Полиэтнические классы в российских школах стали нормой. Что может более всего объединить тех, кто говорит на разных языках, как можно сформировать высокий уровень интеллекта у современных тинейджеров и молодежи? На такие вопросы должны быть разные ответы, но вряд ли кто-то оспорит, что нас может объединить именно русский язык, язык, на котором писали и разговаривали классики мировой литературы, известные ученые прошлого.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» Московский государственный областной университет представил российской и международной общественности ряд научных проектов, ориентированных на популяризацию русского языка среди иностранных граждан и поддержку новейших тенденций в обучении русскому языку как иностранному. В конце года широкую публику в России и за рубежом объединили мероприятия международного масштаба: выставка-форум «Русское слово – миру: новейшие достижения и разработки в области русского языка как иностранного» и симпозиумы «Русский тюльпан» и «Русский Салам: русский язык для носителей тюркских языков».В рамках серии проектов были представлены разработки в области обучения русскому языку носителей тай-кадайских, тюркских и иранских языков, среди известных ученых-филологов обсуждались проблемы и перспективы обучения русскому языку как иностранному. Участники получили возможность ознакомиться с новейшими цифровыми дидактическими платформами «Русский Сияй – viet-tai-kadai», «Русский Салам» и «Русский тюльпан», иллюстрированными глоссариями и разноуровневыми учебными тестами, призванными облегчить усвоение русского языка иностранными гражданами и упростить налаживание международных контактов.Теперь появилась возможность непрерывного обмена мнениями и опытом, проведения международных педагогических и методических конкурсных мероприятий, это будет способствовать непрерывному и плодотворному поиску эффективных методических подходов к преподаванию русского языка носителям других языков.Новая дидактическая платформа, созданная усилиями сообщества известных ученых и педагогов, имеющих опыт по подготовке кадров для обучения русскому языку как иностранному, отличается многочисленными инновациями. Во-первых, это новый электронный ресурс, который объединит всех, желающих говорить легко и свободно на русском языке. Во-вторых, платформа учитывает особенности в обучении русскому языку носителей тай-кадайских, тюркских и иранских групп языков. В-третьих, она носит электронный характер и очень близка и понятна современной молодежи.Мероприятия имели успех: более 8000 человек за эти три насыщенных дня приняли в них дистанционное участие. Среди очных участников помимо студентов и преподавателей университета были представители других, как российских, так и зарубежных, университетов: студенты-иностранцы МГУ им. М.В.Ломоносова, МАДИ, МПГУ, Московского архитектурного института (университета), вузов Московской области, Ивановского государственного университета, Таджикского государственного университета имени Садриддина Айни и Технологического университета Таджикистана (г. Душанбе), Северо-Осетинского государственного университета (г. Владикавказ), Новосибирского государственного медицинского университета, Худжантского государственного университета и Хорогского государственного университета (Таджикистан), Казахского национального педагогического университета имени Абая (г. Алматы, Казахстан), Самаркандского государственного университета (Узбекистан), Государственного университета имени Алламе Табтабаи (г. Тегеран, Иран).В рамках выставки-форума состоялись дискуссионные телемосты с Вьетнамом, Таджикистаном, Киргизией, с коллегами из Казани, Новосибирска… Авторские мастер-классы и выступления с докладами представили известные ученые МГОУ, МПГУ и МГУ им. М.В.Ломоносова, а также коллеги из зарубежных вузов: КазНПУ имени Абая (Казахстан), Иссык-Кульского государственного университета имени Касыма Тыныстанова (Киргизия), Северо-Осетинского государственного университета.Немаловажным итогом серии мероприятий стало вовлечение в развитие новых систем обучения работающих в полиэтнических классах учителей русского языка и литературы общеобразовательных учреждений Московской области. Многие педагоги смогли в рамках проведенных мероприятий повысить квалификацию в области преподавания русского языка как иностранного и как неродного.Другим важным результатом можно назвать открытие кабинетов русского языка в зарубежных вузах и подписание соглашения о сотрудничестве с Ханойским государственным педагогическим университетом.Организаторы и участники надеются, что дальнейшая реализация открытых в МГОУ проектов будет способствовать более активному налаживанию межкультурных общественных связей, развитию интереса студентов-иностранцев к изучению русского языка и российской культуры, традиций русского народа и истории России.Елена ПЕВЦОВА, проректор МГОУ, доктор юридических наук
Комментарии