В Воронеже завершился областной профессиональный конкурс «Наставник36», проведенный по инициативе губернатора Воронежской области Александра Гусева. Для участия в первом, заочном, этапе конкурса подали заявки 120 педагогов-наставников, и только 22 из них жюри выбрало для дальнейших очных состязаний.
Конкурс проходил в пяти номинациях, жюри оценивало актуальность, разработанность, практическую значимость модели наставничества среди педагогов дошкольных образовательных организаций, школ, организаций СПО, а также в сфере дополнительного (общеобразовательные программы) и высшего профессионального образования. По условиям конкурса пять абсолютных победителей – по одному от каждой номинации – получат материальное поощрение в 100 тысяч рублей.
Очные конкурсные испытания торжественно открыла руководитель Департамента образования Воронежской области Наталья Салогубова:
– Конкурс знаковый. Он связан с Годом педагога и наставника и озвучен как новый конкурс на территории Воронежской области непосредственно на открытии Года педагога и наставника губернатором Воронежской области Александром Викторовичем Гусевым. Важность наставничества в жизни каждого человека неоспорима. Поэтому самым главным и основным был выбор направлений, в которых можно увидеть практики положительного наставничества.
Наталья Валерьевна пожелала всем участникам успехов и профессионального развития.
Первый, заочный, тур конкурса состоял из трех испытаний: «Путь к успеху» и «Я наставник» предполагали видеозапись с рассказом каждого участника, а «Презентация практики наставничества» требовала мультимедийной презентации опыта. Прошедшие этот тур 22 наставника на очном испытании должны были рассказать о своем опыте уже перед жюри и коллегами, причем сделать это творчески, наглядно и доказательно. В третий, заключительный, тур под названием «Профессиональный кейс» вышли 11 претендентов, они анализировали предложенную профессиональную ситуацию и определяли лучший вариант решения.
На выступлениях некоторых участников конкурса мы побывали. Ирина Боровкова, педагог-наставник, учитель русского языка и литературы школы №1 города Боброва, заинтересовала присутствовавших сравнением начинающего учителя с человеком, обучающимся вождению автомобиля:
– Ни для кого не секрет, как происходит обучение в автошколе. Ученик изучает всю теоретическую базу, а потом приходит на практические занятия, на которых волнуется, сомневается, все забывает, путает педали тормоза и газа и не понимает, что делать. И тут на помощь ученику приходит инструктор по вождению. У него очень важная миссия, он должен сделать из своего ученика настоящего водителя – научить его безопасному вождению и помочь преодолеть боязнь дороги. В этом случае инструктор по вождению – это наставник. Подобно ему, каждый наставник должен обладать такими качествами, как профессионализм, целеустремленность, терпение и др. Наставник сочетает в себе множество ролей. Он и тьютор, и советчик, и авторитет, но самое главное – он друг! Среди большого разнообразия моделей наставничества важно выбрать именно ту, которая будет эффективна в каждом конкретном случае. И любой наставник должен ответить на три важных вопроса: зачем я буду это делать, что конкретно буду делать и как мои действия помогут моему коллеге?
Ирина Евгеньевна рассказала, что ее наставничество началось в 2018 году. Тогда это была традиционная модель наставничества – молодой специалист и педагог-наставник. Их сотрудничество оказалось плодотворным – стали победителями конкурса «Педагогический дуэт». 2020 год внес коррективы как в жизнь каждого из нас, так и в профессиональную деятельность педагогов. Особую популярность приобрела модель сетевого наставничества. По словам Ирины Боровковой, эту модель она считает наиболее эффективной и реализует ее в трех направлениях. Первое – работает тьютором в рамках курса повышения квалификации на цифровой платформе ДПО. Изучает запросы педагогов, их профессиональные затруднения, организует для них практические занятия, которые могут проходить как в очном формате, так и в дистанционном. Результатом совместной деятельности становится успешное прохождение этими педагогами итоговой аттестации, которая предполагается в конце каждого курса.
Второй момент, на который обратила внимание педагог-наставник, – это как раз те самые затруднения, которые испытывают менее опытные коллеги при освоении курсов. Возможно, более эффективным для них будет не сетевое, а смешанное обучение. В 2021 году Ирина Боровкова победила в конкурсе профессионального мастерства на создание сетевого сообщества и стала руководителем регионального сетевого сообщества «Мастерская по смешанному обучению». Сегодня в этом сообществе 147 педагогов Воронежской области, для них проходят профконкурсы, мастер-классы, устраиваются дискуссионные площадки.
– И здесь моя задача как наставника не только передать свой опыт по освоению новых технологий, но и приобрести новый опыт у своих коллег. Так как единое образовательное пространство – это возможность развития каждого учителя, – говорит Ирина. – И третье направление, которое я реализую в рамках модели сетевого взаимодействия, – я являюсь наставником муниципального сетевого профориентационного центра «Лифт в будущее». Это направление я открыла в начале нынешнего учебного года. Нашей школе присвоен статус инновационной площадки, она объединяет все общеобразовательные учреждения Бобровского района. Мы понимаем, что вопрос профориентации в образовании стоит остро, не все педагоги могут грамотно построить свою работу по профориентации. И моя задача как наставника – объединить всех участников образовательных отношений, а для педагогов проводятся мастер-классы, устраиваются тренинги.
Не менее интересным было выступление учителя начальных классов Аннинского лицея, педагога-наставника Марины Белокопытовой. Кропотливую работу наставника с молодым специалистом Марина Николаевна сравнила с процессом созревания меда в сотах. Но двум пчелам создать продукт высокого качества очень сложно, для этого необходима активная работа всего улья. То есть всего педагогического коллектива. Поэтому с 2017 года в лицее в наставничестве используется кластерный подход. Участниками кластера была разработана и опробована модель школы персонального роста как для молодых, так и для опытных педагогов. Работа строится на основе пяти взаимосвязанных направлений: школ обретения мастерства, профессионального сотрудничества, передового опыта, профессионального творчества и профессионального саморазвития. Отправной точкой практики наставничества в лицее стала школа обретения мастерства, в которой оказывают помощь молодым специалистам, используя новую сформированную модель с вовлечением молодого специалиста и его наставника в работу того или иного школьного кластера.
Юлия Волковая, педагог-наставник, старший воспитатель павловского детского сада «Мозаика», рассказала о системе наставничества в этой дошкольной организации. Юлия Валерьевна 18 лет проработала в дошкольном образовании и уже пять лет является педагогом – наставником начинающих коллег. В этом детском саду разработана и действует комплексная инновационная модель «Игропад «Мозаика». По словам педагога, дети здесь живут свободно, перемещаются по всему пространству детского сада, сами выбирают место, где и с кем будут работать, вместе определяют цели своей работы и двигаются к их решению. Конечно, работа в данном случае – это больше игра, но для самих детей такая форма деятельности очень привлекательна.
Павловский детский сад открылся в 2016 году, а по новой модели работает с 2017 года. Первые выпускники уже прошли полный дошкольный курс и обучаются в школе, учителя очень довольны, есть и отличные отзывы о подготовке детей, и положительные эффекты.
– Дети очень социализированные, свободно общаются, не боятся высказывать и защищать свое мнение, могут презентовать результаты деятельности, – поясняет Юлия Волковая. – Чтобы добиться подобного результата, педагоги должны уметь работать в рамках новой модели, поэтому система наставничества в нашей дошкольной организации постоянно развивается.
Татьяна МАСЛИКОВА, Воронеж, фото автора
Комментарии