БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение истории на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории человечества, осмысление ими исторического пути и опыта человечества на основе проблемного подхода, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· ознакомление учащихся с особенностями и взаимосвязью различных форм анализа исторического процесса (исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического);
· овладение умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации;
· развитие у учащихся исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории;
· воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов;
· формирование историко-познавательной, информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой компетентности учащихся:
Историко-познавательная компетентность – способность старшеклассников работать с разными типами исторических источников, критически анализировать историческую информацию и соотносить ее с собственными историческими знаниями, различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития (эволюции) исторического явления, воспринимать всемирно-исторический процесс в единстве общего и особенного.
Информационно-коммуникативная компетентность – владение навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с историческим материалом, представленным в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), умение участвовать в обсуждении исторических проблем, формулировать собственную позицию в ходе дискуссии и использовать исторические сведения для ее аргументации.
Социально-мировоззренческая компетентность – способность понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами, воспринимать собственные действия как исторические и понимать ответственность за их выбор.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
История: знание и наука. Историческое знание и проблема его достоверности. История в системе гуманитарных наук. Концепции исторического развития человечества. Общее и особенное в изучении отечественной и всеобщей истории. Традиции историографии отечественной истории.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Географический и этнонациональный факторы в отечественной истории. Русь и Россия. Древние славяне. Основные этапы складывания и изменения территории России (до конца XIX в.). Народы многонациональной России. Этническое и языковое взаимодействие народов России с народами Европы и Азии.
Возникновение и развитие российской государственности. Исторические версии происхождения государственности на Руси. Основные этапы политической истории России. Российские династии. Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II как знаковые фигуры российской истории. Российские монархи XIX в. Историческая преемственность форм государственного устройства России и их сравнение с развитием государственности западного типа. Российское самодержавие.
Политическая и социальная идеология в России. Развитие российской политической идеологии в IX-XIX вв. Государственная идеология. Русский патриотизм (эпохи становления единого государства, Смуты и Отечественной войны 1812 г.). Роль православия в формировании политической культуры российского общества. Формирование консервативной и либеральной политической традиции в XIX в. Российский радикализм. Особенности российской реформаторской и революционной идеологии.
Общество, власть и право в истории России. Обычное право и правовые акты в истории Древней Руси и Российского государства. Исторические особенности правовой культуры российского общества. Человек в сословном обществе: российская и европейская специфика. Русская община. Крепостничество как правовое и социально-психологическое явление. Особенности складывания гражданского общества в России. Истоки российского конституционализма.
Социально-экономические проблемы в истории России. Особенности процесса модернизации. Хозяйственная жизнь и экономические отношения в России в эпохи Средневековья и Нового времени. Внешнеэкономические связи России. Динамика развития социальной структуры российского и западноевропейского общества: общее и особенное. Общеевропейские предпосылки процесса модернизации и их специфика в России. Историческая природа модернизации. Основные этапы процесса модернизации в России. Роль государственного реформаторства в российской модернизации. Успехи и противоречия реформ. Крупнейшие реформаторы в истории России.
История русской культуры. Становление и развитие русской культуры в эпоху Средневековья и Нового времени. Искусство и духовное творчество: эстетические и мировоззренческие основы. Бытовая культура в истории России, ее сословные особенности. Взаимное влияние русской и зарубежной культуры. Дискуссия о роли петровской эпохи в развитии русской национальной культуры. Историки – о российском и западноевропейском Просвещении как культурно-исторических явлениях. Мировоззренческие искания в России XIX в.
Внешняя политика России. Древняя Русь и Россия в системе международных отношений Средневековья и Нового времени: дипломатия, войны, династическая политика. Российские полководцы и дипломаты. Проблемы культурной ассимиляции и посредничества России в глобальной мировой истории. Евразийство.
Россия в ХХ веке: идеология, власть и право. Основные этапы политической истории России и СССР в ХХ в. Государственная система России в начале ХХ в. – самодержавие и реформы. “Правые”, “левые”, “центр”: идейные течения, политические партии и общественные движения. Идеология большевизма. “Три русские революции”: факты, суждения, оценки. Трагедия гражданской войны. Тоталитаризм и авторитаризм в развитии российской государственности в ХХ в. В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев – “парадные портреты” эпохи и реальные личности. Основные этапы и принципы советского государственно-правового строительства. Роль идеологии в советском обществе. Историческая природа социально-психологического и идеологического кризиса советского строя. М.С. Горбачев и “перестройка”: проекты, успехи, неудачи.
Проблемы модернизации в новейшей отечественной истории. Предпосылки ускоренной модернизации на рубеже XIX-XX вв. Россия в системе “эшелонов модернизации”: общие тенденции и региональные модели развития индустриального общества. Стратегия экономических реформ на рубеже XIX-XX вв. Советская экономическая модель, ее достижения и противоречия. Проекты экономических реформ второй половины ХХ в. и результаты их реализации. Россия и СССР в мировых экономических процессах ХХ в.
Развитие социальной и этнодемографической структуры российского общества в ХХ веке. Эволюция социальной структуры российского общества под влиянием развертывания процесса модернизации. Роль урбанизации. Проблема насильственной пролетаризации общества в условиях советского строя. Миграционные потоки и демографические проблемы в новейшей отечественной истории. Изменение этнонациональной структуры российского общества в ХХ в. Основные направления национальной политики в Российской империи и СССР – отличия и преемственность. Дискуссии о характере межнациональных отношений в СССР.
Российская культура ХХ в. “Серебряный век” русской культуры. Особенности русского модерна. Модернизм и социалистический реализм – проблемы духовного творчества в условиях тоталитарного общества. Официальная советская культура: мировоззренческие основы и пропагандистская направленность. Особенности “контркультуры” в советском обществе и на Западе. Постмодернистский вызов: мировые тенденции и особенности в условиях постсоциалистического общества. Современная российская культура. Изменение бытовой культуры на протяжении ХХ в.
Россия и развитие системы международных отношений в ХХ веке. Преемственность и особенности целей, основных направлений внешней политики России и СССР в ХХ в. Россия в блоковой стратегии международных отношений. Влияние первой и второй мировых войн на российское общество. СССР и биполярный мировой порядок эпохи “холодной войны”. Внешнеполитический кризис конца XX в. и дискуссия о многополярном и однополярном мире.
Современная история России. Распад мировой социалистической системы и политические изменения в России в 1991-1993 гг. “Шоковая терапия” и “социальное государство” – альтернативы современных реформ. Проблемы государственного управления в России на рубеже ХХ-ХХI вв. Первые президенты демократической России. Б.Н. Ельцин и В.В. Путин – роль личности в период переходного развития. Российское общество в условиях постсоциалистических преобразований. Особенности межнациональных и межконфессиональных отношений в современной России. Современные молодежные движения и их идеология.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Предцивилизационная стадия истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Предпосылки формирования очагов древних цивилизаций.
История древних и средневековых цивилизаций. Регионально-цивилизационная карта Древнего мира и Средневековья. Миграционные потоки и проблема “молодых цивилизаций”. Древние и средневековые цивилизации как модель традиционного общества. Общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре цивилизаций Древнего мира и Средневековья. Власть и право в традиционном обществе. Картина мира, время и пространство в сознании человека древности. Особенности мифологического сознания и причины возникновения религиозных верований. Социальная мотивация человека в китайско-конфуцианской, индо-буддийской, иудео-христианской, исламской традициях. Духовная культура традиционных цивилизаций. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Современные историки о сущности кризиса европейского средневекового общества в XIV-XV вв., его причинах и следствиях. Предпосылки процесса модернизации. Характер международных отношений в Древнем мире и в эпоху Средневековья.
Новое время: эпоха модернизации. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Исторические причины модернизации и ее этапы. Изменение образа жизни и мышления человека в эпоху ранней модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии – формирование нового пространственного восприятия мира. Мировоззренческие искания в эпоху Возрождения и Реформации. Историческая природа абсолютизма. Современные историки о типологии и значении ранних буржуазных революций XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Доктрины либерализма, консерватизма, социализма, анархизма в идеологическом пространстве индустриального общества. Технический прогресс и развитие капиталистических отношений в XVIII-XIX вв. Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира. “Эшелоны модернизации” как региональные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Традиционные общества Востока в период Нового времени. Эволюция системы международных отношений в конце XV – конце XIX вв.
Новейшая и современная история: от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу. “Закат Европы”: кризис модернистского типа развития на рубеже XIX-XX вв. и его отражение в философской и общественно-политической мысли. Эволюция либерализма и консерватизма в ХХ в. Демократический социализм и христианская демократия. Протестные формы общественных движений и проблема политического экстремизма. Массовые политические технологии в ХХ в.
Основные этапы научно-технического прогресса в конце XIX – начале ХХI вв. и динамика социально-экономического развития западного общества. Информационная революция и “информационное общество”.
Модели экономической стратегии, трудовых отношений и предпринимательства в конце XIX – начале ХХI вв. Макроэкономические циклы Новейшей истории. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Эволюция социальной структуры индустриального общества в ХХ в. Особенности современных социальных процессов в странах Запада. Дискуссия о постиндустриальной стадии общественного развития.
Общественное сознание и духовная культура в эпоху перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Художественная философия модернизма и реализма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в. Культура постмодерна.
Регионы ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация и фашизация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур.
“Новые индустриальные страны” как модель ускоренной модернизации. Авторитаризм и демократия в “новых индустриальных странах” Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма.
Глобализация исторического процесса в ХХ в. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические последствия. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – начале ХХI вв. Интеграционные и дезинтеграционные процессы.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· пространственные и временные рамки изучаемых исторических событий;
· основные факты и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории человечества;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность общественных проблем и конфликтов;
· специфику исторического пути России в мировом сообществе;
· особенности методов исторического анализа.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические сюжеты и исторические объяснения;
· устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и на этой основе реконструировать целостный образ исторического прошлого;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· раскрывать логику и исторические причины возникновения и развития явлений современной общественной жизни;
· определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее исходя из их исторической обусловленности;
· действовать в различных жизненных ситуациях с осознанием своей социальной, конфессиональной, этнонациональной идентичности, с пониманием необходимости взаимодействия людей с разными убеждениями и социальной принадлежностью.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение истории на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение учащимися комплекса систематизированных знаний об истории человечества, осмысление ими исторического пути и опыта человечества на основе проблемного подхода и исследовательских методов учебно-познавательной деятельности, формирование целостного представления о динамике разномасштабного исторического процесса (истории России и мира, истории государств и народов, истории региональной, этнонациональной, локальной, личной);
· ознакомление учащихся с элементами философско-исторических и методологических знаний об историческом времени и пространстве, особенностями и взаимосвязью различных форм анализа исторического процесса (исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического), спецификой источниковедческого и историографического исследования;
· овладение умениями и навыками поиска, систематизации и анализа исторической информации как основы решения исследовательских задач, комплексной работы с различными типами исторических источников, методами проектной учебно-познавательной деятельности (индивидуальной и групповой), адекватными историческому предмету формами публичной презентации результатов учебно-познавательной деятельности;
· развитие у учащихся исторического мышления, способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической природы и принадлежности к конкретной исторической эпохе; формирование умения выявлять историческую и методологическую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и настоящего, определять и аргументированно представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории; усиление мотивации учащихся к самостоятельному познанию и творчеству как основе освоения исторического прошлого;
· воспитание у учащихся чувства национальной идентичности, демократизма и толерантности, уважения к историческому пути своего и других народов, обогащение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;
· формирование историко-познавательной, информационно-коммуникативной и социально-мировоззренческой компетентности учащихся:
Историко-познавательная компетентность – способность старшеклассников использовать для решения учебно-исследовательской задачи исторические источники с разнообразными знаковыми системами, критически анализировать полученную историческую информацию, различать в ней факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации, выявлять историческую, социальную и методологическую обусловленность различных точек зрения на исторические факты и процессы, учитывать специфику различных форм анализа исторического процесса, проектировать собственную траекторию решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями, реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития (эволюции) исторического явления, в том числе создавать собственную непротиворечивую версию исторических процессов, воспринимать системность и разномасштабность всемирно-исторического процесса.
Информационно-коммуникативная компетентность – владение навыками поиска и систематизации исторической информации, ее электронной обработки, перевода исторического материала из одной знаковой системы в другую (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд), участия в обсуждении исторических проблем, в том числе определения узловых моментов дискуссии, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам и использования исторических сведений для ее аргументации, умение публично презентировать результаты своей историко-познавательной работы, отбирая адекватные формы и методы презентации.
Социально-мировоззренческая компетентность – способность понимать причины возникновения и логику развития общественных процессов и ситуаций с точки зрения их исторической обусловленности, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности и моделировать возможные действия в ней, воспринимать свои действия как исторические и понимать ответственность за их выбор, формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы и соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами, осознавать собственную идентичность как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования.
История: знание и наука. Историческая память и историческая наука. Проблема достоверности исторического знания. Исторический источник и принципы его анализа. История в системе гуманитарных наук. Концепции исторического развития человечества. Историки о преемственности и цикличности в развитии общества. Идея прогресса. Принципы периодизации исторического процесса. Общее и особенное в изучении отечественной и всеобщей истории. Традиции историографии отечественной истории. Особенности методологических принципов дореволюционной, советской и современной российской историографии1.
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ
Географический и этнонациональный факторы в отечественной истории. Русь и Россия. Древние славяне. Основные этапы складывания и изменения территории России (до конца XIX в.). “Ползучая колонизация” как мирный способ роста территории России. Колонизация или освоение Сибири? Проблема Кавказа в разные эпохи. Демографические и этноисторические проблемы в истории России. Народы многонациональной России. Этническое и языковое взаимодействие народов России с народами Европы и Азии.
Возникновение и развитие российской государственности. Исторические версии происхождения государственности на Руси. “Норманнская” теория и ее критика. Основные этапы политической истории России. Российские династии. Роль личности в истории российского престола. Ярослав Мудрый, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Петр I, Екатерина II как знаковые фигуры российской истории. Российские монархи XIX в. Историческая преемственность форм государственного устройства в России и их сравнение с развитием государственности западного типа. Дискуссия о роли государства в истории России. Российское самодержавие. Проблема “двух столиц”.
Политическая и социальная идеология в России. Развитие российской политической идеологии IX-XIX вв. Государственная идеология. “Москва – третий Рим”. “Теория официальной народности”. Имперская идеология. Русский патриотизм (эпохи становления единого государства, Смуты и Отечественной войны 1812 г.). “Русский бунт”. Роль православия в формировании политической культуры российского общества. Проблема взаимоотношений церкви и власти. Православие и католицизм. Православие и ислам. Формирование консервативной и либеральной политической традиции в XIX в. Российский радикализм. Особенности российской реформаторской и революционной идеологии. Россия в европейском идеологическом пространстве: границы самобытности и взаимного влияния.
Общество, власть и право в истории России. Обычное право и правовые акты в истории Древней Руси и Российского государства. Правовая система русского централизованного государства. Развитие права в эпоху сословно-представительной и абсолютистской монархии. Истоки российского конституционализма. Исторические особенности правовой культуры российского общества. Проблема легитимности власти в Российской империи. Человек в сословном обществе: российская и европейская специфика. Русская община. Крепостничество как правовое и социально-психологическое явление. Казачество. Особенности складывания гражданского общества в России.
Социально-экономические проблемы в истории России. Особенности процесса модернизации. Хозяйственная жизнь и экономические отношения в России в эпохи Средневековья и Нового времени. Внешнеэкономические связи России. Собственность и ее формы в российской истории. Эволюция форм феодального землевладения. Русское крестьянство. Город в истории России. Основные этапы эволюции социальной структуры российского общества в период Средневековья и Нового времени. Общее и особенное в динамике развития социальной структуры российского и западноевропейского общества. Общеевропейские предпосылки процесса модернизации и их специфика в России. Историческая природа модернизации. Основные этапы процесса модернизации в России, его экономические, социальные и психологические аспекты. Роль государственного реформаторства в российской модернизации. Успехи и противоречия реформ. Крупнейшие реформаторы в истории России.
История русской культуры. Становление и развитие русской культуры в эпоху Средневековья и Нового времени. Культурное наследие народов многонациональной России. Искусство и духовное творчество: эстетические и мировоззренческие основы. Бытовая культура в истории России, ее сословные и региональные особенности. Взаимное влияние русской и зарубежной культуры. Проблема патриархальности и модернизма в русской духовной и материальной культуре. Дискуссия о роли Петровской эпохи в развитии русской национальной культуры. Историки о российском и западноевропейском Просвещении как культурно-исторических явлениях. Мировоззренческие искания в России XIX в. Славянофильство и западничество. Интеллигенция и народ – проблема ответственности и долга. Наука и общество. Культура и православная церковь. Духовные аспекты проблемы соборности.
Между Востоком и Западом. Древняя Русь и Россия в системе международных отношений Средневековья и Нового времени: дипломатия, войны, династическая политика. Российские полководцы и дипломаты. Геополитические задачи внешней политики России. Проблемы культурной ассимиляции и посредничества России в глобальной мировой истории. Евразийство как внешнеполитическая стратегия, идеологический принцип и мировоззренческая проблема.
Россия в ХХ веке: власть и право. Основные этапы политической истории России и СССР в ХХ в. Государственная система России в начале ХХ в. – самодержавие и реформы. Государственная Дума в начале ХХ в.: становление российского парламентаризма. Развитие партийного строительства: российская специфика и европейский опыт. “Правые”, “левые”, “центр”: идейные течения, политические партии и общественные движения. Особенности российского консерватизма и либерализма. Метаморфозы национальной идеи. Идеология большевизма. Сравнительный анализ большевизма и других тоталитарных идеологий. “Три русские революции”: факты, суждения, оценки. Трагедия гражданской войны. Тоталитаризм и авторитаризм в развитии российской государственности в ХХ в. В.И. Ленин, И.В. Сталин, Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев – “парадные портреты” эпохи и реальные личности. “Вторые люди государства”: политическая элита в условиях тоталитарного общества. Основные этапы и принципы советского государственно-правового строительства. Роль идеологии в советском обществе. Православная церковь в условиях тоталитарного общества. Историческая природа социально-психологического и идеологического кризиса советского строя. М.С. Горбачев и “перестройка”: проекты, успехи, неудачи. Традиции и новации в развитии правовой культуры российского общества в ХХ в. Истоки правового нигилизма.
Проблемы модернизации в новейшей отечественной истории. Предпосылки ускоренной модернизации на рубеже XIX-XX вв. Россия в системе “эшелонов модернизации”: общие тенденции и региональные модели развития индустриального общества. Стратегия экономических реформ на рубеже XIX-XX вв. Динамика индустриализации: от Витте до Сталина. Аграрная проблема в новейшей отечественной истории. Советская экономическая модель, ее достижения и противоречия. Проекты экономических реформ второй половины ХХ в. и результаты их реализации – Н.С. Хрущев, А.Н. Косыгин, Н.И. Рыжков, Е.Т. Гайдар. “Застой” как проявление кризиса советской модели модернизации. Россия и СССР в мировых экономических процессах ХХ в.
Развитие социальной и этнодемографической структуры российского общества в ХХ веке. Эволюция социальной структуры российского общества под влиянием развертывания процесса модернизации. Смена форм социальной стратификации. Роль урбанизации. Гендерные факторы в советском обществе. Особенности взаимоотношения поколений в ускоренной модернизации. “Трудно быть молодым” – молодежь в новейшей отечественной истории. Проблема насильственной пролетаризации общества в условиях советского строя. Споры о судьбах русской интеллигенции в ХХ веке. Проблема бюрократии как проблема элит. Миграционные потоки и демографические проблемы в новейшей отечественной истории. Изменение этнонациональной структуры российского общества в ХХ в. Влияние войн и изменения государственных границ на этнонациональную карту российского общества и его демографическую структуру. Основные направления национальной политики в Российской империи и СССР – отличия и преемственность. Принципы советского федерализма и дискуссии о характере межнациональных отношений в СССР.
Российская культура ХХ в. “Серебряный век” русской культуры. Особенности русского модерна. Модерн как художественное направление и мировоззренческая система. Модернизм в искусстве и идеологии революционного преобразования. Декадентство. Зарождение и развитие структурализма в науке. Модернизм и социалистический реализм – проблемы духовного творчества в условиях тоталитарного общества. Официальная советская культура: мировоззренческие основы и пропагандистская направленность. Особенности “контркультуры” в советском обществе и на Западе. Духовные истоки движения диссидентства. Советская культура в условиях кризиса социалистической общественной системы. Постмодернистский вызов: мировые тенденции и особенности в условиях постсоциалистического общества. Современная российская культура. Особенности становления информационного общества в России. Изменение бытовой культуры на протяжении ХХ в. Историческая эпоха в зеркале повседневной жизни.
Россия и развитие системы международных отношений в ХХ веке. Преемственность и особенности целей и основных направлений внешней политики России и СССР в ХХ в. Геополитические принципы во внешнеполитической стратегии России и СССР. Основные этапы развития внешнеполитической идеологии. Россия в блоковой стратегии международных отношений. Влияние первой и второй мировых войн на российское общество. СССР и биполярный мировой порядок эпохи “холодной войны”. Участие СССР в региональных конфликтах. Внешнеполитический кризис конца XX в. и дискуссия о многополярном и однополярном мире. Россия и вызовы глобализма. Участие России в интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы.
Современная история России. Распад мировой социалистической системы и политические изменения в России в 1991-1993 гг. “Шоковая терапия” и “социальное государство” – альтернативы современных реформ. Проблемы государственного управления в России на рубеже ХХ-ХХI вв. От демократизации к “укреплению вертикали власти”. Реформа правовой системы. Первые президенты демократической России. Б.Н. Ельцин и В.В. Путин – роль личности в условиях переходного развития. Российское общество в период постсоциалистических преобразований. Особенности межнациональных и межконфессиональных отношений в современной России. Современные молодежные движения и их идеология. Россия в условиях становления постиндустриального, информационного общества.
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Предцивилизационная стадия истории человечества. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Современные историки о неолитической революции. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Переход от присваивающего к производящему хозяйству. Предпосылки формирования очагов древних цивилизаций.
История цивилизаций Древнего мира. Принципы периодизации древней истории. Регионально-цивилизационная карта Древнего мира. Древний Восток. Античный мир. Проблема цивилизационного синтеза (эллинистический мир). Древние цивилизации как модель традиционного общества: общее и особенное в хозяйственной жизни и социальной структуре. Представления людей древности об органическом единстве общества и объяснения социального неравенства. Власть и право в Древнем мире. Гипотезы о происхождении государства. Типология государственных форм древности. Войны, нашествия и массовые миграции. Картина мира, время и пространство в сознании человека древности. Особенности мифологического сознания и причины возникновения религиозных верований. Роль религиозно-мировоззренческих доктрин в консолидации социального и культурного пространства древних и средневековых цивилизаций. Социальная мотивация человека в китайско-конфуцианской, индо-буддийской, иудео-христианской традициях. Зарождение восточнохристианской и западнохристианской традиций. Духовная культура традиционных цивилизаций. Формирование научной формы мышления в античном обществе.
Средневековье. Принципы периодизации Средневековья. Проблема правомерности понятия “Средневековье” для всемирной истории. Карта средневекового мира. Цивилизации Востока в эпоху Средневековья. “Великое переселение” народов в Европе и формирование европейской средневековой цивилизации. Возникновение и распространение ислама. Религиозно-культурный и социальный синтез в период складывания “молодых цивилизаций”. Особенности хозяйственной жизни, форм стратификации и государственно-правовой организации в традиционных обществах Средневековья. Динамика развития европейской средневековой цивилизации. Дискуссия об уникальности европейского средневекового общества. Категории средневековой культуры. Религиозный характер мировосприятия средневекового человека. Социальная мотивация и этика человека в исламском и христианском обществе: отличия и схожесть. Православие и католичество как модели социальной этики. Современные историки о сущности кризиса европейского средневекового общества в XIV-XV вв., его причинах и следствиях. Изменения в мироощущении и самоидентификации европейского человека. Предпосылки процесса модернизации. Характер международных отношений в средние века. Территориальная экспансия как фактор общественного развития традиционного общества. Феномен крестовых походов. Система династической политики в средневековой Европе.
Новое время: эпоха модернизации. Принципы периодизации Нового времени. Трактовки понятия “модернизация”. Модернизация как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. Исторические причины модернизации и ее этапы. Изменение образа жизни и мышления человека в эпоху ранней модернизации. Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии – формирование нового пространственного восприятия мира. Мировоззренческие искания в эпоху Возрождения и Реформации. Проблемы адаптации человека к новым условиям жизни в зеркале Реформации и Контрреформации. Историческая природа абсолютизма, его формы и динамика развития. Кризис сословного мышления и формирование основ гражданского, национального сознания. Современные историки о типологии и значении ранних буржуазных революций XVII-XIX вв. Идеология Просвещения и конституционализм. Доктрины либерализма, консерватизма, социализма, анархизма в идеологическом пространстве индустриального общества. Национальный и религиозный факторы в общественно-политической жизни XIX в. Технический прогресс и развитие капиталистических отношений в XVIII-XIX вв. Урбанизация как изменение среды обитания человека. Оформление социальной структуры и государственно-правовой организации индустриального общества в XIX в. Мировосприятие человека индустриального общества. Классическая научная картина мира. Духовная культура в эпоху модернизации. “Эшелоны модернизации” как региональные модели перехода от традиционного к индустриальному обществу. Предпосылки ускоренной модернизации. Традиционные общества Востока в период Нового времени. Эволюция системы международных отношений в конце XV – конце XIX вв. Изменение характера внешней политики в условиях становления национальной государственности. Зарождение международного права. Колониальный раздел мира.
Новейшая и современная история: от индустриального к постиндустриальному и информационному обществу. Дискуссия о понятиях “новейшая история” и “современная история”. Развитие человечества в конце XIX – начале ХХI вв. в свете теории модернизации, теории макроэкономических циклов (“длинных волн”), историко-культурологических концепций.
“Закат Европы”: кризис модернистского типа развития на рубеже XIX-XX вв. и его отражение в философской и общественно-политической мысли. Эволюция либерализма и консерватизма в ХХ в. Демократический социализм и христианская демократия. Идеологии “третьего пути” (солидаризм, анархо-синдикализм, народничество). Протестные формы общественных движений и проблема политического экстремизма. Эволюция доктрины конституционализма и практики государственно-конституционного строительства. Массовые политические технологии в ХХ в. Современные дискуссии о кризисе представительной демократии.
Роль научно-технического прогресса в развитии современного общества. Историки о сущности и периодизации научно-технической революции. Основные этапы научно-технического прогресса в конце XIX – начале ХХI вв. От неклассической к постнеклассической научной картине мира. Мировоззренческое значение синергетической методологии. Информационная революция и “информационное общество”. Формирование инновационной модели общественного развития.
Модели экономической стратегии, трудовых отношений и предпринимательства в конце XIX – начале ХХI вв. Макроэкономические циклы Новейшей истории. От монополистического капитализма к “государству благосостояния”. Неоконсервативная революция и “возрождение” социального государства в начале XXI в. Собственность, труд и творчество в информационном обществе. Эволюция социальной структуры индустриального общества в ХХ в. “Общество потребления” и его кризис в конце 60-х гг. Особенности современных социальных процессов. Дискуссия об особенностях постиндустриальной стадии общественного развития.
Общественное сознание и духовная культура в эпоху перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Художественная философия модернизма и реализма. Технократизм и иррационализм в общественном сознании ХХ в. Формирование системы массовых коммуникаций. Культура постмодерна. Роль элитарной и массовой культуры в современном обществе.
Регионы ускоренной модернизации в ХХ в. Историческая природа тоталитаризма и авторитаризма Новейшего времени. Маргинализация и фашизация общества в условиях ускоренной модернизации. Политическая и социальная идеология тоталитарного типа. Государственно-правовые системы и социально-экономическое развитие общества в условиях тоталитарных и авторитарных диктатур. Массовое сознание и культура тоталитарного общества.
“Новые индустриальные страны” как модель ускоренной модернизации. Авторитаризм и демократия в “новых индустриальных странах” Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
Национально-освободительные движения и региональные особенности процесса модернизации в странах Азии и Африки. Идеология национального освобождения. Причины возрождения религиозного фундаментализма и националистического экстремизма. Проблема “мирового Юга”. Противоречия индустриализации в постиндустриальную эпоху.
Глобализация исторического процесса в ХХ в. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Мировые войны в истории человечества: социально-психологические, демографические, экономические и политические последствия. Основные этапы развития системы международных отношений в конце XIX – начале ХХI вв. Региональные конфликты и глобализованном мире. Интеграционные и дезинтеграционные процессы. Становление современной системы международного права. Лига наций и ООН. Проблема национального суверенитета в современном мире. Национальная, региональная и глобальная безопасность.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения истории на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
· принципы и способы периодизации всемирной истории;
· пространственную, временную, социальную обусловленность и взаимосвязь изучаемых исторических явлений;
· факты, явления, процессы, суждения, интерпретации, характеризующие системность, целостность и разномасштабность исторического процесса;
· актуальные элементы философско-исторических и методологических знаний об историческом времени и пространстве;
· мировоззренческую основу различных концепций исторического процесса;
· разномасштабность исторического процесса (специфику и взаимосвязь истории России и мира, истории региональной, этнонациональной, локальной, личной).
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
· осуществлять внутреннюю и внешнюю критику источника (характеризовать: авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, соотношение в нем первичной и вторичной информации, степень достоверности);
· классифицировать исторические источники по типу информации;
· использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую;
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения, суждения и интерпретации;
· реконструировать образ исторической реальности на основе выявления причинно-следственных связей и динамики развития (эволюции) исторического явления;
· систематизировать разнообразную историческую информацию на основе представлений об общих принципах и логике всемирно-исторического процесса;
· проектировать собственную траекторию решения историко-познавательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями;
· участвовать в обсуждении исторических проблем и в групповой исследовательской работе, определяя ключевые моменты дискуссии, формулируя собственную позицию по обсуждаемым вопросам и используя для аргументации исторические сведения, учитывая различные мнения и интегрируя идеи, организовывая работу группы;
· сочетать в решении познавательных задач методы исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа;
· представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, аннотации, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, комментария, описания эпизода, исторического эссе, мини-исследования, исследовательского проекта, а также уметь публично презентировать результаты своей работы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· использовать полученные знания и умения для критического восприятия общественных процессов и ситуаций, их анализа с точки зрения исторической природы;
· определять собственную позицию по отношению к явлениям современной жизни и объяснять ее;
· формулировать свои мировоззренческие взгляды и принципы и соотносить их с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· осознавать собственную идентичность как элемент исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества;
· учитывать в своих действиях необходимость конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;
· действовать в различных жизненных ситуациях исходя из понимания их исторической обусловленности, воспринимать свои действия как исторические и понимать ответственность за их выбор.
Комментарии