search
main
0

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ1
Изучение русского языка на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание школьника – гражданина, патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;
· развитие способности адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности;
· совершенствование общеучебных, интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития;
· дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей:
– Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
– Лингвистическая и языковая компетентность обеспечивают формирование целостного представления о русском языке как системе, его функциях, устройстве; повышение культуры владения языком, совершенствование умений и навыков нормативного использования языковых средств.
– Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Коммуникативная компетентность
Речь и речевое общение
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо.
Развитие навыков монологического и диалогического высказывания в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной сферах общения.
Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста.
Текст как единица речи
Основные закономерности построения текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных типов, стилей и жанров.
Основные приемы информационной переработки текста.
Культура речи
Литературный язык и его нормы (орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические), их применение в речевой практике.
Основные орфографические и пунктуационные нормы, их применение.
Основные коммуникативные качества речи (логичность, точность, уместность) и их оценка.
Культура разговорной речи.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Составление и использование деловых документов различных жанров.
Нормативные словари современного русского языка и справочники; их использование.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ И ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Общие сведения о языке
Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая.
Осознание роли языка в основных сферах человеческой деятельности.
Язык как система
Система языка, ее устройство, функционирование; обобщение знаний о единицах и уровнях языка, их связях и отношениях.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка.
Функционально-стилистическая система русского языка.
Анализ, оценка языковых явлений и фактов с прагматической и эстетической точек зрения. Коммуникативно-целесообразное использование языковых средств в речевой практике.
Лингвистический анализ текстов различных типов, разновидностей языка и функциональных стилей.
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов России.
Соблюдение норм речевого этикета в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения
Сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков.
Перевод с родного языка на русский небольших текстов разных стилей и типов речи.
Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
· основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского, других народов России;
· смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты; литературный язык; языковая норма и ее типы; культура речи;
· орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; речевые нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения;
· сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков1; русского и родного речевого этикета.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· анализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и функционально-стилистических качеств;
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
· проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
· переводить с родного языка на русский небольшие тексты разных стилей и типов речи2.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста; владеть основными приемами информационной переработки текста;
· создавать тексты разных типов, стилей и жанров;
· использовать лексическую и грамматическую синонимию;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
· применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· извлекать необходимую информацию из разных источников (учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, Интернет).

Профильный уровень

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ3
Изучение русского языка на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание школьника – гражданина, патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности;
· формирование готовности к получению профильного высшего образования, подготовка к формам учебно-познавательной деятельности в вузе;
· совершенствование общеучебных интеллектуальных, организационных, информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; индивидуальной, групповой, проектной деятельности; разных способов организации интеллектуальной деятельности; самоконтроля и взаимопроверки; ориентации в информационных базах данных;
· дальнейшее развитие коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей.
– Коммуникативная компетентность обеспечивает совершенствование умений и навыков общения в социально-бытовой, социально-культурной, официально-деловой сферах общения; овладение формами речевого общения в учебно-научной сфере деятельности; развитие умений и навыков работы с учебно-научным текстом, с различными источниками научно-технической информации; совершенствование умений информационной переработки текста.
– Лингвистическая и языковая компетентности обеспечивают расширение лингвистического кругозора, формирование языкового вкуса, углубление знаний о языке как полифункциональной системе, ее устройстве и функционировании; повышение культуры владения языком; совершенствование умений и навыков анализа и оценки языковых явлений и фактов в текстах разных стилей и жанров с прагматической и эстетической точек зрения.
– Культуроведческая компетентность обеспечивает осознание русской языковой картины мира, овладение культурой межнационального общения.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Коммуникативная компетентность
Речь и речевое общение
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Монологическая и диалогическая речь. Совершенствование навыков монологической речи, ситуативного диалога развернутой формы в социально-бытовой, социально-культурной, деловой сферах общения.
Особенности различных видов речевой деятельности: говорения, письма, аудирования (слушания) и чтения. Совершенствование всех видов речевой деятельности.
Разные виды чтения и их использование в зависимости от коммуникативной установки, характера текста.
Текст как единица речи
Закономерности построения текста.
Совершенствование умения создавать тексты разных типов, стилей и жанров.
Основные виды информационной переработки текста.
Культура речи
Основные аспекты культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический.
Языковая норма и ее типы. Орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические, интонационные нормы4.
Принципы русского правописания. Основные орфографические и пунктуационные нормы и их применение. Трудные случаи орфографии и пунктуации.
Варианты норм и их оценка. Разграничение вариантов норм и речевых нарушений. Выбор языкового варианта, адекватного условиям речевого общения. Современные тенденции в развитии нормы.
Основные коммуникативные качества речи (логичность, точность, уместность) и их оценка.
Культура разговорной речи.
Культура учебно-научной речи.
Культура деловой речи.
Культура публичного выступления.
Нормативные словари современного русского языка и справочники; их использование.

Лингвистическая и языковая компетентность
Общие сведения о языке
Язык как знаковая система. Языки естественные (национальный, государственный, мировой язык, язык межнационального общения) и искусственные (языки программирования, информационные языки).
Основные функции языка: коммуникативная, познавательная, национально-культурная, эстетическая.
Осознание роли языка в основных сферах человеческой деятельности.
Русский язык как один из индоевропейских языков.
Этапы исторического развития русского языка. Развитие русского языка на современном этапе.
Русский язык в современном мире.
Язык как система
Система языка, ее устройство, функционирование; обобщение и углубление знаний о единицах и уровнях языка, их связях и отношениях.
Лексическая и грамматическая синонимия русского языка.
Анализ, оценка языковых явлений и фактов с прагматической и эстетической точек зрения. Коммуникативно-целесообразное использование языковых средств в речевой практике.
Функционально-стилистическая система русского языка. Разговорная речь; учебно-научный, публицистический, деловой стили; их языковые особенности. Язык художественной литературы, его особенности. Филологический анализ художественного текста.
Язык средств массовой информации.
Лингвистический анализ текстов различных типов, функциональных стилей и разновидностей языка.
Культуроведческая компетентность
Язык и культура
Взаимосвязь языка и культуры, отражение в языке материальной и духовной культуры русского и других народов России. Концепты русской культуры и их отражение в языке.
Соблюдение норм речевого этикета в социально-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения
Общая лексика русского языка и языков народов России.
Влияние русского языка на становление и развитие других языков России.
Перевод с родного языка на русский текстов разных типов, стилей и жанров.
Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.

Требования к уровню подготовки выпускников СТАРШЕЙ школы
В результате изучения русского языка на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
· смысл понятий: языки естественные и искусственные; национальный, государственный, мировой язык и язык межнационального общения; речевая ситуация и ее компоненты; культура речи и ее основные аспекты; языковая норма и ее типы;
· основные функции языка; связь языка и истории, культуры русского и других народов России;
· особенности развития русского языка на современном этапе;
· системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц;
· основные особенности функциональных стилей русского языка;
· нормы современного русского литературного языка; принципы русского правописания и основные орфографические и пунктуационные нормы; современные тенденции в развитии норм русского литературного языка;
· выразительные возможности и стилистические ресурсы русского языка;
· закономерности построения текста;
· сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем русского и родного языков; систем речевого этикета русского и родного языков5.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· анализировать основные единицы языка с точки зрения соблюдения норм и функционально-стилистических качеств;
· характеризовать взаимосвязь единиц разных уровней языка;
· оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности в достижении поставленных коммуникативных задач в различных ситуациях и сферах общения;
· использовать лексическую и грамматическую синонимию в собственной речевой практике; использовать приемы редактирования текста;
· проводить лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей;
· переводить с родного языка на русский и с русского на родной тексты разных типов, стилей и жанров6.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания в социально-бытовой, учебно-научной и деловой сферах общения; создавать устные и письменные высказывания по избранному профилю; выступать с докладом, рефератом, рецензией; участвовать в дискуссии, споре, полемике;
· использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) литературы по избранному профилю; владеть различными способами информационной переработки текста;
· создавать тексты разных типов, стилей и жанров;
· применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; соблюдать нормы речевого этикета в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
· применять орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
· проводить лингвистический анализ текстов различных разновидностей языка и функциональных стилей;
· извлекать необходимую информацию из разных источников (учебно-научных, публицистических текстов, справочной литературы, средств массовой информации, Интернета); пользоваться учебно-научной литературой по избранному профилю.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте