search
main
0

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЮ (включая экономику и право)

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение обществоведения на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы знаний о социальной деятельности человека, об обществе, его духовно-нравственной, экономической, социальной и политической сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального и высшего образования или путем самообразования;
· ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;
· овладение умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических задач в области социальных отношений;
· развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной культуры и социального мышления, развитие интереса к изучению дисциплин социально-экономического и гуманитарного цикла; способности к личному самоопределению и самореализации;
· воспитание российской идентичности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, гражданственности, правосознания, социальной ответственности;
· приобретение компетентности:
– в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (нравственное и правомерное поведение, грамотное взаимодействие с важнейшими социальными и правовыми институтами);
– в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий (толерантное поведение, конструктивное взаимодействие);
– в сфере познавательной деятельности (способность к самостоятельному получению информации из адаптированных философских, научных, публицистических, статистических, правовых и иных текстов);
– в сфере трудовой деятельности (заключение и добросовестное исполнение трудового договора; соблюдение правил трудовой дисциплины; пользование льготами для работников, совмещающих работу с учебой);
– в семейно-бытовой сфере (поведение, сообразующееся с нравственными и правовыми нормами, активное участие в жизни семьи и решении ее проблем);
– в сфере массовой коммуникации (способность находить необходимую социальную информацию, критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ
Ценностные ориентиры
Общество, ориентированное на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Человек, его жизнь и свободное развитие. Человеческая индивидуальность. Социальная ответственность личности. Истина, стремление к ее поиску. Духовная культура. Добро и справедливость. Социальная справедливость. Демократия. Семейный долг, забота о членах семьи.
Знания
Общество как сложная динамическая система. Социальные институты. Многовариантность общественного развития. Сущность общественного прогресса, его противоречивость.
Человек в системе социальных связей. Деятельность и сознание. Менталитет общества и сознание человека. Социальные роли в юношеском возрасте. Самореализация личности. Свобода выбора и ответственность личности. Познавательная деятельность человека. Критерии истины. Многообразие человеческого знания.
Культура и духовная жизнь. Молодежная субкультура. Основные категории и ценности морали. Общественная значимость и личностный смысл образования и самообразования. Религия, ее место в жизни общества.
Социальная структура и стратификация. Социальные взаимодействия. Семья как социальный институт. Этническое многообразие современного мира. Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления. Социальный контроль. Девиантное поведение, его социальная опасность, профилактика.
Политика как социальное явление. Политическая система, ее структура и функции. Государство как политический институт. Демократия и тоталитаризм. Политическая идеология. Типология политических партий. Партийные системы. Политический процесс. Личность и политика.
Способы деятельности
Применение системного подхода при изучении общества. Ориентация в общественных событиях и процессах. Оценка деятельности людей, ее мотивов и результатов с использованием полученных знаний. Сравнение различных видов и форм познания. Применение исторического подхода при изучении культуры, науки, религии, морали. Наблюдение, сбор и обработка информации о социальных процессах и явлениях, политической жизни общества. Работа с адаптированными источниками информации об обществе, человеке, его познавательной и практической деятельности, о духовной жизни человека и общества, социальном развитии, политических процессах и явлениях; со статистическим данными, отражающими динамику в социальной, политической и духовной жизни общества, с материалами периодической печати. Самостоятельное решение познавательных и практических задач, связанных с проблемами человека, социальной, политической и духовной жизнью общества.
Опыт
Осмысление опыта взаимодействия с основными социальными институтами, путей самореализации, собственной познавательной деятельности, проявлений молодежной субкультуры, осуществления типичных для юношеского возраста социальных ролей. Совершенствование опыта самопознания, получения социально-политической информации из адаптированных источников. Формирование опыта разработки программы самообразования, опыта анализа конкретных ситуаций, связанных с актуальными проблемами жизни общества.
Экономика
Ценностные ориентиры
Рациональное поведение гражданина. Эффективная экономическая деятельность. Уважение к предпринимательству. Социально-ориентированная экономическая политика государства.
Знания
Рыночный механизм и рыночные структуры. Факторы производства и факторные доходы. Альтернативная стоимость. Затраты, выручка, прибыль. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства. Ценные бумаги. Основные принципы менеджмента. Экономическая роль профсоюзов.
Общественные блага. Понятия ВВП и экономического роста. Налоги. Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Инфляция и ее последствия. Номинальная и реальная заработная плата. Банковские услуги, предоставляемые предприятиям. Страховые услуги, предоставляемые предприятиям.
Выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы.
Способы деятельности
Соотнесение доходов и расходов на примере фирмы и государства. Определение бухгалтерских и экономических затрат и прибыли. Решение элементарных расчетных задач с экономическим содержанием. Работа с адаптированными источниками знаний по экономике.
Опыт
Осмысление опыта экономической деятельности в пределах дееспособности юношеского возраста. Приобретение опыта оценки эффективности собственных экономических действий. Развитие опыта рационального поведения в качестве работника и гражданина. Совершенствование опыта решения познавательных и практических задач с экономическим содержанием.
Право
Ценностные ориентиры
Правосознание. Правомерное поведение. Принципы правового государства.
Знания
Особенности системы российского права. Виды юридических документов. Конституционный статус государственной власти в России. Принятие законов в России. Избирательный процесс. Объединения граждан. Порядок приобретения и утраты гражданства. Право убежища. Воинская обязанность, альтернативная служба. Правосудие. Международная защита прав человека.
Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Правовое регулирование имущественных отношений. Собственность, ее виды. Виды основных договоров. Соблюдение договоров, порядок их изменения и расторжения.
Защита прав потребителей. Правовые формы воздействия государства на экономику. Права и обязанности налогоплательщика.
Особенности трудовых правоотношений.
Пенсионная система. Виды и правила страхования. Охрана прав участников экономических отношений. Споры, порядок их рассмотрения, защита гражданских и трудовых прав.
Особенности экологического права.
Основы международного права.
Способы деятельности
Анализ текстов нормативных правовых актов с точки зрения реализации и защиты прав человека, гражданина, собственника, избирателя, потребителя, работника, налогоплательщика. Защита собственной точки зрения с использованием правовых норм. Самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой информации. Приобретение навыков правомерного социального поведения.
Опыт
Развитие опыта оценки собственных действий, действий других с точки зрения соответствия их существующему законодательству. Совершенствование опыта применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях. Расширение опыта составления типовых договоров (купли-продажи, мены, дарения). Осмысление опыта реализации и защиты прав потребителя.

Требования к уровню подготовки выпускников СТАРШЕЙ школы
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) на базовом уровне в старшей школе ученик должен
Обществоведение
Знать и понимать:
· сущность общественного прогресса и его противоречивость; системный характер общества; взаимосвязь основных элементов структуры общества; многовариантность общественного развития;
· условия самореализации личности, значение самопознания и самореализации, социальные роли в юношеском возрасте, влияние менталитета общества на сознание человека, связь свободы выбора и ответственности личности;
· значение познавательной деятельности, границы применения определенных критериев истины, сходство и различие учебного и научного познания;
· соотношение понятий культура и духовная жизнь, значение морали для регулирования человеческих отношений, роль науки, образования и религии в современном мире;
· сущность понятия социальная структура и социальная стратификация, характер и формы социальных взаимодействий, основные социальные нормы, опасность негативных форм девиантного поведения;
· сущность политики как общественного явления, основные элементы политической системы и их роль в политической жизни, коренные различия демократии и тоталитаризма, особенности политической идеологии, основные типы политических партий, особенности политического процесса.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать общество как сложную динамическую систему, основные социальные институты; процесс биологической, социальной и культурной эволюции человека; критерии истины; роль религии в современном обществе; социальные отношения, современные тенденции развития семьи; межнациональные отношения; сущность политики, партию как политическую организацию;
· приводить примеры многовариантности общественного развития; многообразия человеческого знания; проявлений молодежной субкультуры; социальных ролей, типичных для юношеского возраста; этнического многообразия современного мира; политических идеологий, различных политических ролей личности;
· описывать социальную структуру современного общества;
· объяснять взаимосвязь сознания и деятельности; единство свободы и ответственности личности; место культуры в духовной жизни общества; общественную значимость и личностный смысл образования и самообразования; социальную опасность девиантного поведения;
· правильно применять в соответствующем контексте понятия: общество, социальные институты, общественный прогресс; человек, деятельность, сознание, свобода, ответственность, менталитет, самореализация; знание, познание, истина; добро, зло, долг, совесть, справедливость, честь, достоинство, мораль, религия, культура, духовная жизнь; социальная структура, социальные отношения, социальные роли, семья, нация, этнос; социальная норма, девиантное поведение, социальный контроль, социальная стратификация; политика, политическая система, партийная система, политический режим, политическая идеология, политическая партия, политический процесс;
· сравнивать демократию и тоталитаризм как политические режимы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для ориентации в общественных событиях и процессах; социальной адаптации, планирования путей самореализации; совершенствования собственной познавательной деятельности; определения программы собственного культурного развития; осуществления типичных социальных ролей (гражданин, собственник, труженик, член семьи, учащийся); выработки самостоятельной позиции по актуальным вопросам политики.
Экономика
Знать и понимать:
· основные виды налогов, уплачиваемых предприятиями, организационно-правовые формы предпринимательства, факторы производства и факторные доходы, экономические системы, деятельность предпринимателя, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, рыночные структуры, факторы экономического роста, инфляцию, причины инфляции, кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей, основы экономической политики государства.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной) и рыночной систем в смешанной экономике, общественных благ;
· описывать: взаимодействие товарных рынков, действие рыночных структур;
· объяснять: действие рыночного механизма, регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен, выгоды международной торговли;
· правильно использовать в контексте понятия: инфляция, номинальная и реальная заработная плата, банковские услуги, страховые услуги, рыночный механизм, рыночная структура, факторы производства, альтернативная стоимость, затраты, выручка, прибыль, предпринимательство, ценные бумаги, менеджмент, акционерные общества, экономическая система, общественное благо, валовой внутренний продукт, экономический рост, налоги, государственный бюджет.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для вычисления на условных примерах альтернативной стоимости, бухгалтерских и экономических затрат и прибыли, производительности труда, валовой и чистой прибыли, темпа инфляции и индекса роста цен; для валютных курсов в расчетах.
Право
Знать и понимать:
· права, обязанности и ответственность гражданина, избирателя, налогоплательщика, собственника, работника; права потребителей и способы их защиты; организационно-правовые формы юридических лиц; особенности системы российского права; принципы международного права.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать конституционный статус государственной власти в Российской Федерации; порядок деятельности судебной власти; правоприменительных органов; избирательный процесс в России; виды и содержание трудовых договоров; права потребителей; виды и правила страхования; порядок рассмотрения и защиты гражданских и трудовых прав; формы социальной защиты;
· объяснять содержание основных правовых понятий и категорий (правовой статус, компетенция, полномочия, юридические документы, сделка, юридическое лицо, решение суда); порядок организации и проведения митингов, шествий, демонстраций, забастовок; содержание принципа свободы договора; принципов судопроизводства; порядок назначения и выплаты пенсии;
· приводить примеры реализации и защиты прав вкладчиков, действия доверенности, заключения на различных условиях трудовых договоров; взимания и уплаты налогов; общепризнанных принципов и норм международного права;
· правильно использовать в контексте понятия: право, конституционный статус, избирательный процесс, объединение граждан, гражданство, воинская обязанность, альтернативная служба, правосудие, права человека, право собственности, договор, права потребителя, трудовые правоотношения, экологическое право, международное право.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для осуществления ролей гражданина, избирателя, налогоплательщика, собственника, работника, потребителя; для определения способов и порядка разрешения споров; способов защиты нарушенных прав; видов основных договоров; видов налогов.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение обществоведения на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, социальной психологии, политологии, культурологии, экономики и правоведения, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения высшего профессионального образования;
· овладение способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности в социальных ролях: гражданина, члена семьи, собственника, работника, потребителя, студента вуза, необходимыми для участия в жизни гражданского общества и государства;
· овладение умением получения и первичной обработки социальной информации (наблюдение, анализ литературы и документов, опросные методы, систематизация и обобщение полученных данных);
· развитие личности в период ранней юности, духовно-нравственной культуры и социального мышления, творческого потенциала, способности к личному самоопределению и самореализации;
· воспитание российской идентичности, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, гражданственности и социальной ответственности.
· приобретение компетентности:
– в сфере гражданско-общественной деятельности и межличностных отношений (нравственное поведение, грамотное взаимодействие с основными социальными и правовыми институтами);
– в сфере отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий (толерантное поведение, конструктивное взаимодействие);
– в сфере познавательной деятельности (способность к самостоятельному анализу социальной информации, получаемой из философских, правовых, научных, публицистических, статистических и иных источников, умение осуществлять элементарные исследовательские процедуры);
– в сфере трудовой деятельности (заключение и исполнение трудового договора, трудовой дисциплины, использование льгот для работников, совмещающих работу с учебой);
– в семейно-бытовой сфере (поведение, сообразующееся с традициями, нравственными и правовыми нормами, активная помощь семье в решении ее проблем);
– в сфере массовой коммуникации (способность находить необходимую социальную информацию, понимать в контексте и использовать в устной и письменной речи основные понятия, отражающие социальные процессы и явления; критически воспринимать информацию и рекламу, передаваемую по каналам СМИ).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
Обществоведение
Ценностные ориентиры
Общество, ориентированное на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Сохранение природы как естественной среды развития общества. Цивилизационные достижения человечества. Человек, его жизнь и свободное развитие. Человеческая индивидуальность. Социальная ответственность личности. Истина, стремление к ее поиску. Духовная культура. Знание, вера, добро. Обогащение культур в процессе их диалога. Веротерпимость. Научная добросовестность. Непрерывное образование. Социальные нормы. Традиционные семейные ценности. Уважение к людям любой этнической и социальной принадлежности. Социальная справедливость. Гражданское общество и демократическое правовое государство.
Знания
Общество как сложная динамическая система. Структура общества. Взаимосвязь его элементов. Социальные институты и отношения. Экологические факторы общественной жизни. Общество и культура. Культура и цивилизация. Традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества. Прогресс и регресс. Многовариантность общественного развития. Целостность современного мира. Науки об обществе.
Человек – творец и творение культуры. Человек в системе социальных связей. Многообразие видов деятельности и ее мотивы. Природа человеческого сознания. Менталитет общества и сознание человека. Социализация индивида. Социальные роли в юношеском возрасте. Проблема личностного самоопределения. Мировоззрение, его виды. Ценностные ориентиры личности. Социальное поведение. Свобода выбора и ответственность личности. Науки о человеке.
Познание мира: чувственное и рациональное, истинное и ложное. Истина и ее критерии. Относительность истины. Многообразие форм человеческого знания. Научное познание, его методы. Самопознание. Социальное и гуманитарное знание.
Культура и духовная жизнь. Формы и разновидности культуры. Субкультуры. Диалог культур. Мораль, ее основные категории и ценности. Феномен религии, ее роль в жизни общества. Специфика религиозного сознания. Наука, ее роль в современном обществе. Интеграция и дифференциация наук. Тенденции развития образования в современном мире. Социальная и личностная значимость образования.
Социальная структура. Социальные отношения. Социальные взаимодействия. Многообразие социальных групп. Социальная мобильность. Социальная стратификация. Социальное неравенство. Социальный статус. Семья как социальный институт. Тенденции развития семьи в современном обществе. Молодежь как социальная группа. Этническое многообразие современного мира. Социальный контроль и самоконтроль. Причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления. Девиантное поведение, его причины, социальная опасность, профилактика.
Политика как социальное явление. Власть, ее происхождение и виды. Политическая система, ее структура и функции. Государство как политический институт. Демократический, тоталитарный и авторитарный режимы. Политическая идеология. Партийные системы. Политические элиты и политическое лидерство. Взаимосвязь правового государства и гражданского общества. Личность и политика. Политическое поведение. Опасность политического экстремизма. Политический процесс.
Способы деятельности
Применение системного и сравнительно-исторического подходов при изучении общества как сложной динамической системы. Применение метода аналогии при изучении конкретных социальных объектов. Антропологический подход к социальным явлениям. Оценка деятельности людей, ее мотивов и результатов с применением полученных знаний. Обращение к методу рефлексии в процессе самопознания, определения своих склонностей и интересов, при определении личной образовательной перспективы. Сравнение различных видов и форм познания и знания. Различение фактов, интерпретаций и оценок в процессе социального познания. Применение исторического подхода при изучении культуры, религии, науки, морали. Сравнительный анализ различных форм культуры, многообразия проявлений культуры в современном социуме. Использование методов конкретных социальных исследований (включая наблюдение, сбор и обработку информации) при изучении социальных процессов и явлений, анализе политических ситуаций.
Работа с источниками по социальной философии, философской антропологии, социальной психологии, по проблемам гносеологии, культурологии, социологии, политологии, использование статистических данных, отражающих динамику в социальной и политической сфере, материалов периодической печати.
Самостоятельное решение познавательных и практических задач с социально-философским, философско-антропологическим, социально-психологическим, этическим и культурологическим, социологическим и политологическим содержанием.
Опыт
Осмысление личного опыта взаимодействия с основными социальными институтами; осуществления типичных для юношеского возраста социальных ролей; рационального экологического поведения; собственной познавательной деятельности, включая самопознание; работы с текстами, специфическими для гуманитарного знания.
Развитие опыта анализа конкретных ситуаций, связанных с актуальными проблемами социальной, политической и духовной жизни общества, человека, его познавательной и практической деятельности; опыта применения моральных норм в различных жизненных ситуациях; опыта поиска и первичной обработки общественно-политической информации, учебного исследования.
Экономика
Ценностные ориентиры
Экономический образ мышления. Рациональное поведение гражданина. Эффективная экономическая деятельность. Уважение к предпринимательству. Социально ориентированная экономическая политика государства.
Знания
Понятия “микроэкономика”, “макроэкономика” и “прикладная экономика”. Экономические и свободные блага. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы.
Спрос, величина спроса, закон спроса и факторы спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу. Товары первой необходимости и товары роскоши. “Нормальные” и инфериорные блага. Заменяющие и дополняющие товары и услуги. Предложение, величина предложения, закон предложения и факторы предложения. Эластичность предложения. Рыночный механизм.
Затраты, выручка, прибыль. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Фирма и ее экономические цели. Фиксированные (постоянные) и переменные затраты. Предельные затраты. Условие максимизации прибыли.
Рыночные структуры. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рынок труда. Минимальная оплата труда. Номинальная и реальная заработная плата. Экономическая роль профсоюзов. Дискриминация на рынке труда.
Роль государства в рыночной экономике. Случаи несостоятельности рынка. Общественные блага. Внешние эффекты. Измерение неравенства доходов.
Инфляция и дефляция. Покупательная способность денег. Виды и причины инфляции. Последствия и издержки инфляции.
Валовой внутренний продукт (ВВП) и валовой национальный продукт (ВНП). Номинальный и реальный ВВП. Уровень и виды безработицы. Государственная политика по борьбе с безработицей и поддержке занятости. Экономический рост и экономическое развитие. Экономические циклы. Банки и банковская система. Механизм увеличения банками денежной массы. Основы монетарной (денежно-кредитной) политики. Налоги и их основные классификации. Основные виды налогов в России. Государственный бюджет и государственный долг. Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Основы фискальной политики.
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Международные торговые и финансовые организации. Обменный курс валюты. Паритет покупательной способности. Глобальные экономические проблемы.
Виды предпринимательства. Характеристика и мотивы предпринимателя. Деловая этика. Организационно-правовые формы предпринимательства. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги. Биржи.
Основные принципы менеджмента. Основные организационные структуры и стратегии управления. Управление акционерным обществом. Понятие маркетинга.
Способы деятельности
Соотнесение доходов и расходов на примере семейного бюджета, фирмы и государства. Решение элементарных расчетных задач с экономическим содержанием, в том числе с использованием предельных величин. Определение оптимального соотношения затрат и результатов. Определение бухгалтерских и экономических затрат и прибыли. Работа с источниками по экономической теории.
Опыт
Осмысление опыта экономической деятельности в пределах дееспособности юношеского возраста, оценки эффективности собственных экономических действий, рационального поведения в качестве потребителя, собственника, члена семьи и гражданина. Формирование опыта экономической деятельности в учебных фирмах и ситуациях.
Право
Ценностные ориентиры
Демократическое правовое государство. Право. Правовая компетентность. Правовая культура. Правовое сознание.
Знания
Право как элемент культуры общества. Правовые ценности. Система и структура права. Формы права. Правовая норма. Правоотношения. Правонарушения. Юридическая ответственность. Правовые системы современности. Особенности российской системы права. Отрасли права. Правотворчество. Законотворчество. Система законодательства. Социально-юридические особенности реализации права. Юридическая деятельность как форма реализации права. Основные юридические профессии. Правоприменение. Юридические документы в реализации права. Правосудие. Конституционное, гражданское, арбитражное, уголовное судопроизводство. Право и государство.
Основы конституционного права. Конституционный статус государственной власти. Система конституционных прав и свобод в Российской Федерации.
Понятие и предмет административного права. Система и источники административного права. Государственное управление. Понятие и основания административной ответственности. Производство по делам об административных правонарушениях.
Понятие и предмет уголовного права. Система и источники уголовного права. Действие уголовного закона. Понятие и признаки преступления.
Понятие и предмет трудового права. Источники трудового права. Трудоустройство и занятость. Трудовые споры и порядок их рассмотрения. Дисциплинарная ответственность работника. Материальная ответственность работника. Защита трудовых прав.
Понятие гражданского права. Источники гражданского права. Общая характеристика субъектов и объектов гражданско-правовых отношений. Право собственности. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. Сделки. Основания недействительности сделок. Отдельные виды гражданско-правовых договоров. Гражданско-правовая ответственность. Способы защиты гражданских прав.
Понятие семейного права. Брак. Взаимные права и обязанности супругов. Понятие и порядок заключения брачного договора.
Понятие и система международного права. Субъекты международного права. Международные документы о правах человека. Международный механизм в области защиты прав человека.
Способы деятельности
Самостоятельный поиск, анализ и использование правовой информации. Ознакомление с содержанием основных нормативных правовых актов. Сравнительный анализ, классификация правовых понятий и норм. Объяснение смысла конкретных правовых норм, характеристика содержания текстов нормативных актов. Выработка и доказательная аргументация собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов. Самостоятельное составление отдельных видов юридических документов. Приобретение навыков правомерного социального поведения.
Опыт
Опыт применения юридического понятийного аппарата. Опыт оценки собственных действий с точки зрения их соответствия действующему законодательству. Опыт применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях. Опыт выполнения игровых ролей: адвоката, прокурора, судьи, нотариуса, следователя, юрисконсульта. Опыт самостоятельного учебного исследования правовых казусов и принятия соответствующих решений.

Требования к уровню подготовки выпускников СТАРШЕЙ школы
В результате изучения обществоведения (включая экономику и право) на профильном уровне в старшей школе ученик должен
Обществоведение
Знать и понимать:
· специфику социальных отношений, системный характер общества, взаимосвязь основных элементов его структуры, сущность общественного прогресса и его противоречивость, многовариантность общественного развития, целостность современного мира, специфику наук об обществе;
· сущность социального поведения, значение воспитания и социализации индивида, условия самореализации личности, социальные роли в юношеском возрасте, влияние менталитета общества на сознание личности, взаимосвязь свободы выбора и ответственности личности, понятия ценностные ориентиры личности и социальное поведение, специфику наук о человеке;
· значение познавательной деятельности и самопознания; связь чувственного и рационального познания, особенности социального и гуманитарного знания, особенности научного познания, границы применения определенных критериев истины, сходство и различия учебного и научного познания;
· соотношение понятий культура и духовная жизнь, значение морали для регулирования человеческих отношений, роль науки, образования и религии в современном мире, процессы интеграции и дифференциации наук;
· смысл понятий социальная структура и социальная стратификация, характер и формы социальных взаимодействий, значение конструктивного межнационального взаимодействия, типичные социальные роли человека, причины и опасность девиантного поведения, значение социального контроля и самоконтроля; роль института семьи в современном обществе;
· сущность политики как общественного явления, основные элементы политической системы и их роль в политической жизни, место политических партий в политической системе, коренные различия демократии и тоталитаризма, характер политической идеологии, основные типы политических партий, место партий в политической системе, особенности политического процесса.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать общество как сложную динамическую систему, основные социальные институты и отношения; человека как творца и творение культуры, природу человеческого сознания, основные виды мировоззрения; критерии истины, методы научного познания; феномен культуры, роль религии в жизни общества, тенденции развития образования в современном мире, роль науки в современном обществе; социальные отношения, основные социальные группы, социальную структуру современного общества; этническое многообразие современного мира, молодежь как социальную группу; власть как общественное отношение; государство как политический институт; роль партий в политической системе; политическое поведение, политические элиты; политическое лидерство; основные идейно-политические течения современности;
· приводить примеры многовариантности общественного развития, целостности современного мира; отражения в деятельности ценностных ориентиров личности, социальных ролей в юношеском возрасте; многообразия человеческого знания; проявлений молодежной субкультуры; проявлений социального контроля и самоконтроля; политических идеологий, различных политических ролей личности;
· объяснять взаимосвязь свободного выбора и ответственности личности; относительность истины; место культуры в духовной жизни общества; общественную значимость и личностный смысл образования и самообразования; причины межнациональных конфликтов и пути их преодоления; социальную опасность девиантного поведения, необходимость и пути профилактики асоциального поведения; взаимосвязь гражданского общества и правового государства; опасность политического экстремизма;
· сравнивать различные формы и виды познания; виды социальной мобильности; политические режимы; партийные системы; основные типы обществ (традиционное, индустриальное и постиндустриальное);
· различать факты, интерпретации и оценки в процессе социального познания;
· правильно применять в соответствующем контексте понятия: общество, цивилизация, социальные институты, общественный прогресс, регресс; культура и цивилизация; человек, личность, деятельность, мотивы деятельности, социальное поведение, сознание, мировоззрение, менталитет, самореализация, социализация, свобода, ответственность; истина, чувственное познание, рациональное познание, научное познание социальное и гуманитарное знание; культура, духовная жизнь, диалог культур, субкультура, добро, зло, долг, совесть, справедливость, честь, достоинство, мораль, религия, наука, образование, дифференциация и интеграция наук; социальная структура, социальная группа, социальные отношения, социальные роли, социальный статус, социальное неравенство, социальная стратификация, социальная мобильность, семья, нация, этнос, социальная норма, девиантное поведение, социальный контроль и самоконтроль; власть, политика, политическая система, демократия, авторитаризм, тоталитаризм, политическое поведение, политический экстремизм, политическая идеология, партийная система, политическая элита, политическое лидерство.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для ориентации в общественных событиях и процессах; социальной адаптации, планирования путей самореализации, оценки деятельности людей, ее мотивов и результатов; оценки собственного социального поведения и других людей, для ориентации в социальных и гуманитарных науках; углубленного изучения истории и современности; осуществления учебных исследований; совершенствования собственной познавательной деятельности, разработки программы своего культурного развития, определения перспектив образования; для понимания культурных, социальных процессов и политической жизни современного общества; осуществления типичных социальных ролей (гражданин, собственник, труженик, член семьи, учащийся); выработки собственной политической позиции, оценки общественных изменений с точки зрения гуманизма и демократии.
Экономика
Знать и понимать:
· особенности рынка труда, случаи несостоятельности рынка, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, внутренние и внешние источники финансирования фирмы, виды ценных бумаг, факторы производства и факторные доходы, экономические системы, деятельность предпринимателя, рыночные структуры, естественную монополию, переменные и постоянные затраты, ВВП и ВНП, инфляцию, безработных и незанятых, фрикционную, структурную и циклическую безработицу, основные статьи госбюджета России, методы покрытия бюджетного дефицита, экономический рост и развитие, управление акционерным обществом, влияние мер протекционизма и политики свободной торговли на национальные товарные рынки.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· объяснять: выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, причины инфляции, кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции, причины неравенства доходов, действие рыночного механизма, регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен, роль ценных бумаг как инструмента инвестирования, причины различий в производительности и оплате труда, роль профсоюзов в экономике, последствия мер, предпринимаемых государством для покрытия дефицита государственного бюджета, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей, кому выгодно повышение (понижение) курса национальной валюты;
· приводить примеры: экономических и свободных благ, взаимодействия товарных рынков, общественных благ, примеры этичного поведения предпринимателя, регрессивных и прогрессивных налогов, прямых и косвенных налогов, взаимовыгодной международной торговли.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для вычисления на условных примерах альтернативных затрат, кривых производственных возможностей, изменений спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов, бухгалтерских и экономических затрат и прибыли, производительности труда, валовой и чистой прибыли, предельных величин для решения задач на максимум прибыли, реального и номинального ВВП, темпа экономического роста, темпа инфляции, индекса роста цен, уровня безработицы, средней и предельной налоговой ставки; для иллюстрации графически: изменения рыночной ситуации в результате изменения спроса и предложения, изменения цен, спроса и предложения при условиях изменений на рынках факторов производства, товаров-заменителей и сопутствующих товаров.
Право
Знать и понимать:
· источники права; основные отрасли права; современные правовые системы; особенности системы российского права; признаки правового государства; политические и социально-экономические права гражданина; способы международной защиты прав человека; принципы международного права.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· характеризовать право как элемент культуры общества, систему и структуру права; социально-юридические особенности реализации права; основные отрасли права; систему конституционных прав и свобод человека и гражданина; конституционный статус государственной власти в Российской Федерации; порядок принятия и вступления в силу законодательных актов; систему законодательства; виды юридических документов; порядок деятельности судебной власти, правоприменительных органов; юридическую деятельность как форму реализации права; основные юридические профессии; механизм реализации и защиты прав; избирательный процесс в России; правовые формы воздействия государства на экономику; порядок рассмотрения и защиты гражданских и трудовых прав; формы социальной защиты;
· объяснять: содержание правовых понятий и категорий основных отраслей права; взаимосвязь государства и права; принципы законотворчества; способы реализации права; принципы судопроизводства, принципы наступления юридической ответственности; понятие и признаки преступления; порядок и условия получения платных образовательных услуг; порядок назначения и выплаты пенсии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для реализации основных конституционных прав; заключения и исполнения на различных условиях трудовых договоров; уплаты налогов; для определения оснований возникновения ответственности, оснований и порядка назначения наказания, порядка разрешения споров, способов защиты нарушенных прав, организационно-правовых формы юридических лиц, видов ценных бумаг, видов основных договоров, видов налогов.

При преподавании отдельных предметов “Экономика” и “Право” разделы (модули) “Экономика” и “Право” исключаются из данного стандарта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте