Елена Ивановна Николаева, – доктор биологических наук, психолог, профессор НГУ, автор учебников по психологии, заведует кафедрой психофизиологии и сравнительной психологии негосударственного вуза – Новосибирского института экономики, психологии и права. Особая сфера внимания психолога Николаевой – права и обязанности семьи, разрешение психологических проблем в семьях, где есть приемные дети и дети-инвалиды.
– Елена Ивановна, недавно одна молодая женщина, кстати, самый молодой доктор наук в Сибири, позвонила мне в необычайном волнении. Рассказала, что после родительского собрания, где изобличали ее сына-пятиклассника, целый час гуляла вокруг своего дома, чтобы успокоиться, – такой позор и унижение она испытала на собрании. А повинен мальчишка лишь в том, что у него конфликт с учительницей рисования и двойка в четверти по изо. Демократизация школы идет уже десять лет. И тем не менее такие случаи возможны…
– Это сложный и медленный процесс. Переход от авторитарного стиля воспитания к демократическому может сопровождаться серьезной психологической ломкой. В обществе и сегодня преобладают авторитарные отношения. Не может быть не включена в них и школа. Можно декларировать либеральные ценности и личностно-ориентированную педагогику, но жить по-прежнему. Что и происходит. Родители боятся выяснять отношения с классным руководителем, чтобы не навредить ребенку. Учитель боится защитить себя и учеников перед директором, чтобы не потерять в зарплате. И законодательство, и структуры управления, и правовая грамотность – все это остается пока недостаточным и эффективно не срабатывает.
– Был случай, когда родители обратились в суд, чтобы защитить права своего ребенка, которого без согласия семьи пригласили на собеседование к психологу. В другом районе родители обратились в суд по поводу того, что директор школы унижает их дочь-старшеклассницу. Зато никто из родителей не протестует, когда прививку от гриппа ставят всем детям подряд. Есть школы, где треть учеников потом неделями болеет, но никто никуда не обращается…
– Если бы ассоциация родителей или другая общественная организация, выступающая как юридическое лицо, брала на себя функции воспитания и обучения семьи, выступала представителем интересов, прав семьи, все могло бы быть иначе. Кое-где есть такой опыт, но развивается он медленно, противоречиво, как и в целом гражданское общество. Не все директора приветствуют это движение. Да ведь это и неудивительно: ориентирована ли на гражданское общество, на демократический стиль современная педагогика? По моим наблюдениям, наиболее авторитарно – на требовательности и контроле – выстроены отношения в педагогических вузах. Там для студента главное – ответить на экзамене именно то, что хочет услышать преподаватель, что написано в учебнике. А учебники все больше устаревают. Да и новые не сильно от старых отличаются – по части методологии, парадигмы образования, информативности и так далее.
Вот, например, в серии “Учебник нового века” вышла “Педагогика” ведущих петербургских специалистов Нины Валентиновны Бордовской и Артура Александровича Реана, людей несомненно порядочных, ответственных, знающих современные проблемы педагогики и психологии. И мне думается, все “недочеты” этого учебника, рекомендованного Министерством образования для вузов, объясняются тем, что у нынешнего государства нет ясной идеологии, неясен сам гражданский идеал, туманна цель педагогики.
Например, авторы заявляют, что цель воспитания – ожидаемые изменения в человеке, осуществленные под воздействием (именно под воздействием. – Е.И.) специально подготовленных и спланированных акций и действий. В качестве критерия воспитанности приводятся такие критерии, как высота восхождения человека к понятиям “добро”, “истина” и “красота”, степень ориентации в нормах, идеалах, ценностях общества…
Но ведь у самых воспитанных людей есть собственное представление о том, что есть добро, красота и истина. Или снова возвращаемся к закону о единомыслии на Руси?!
А возьмите главу “Типы воспитания” – в ней России отпущено два абзаца. Один – наиболее полный – начинается фразой: “С 1917 года в России реализуются идеи коммунистического воспитания”. Другой абзац, посвященный современному состоянию педагогики, содержит одну лишь фразу “С начала 1990-х годов Россия перешла к новому этапу решения воспитательных и образовательных задач”. И все! Больше об этом “этапе” авторам сказать нечего. По этому учебнику будут учиться педагоги нового тысячелетия. О современном воспитании и развитии нет и трети книги. Все остальное – образование. И снова во главу угла ставится пресловутая “успеваемость”.
Проблема воспитания – это проблема идеологии государства. Хорошо бы четко оговорить, что мы называем воспитанием, и дать каждой конкретной школе право выстраивать свою систему, или свои правила, или кодекс чести, или устав… Они должны учить соединять права и обязанности, свободу и ответственность.Воспитание должно быть не воздействием, а сопровождением жизнедеятельности, в том числе обучения.
– А чему вы учите семьи, в которых есть дети-инвалиды?
– Вы знаете, я прежде всего сама у них многому научилась и продолжаю учиться. Был у меня пациент с ДЦП. Мама решила сначала, что ему лучше учиться в обычной школе. Но мальчика дразнили дети, педагогов он раздражал, программа его не устраивала, поскольку он только учился и всех обгонял. Он стал учиться дома самостоятельно, прорабатывал массу литературы, готовился к экзаменам экстерном. Но, поскольку он в школе не появлялся, директор потребовал, чтобы ученик сдал все полагающиеся экзамены по всем предметам за все классы. И хотя он все сдал на “отлично”, ему выставили четверки, чтобы не давать медаль. От перенапряжения и волнения его снова парализовало.
В больнице, где его консультировал невропатолог, молодой человек услышал, как врач говорит его матери: “Он у вас умрет через полгода”. Видимо, врач ошибся диагнозом: мальчишка смог сползти с дивана, привязать к коленям полиэтиленовые крышки и доползти до железнодорожной кассы в том сибирском городе, где он жил. В Томском университете на вступительных экзаменах он написал сочинение без единой ошибки на трех языках. Его сразу зачислили. Теперь он уже кандидат наук. Этот случай я рассказываю всем, чтобы мне поверили: ребенок станет безнадежным инвалидом, если его таковым признают его родители.
Родители должны сделать все, чтобы научить ребенка жить самостоятельно и успешно. Вот этому мы и обучаем родителей. Научить ребенка нормально общаться, не конфликтовать, не паниковать, не комплексовать… Научить его предотвращать состояние агрессии, обучить эмоциональной культуре… Современная психология все это знает и умеет.
– Сегодня большинство детей имеют врожденные неврологические проблемы – по одним данным 92 процента новорожденных, по другим – 99…
– Только медикаментозный подход успеха не даст: в большинстве случаев эти лекарства действуют по принципу наркотика: принимаешь их – есть сон, аппетит, радость, спокойствие, память, коммуникабельность и интеллект. Перестал принимать – все вернулось на исходные (“безысходные”) позиции. Надежда на то, что религия самостоятельно решит все эти проблемы “с поведением и настроением” иллюзорна. В массовых интернатах состояние особенных детей только ухудшается. Все эти структуры стремятся управлять ребенком через лекарства, сознание вины и греха, изоляцию и наказание. Мы же видим выход в максимальной поддержке семьи и обучении родительской мудрости, современным знаниям. Мы учим родителей: никто, кроме вас, не будет нести ответственность за вашего ребенка, вы не можете его никому передать с полной уверенностью, что “так ему лучше”. Мы учим семьи объединяться в неправительственные организации и добиваться грамотно и цивилизованно решения своих проблем. Такую политику поддерживает и наш отдел семьи и детства Новосибирской мэрии.
Все наши женщины сейчас много работают. Одни – ради денег, другие – ради сохранения собственной личности и свободы. Но каждой можно сказать: только вы способны научить ребенка ответственности за самого себя. Чем больше вы вложите в ребенка времени и души (а не денег), тем лучше подготовите его к жизни. Любовь матери побеждает болезнь ребенка и даже смерть. Но дети обучаются не тому, что мы им говорим, а тому, что они в нас видят, – милосердию или корысти, чести и честности или лицемерию, совестливости или бесцеремонности. Самый верный способ воспитания – стань таким человеком, каким ты хочешь видеть своего ребенка. Объясняй ему почаще, постоянно, свои поступки и чувства. Почему, когда мы заняты работой, часто любимой, мы просим ребенка: “Отстань, мне надо зарабатывать для тебя деньги” – и не говорим, что от нашей работы что-то изменится в мире, станет больше добра и чистоты, правды, что мы делаем этот мир лучше ради своего ребенка? Он все поймет и разделит с нами мечты и стремления. Общая мечта, общее чувство для ребенка куда важнее общего с родителями кошелька.
Галина ФРОЛОВА
Новосибирск
Комментарии