search
main
0

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ2
Овладение физической культурой на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· воспитание бережного отношения к собственному здоровью, приобретение навыков и умений в индивидуальных занятиях физической культурой, ориентированных на повышение работоспособности, функциональной активности основных систем организма (дыхания, кровообращения, энергообмена), предупреждение заболеваний;
· овладение технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания (аэробика, ритмика, атлетическая гимнастика, атлетические единоборства), умениями самостоятельно организовывать и проводить занятия с учетом индивидуальных интересов и потребностей в физическом совершенствовании, укреплении и сохранении здоровья, формировании индивидуального типа телосложения;
· обогащение двигательного опыта специально-прикладными упражнениями, ориентированными на подготовку к предстоящей жизнедеятельности, закрепление техники соревновательных упражнений в базовых видах спорта и повышение индивидуального уровня развития основных физических качеств;
· освоение комплекса знаний о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, репродуктивную функцию и творческое долголетие.
Сохраняя преемственность с образованием в основной школе, содержание образования в старшей школе позволяет обучающимся закрепить ранее сформированные компетенции – оздоровительно-реабилитационную, двигательную и компетенцию в сфере самоконтроля индивидуального физического развития, расширить их в процессе учебных и самостоятельных занятий с учетом индивидуальных интересов и потребностей в физическом совершенствовании.

СРЕДСТВА И УМЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ. ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Ритмическая гимнастика (девушки) – упражнения с разной амплитудой и траекторией движений на развитие пространственной и временной точности; упражнения на развитие статического и динамического равновесия; упражнения на развитие подвижности суставов; упражнения с элементами спортивных танцев; стилизованные способы ходьбы, бега, прыжков (с изменением темпа, ритма и амплитуды движений).
Аэробика (девушки) – упражнения силовой и скоростно-силовой направленности с локальным воздействием на развитие отдельных мышц или мышечных групп, выполняемые с различным темпом и из разных исходных положений; упражнения на растяжение мышц с произвольным их напряжением и расслаблением; упражнения с элементами спортивных танцев; комплексы общеразвивающих упражнений с предметами и без предметов, выполняемые с различным темпом, амплитудой и траекторией движений.
Атлетическая гимнастика (юноши) – физические упражнения локального и избирательного воздействия на развитие силы основных мышечных групп (с дополнительным отягощением: штанга, гантели, амортизаторы, тренажеры и т.п., и без дополнительного отягощения на спортивных снарядах); специальные комплексы упражнений на произвольное напряжение и расслабление мышц, развитие подвижности суставов.
Атлетические единоборства (юноши) – основные средства защиты из спортивных и восточных единоборств (греко-римская борьба, самбо, ушу, теквондо, дзюдо): стойки, захваты и броски; защитные действия против захватов, обхватов и ударов; освобождение от захватов и обхватов в стойке и положении на спине; технические действия при задержании (загибы руки за спину сзади); упражнения в страховке при падении (перекаты и падения на руки, на спину, с поворотом); специальные комплексы упражнений на развитие пространственной ориентации и координации, скорости простой и сложной реакции, подвижности суставов, статического и динамического равновесия.
Средства профилактики утомления и сохранения здоровья. Комплексы производственной гимнастики при умственной и физической деятельности. Простейшие приемы аутогенной тренировки и релаксации для снятия утомления и повышения работоспособности.
Комплексы лечебной физической культуры (включая приемы массажа и самомассажа) при сколиозе, остеохондрозе, нарушении обменных процессов, в предродовой период у женщин (материал для девушек).
Оказание доврачебной помощи при травмах.
Личностно-ориентированная физическая культура. Определение индивидуальных особенностей физического развития и физической подготовленности, разработка содержания самостоятельных занятий (состав упражнений, их последовательность, дозировка физической нагрузки) для укрепления индивидуального здоровья, формирования индивидуального типа телосложения, профилактики нарушения осанки, избирательного развития физических качеств.
ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Общая и прикладная физическая подготовка
Упражнения на развитие физических качеств: силы (по методу чередования предельных и непредельных отягощений); быстроты (по методу повторно-интервального выполнения упражнений); выносливости (по методу непрерывно-вариативного выполнения упражнений); гибкости (по методу последовательного чередования активных и пассивных упражнений); координации (по методу чередования статического и динамического равновесия).
Физические упражнения общеприкладной направленности: передвижение ходьбой и бегом с грузом на плечах на возвышенной и ограниченной площади опоры, вверх и вниз по наклонной плоскости; разнообразные броски и ловля набивного мяча, стоя на месте и с продвижением; разнообразные прыжки в длину и высоту с места и разбега через препятствия. Упражнения специально-прикладной (допризывной) физической подготовки (юноши): полосы препятствий, включающие в себя лазание, перелазание, проползание, ползание, передвижение в висе и упоре на руках, разнообразные способы бега и прыжков; кросс по пересеченной местности; плавание на груди, спине и боком.
УПРАЖНЕНИЯ БАЗОВЫХ ВИДОВ СПОРТА
Гимнастические упражнения (на материале основной школы): совершенствование техники упражнений в акробатических комбинациях и гимнастических комбинациях на спортивных снарядах; совершенствование техники в прыжках через гимнастического коня (юноши) и гимнастического козла (девушки) при разной высоте опоры.
Легкоатлетические упражнения (на материале основной школы): совершенствование техники низкого и высокого стартов, бега на короткие, средние и длинные дистанции, прыжков в длину и высоту с разбега, метания малого мяча.
Упражнения в спортивных играх (на материале основной школы): совершенствование индивидуальной техники основных двигательных действий, командно-технических действий в защите и нападении (баскетбол, волейбол, футбол).
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Упражнения в избранном виде спорта (определяется с учетом климатических особенностей региона): совершенствование техники соревновательных упражнений: в плавании, в лыжных гонках.
Культурно-этнические упражнения: совершенствование техники соревновательных упражнений из национальных видов спорта; народные игры.
ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Роль и значение занятий физической культурой в воспитании качеств личности, сохранении творческой активности и долголетия, профилактике заболеваний, поддержании репродуктивной функции.
Понятие здорового образа жизни, профилактика вредных привычек средствами физической культуры.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате освоения содержания образования по физической культуре ученик должен приобрести следующие компетентности:
ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Знать и понимать:
· особенности динамики работоспособности человека в дневном и недельном цикле, возможности ее оптимизации средствами физической культуры;
· факторы положительного влияния здорового образа жизни (режим дня, активный отдых, занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, отказ от вредных привычек и т.п.) на предупреждение раннего развития профессиональных заболеваний и старение организма, поддержание репродуктивной функции человека.
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять комплексы упражнений производственной гимнастики (по выбору, при умственной или физической деятельности);
· выполнять комплексы аутогенной тренировки для снятия утомления и повышения работоспособности.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· в занятиях аэробикой, определении режима физической нагрузки и ее направленности на развитие дыхательной и сердечно-сосудистой системы (девушки);
· в занятиях атлетической гимнастикой, определении режима физической нагрузки и ее воздействий на мышечные группы (юноши).
ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ (с учетом индивидуальных особенностей физического развития и медицинских показаний)
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять передвижение по гимнастическому бревну с грузом на плечах, преодолевать препятствия способом перелазания, передвижения в висе и упоре на руках (юноши);
· выполнять самостоятельно составленную акробатическую комбинацию (девушки);
· выполнять тестовые задания на выявление индивидуального уровня физической подготовленности, демонстрировать приросты показателей в развитии основных физических качеств (см. таблицу 1).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
при выполнении технических действий и приемов спортивных игр в условиях соревновательной деятельности (юноши – футбол, волейбол, баскетбол; девушки – волейбол, баскетбол).
КОМПЕТЕНТНОСТЬ В СФЕРЕ САМОКОНТРОЛЯ И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Знать и понимать:
· особенности индивидуального здоровья, физического развития и физической подготовленности; возможности их положительной коррекции посредством занятий физическими упражнениями;
· особенности организации индивидуальных форм занятий физическими упражнениями, их функциональную направленность и планирование.
Уметь (владеть способами деятельности):
выполнять индивидуальные комплексы упражнений корригирующей направленности (в зависимости от физического развития) и лечебной физической культуры (в зависимости от показаний здоровья).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
в организации и планировании содержания индивидуальных занятий физическими упражнениями (подбирать упражнения и их последовательность, осуществлять регулирование физической нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений и индивидуального самочувствия, соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений).

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ1
Овладение физической культурой на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста физической культуры, ознакомление с основными формами и видами его педагогической деятельности;
· освоение простейших педагогических умений в организации и проведении занятий физическими упражнениями, основ методики обучения двигательным действиям и развития физических качеств, контроля за физической подготовленностью (на примере занятий с учащимися младшего школьного возраста);
· закрепление навыков организации и проведения самостоятельных занятий по развитию основных физических качеств и совершенствованию техники двигательных действий;
· повышение уровня индивидуальной технической и физической подготовленности в избранном виде спорта;
· воспитание личностно-значимых качеств социальной адаптации, культуры поведения в коллективном общении и взаимодействии; умения адекватно оценивать индивидуальные возможности и способности в избираемой профессиональной деятельности.
Образование на профильном уровне позволяет не только закрепить ранее сформированные в основной школе компетентности – оздоровительно-реабилитационную, двигательную, а также компетентность в сфере самоконтроля индивидуального физического развития, но и сформировать новую – организационно-методическую компетентность. Она проявляется в позитивном отношении обучающихся к педагогической деятельности специалиста в области физической культуры, умениях организовывать и проводить занятия физическими упражнениями, способности в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания.
ЗНАНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИНТЕРЕС К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика основных видов педагогической деятельности специалиста в области физической культуры, предметно-содержательные основы его подготовки в высших образовательных учреждениях.
Теоретико-методические основы педагогической деятельности. Основные понятия педагогики физической культуры (физическая культура, физическое воспитание, спорт, педагогическая система физического воспитания в школе). Формы организации занятий физической культурой в школе, цель, задачи и содержание (начальные представления).
Методика организации и проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня младших школьников.
Методика обучения двигательным действиям и развития физических качеств у детей младшего школьного возраста.
Методика организации и проведения спортивных соревнований с детьми младшего школьного возраста.
Физиолого-педагогические основы педагогической деятельности.
Возрастные основы физического развития детей младшего школьного возраста (понятие гетерохронного развития физических качеств и особенности физического развития в онтогенезе).
СРЕДСТВА И УМЕНИЯ, ФОРМИРУЮЩИЕ ИНТЕРЕС К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация и проведение физкультминуток, физкультпауз и “подвижных” перемен с учащимися начальной школы. Судейство спортивных соревнований в начальной школе.
Обучение учащихся начальной школы двигательным действиям (в качестве помощника учителя). Проведение подготовительной и заключительной части уроков физической культуры.
Тестирование физических качеств у учащихся начальной школы и контроль за функциональным состоянием их организма во время занятий физическими упражнениями.
ОПЫТ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Спортивно-ориентированная техническая подготовка. Совершенствование техники соревновательных упражнений, технико-тактических действий в избранном виде спорта2.
Специальная физическая подготовка. Комплексы физических упражнений по развитию специальных физических качеств и способностей, определяемых спецификой избранного вида спорта.
Физические упражнения вариативной части образовательных программ (с учетом культурно-этнических особенностей региона).
Культурно-этнические упражнения: детские народные подвижные игры и соревновательные упражнения; национальные виды спорта (по выбору).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате освоения содержания образования по физической культуре ученик должен приобрести следующие компетентности:
Организационно-методическая компетентность
Знать и понимать:
· специфические особенности профессиональной деятельности учителя физической культуры, ее качественные характеристики и основы содержания преподаваемого учебного предмета в школе (на примере начальной школы);
· задачи и содержание физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня младших школьников, особенности организации урочных форм занятий и спортивно-массовой работы в начальной школе;
· структуру урока физической культуры в начальной школе, ее связь с динамикой физической работоспособности младших школьников, задачи и направленность учебного содержания каждого структурного компонента урока.
Уметь (владеть способами деятельности):
· организовывать деятельность учащихся младшего школьного возраста во время занятий физической культурой (подавать организующие команды, осуществлять построение и перестроение класса, формулировать учебные задания и т.д.);
· проводить физкультминутку и комплекс гимнастики до занятий с учащимися начальной школы;
· показывать и объяснять учащимся начальных классов элементы обучения двигательным действиям, осуществлять помощь и страховку при их выполнении;
· проводить с учащимися младшего школьного возраста комплексы общеразвивающих упражнений на развитие основных физических качеств.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· для проведения подвижных игр и комплексов общеразвивающих упражнений с учащимися младшего школьного возраста;
· при проведении процедуры контроля за режимом физической нагрузки на уроке физической культуры с учащимися младшего школьного возраста;
· в судействе спортивных соревнований среди учащихся начальной школы.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Уметь (владеть способами деятельности):
· выполнять комплексы физических упражнений на развитие специальных физических качеств, определяющих результативность достижений в избранном виде спорте;
· выполнять соревновательные упражнения и технические приемы в избранном виде спорта;
· выполнять тестовые задания по физической подготовке (см. таблицу 2).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни в соревновательной деятельности в избранном виде спорта.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте