search
main
0

Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по экономике

Базовый уровень
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение экономики на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение основ экономических знаний, представлений об экономике страны и экономической политике государства, в том числе для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального и высшего образования или путем самообразования;
· ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики, включая работу по найму и предпринимательство, экономические взаимоотношения с государством;
· овладение основами экономического мышления, умением применять полученные знания для решения типичных познавательных и практических экономических задач, на основании имеющейся информации выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам, адаптироваться к происходящим изменениям на рынке труда и других сферах российской экономики;
· расширение социального кругозора личности в период ранней юности, развитие интереса к изучению дисциплин социально-экономического цикла; способности к личному самоопределению и самореализации в экономической деятельности, в том числе в области предпринимательства;
· воспитание приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, уважения права собственности во всех его формах, социальной ответственности в экономической деятельности и взаимоотношениях с государством;
· приобретение компетентности:
– в сфере гражданско-общественной деятельности (во взаимоотношениях людей в сфере бизнеса, в экономических взаимоотношениях гражданина и государства, завершенность освоения на информационном и практическом уровнях основных социальных ролей, наиболее важных в экономической деятельности: потребителя, работника, собственника, семьянина и гражданина);
– в сфере познавательной деятельности (развитие на основе полученных знаний умения ориентироваться в текущих экономических событиях, осознавать связь экономических и политических событий);
– в сфере трудовой деятельности (понимание закономерностей рынка труда, специфики предпринимательской деятельности, причин и форм безработицы);
– в сфере массовой коммуникации (развитие у учащихся умения подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения с использованием отдельных приемов экономического анализа, критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике, сфере бизнеса, международных экономических отношениях, содержащуюся в средствах массовой информации и вырабатывать собственное аргументированное мнение).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигаются в результате освоения следующего содержания образования.
Ценностные ориентиры
Рациональное поведение гражданина. Эффективность экономической деятельности. Уважение к предпринимательству. Социально-ориентированная экономическая политика государства.
Знания
“Микроэкономика”, “макроэкономика” и “прикладная экономика”. Факторы производства и факторные доходы.
Рыночное равновесие. Фиксированные цены. Рыночные структуры. Альтернативная стоимость. Затраты, выручка, прибыль. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Фирма. Организационно-правовые формы предпринимательства. Ценные бумаги. Акции и облигации. Фондовый рынок. Этика предпринимательства. Основные принципы менеджмента. Рынок труда. Минимальная оплата труда. Номинальная и реальная заработная плата. Профсоюзы.
Экономические цели и функции государства. Общественные блага. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Налоги. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и методы его покрытия. Государственный долг. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Инфляция. Социальные последствия инфляции. Основы денежной политики.
Международная торговля. Обменные курсы валют.
Государственная политика в области международной торговли. Выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей. Глобальные экономические проблемы.
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Соотнесение доходов и расходов на примере семейного бюджета, фирмы и государства. Решение элементарных расчетных задач с экономическим содержанием. Определение бухгалтерских и экономических затрат и прибыли.
ОПЫТ
Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности юноши. Опыт оценки эффективности собственных экономических действий. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, собственника, члена семьи и гражданина.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения экономики на базовом уровне ученик должен
Знать и понимать:
· функции денег, современные формы расчетов, законные источники доходов и основные статьи расходов семьи, причины различий в уровне оплаты труда, основные меры социальной поддержки безработных, основные виды налогов, уплачиваемых гражданами, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· приводить примеры: взаимодействия товарных рынков, рыночных структур, примеры этичного поведения предпринимателя, мер социальной поддержки безработных;
· описывать: факторы производства и факторные доходы, экономические системы, деятельность предпринимателя, действие рыночного механизма, рыночные структуры, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, безработных и незанятых, основные статьи госбюджета России, методы покрытия бюджетного дефицита, экономический рост и развитие, глобальные экономические проблемы;
· объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по найму, причины инфляции, кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции, причины неравенства доходов, действие рыночного механизма, регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен, роль ценных бумаг как инструмента инвестирования, роль профсоюзов в экономике, выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей и глобализацией мировой экономики.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, научившись вычислять на условных примерах альтернативную стоимость, бухгалтерские и экономические затраты и прибыль, производительность труда, доходы и расходы семьи, валовую и чистую прибыль, смету расходов, величину платежей по договорам, в том числе на основе данных о валютных курсах; темп инфляции, индекс цен.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение экономики на профильном уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
· освоение основ научных экономических знаний, представлений об экономической деятельности фирмы и государства, в том числе для подготовки к изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в системе среднего профессионального и высшего образования или путем самообразования;
· ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и практической деятельности в условиях рыночной экономики на уровне фирмы и взаимоотношений с государством, необходимыми для практического участия в экономической жизни, включая предпринимательство;
· овладение умением применять полученные знания для решения познавательных и практических экономических задач, находить нужную информацию и выносить аргументированные суждения по экономическим вопросам с применением элементов научного анализа, адаптироваться к происходящим изменениям в российской экономике;
· расширение социального кругозора личности в период ранней юности, развитие интереса к изучению экономической науки и других дисциплин социально-экономического цикла; способности к самоопределению и самореализации, в том числе в области предпринимательства и экономического анализа;
· воспитание приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, экономического образа мышления, уважения права собственности во всех его формах, социальной ответственности в экономической деятельности на уровне фирмы и государства;
· приобретение компетентности:
– в сфере гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений (во взаимоотношениях людей в сфере бизнеса, в экономических взаимоотношениях гражданина и государства, обретение навыков принятия самостоятельных экономических решений, связанных с выполнением роли потребителя, работника и предпринимателя;
– в сфере познавательной деятельности (анализ на основе полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи, освоение основ исследовательского аппарата экономической науки);
– в сфере трудовой деятельности (понимание закономерностей рынка труда, специфики предпринимательской деятельности, причин и форм безработицы);
– в сфере массовой коммуникации (развитие у учащихся умения подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения, применять основы экономического анализа, находить и критически осмысливать информацию об экономике, государственной экономической политике, сфере бизнеса, международных экономических отношениях, содержащуюся в средствах массовой информации, справочниках и статистических публикациях, и вырабатывать собственное аргументированное мнение).
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигаются в результате освоения следующего содержания образования.
Ценностные ориентиры
Экономический образ мышления. Рациональное поведение гражданина. Эффективное экономическое поведение. Уважение к предпринимательству. Социально ориентированная экономическая политика государства.
Знания
Предмет и метод экономической науки. Альтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей. Факторы производства и факторные доходы. Абсолютные и сравнительные преимущества.
Спрос, величина спроса, закон спроса, индивидуальный и рыночный спрос. Факторы спроса. Эластичность спроса по цене и по доходу. Заменяющие и дополняющие товары, перекрестная эластичность спроса. Предложение, величина предложения, закон предложения, индивидуальное и рыночное предложение. Факторы предложения. Воздействие на рынки фиксированных цен и налогов.
Затраты, выручка, прибыль, себестоимость, смета. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль. Необратимые затраты. Фиксированные (постоянные) и переменные затраты. Предельные затраты и предельная выручка фирмы. Максимизация прибыли.
Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции. Виды монополий. Максимизация прибыли конкурентной фирмы и монополиста1. Ценовая дискриминация. Понятия монополистической конкуренции, олигополии. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство.
Рынок труда. Минимальная оплата труда. Номинальная и реальная заработная плата. Спрос фирмы на труд. Предложение труда для отдельной фирмы. Дискриминация на рынке труда. Рынки земли и капитала. Дисконтирование.
Роль государства в рыночной экономике. Общественные блага и внешние эффекты. Неравенство доходов и его измерение.
Закон денежного обращения. Темп инфляции и покупательная способность денег. Виды и причины инфляции. Последствия и издержки инфляции. Представление о системе национальных счетов. Номинальный и реальный ВВП. Совокупный спрос и совокупное предложение. Виды безработицы. Государственная политика по борьбе с безработицей и поддержке занятости. Экономический рост и экономическое развитие. Экономические циклы. Банки и банковская система. Основы денежно-кредитной политики. Налоги и их основные виды. Государственный бюджет и государственный долг. Фискальная политика государства. Бюджетный дефицит и методы его покрытия.
Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли. Обменный курс валюты. Паритет покупательной способности. Глобальные экономические проблемы.
Виды предпринимательства. Характеристика и мотивы предпринимателя. Деловая этика. Организационно-правовые формы предпринимательства. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Основные принципы менеджмента. Основные организационные структуры и стратегии управления. Управление акционерным обществом. Понятие маркетинга.
СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Соотнесение доходов и расходов на примере фирмы и государства. Решение элементарных расчетных задач с экономическим содержанием, в том числе с использованием предельных величин. Определение оптимального соотношения затрат и результатов. Определение бухгалтерских и экономических затрат и прибыли.
ОПЫТ
Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности ученика. Опыт оценки эффективности собственных экономических действий. Опыт рационального поведения в качестве потребителя, собственника, члена семьи и гражданина. Опыт экономической деятельности в учебных фирмах и ситуациях.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ
В результате изучения экономики на профильном уровне ученик должен
Знать и понимать:
· особенности рынка труда, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, постоянных и переменных затрат, организационно-правовые формы предпринимательства, внутренние и внешние источники финансирования фирмы, виды ценных бумаг, основные статьи доходов и расходов государственного бюджета России.
Уметь владеть способами познавательной деятельности:
· приводить примеры: взаимодействия товарных рынков; рыночных структур; общественных благ и внешних эффектов; этичного поведения предпринимателя; регрессивных и прогрессивных налогов; прямых и косвенных налогов; взаимовыгодной международной торговли;
· описывать: факторы производства и факторные доходы; абсолютное и сравнительное преимущество; характеристики и мотивы предпринимателя; рыночные структуры; естественную монополию; инфляцию; безработных и незанятых; виды безработицы; методы покрытия бюджетного дефицита, экономический рост и развитие; управление акционерным обществом; влияние мер протекционизма и мер защиты свободной торговли на национальные и международные товарные рынки; глобальные экономические проблемы;
· объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена; причины инфляции, кто выигрывает, а кто проигрывает от инфляции; причины неравенства доходов; регулирующую роль цен и последствия установления фиксированных цен; роль ценных бумаг как инструмента инвестирования; причины различий в производительности и оплате труда; роль профсоюзов в экономике; динамику занятости, процентных ставок и цен на различных фазах экономического цикла; воздействие мер монетарной и фискальной политики на экономическую конъюнктуру; выгоды и проблемы, связанные с международной торговлей и глобализацией мировой экономики; кому выгодно повышение (понижение) курса национальной валюты.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· вычислять на условных примерах: альтернативную стоимость; кривые производственных возможностей; изменение спроса (предложения) в зависимости от изменения формирующих его факторов; рыночный спрос (рыночное предложение) по данным шкал и кривых индивидуального спроса (индивидуального предложения), эластичность спроса по цене, эластичность спроса по доходу и перекрестную эластичность спроса, равновесную цену и объем продаж; бухгалтерские и экономические затраты и прибыль; общие, средние и предельные затраты; валовую и чистую прибыль; предельные величины для решения задач на максимум прибыли, смету затрат; ВВП; индекс потребительских цен и дефлятор ВВП, реальный и номинальный ВВП, темп экономического роста; уровень безработицы; депозитный (банковский) мультипликатор; среднюю и предельную налоговую ставку; определять сравнительное преимущество страны в производстве определенного товара;
· отображать графически: изменения рыночной ситуации в результате изменения цен, спроса и предложения при условиях изменений факторов производства, товаров-заменителей и сопутствующих товаров.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте