ВАРИАНТ ДЛЯ V КЛАССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение природоведения в 5-м классе основной школы направлено на достижение следующих целей:
· расширение знаний о многообразии тел, веществ и явлений природы; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, деятельностью человека и изменениями в окружающей среде;
· овладение начальными естественнонаучными умениями по наблюдению, проведению опытов и измерений, описанию их результатов, формулировке выводов;
· развитие способностей учеников к взаимодействию с миром природы, желания познавать природные объекты и явления, чувствовать их красоту и значимость для жизни человека;
· воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к окружающей природе и самому себе как ее части; стремления действовать в каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· приобретение элементов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности:
– умение ориентироваться на местности (определение стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды); действовать в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); владеть простейшими способами оказания первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений);
– умение бережно относиться к природе, содействовать мерам, направленным против ее загрязнения, соблюдать правила поведения в местной природной среде (в лесу, на водоеме и т.д.);
– умение применять полученные знания в повседневной деятельности (уход за домашними животными: кошка, собака, хомячки, куры, корова, кролики и т.п., выращивание комнатных и культурных растений: горох, огурцы, картофель и т.п.);
– умение следить за своим рационом питания (наличие продуктов питания, содержащих основные группы питательных веществ и витамины).
Реализация указанных целей и формирование элементов названной компетентности достигаются в результате освоения следующего содержания образования.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
Изучение наиболее распространенных культурных и дикорастущих растений, животных и грибов своей местности; редких и охраняемых видов растений и животных. Примеры положительного и отрицательного воздействия человека на окружающую природу. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения (на примере экономного расходования воды, экономного потребления электрической энергии или др.)
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки (на примере 1-2 историй конкретных открытий)1 .
МНОГООБРАЗИЕ ЯВЛЕНИЙ ПРИРОДЫ
Астрономические явления. Наблюдение звездного неба. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд. История “вытеснения” Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н. Коперник, Г. Галилей, Дж. Бруно и др.)2
Физические явления. Примеры механических явлений в природе (падение тел на Землю, движение планет вокруг Солнца).
Практическое изучение тепловых явлений: опыты с изменением состояния вещества (испарение и конденсация, плавление и отвердевание).
Свет и звук – основные источники информации об окружающем мире. Источники света в природе, цвета тел. Шум и способы борьбы с ним.
Примеры электрических и магнитных явлений в природе, их использование в быту (нагревательные приборы, электродвигатели, магниты и др.). Сборка простейших электрических цепей. Правила пользования электроприборами.
Химические явления. Вещества в окружающем мире (металлы, пластмассы, древесина, смеси, горные породы и минералы и др.), их использование человеком. Простые и сложные вещества. Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).
Биологические явления. Опыты по изучению влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян или развития плесени гриба-мукора). Наблюдение приспособлений растений к недостатку и избытку влаги и освещенности; животных к низким и высоким температурам. Комфортные экологические условия жизни для человека.
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примере рационального питания, режима дня).
Овладение способами самонаблюдения за самочувствием: настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др. Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение температуры тела, роста, веса.
Оценка собственного рациона питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ и витаминов.
Практические занятия по изучению способов действий в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными и т.п.); овладению простейшими способами первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений); соблюдению правил безопасного поведения в окружающей среде.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССА
В результате изучения природоведения ученик должен
Знать и понимать:
· наиболее распространенных представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; положение Солнца и Земли в Солнечной системе;
· примеры механических, звуковых, световых и электромагнитных явлений; процессов изменения состояния веществ; испарение и конденсация, плавление и отвердевание); источников и потребителей тока (различные бытовые приборы); явлений превращения веществ; приспособлений растений к избытку и недостатку влаги; приспособлений животных к низким температурам;
· примеры отрицательного и положительного воздействия человека на природу.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· правильно пользоваться приборами для измерения длины, температуры и времени;
· описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме; различать в описании опыта или наблюдения цель, условия его проведения и полученные результаты;
· подбирать не менее двух источников информации по заданной тематике (при использовании открытого доступа к 5-8 книгам естественнонаучного характера или к 1-2-м электронным изданиям);
· находить: значение указанных терминов в терминологическом словаре; несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
· кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять в тексте описание природных явлений;
· описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды;
· измерять рост, вес и температуру тела; оценивать собственный рацион питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ;
· различать некоторые ядовитые растения и грибы своей местности; уметь адаптироваться к особенностям погоды своей местности; следовать правилам безопасного использования бытовых электроприборов; уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях и несильных ушибах.
ВАРИАНТ ДЛЯ V – VI КЛАССОВ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение природоведения в 5-6 классах основной школы направлено на достижение следующих целей:
· расширение и систематизация знаний о многообразии тел, веществ, живых организмов и явлений природы; формирование первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также деятельностью человека и изменениями в окружающей среде;
· развитие интереса к познанию окружающего мира природы, способности к его целостному восприятию;
· воспитание бережного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды; стремления действовать в каждодневных ситуациях общения с природой в соответствии с экологическими принципами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· овладение приемами практической деятельности по изучению природных объектов (элементами наблюдений, опытов и измерений), освоение способов организации познавательной деятельности (умение ставить перед собой познавательные цели и оценивать результаты деятельности, участвовать в работе малой группы сотрудничества); приобретение начальных умений работы с естественнонаучной информацией;
· приобретение элементов природоведческой, здоровьесберегающей и экологической компетентности:
– деятельность в природной среде: умение узнавать в окружающей природе наиболее распространенные культурные и дикорастущие растения, домашних и диких животных, грибы своей местности; ориентироваться в окружающей среде (определение стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды; умение пользоваться планами своего города, картами своей местности; понимание прогнозов погоды и т.п.); применение полученных знаний в повседневной деятельности (уход за домашними животными, выращивание комнатных и культурных растений, помощь родителям в работе по дому и т.д.); стремление расширить свои представления о природе родного края (походы, экскурсии, посещение музеев, чтение книг и т.п.), соблюдать правила поведения в лесу, на водоеме и т.д.
– осознание необходимости заботы о собственном организме и безопасного поведения в окружающей среде: умение оценивать свое самочувствие (настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др.); использовать элементы самоконтроля здоровья (измерение температуры тела и частоты пульса); следить за своим рационом питания (наличие продуктов питания, содержащих основные группы питательных веществ и витамины); соблюдать личную безопасность и адаптироваться к окружающей среде (особенностям климата и погоды; сезонным явлениям – морозам, разливам рек, лесным пожарам и т.п.; возможной токсичности грибов, растений, препаратов бытовой химии; особенностям поведения диких и домашних животных); освоение простейших способов оказания первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях и травмах);
– осознание жизненной важности экологической чистоты окружающей среды и необходимости сохранения природы своей местности: умение узнавать в окружающей природе некоторые редкие и охраняемые виды растений и животных; оценивать простейшими способами экологическое состояние воды, растительности и почвы; стремление внести посильный вклад в сохранение природы и решение экологических проблем своей местности (экономное расходование воды, экономное потребление электроэнергии и др.).
Реализация указанных целей и формирование элементов названной компетентности достигается в результате освоения следующего содержания образования.
ЧЕЛОВЕК ИЗУЧАЕТ ПРИРОДУ
Взаимосвязь наблюдений, опытов и измерений при изучении объектов и явлений природы (опыт практической деятельности).
Вклад великих ученых-естествоиспытателей в развитие науки: сочетание огромного труда и творческого озарения. Как используются их открытия: во благо человека или во вред?(на примере 1-2 историй конкретных открытий).
История взаимоотношений человека и природы: от поклонения через покорение к сотрудничеству с миром природы.
Стремление людей осознать место Земли во Вселенной; история “вытеснения” Земли из центра Вселенной (Птолемей, Н.Коперник, Г.Галилей, Дж.Бруно и др.).
МНОГООБРАЗИЕ ТЕЛ, ВЕЩЕСТВ И ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Наблюдение звездного неба. Строение Солнечной системы. Представление о Солнце как одной из звезд.
Форма и размеры Земли. Способы изображения Земли: планы, карты и глобусы. Распознавание на географических картах условных обозначений, определение географических координат.
Состав воздуха. Вода на Земле: океан, воды суши, водяной пар, ледники. Описание и изучение некоторых свойств наиболее распространенных горных пород, основных типов полезных ископаемых. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера.
Разнообразие живых организмов. Основные признаки царств живой природы: растения, животные, грибы, бактерии. Изучение и узнавание в окружающем мире: наиболее распространенных культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных, грибов своей местности; редких и охраняемых видов растений и животных.
Изучение на примере комнатных растений, домашних животных и человека сходства и различий в проявлении основных признаков живых организмов (движение, питание, дыхание, раздражимость, размножение, развитие и смерть).
Клеточное строение живых организмов. Наблюдение клеток под микроскопом.
Наблюдение веществ в окружающей среде (металлы, пластмассы, древесина, смеси, горные породы и минералы и др.), их использование человеком. Простые и сложные вещества. Сравнение свойств веществ в газообразном, жидком и твердом состоянии.
ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ В ПРИРОДЕ
Примеры механических, тепловых, световых, звуковых, электрических и магнитных явлений и их использование в повседневной жизни. Практическое изучение нескольких физических явлений. Сборка простейших электрических цепей. Знакомство с использованием электрических и магнитных явлений в быту (нагревательные приборы, электродвигатели, магниты и др.)
Наблюдение явлений превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение, ржавление и др.).
Погодные явления. Основные характеристики погоды (температура, давление, влажность, осадки, ветер). Наблюдение погоды (измерение температуры и т.п., конструирование простейших метеорологических приборов). Влияние погоды на организм человека.
Описание круговорота воды в природе. Наблюдение на местном материале за процессами рельефообразования (оползни, осыпи, изменение русел ручьев, рек и др.). Наблюдение выветривания горных пород (на примере разрушения облицовки зданий и т.п.)
Представление о развитии жизни на Земле (зарождение жизни в воде, освоение суши животными и растениями; ископаемые животные и растения).
ВЗАИМОСВЯЗИ В ПРИРОДЕ
Солнечно-земные связи. Различия в освещенности на поверхности Земли, смены сезонов года и времени суток как следствия шарообразности Земли, вращения вокруг оси и движения в Солнечной системе /работа с моделями/.
Связь неживой и живой природы. Изучение влияния температуры, света и влажности на растения (на примере прорастания семян). Наблюдение приспособлений растений к недостатку и избытку влаги и освещенности, животных к низким и высоким температурам. Благоприятные условия содержания домашних животных, выращивания декоративных или культурных растений. Комфортные экологические условия жизни для человека.
Взаимосвязи в живой природе. Примеры взаимодействия растений и грибов, растений и бактерий; лишайники. Наблюдение взаимодействия животных друг с другом (на примере поведения домашних животных). Наблюдение ярусного принципа жизни, конкуренции и хищничества в природном сообществе (на местном материале).
Влияние человека на окружающую природу. Примеры сокращения разнообразия живых организмов. Красная книга. Освоение простейших приемов оценки экологического состояния воды, растительности и почвы. Участие в социально-ориентированной практической деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения (на примерах утилизации мусора, экономного потребления воды, электрической энергии или др.)
ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА И БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНИ
Взаимосвязь здоровья и образа жизни (на примерах двигательной активности, рационального питания, режима дня, закаливания)
Овладение способами самонаблюдения за самочувствием: настроение, сон, желание заниматься физическими упражнениями и др. Овладение отдельными способами самоконтроля здоровья: измерение пульса, температуры тела, частоты дыхания, роста, веса.
Определение своего физического развития (оценка гибкости тела, правильности осанки, наличия плоскостопия и др.) Оценка собственного рациона питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ и витаминов.
Практические занятия по изучению способов действий в опасных природных условиях (при сильном ветре, во время грозы, под градом и др.) и чрезвычайных ситуациях (пожары, затопление и т.п.); овладению простейшими способами первой медицинской помощи (при укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений, кровотечениях и травмах); соблюдению правил безопасного поведения в окружающей среде.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Участие в практической деятельности по взаимодействию с реальными объектами природы:
· восприятие с использованием всех органов чувств и описание природных объектов, применение эмоционально-образных способов познания природы; проведение наблюдений и простейших опытов по изучению растений и животных, свойств тел и веществ, явлений природы (в том числе элементов мониторинга окружающей среды: наблюдения за погодой, оценка качества воды, воздуха); наблюдение за собственным здоровьем; измерение величин (массы, температуры и др.); конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов; изучение природы своей местности и ознакомление с мерами по ее охране; участие в проекте (исследовательского характера).
Освоение приемов практической деятельности, начальных умений по поиску и обработке естественнонаучной информации, коммуникативных умений, способов самоорганизации учебной деятельности:
· умение ставить цели и выдвигать гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбирать условия проведения наблюдения или опыта, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными, фиксировать их результаты в виде графиков; правильно использовать простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; формулировать выводы, основанные на результатах личного исследования; выполнять правила безопасного труда при проведении практических работ;
· находить информацию в справочных изданиях: атласе карт, атласе организма человека, атласе-определителе растений и животных, горных пород и минералов, словаре, справочнике (в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); выделять в тексте термины и их определения, описания природных объектов, описания наблюдений и опытов; фиксировать основное содержание учебного текста в виде сложного плана; заполнять предложенные таблицы; составлять простые диаграммы и схемы;
· готовить (с использованием текстовых и графических редакторов) письменный рассказ (50-100 слов) об изученном природном объекте или собственном исследовании с использованием естественнонаучной лексики; выступать с устным сообщением естественно-научного характера на 2-3 минуты с использованием иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); давать краткую рецензию ответов других учащихся; корректно вести учебный диалог при работе в малой группе сотрудничества;
· ставить цели и планировать личную учебную деятельность по предмету при выполнении проектных, учебно-исследовательских или другого типа заданий; оценивать собственный вклад в деятельность группы сотрудничества; проводить самооценку уровня личных учебных достижений по предложенному образцу проверки и критериям оценки.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ
В результате изучения природоведения ученик должен
Знать и понимать:
· наиболее распространенные горные породы и минералы, полезные ископаемые; представителей культурных и дикорастущих растений, домашних и диких животных своей местности, в том числе редких и охраняемых видов растений и животных; основные характеристики погоды;
· план, глобус и карту и их основные различия; названия материков, океанов, крупных географические объекты Земли и России (равнины, горные страны, моря, реки), показывая их на карте; положение Солнца и Земли в Солнечной системе; причину смены дня и ночи; возможные пути круговорота воды в природе (по предложенной обобщенной схеме);
· примеры: механических, тепловых, звуковых и световых явлений; источников и потребителей тока (различные бытовые приборы); явлений превращения веществ; приспособлений растений к избытку и недостатку влаги; приспособлений животных к низким температурам; приспособлений растений и животных к жизни в природном сообществе; отрицательного и положительного воздействия человека на природу.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
· описывать результаты собственных наблюдений или опытов в словесной форме или в виде предложенной таблицы; различать в описании опыта или наблюдения: цель, условия его проведения и полученные результаты;
· отбирать необходимое оборудование и условия проведения простейшего исследования, при которых с течением времени меняется только одна исследуемая величина, а все остальные остаются постоянными;
· отвечать на вопросы о значении величин по графику зависимости (температуры, давления и др.) от времени;
· следовать инструкциям при работе с лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
· подбирать не менее двух источников информации по заданной тематике (при использовании открытого доступа к 10-12 книгам естественнонаучного характера или к 1-2 электронным изданиям);
· находить: значение указанных терминов в терминологическом словаре; несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты; названия представителей растений и животных с использованием атласа-определителя растений и животных;
· кратко пересказывать учебный текст естественно-научного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; составлять простой план; заполнять предложенную таблицу; выделять в тексте описание природных явлений; выбирать из предложенного перечня иллюстрации к учебному тексту по изученной тематике;
· описывать: внешнее строение животных и растений по предложенному плану; внешний вид изученных тел и веществ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
· вырабатывать краткие рекомендации по содержанию и уходу за комнатными и культурными растениями, домашними животными (по имеющейся информации об их особенностях и потребностях);
· ориентироваться на местности: определять стороны горизонта с помощью компаса и Полярной звезды; читать план или карту (своей местности), соотнося условные обозначения с реальными объектами окружающей среды;
· измерять рост, вес, температуру тела и частоту пульса; оценивать собственный рацион питания на наличие продуктов, содержащих основные группы питательных веществ; оценивать отдельные параметры собственного физического развития (гибкость тела, правильность осанки);
· следовать правилам безопасного поведения в окружающей среде; уметь оказывать первую медицинскую помощь при капиллярных кровотечениях, несильных ушибах, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений;
· указывать (на примере своей семьи) возможности более экономного использования воды и потребления электрической энергии.
Комментарии