search
main
0

Обретая себя

Дочь учителя продолжает семейную традицию

Учитель начальных классов уфимской школы №112 Анастасия Ногина работает в отрасли недавно. Но, несмотря на небольшой опыт, уже смогла победить в номинации «Педагогический дебют» на конкурсе «Учитель года столицы Башкортостана»-2022. Рецепт успеха в том, что секреты профессионального мастерства она начала познавать еще с детства, ведь Анастасия Ногина – учитель в пятом поколении. А делать уроки интересными ей помогает… строительное образование.

Анастасия Вячеславовна все детство провела в школе с мамой-учительницей: вспоминает, как, отучившись в первую смену, затем сидела у нее на уроках, а повзрослев, даже помогала проверять контрольные работы. Казалось бы, выбор будущей профессии был предопределен. Однако Анастасия с ним не торопилась, именно поэтому у девушки два образования: помимо педагогического университета она окончила строительный колледж по специальности «строительство и эксплуатация зданий и сооружений».

О втором образовании она не жалеет. Педагогическое помогает ей правильно провести урок, работать с детьми, а строительное дает возможность сделать этот урок занимательнее, предложить детям интересные проекты.

Тяжело ли молодому учителю влиться в уже сложившийся коллектив? Благодаря поддержке старших коллег и развитой системе наставничества в школе особых проблем у Анастасии Ногиной не возникло. Конечно, без трудностей не обошлось: тео­рия, как известно, сильно отличается от практики. Девушке нужно было научиться управлять своими эмоциями на уроке, завоевать симпатии ребят, выстроить взаимоотношения с их родителями. С вызовами она успешно справилась.

Участие в городском конкурсе «Учитель года» тоже стало для Ногиной определенным вызовом.

– Для меня участие в конкурсе – это прежде всего возможность развития, – рассказывает девушка. – Чтобы быть интересным ребенку, учителю необходимо постоянно самосовершенствоваться. Как только педагог перестает учиться и совершенствовать свое мастерство, он изживает себя как профессионал. И если ты хочешь воспитать в ребенке определенные личностные качества, то по меньшей мере сам должен этими качествами обладать. С этой точки зрения конкурсы профессионального мастерства – отличная школа педагогического развития.

Во время мастер-класса Анастасия Ногина представила на конкурсе тему «Жизненные задачи как способ формирования математической грамотности младших школьников». Здесь она поделилась с коллегами опытом создания практико-ориентированных, или, другими словами, жизненных, задач. Также педагог активно использует на своих уроках проектную деятельность. Например, создала вместе с третьеклассниками макет учебного кабинета, уменьшенный в масштабе, но приближенный к реальности.

В рамках одного из этапов конкурса «Учитель года столицы Башкортостана» участники обсуждали интервью известного педагога и общественного деятеля Евгения Ямбурга об опасности шаблонов в современном образовании. Задаю Анастасии один из вопросов, озвученных в статье: «Каким должен быть современный учитель?»

– Современный учитель должен обладать целым набором компетенций, – уверена Анастасия Ногина. – Так, Евгений Ямбург в этой статье говорит, что появляется много детей с ограниченными возможностями здоровья. Я в свое время поняла, что мне нужно образование, позволяющее работать с такими ребятами. Поэтому в педагогическом университете выбрала специальность дефектолога. Это дает мне возможность находить подход к таким детям. Как отмечает Евгений Александрович, мало быть учителем-предметником, надо знать еще основы медицины, дефектологии, культурологии, для того чтобы учебный процесс стал действительно интересным, увлекательным и ни один ребенок не чувствовал себя обделенным.

Один из организаторов конкурса профмастерства – Башкирский реском Профсоюза работников народного образования и науки РФ – регулярно проводит семинары в рамках Школы молодого педагога. Начинающие учителя отмечают, что для них одной из основных проблем является взаимодействие с родителями школьников. Анастасия Ногина имеет собственную стратегию работы с ними.

– Я стараюсь сделать родителей учеников своими помощниками и союзниками, – рассказывает она. – Для этого организую помощь родителей в каких-то конкретных школьных и внеклассных делах. Главное – максимально подробно расписать, кто за что отвечает, чтобы каждый родитель чувствовал свою ответственность за порученное дело. Постоянная телефонная связь с родителями ребят также помогает в учительской работе. На самом деле мамы и папы учеников иногда просто не в курсе всех учебных дел. Дети многое от них скрывают, поэтому родителей нужно постоянно вводить в курс дела.

Конечно, в современной школе немало проблем: невысокая зарплата и бумажная нагрузка не последние из них. Несмотря на майские указы президента, зарплату педагогов пока еще сложно назвать конкурентоспособной, а ворох бессмысленных бумаг, в которых тонут учителя, не оставляет им времени ни на что. Видимо, поэтому в школе работают настоящие энтузиасты своего дела. Такие, как Анастасия Ногина.

– Счастье любого учителя – это когда на его урок спешат и боятся опоздать. Не потому что учитель строгий, а потому что боятся пропустить что-то интересное, – уверена Анастасия. – Счастье учителя, когда после урока ученики не уходят из класса, а остаются и задают вопросы. А родители подходят и просто говорят: «Спасибо».

Артур СУНАГАТУЛЛИН, Уфа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте