можно обозначить как «государственный». Но если к реальному управлению школой начинают приобщаться и представители общественности, прежде всего родительской, возникает иной, более демократический государственно-общественный характер управления. Необходимость такого подхода к управлению была зафиксирована 13 лет назад в ст. 2 Закона РФ «Об образовании», это является важным принципом государственной политики в области образования. Поэтому идея создания управляющих советов, в которых есть и представители государственного, профессионально-ведомственного сектора (представители учредителя, директор школы), и носители общественного начала (представители родителей, активные и уважаемые граждане), не что иное, как шаг к практической реализации этого принципа.Нельзя сказать, что ранее к школе не проявляли внимания общественные организации (тогда это были шефские организации), совет школы или родители (родительские комитеты на протяжении многих лет являлись важным управленческим звеном). И все же управляющий совет отличается от того, что было раньше. Например, тогда в совет школы входили учителя и родители. В управляющий совет, помимо них, теперь входят и обучающиеся, и представители учредителя, и кооптируемые представители общественности. Это делает такую форму управления более прозрачной, более открытой для общества. Директор школы перестает быть «единоначальником», его «соуправителем» становится управляющий совет. Это полноценный, равноправный орган управления, чьи решения обязательны для исполнения.Принципиальным отличием управляющего совета является то, что это та переговорная площадка, которая может объединить представителей разных органов управления школой, где все участники могут обсудить и договориться, в каком направлении развиваться школе, и далее всем вместе включиться в реализацию поставленных целей и задач. А далее, когда есть понимание, какие целевые программы надо поддерживать, все органы само- и соуправления, родительский комитет, попечительский совет – продолжают работать в рамках разработанной сообща стратегии развития школы, каждый занимается своим направлением.За рубежом такие советы существуют очень давно, например, в Нидерландах практика управления школой родителями была известна еще с 1917 года, в США, в отдельных штатах, – с 1918-го, а в Великобритании в 1987 году была создана Ассоциация школьных управляющих. Полномочия советов также сильно разнятся: есть органы с совещательной функцией, помогающие директору школы (Голландия, Норвегия, Бельгия, Австрия, Шотландия, Германия); органы с определенными полномочиями в принятии решений, которые вместе с руководителем школы отвечают за текущую работу школы (Греция, Франция, Италия, Дания, Испания, Португалия); общественные органы с полномочиями школьного управления (Ирландия, Швеция, Финляндия, Англия, Уэльс, Северная Ирландия).Так зачем нужен управляющий совет? Любая организация создается «для чего-то». Задачи, стоящие перед управляющим советом, серьезные. Это разработка и корректировка стратегии развития школы, определение целей, задач и ресурсов, необходимых для их достижения. Это создание и использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов и участие в финансово-хозяйственной деятельности школы. Это обеспечение прозрачности в деятельности школы по организации образовательного процесса и в финансовых вопросах. И наконец, это обеспечение доступности информации для всех участников образовательного процесса.В компетенцию управляющего совета входит согласование школьного компонента и профилей обучения, рассмотрение жалоб и заявлений учащихся, родителей. Также УС содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития школы.При этом конечная цель всех усилий – содействие улучшению качества образования.Таким образом, становится очевидным, что сегодня школа не должна оставаться один на один со своими проблемами. Участие родителей, общественности в жизни школы необходимо. Одна из главных задач управляющего совета – сплочение сообществ педагогов, учеников и их родителей. Это нужно для того, чтобы, обсуждая вопросы развития образовательного учреждения, каждый из членов совета понимал значимость общего дела. Чтобы проблемы школы не были лишь головной болью директора школы, педагогов…Плохо это или хорошо, но факт остается фактом: школа перестала быть учреждением, которое полностью финансируется государством. Общественность к осознанию этого факта надо готовить. И роль управляющего совета в этом процессе трудно переоценить. Надеюсь, со временем общество поймет и примет как аксиому: школа – наша общая забота. И если родители хотят, чтобы их ребенок учился в хороших условиях, надо эти условия создать.

Татьяна СУШЕВА, учитель истории лицея №429 «Соколиная гора»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте