БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение технологии на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение представлений о различных методах проектной деятельности;
· овладение опытом проектирования и изготовления личностно и общественно значимых объектов труда;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в ходе деятельности по проектированию материального объекта или услуги;
· формирование способности к самостоятельному поиску и решению практических задач в сфере технологической деятельности;
· приобретение основ компетентности в сфере деятельности на рынке труда, товаров и услуг.
Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигаются в результате освоения следующего содержания образования.
Учебная деятельность на занятиях по технологии строится в соответствии со структурой технологии проектирования и создания материальных объектов или услуг. Она включает в себя: обоснование идеи продукта труда и целей проектирования; планирование проектной деятельности; проектирование продукта труда и соответствующей технологии его создания; деятельность по созданию продукта труда; анализ и оценку достижения цели проектирования; разработку предложений по продвижению продукта труда на рынке товаров и услуг.
В процессе проектной деятельности учащимися осуществляется оценка возможностей построения своей профессиональной карьеры.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ МАТЕРИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ ИЛИ УСЛУГ
Выдвижение идеи продукта труда и анализ его востребованности потенциальными потребителями. Описание потребительских качеств предлагаемого материального объекта или услуги. Моделирование функциональных, эргономических и эстетических качеств объекта труда. Выбор технологий, средств и способов реализации проекта. Оценка возможного объема выпуска продукта труда и экономической эффективности проекта.
Планирование проектной деятельности. Выбор путей и способов реализации проектируемого материального объекта или услуги.
Поиск источников информации для выполнения проекта с использованием ЭВМ. Применение основных методов творческого решения практических задач для создания продуктов труда. Документальное представление проектируемого продукта труда с использованием ЭВМ. Выбор способов защиты интеллектуальной собственности. Оценка качества проекта.
Комплектование трудового коллектива и распределение обязанностей для выполнения проекта. Организация рабочих мест и технологического процесса создания продукта труда. Выполнение операций по созданию продукта труда. Контроль промежуточных этапов деятельности. Соблюдение трудовой, технологической дисциплины, культуры труда, правил безопасности труда.
Оценка качества материального объекта или услуги, технологического процесса и результатов проектной деятельности. Проведение экспертизы проекта и результатов труда.
Выбор видов и средств рекламы. Разработка возможных форм продвижения продукта труда на рынке товаров и услуг. Презентация проекта и результатов труда.
В процессе изучения технологии учащиеся должны выполнить учебный проект в соответствии со своими познавательными интересами и имеющимися возможностями. Темы проектов могут быть выбраны по следующим примерным направлениям.
Человек – техника
Установки для лабораторных исследований.
Учебное оборудование для кабинетов и мастерских.
Наглядные и технические средства обучения.
Приборы для автоматического регулирования.
Действующие модели технических устройств.
Инструменты, оборудование и техника для сельскохозяйственных работ.
Устройства и приспособления для облегчения быта инвалидов.
Устройства и приспособления для бытовых нужд.
Человек – природа
Выращивание новых для региона сельскохозяйственных культур.
Апробация новых технологий выращивания сельскохозяйственных культур.
Выращивание лекарственных или экзотических растений.
Экологическая безопасность школьных и жилых помещений, близлежащих территорий.
Мероприятия по охране окружающей среды.
Разведение домашних животных.
Человек – знаковая система
Выпуск печатной продукции с помощью настольной типографии.
Создание баз данных.
Разработка рекламной продукции.
Разработка товарных знаков, эмблем, пиктограмм.
Человек – человек
Разработка игр для детей.
Разработка и проведение школьных праздников (памятные даты, встречи с ветеранами, карнавалы).
Организация приема гостей.
Проведение развивающих занятий с детьми младшего возраста.
Человек – художественный образ
Разработка сувениров.
Разработка украшений из поделочных материалов.
Разработка декоративных предметов прикладного назначения.
Оформление жилых и служебных помещений.
Наружное оформление сельского дома, дачи.
Ландшафтный дизайн.
Фитодизайн школьного и домашнего интерьера.
Разработка моделей одежды и аксессуаров.
Разработка моделей мебели.
ОЦЕНКА ВОЗМОЖНОСТИ ПОСТРОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КАРЬЕРЫ
Поиск и анализ информации о рынке труда, спросе и предложении рабочей силы, о путях профессионального образования и трудоустройства. Уточнение и корректировка профессиональных намерений. Подготовка резюме и формы самопрезентации для трудоустройства. Сравнение различных форм найма при трудоустройстве с позиций социально-экономической защищенности работника.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения технологии ученик должен
Знать и понимать:
· методы изучения потребительских предпочтений;
· формы рекламы;
· основные этапы проектной деятельности;
· способы организации коллективной работы;
· источники информации о вакансиях для профессионального образования и трудоустройства;
· формы найма и виды документов при оформлении на работу.
Уметь (владеть способами деятельности):
· оценивать потребительские качества товаров и услуг;
· изучать потребности потенциальных покупателей на рынке товаров и услуг;
· осуществлять анализ экономической целесообразности создания материального объекта или услуги;
· составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда;
· проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности;
· организовывать рабочие места; выбирать средства и методы реализации проекта;
· создавать спроектированный материальный объект или услугу;
· разрабатывать варианты рекламы;
· планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг;
· уточнять и корректировать профессиональные намерения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· методы проектирования для повышения эффективности своей практической деятельности;
· методы сбора данных для изучения потребностей в товарах и услугах;
· умение распределять обязанности при коллективной форме труда;
· методы работы с информацией;
· формы составления резюме и проведения самопрезентации; варианты и формы трудоустройства.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение технологии на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· углубленная технологическая подготовка в выбранном направлении профессиональной деятельности;
· освоение практического опыта деятельности в выбранном направлении технологической подготовки;
· формирование творческих способностей, представлений о различных методах творческой деятельности при проектировании и изготовлении материального объекта или услуги;
· развитие профессиональных интересов, готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования и продвижению к профессиональной карьере;
· приобретение основ компетентности в сфере деятельности на рынке труда и образовательных услуг.
Реализация указанных целей и формирование названной компетентности достигаются в результате освоения следующего содержания образования.
Профессиональная подготовка учащихся организуется по профессиям и специальностям, которые должны:
· соответствовать познавательным интересам и запросам учащихся;
· включать обучение умениям и навыкам, полезным в быту и повседневной жизни;
· соответствовать условиям труда, отвечающим санитарным нормам и правилам для учащихся данного возраста;
· предусматривать использование инструментов, материалов, оборудования, отвечающих возрасту учащихся и не наносящих вред их здоровью;
· обеспечивать возможность обучения по ускоренным формам организации учебного процесса.
Профессиональная подготовка в школах с технологическим профилем обучения осуществляется по следующим направлениям, профессиям и специальностям1:
· в сфере управления: бухгалтер; счетовод; делопроизводитель; секретарь; секретарь-машинистка; секретарь-референт; машинистка; машинистка, работающая с иностранным языком;
· в сфере проектирования: чертежник; исполнитель художественно-оформительских работ; реставратор тканей, гобеленов, ковров; реставратор архивных и библиотечных материалов;
· в сфере материально-технического обеспечения: агент по снабжению; заготовитель продуктов и сырья;
· в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства: токарь; фрезеровщик; слесарь; монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов; оператор станков с числовым программным управлением; электромонтажник-наладчик; сборщик электроизмерительных приборов; пекарь; кондитер; швея; вязальщица трикотажных изделий; вышивальщица; оператор швейного оборудования; модистка головных уборов; овощевод; пчеловод; кроликовод; птицевод; тракторист; слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования;
· в сфере строительных и ремонтных работ: печник; маляр (строительный); облицовщик-мозаичник; облицовщик-мраморщик; облицовщик-плиточник; облицовщик синтетическими материалами; штукатур; столяр строительный; столяр судовой; плотник; паркетчик; монтажник внутренних санитарно-техническим систем;
· в сфере телекоммуникаций и информационных технологий: оператор ЭВМ (компьютерные сети, компьютерная графика); телеграфист; оператор связи; телефонист; радиооператор;
· в сфере коммерции: продавец непродовольственных товаров; продавец продовольственных товаров; официант; бармен; агент страховой, рекламный; контролер-кассир;
· в сфере сервиса: слесарь по ремонту автомобилей; слесарь-сантехник; переплетчик; ювелир; обувщик по ремонту обуви; обойщик мебели; часовщик по ремонту механических часов; часовщик по ремонту электронных и кварцевых часов; радиомеханик по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры (видеотехники); слесарь-ремонтник; водитель автомобиля; киномеханик; парикмахер; фотограф; портной; обувщик по ремонту обуви; декоратор витрин; социальный работник; рабочий зеленого хозяйства; цветовод;
· в сфере декоративно-прикладного искусства: выжигальщик по дереву; резчик по дереву и бересте; кружевница; гончар; изготовитель художественных изделий из бересты; изготовитель художественных изделий из лозы; изготовитель художественных изделий из дерева; чеканщик художественных изделий.
Профессиональная подготовка в школах с технологическим профилем обучения может осуществляться и по другим, востребованным в регионах профессиям и специальностям. При этом наименование профессий, специальностей для профессиональной подготовки учащихся, время (сроки) обучения должны соответствовать “Общероссийскому классификатору профессий рабочих должностей, служащих и тарифных разрядов”.
Минимум содержания основных образовательных программ по указанным профессиям задается соответствующими разделами Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования. Для профессий, не включенных в данный стандарт, минимум содержания образовательных программ определяется на основе профессиональных характеристик, представленных в “Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих и служащих (ЕТКС)”.
Для получения документа государственного образца о присвоении квалификации профессиональная подготовка в профильных школах завершается по желанию учащихся и их родителей сдачей квалификационных экзаменов на 2-3-й разряд в зависимости от сложности профессии в соответствии с требованиями ЕТКС.
По итогам изучения технологии в профильной школе и результатам квалификационных испытаний выпускникам, наряду с занесением оценки в итоговый документ об окончании школы, выдается свидетельство государственного образца о профессиональной подготовке либо справка о завершении профильного курса обучения.
Профессиональная подготовка учащихся профильных школ проводится на базе школьных (межшкольных) учебно-производственных мастерских, межшкольных учебных комбинатов, учебных цехов (участков), учреждений начального профессионального образования, организаций и учреждений, имеющих соответствующую материально-техническую базу, а также в порядке индивидуальной подготовки у аттестованных специалистов, имеющих соответствующие лицензии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения технологии ученик должен
Знать и понимать:
· основные этапы производственного процесса;
· современные материалы, средства и способы их обработки;
· рациональные формы организации и способы труда;
· правила безопасного труда, производственной санитарии и гигиены;
· содержание и условия труда по конкретной профессии;
· требования, предъявляемые к работнику конкретной профессии;
· виды деятельности на рынке труда.
Уметь (владеть способами деятельности):
· использовать технико-технологическую документацию в профессиональной деятельности, приемы профессионального труда;
· оценивать процесс и результаты труда по установленным требованиям и нормативам;
· планировать изготовление продукта труда;
· организовывать рабочее место;
· выбирать средства и методы работы;
· выполнять заданный технологический процесс;
· применять приемы поиска и устранения брака;
· уточнять и корректировать профессиональные намерения;
· использовать методы поиска работы и трудоустройства.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для работы с необходимой информацией;
· уточнения планов трудовой деятельности и профессионального образования;
· выбора видов и форм индивидуальной трудовой деятельности;
· составления резюме и проведения самопрезентации; подбора вариантов и форм трудоустройства.
Требования к уровню профессиональной подготовки учащихся определяются содержанием соответствующих разделов Государственного образовательного стандарта начального профессионального образования и требованиями ЕТКС на начальный квалификационный разряд.
Комментарии