Если случайно встретишь этих детей на улице, никогда не подумаешь, что у большинства из них диагноз – умственная отсталость. Если чем и отличаются от своих сверстников, так это большей ласковостью, послушанием и добротой. У многих из них трудные семьи – пьющие родители, детство, лишенное привычных радостей -материнского тепла, игрушек, доброй сказки и поцелуя на ночь.
Знакомство с 14-й волгодонской школой-интернатом VIII вида помогло в первую очередь избавиться от ставшего стереотипным в нашей стране представления: интернат для умственно отсталых – мрачное, казарменного типа заведение, камера хранения для «убогих».
Доброта и человечность вкупе с педагогическим профессионализмом могут творить чудеса. И тогда интернат превращается в уютный теплый дом, где ребенок не только обретает знания об окружающем мире, выбирает будущую профессию и основательно готовится к ней, но и обретает свое место в жизни.
…Ребята в национальных русских костюмах с хлебом-солью встречают меня.
– Сами испекли к вашему приходу, – говорит директор интерната Татьяна Леонидовна Воронько. – Вообще у большинства наших мальчишек и девчонок золотые руки, а наша задача – помочь им здесь освоить профессию, которая могла бы их кормить во взрослой жизни. Мы выбрали пять основных профилей, востребованных в Волгодонске, – швейное и столярное дело, цветоводство и декоративное садоводство, подготовка младшего обслуживающего персонала (нянечки в больницах, детсадах, домработницы), а у кого есть склонность к творчеству – осваивают лепку из глины и роспись по дереву.
– Между прочим, наши девчонки могут благодаря салону красоты «Ла Мираж Бьюти», – говорит Татьяна Леонидовна, – он стал нашим учебным центром, освоить профессию мастера маникюра и педикюра, по прилежанию и старанию они обгоняют обычных учениц, – радуется за своих подопечных директор.
Здорово помогает интернату и тесное сотрудничество с межшкольным учебным комбинатом «Смена», благодаря этому выпускники Татьяны Леонидовны получают на руки свидетельство о присвоенной профессии. А шефы из Семикаракорского завода фаянсовых изделий предоставляют юным мастерам керамику для росписи. Примечательно, что выпускники, как правило, легко находят работу – они менее требовательны и более старательны, так что за ними чуть ли очередь из работодателей не выстраивается. А то, что в мастерстве они не уступают своим сверстникам, подтверждает областной конкурс «Лучший по профессии», в котором ребята из интерната ежегодно участвуют и частенько занимают призовые места.
Впрочем, дать профессию – не единственная задача педагогов интерната. Не менее важно дать молодому человеку или девушке нравственный стержень, опору, которая бы помогала в такой непростой взрослой жизни. Таким стержнем для многих воспитанниц интерната становится факультативный курс «Домашний очаг», экспериментальная программа которого разработана Ириной Михайловной Денисенко, педагогом интерната. Работа Ирины Михайловны «Долг служения Отечеству» заняла первое место в конкурсе творческих работ педагогов на Всероссийском духовно-просветительском форуме «Глинские чтения» в 2005 году.
– Конечно, главная наша задача – подготовить девушек к семейной жизни, к воспитанию детей, к ведению хозяйства, – рассказывает Ирина Михайловна. – Наши девочки, к примеру, делают приданое для малыша, смотрите, какое красивое лоскутное одеяло получилось. Кроме того, мы знакомим детей с православными праздниками, с бытом и обычаями донских казаков, выпускаем свою газету «Домашний очаг», а это уже привлекает не только девочек, но и мальчишек.
Помимо курса «Домашний очаг» есть в интернате еще и необычный для массовой школы предмет – социально-бытовое ориентирование.
Ведь как бывает с выпускниками интернатов: они привыкают ко всему готовому, не знают самых элементарных вещей – как приготовиться к приему гостей, убрать дом, сварить обед, – говорит Татьяна Леонидовна. – Поэтому мы всему этому ребят учим, конечно, разносолов они не готовят, но пожарить картошку, сварить суп, заварить чай умеют и мальчики, и девочки. Эти уроки – лишь часть детского движения «Дом», созданного преподавателями интерната в рамках детской общественной организации «Надежда». Программа этого движения направлена в первую очередь на практическую подготовку мальчишек и девчонок к самостоятельной жизни и труду.
– И это еще не все, – таинственно улыбаясь, говорит Татьяна Леонидовна, когда мы выходим из кабинета социально-бытового ориентирования (я бы проще сказала, домоводства). – Это необходимый минимум в жизни каждого человека, но ведь как важно, чтобы душа ребенка тянулась к прекрасному. А наши дети, поверьте, не менее талантливы, чем все остальные.
В этом я сполна убеждаюсь, любуясь детскими работами на выставке «Мир глазами детей». Они такие яркие и красочные, что верится – ребята счастливы в этом гостеприимном и уютном доме, здесь они обрели утраченное детство. Оказалось, в интернате работает 23 кружка – вышивание, выпиливание, аппликация, а главное – здесь есть свой школьный кукольный театр.
– Куклы ребята делают сами, мы уже поставили с ними несколько спектаклей – «Кошкин дом», «Бременские музыканты», «Теремок», «Вершки и корешки». Кстати, наши спектакли пользуются просто бешеным успехом у малышей детсадов и младших школьников. А сами артисты помимо славы получают еще от игры и лечебный психологический эффект,- рассказывает директор.
Так, оказалось, психолог интерната использует в своей работе сказкотерапию и куклотерапию, которые подчас оказываются даже более эффективными для социальной реабилитации воспитанников, чем таблетки и процедуры.
– Интернат может гордиться не только театром, тут есть вокальные и танцевальные кружки. Некоторые ребята ходят сразу в несколько кружков. Юных талантов, слава богу, заметили в городе. На городском конкурсе-смотре «Волшебный мир детства» 14-я школа-интернат заняла первое место! А лучшие работы отобрали на выставку в городской художественный выставочный зал.
…Окончив интернат, очень многие ребята часто наведываются сюда в гости, скучают по своим учителям, как по родным.
Волгодонск, Ростовская область
Комментарии