search
main
0

Обряд инициации. Три звена проектной деятельности: родители, школа, ученик

Немного предыстории. В средней школе №1161 Москвы уже много лет успешно идет экспериментальная работа по включению новых педагогических технологий в образовательный процесс. Школа является экспериментальной площадкой окружного и городского уровней, поэтому нет ничего удивительного, что именно здесь возникла и реализовалась идея семейного проектирования. У ее истоков стояли два учителя физики – Елена Кимовна Пархоменко и Жанна Иосифовна Маталыгина.

Семейным проектированием в школе начали заниматься, опираясь на многолетний успешный опыт организации проектных и исследовательских работ учащихся. Пилотными можно считать работы, выполненные учителями школы со своими собственными детьми. Кстати, на различных конкурсах часто можно встретить одинаковые фамилии автора и руководителя, что подтверждает распространенность подобного подхода. Однако новое направление работы школы было ориентировано не на учительские семьи.

Обобщив и проанализировав полученные результаты, учителя перешли на новую ступень и начали широко привлекать родителей к работе с детьми. Новое направление потребовало огромного количества времени и сил, но результаты того стоили.

С 2004 года целенаправленная работа по семейному проектированию захватила не только отдельные семьи (Вергун, Гришаевых, Голошумовых, Багдеевых, Цыгановых, Пустовитовых, Герасименко-Голубевых, Рачек-Носовых, Храповых и др.). В 5-м «В» классе была организована коллективная работа «Мир, который мы любим», ею руководила Е.А.Манец (мама ученицы этого класса Ани Манец). Множество семей приняли участие в разработке проекта реконструкции школьного здания в надежде, что именно их идеи воплотятся в бетоне и стекле.

Справедливости ради нужно признать, что опыт семейного проектирования не всегда был положительным, сложностей тоже хватало.

Три цвета семинара

Педколлектив школы трудностей не боится и голову в песок не прячет. Где и как можно обсудить проблемы и постараться найти пути их решения? На проблемном семинаре, разумеется. Семинар был организован и проведен с применением технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»). Была выбрана стратегия «Зигзаг с вопросами».

Зарегистрировавшись, каждый участник получил буклет (красный, желтый или зеленый). На трех столах стояли указатели, и участники расселись в соответствии с доставшимися им цветами. Группы получили разные тексты. «Зеленые» обсуждали задачи и актуальность семейного проектирования, его особенности как нового варианта дополнительного образования, различия между собственно семейным проектированием и помощью семей в ученических проектах. «Желтые» решали три реальные задачи: что делать, если

а) родители (или другие члены семьи) и ребенок хотят работать, но не знают, с чего начать;

б) есть интерес у обеих сторон, но у родителей нет времени;

в) родители хотят привлечь ребенка к своей работе, а ему это не интересно.

«Красные» анализировали психологические аспекты семейного проектирования и пытались понять, что приобретут ученики и их родители, участвуя в таких проектах.

У каждой группы был компьютер с предварительно собранными материалами – текстами и иллюстрациями – и консультанты. Из заготовок участники могли создать электронную презентацию, поддерживающую и иллюстрирующую их выступление. Все группы этой возможностью воспользовались. Кроме того, были составлены три списка вопросов, на которые должны были найти ответы участники других групп.

Сначала представители каждой секции рассказали о своих идеях и впечатлениях. Три сообщения позволили рассмотреть семейное проектирование с разных точек зрения и осознать его преимущества и недостатки, а ответы на вопросы помогли уточнить и скорректировать подходы и согласовать общее понимание проблем.

Лучше один раз увидеть

После знакомства с теорией участникам семинара поведали о настоящих семейных проектах и исследованиях. Семьи делились опытом:

выращивания грибов в домашних условиях;

повышения точности управления автомобилем «ВАЗ-2112»;

использования пряно-вкусовых культур в кулинарии;

организации семейного летнего отдыха;

изготовления и запуска воздушных змеев;

укрепления иммунитета специальными упражнениями;

преодоления игровой зависимости детей;

обустройства цветочных клумб.

И так далее. Всего не перечислить!

Родители признались, что, работая над проектами совместно с детьми, поняли, что их дети уже взрослые; а те в свою очередь открыли, что родители обладают знаниями, компетентностью в той или иной сфере. Часто члены семьи после коллективной работы начинали относиться к друг другу совершенно по-другому.

Особенно впечатлили гостей семейные проекты реконструкции школы. Кроме интересных идей эти работы отличала тщательность изготовления макетов и сопровождающей документации. Ничего удивительного, ведь среди родителей есть и профессиональные архитекторы. Интересная деталь: поучаствовав в проекте, один мальчик понял, что никогда не выберет профессию родителей. Вот такая профориентация.

Авторские семейные коллективы с удовольствием доверили право защищать проекты детям, которые рассказывали о том, что хотели бы улучшить и добавить к школьному зданию: большой спортивный зал, зимний сад, актовый зал и конференц-холл. Участникам предложения понравились, потому что работа семинара проходила в школьных коридорах второго и третьего этажа (других помещений подходящего размера в школе просто не нашлось).

«Круглый стол»: вопросы и ответы

Для итогового обсуждения и гости, и хозяева собрались за «круглым столом». Постепенно все включились в общую деловую, но неформальную беседу, потому что присутствовавшие по-настоящему заинтересовались новой формой работы с детьми. Было задано множество вопросов.

Вопрос: Как вы определяете круг родителей, которые занимаются семейным проектированием?

Ответ: Проводим анкетирование с родителями. Откликаются очень активно, около 40% высказывается «за». Многие родители сами указывают, в какой сфере лежат их интересы; другим учитель во время индивидуальной беседы помогает определить тематику проектов. Конечно, многое зависит от классного руководителя, который знает и родителей, и детей и может предложить оптимальную область работы.

Вопрос: Какие функции выполняет школа в семейном проектировании?

Ответ: Во-первых, школа – организатор всей работы, во-вторых, контролирующий орган, в-третьих, и это очень важно, мы оказываем всяческую, и прежде всего методическую, помощь в работе. По чисто профессиональным вопросам мы можем проконсультироваться с учеными, преподавателями московских вузов.

Вопрос: Как контролируется работа над семейными проектами?

Ответ: В школе это направление курируют Елена Кимовна и Жанна Иосифовна. Они регулярно встречаются с руководителями и авторами. Проблема заключается в том, чтобы найти метод, определяющий долю участия каждого.

Реплика: Но это же дополнительная нагрузка на педагога!

Ответ: Да, для школы это колоссальная дополнительная работа по преодолению самых различных трудностей и неожиданностей. Нагрузка очень большая, но ведь такая деятельность приближает школу к модели профильного образования.

И наконец, возник проект решения городского проблемного семинара:

«Обсудив вопросы, связанные с проблемой семейного проектирования, участники городского семинара пришли к следующим выводам.

1. В условиях проходящей в стране реформы образования повышается роль семьи в обучении и воспитании своих детей.

2. Проектно-исследовательская деятельность является в настоящее время наиболее продвинутой формой креативного труда для приобретения опыта «самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования».

3. Одним из способов привлечения семьи к проблеме образования детей является семейное проектирование, которое рассматривается в настоящее время как всесторонняя помощь семьи в выполнении любых школьных проектов.

4. Однако в области семейного проектирования можно выделить особый вид проектов, в которых сама семья определяет тематику проекта в сфере своей компетентности, активно работает над его выполнением, передавая при этом ребенку свои знания, умения, навыки. Такую деятельность можно назвать домашним обучением через семейное проектирование. Это новый канал дополнительного образования школьника, который позволяет привлечь педагогический, знаниевый и компетентностный потенциал родителей к обучению и воспитанию своих детей.

Вместе с индивидуализацией учебного плана школьника, успешно работающего над серьезным проектом, этот вид семейного проектирования приближается к модели профильного или предпрофильного обучения для старшеклассников и является весьма актуальным в свете стоящих перед школой задач.

На основании вышеизложенного приняты следующие решения:

1. Популяризировать и расширять практику семейного проектирования в школах, дополнив ее домашним обучением через семейное проектирование.

2. Обратиться в управление образования с просьбой ввести в формат проектной деятельности новый раздел «Семейное проектирование» и соответствующую номинацию при проведении конкурсов, фестивалей, конференций.

3. Организовать через интернет обмен опытом по семейному проектированию между школами страны.

4. Выпустить методическое пособие для родителей по проектно-исследовательской деятельности.

5. Проводить ежегодные семинары по проблемам семейного проектирования».

Колоссальный заряд

Семинар завершился. Каждый участник получил полный комплект материалов в электронном виде. Кроме рабочих текстов и использованных для поддержки докладов презентаций, на диске была представлена подборка статей о методе проектов, письмо Департамента образования г. Москвы от 20.11.2003

№ 2-34-20, содержащее методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях, и утвержденное единогласно решение семинара.

А затем участники семинара смогли высказать свое мнение о семейном проектировании.

Надо понимать, что ключевой фигурой в этой работе является ребенок. Конечно, проект объединяет все три звена, участвующих в воспитании: родителей, школу, ученика. Но на верху пирамиды находится ребенок.

Семейный проект – очень хороший способ вовлечь детей и их родителей в совместную деятельность.

Получается, что увеличивается период «акклиматизации» ребенка в трудовой жизни. Проектная деятельность позволяет ему адекватно включиться в трудовую деятельность.

Этот способ очень важен для укрепления связи поколений, передачи опыта, основ профессии родителей, воспитывает уважение к ним, является почвой для самовоспитания. Самое же важное, что все происходит естественным образом.

Семейный проект может дать толчок к выбору профессии, появится потомственная специальность.

Подростки, выполняя проект, умнеют и взрослеют прямо на глазах. Это чем-то напоминает обряд инициации, который у многих народов знаменует переход от детства к взрослой жизни.

Семейный проект помогает выявлять и реализовывать скрытые способности детей.

Это колоссальный опыт и колоссальный заряд.

Елена ЗАЧЕСОВА, преподаватель, методист кафедры открытых образовательных технологий Московского института открытого образования

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте