БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение права на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· развитие основ правовой культуры учащихся, создание условий для формирования у них собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности, правомерной реализации ее гражданской позиции, а также выполнения различных социальных ролей в динамично меняющемся обществе;
· освоение знаний о правовых принципах, нормах и институтах, необходимых для эффективного использования и защиты своих прав, реализации правомерных моделей поведения в обществе и подготовки к продолжению социально-гуманитарного образования в системе профессионального образования;
· приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для эффективного действия в типичных нормативно урегулированных ситуациях, а также в ситуациях, не имеющих стандартного решения;
· овладение умениями применять полученные знания и освоенные способы деятельности для анализа социальных и правовых норм относительно конкретных условий их реализации, в том числе в ситуациях, имеющих несколько правильных решений, выбора правомерных моделей поведения, выстраивания конструктивного взаимодействия с людьми, прогнозирования последствий принятых решений;
· развитие личности в период достижения полной правосубъектности, правосознания и основ правовой культуры, способностей к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, личностному самоопределению и самореализации;
· воспитание гражданской ответственности, уважения к праву, приверженности демократическим правовым принципам, культуры поведения в рамках общепринятых норм и правил;
· приобретение компетентности в социально-правовой сфере, в том числе:
– информационно-познавательной компетентности (систематизированных знаний об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность общества и государства, взаимоотношения органов государственной власти и граждан; о содержании прав и свобод человека, способах их реализации и защиты; о правовых формах участия граждан в управлении; о системе права, его применении и основных правовых институтах и процедурах, о правовой системе России; а также навыков поиска, анализа, интерпретации и применения полученной правовой информации);
– ценностно-ориентационной компетентности (осознание и принятие основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе; ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности общества; правопорядка и законности; понимания необходимости правомерного поведения, неприятия асоциального поведения как фактора разрушения общества; формирования с учетом этого собственных установок и ценностных ориентаций);
– регулятивно-поведенческой компетентности (наличие позитивных правовых установок, готовности следовать общепринятым нормам поведения, принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия, нести ответственность за свои действия; навыков разрешения конфликтов правовыми средствами; обращения за квалифицированной юридической помощью);
– коммуникативной компетентности (приобретение готовности к конструктивному правовому взаимодействию, ведению переговоров, поддержанию диалога; аргументации и презентации собственной точки зрения; достижению договоренностей).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Ценностные ориентиры
Демократическое правовое государство. Взаимная ответственность гражданина и государства. Правомерное поведение. Правовая защищенность личности. Правовая культура.
Знания
Место права в системе социального регулирования общества. Особенности системы российского права. Юридические документы в реализации права. Конституционный статус государственной власти в России. Принятие законов в России. Избирательные системы, их виды. Объединения граждан. Порядок приобретения и утраты гражданства. Воинская обязанность, альтернативная служба. Гарантии прав и свобод граждан. Право на обращение в суд. Защита прав в пределах России и в международных судах.
Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность, ее виды. Основные виды договоров. Защита прав потребителей. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Юридические формы предпринимательства. Государство как субъект экономических отношений. Бюджет. Права и обязанности налогоплательщика. Правовое регулирование денежного обращения. Права вкладчика. Права акционеров.
Занятость и трудоустройство. Виды и содержание трудовых договоров. Порядок оформления приема на работу и расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты. Пенсионная система. Виды и правила страхования. Страховой полис.
Споры, порядок их рассмотрения, способы защиты нарушенных гражданских и трудовых прав. Правила поведения в правоохранительных органах.
Основы международного права.
Способы деятельности
Самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации. Анализ текстов нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, избирателя, потребителя, работника, налогоплательщика. Формулирование и защита собственной точки зрения с использованием правовых норм. Применение полученных знаний для выбора правосообразного способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях.
Опыт
Приобретение опыта: поиска и получения правовой информации; применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях; формулирования правил и норм в конкретных ситуациях, составления типовых договоров (купли-продажи, мены, дарения); правомерного поведения, в том числе реализации и защиты прав потребителя, учащегося; обсуждения актуальных правовых проблем; оценки собственных действий и действий других с точки зрения соответствия их действующему законодательству.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения права ученик должен
Знать и понимать:
· особенности системы российского права, порядок принятия законов, формы и процедуры избирательного процесса в России; механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина, порядок действий в случае нарушения прав; содержание прав, обязанностей и ответственности гражданина, избирателя, налогоплательщика, собственника, работника, потребителя и способы их защиты; правовые формы воздействия государства на экономику, организационно-правовые формы предпринимательства; принципы международного права.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать: конституционный статус государственной власти в Российской Федерации; порядок приобретения и утраты гражданства; порядок деятельности исполнительной и судебной властей, правоприменительных органов; порядок организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, забастовок; правовое регулирование денежного обращения; порядок формирования и принятия бюджета; виды, порядок заключения и расторжения трудовых договоров; порядок получения платных образовательных услуг; порядок назначения и выплаты пенсии; виды и правила страхования; порядок рассмотрения и защиты гражданских и трудовых прав; формы социальной защиты; общепризнанные нормы международного права;
· объяснять содержание основных правовых понятий и категорий (правовой статус, компетенция, полномочия, юридические документы, сделка, юридическое лицо, решение суда); принципов судопроизводства; принципа свободы договора; отличия правового статуса индивидуального предпринимателя; приводить примеры реализации и защиты прав вкладчиков, акционеров, действия доверенности, взимания и уплаты налогов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для различения полномочий судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; способов выдвижения кандидатов и обжалования результатов выборов; видов собственности, договоров, ценных бумаг, налогов, страхования, юридических лиц; для определения способов реализации прав потребителя; способов и порядка разрешения гражданских и трудовых споров; защиты нарушенных прав.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение права на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы знаний о праве как науке, о правовых принципах, нормах и институтах, необходимых для эффективного использования и защиты своих прав, реализации правомерных моделей поведения в обществе и подготовки к продолжению социально-гуманитарного образования в системе профессионального образования;
· приобретение опыта применения способов познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимых для полноправного участия в жизни общества и государства;
· овладение умениями применять полученные знания и освоенные способы деятельности для решения типичных познавательных и практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных задач в образовательном процессе;
· развитие личности в период достижения полной правосубъектности, правосознания и основ правовой культуры, способностей к самостоятельному принятию решений и ответственному действию, личностному самоопределению и самореализации;
· воспитание гражданской ответственности, уважения к праву, приверженности демократическим правовым принципам, культуры поведения в рамках общепринятых норм и правил;
· приобретение компетентности в социально-правовой сфере, в том числе:
– информационно-познавательной компетентности систематизированных знаний об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность общества и государства, о системе права, его применении и основных правовых институтах и процедурах, современных правовых системах; о юриспруденции, отраслях права, основных юридических профессиях, а также освоение способов познавательной деятельности, необходимых для дальнейшего обучения и профессионального становления);
– ценностно-ориентационной компетентности (осознание и принятие основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе; ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности общества; правопорядка и законности; особой социальной значимости и ответственности юридической профессии, правовой компетентности, формирование с учетом этого собственных установок и ценностных ориентаций, осуществление профессионального самоопределения);
– регулятивно-поведенческой компетентности (развитие позитивных правовых установок, готовности следовать общепринятым нормам поведения, принимать самостоятельные решения, прогнозировать их последствия; нести ответственность за свои действия, разрешать конфликты правовыми способами);
– коммуникативной компетентности (готовности к: конструктивному правовому взаимодействию; ведению переговоров; поддержанию диалога, дискуссии; формулированию, аргументации и презентации собственной точки зрения; достижению договоренностей).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Ценностные ориентиры
Право. Правовая компетентность. Юридические профессии. Правовая культура.
Знания
Система права. Формы права. Нормы, институты и основные отрасли права. Публичное и частное право. Источники права. Правоотношения. Правонарушения и юридическая ответственность. Правовые системы современности. Особенности российской системы права. Правотворчество. Система законодательства. Социально-юридические особенности реализации права1. Юридическая деятельность как форма реализации права. Основные юридические профессии. Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство.
Право и государство. Основы конституционного права. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации.
Понятие и предмет административного права. Понятие и основания административной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях. Понятие и предмет уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие и признаки преступления.
Понятие гражданского права. Общая характеристика субъектов и объектов гражданско-правовых отношений. Право собственности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Сделки. Основания недействительности сделок. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Понятие и предмет трудового права. Трудоустройство и занятость. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Защита трудовых прав. Правовые основы социальной защиты. Пенсионная система. Виды и правила страхования.
Понятие семейного права. Брак. Права, обязанности и ответственность членов семьи.
Понятие и предмет экологического права. Понятие и система международного права. Субъекты международного права. Международный договор. Международные документы о правах человека. Международный механизм в области защиты прав человека.
Способы деятельности
Ознакомление со спецификой основных юридических профессий. Самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации. Сравнительный анализ правовых понятий и норм. Объяснение смысла конкретных правовых норм, характеристика содержания текстов нормативных актов. Выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Самостоятельное составление отдельных видов юридических документов. Применение правовых норм для решения учебных и практических задач. Осуществление исследований в учебных целях. Анализ собственных профессиональных склонностей, способов их развития и реализации.
Опыт
Приобретение опыта: применения юридического понятийного аппарата; оценки собственных действий с точки зрения их соответствия действующему законодательству; применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях; самостоятельного учебного исследования правовых казусов и принятия соответствующих решений; выполнения ролей адвоката, судьи, прокурора, нотариуса, следователя, юрисконсульта в смоделированных ситуациях; представления результатов самостоятельного учебного исследования и ведения дискуссии.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения права ученик должен
Знать и понимать:
· происхождение государства и права, систему и структуру права, понятие и предмет основных отраслей права; отличительные черты системы российского права; содержание юридической деятельности, понятие и принципы правосудия; содержание прав и свобод человека, способы международной защиты прав человека; принципы международного права.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать право как элемент культуры общества, источники права; систему законодательства, основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; конституционный статус государственной власти в Российской Федерации; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; порядок деятельности судебной власти, правоприменительных органов; основные юридическое профессии; механизм реализации и защиты прав; избирательный процесс в России; правовые формы воздействия государства на экономику; порядок рассмотрения и защиты гражданских и трудовых прав; формы социальной защиты;
· объяснять: содержание основных правовых понятий и категорий основных отраслей права; взаимосвязь государства и права; способы реализации прав; условия наступления юридической ответственности; понятие и признаки преступления; особенности различных видов судопроизводства; порядок и условия получения платных образовательных услуг; порядок назначения и выплаты пенсии. Приводить примеры: различных правоотношений, правонарушений; видов ответственности, правоприменения; современных правовых систем; юридической деятельности; реализации основных конституционных прав; заключения на различных условиях трудовых договоров; взимания и уплаты налогов; признания сделок недействительными; общепризнанных принципов и норм международного права.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для различения оснований возникновения ответственности; основания и порядка назначения наказания; полномочий судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; способов выдвижения кандидатов и обжалования результатов выборов; выдвижения законодательных инициатив; способов и порядка разрешения споров; способов защиты нарушенных прав; организационно-правовых форм юридических лиц, основных видов договоров и их существенных условий.
Комментарии