ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение права в основной школе направлено на достижение следующих целей:
╥ формирование основ правовой культуры учащихся, создание условий для становления юридически грамотной личности, осознающей себя членом общества, знающей свои права и обязанности, умеющей ими пользоваться и защищать их;
╥ воспитание гражданской ответственности и правосознания, уважения к праву, приверженности к демократическим правовым ценностям;
╥ освоение на уровне общих представлений наиболее актуальных знаний о правилах и нормах взаимоотношений людей в обществе, о праве, его роли в жизни человека и общества, принципах правового регулирования, собственных правах, обязанностях и ответственности, правовых механизмах реализации и защиты прав, составляющих основу компетентности в социально-правовой сфере;
╥ ознакомление со способами познавательной, коммуникативной, практической деятельности при выполнении типичных для подросткового возраста социальных ролей члена семьи, учащегося, собственника, потребителя, работника, гражданина; конструктивного правомерного поведения в типичных ситуациях взаимодействия с людьми в пределах дееспособности старших подростков; приобретение опыта поиска и первичной обработки правовой информации из различных источников, составления простейших документов;
╥ овладение умением распознавать и вычленять на основе приобретенных знаний различные по природе общественные отношения (экономические, политические, правовые, нравственные), их взаимосвязь и взаимообусловленность; использовать и понимать основные правовые термины и понятия, применять полученные знания для решения практических задач; принимать обоснованные решения о способах реализации и защиты прав, в том числе права на образование, оценивать общественные явления и поведение людей с точки зрения правовых принципов, ценностей демократического правового государства (юридическое равенство, справедливость, права и свободы человека и гражданина, свобода слова и политический плюрализм и т.д.).
╥ развитие личности в период расширения правосубъектности несовершеннолетнего, предполагающее осознание себя в качестве носителя прав и обязанностей, способность соотносить свои интересы с интересами других людей и общества в целом, ориентацию на конструктивное взаимодействие в процессе социальной коммуникации, формирование готовности к ответственному выбору в соответствующих подростковому возрасту типичных жизненных ситуациях и несению юридической ответственности;
╥ приобретение элементов правовой компетентности, а именно:
– информационно-познавательной компетентности – наличие знаний об общих принципах и нормах, регулирующих жизнедеятельность государства, в котором живет школьник, о правах и обязанностях государства и граждан по отношению друг к другу; о системе права, его применении и основных правовых институтах, с которыми школьник сталкивается в ежедневной жизни, а также наличие навыков поиска и применения полученной правовой информации, необходимой для принятия решения о том, какими должны быть практические действия, когда нарушены законные права и интересы;
– ценностно-ориентационной компетентности – осознание и принятие основных правовых принципов, действующих в демократическом обществе, ценности права как способа согласования интересов людей и поддержания стабильности общества; понимание необходимости правомерного поведения; неприятие асоциального поведения как фактора разрушения общества; формирование с учетом этого собственных установок и ценностных ориентаций;
– регулятивно-поведенческой компетентности – наличие позитивных правовых установок учащихся, готовность следовать общепринятым типам поведения, принятию ответственности за свои действия, конструктивному выполнению основных социальных ролей;
– коммуникативной компетентности – готовность к конструктивному взаимодействию и разрешению конфликтов, ведению переговоров, достижению договоренностей, аргументации и презентации собственной точки зрения.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования
Ценностные ориентиры
Верховенство закона. Приоритет прав и свобод человека. Взаимная ответственность государства и гражданина. Юридическое равенство. Справедливость. Правосудие. Правовая культура.
Знания
Право, его роль в жизни общества. Правовые принципы: приоритет прав и свобод человека, юридическое равенство, верховенство закона. Свобода и ответственность. Выбор вариантов поведения. Норма права. Система законодательства. Базы правовых данных1 . Понятие и виды правоотношений. Физические и юридические лица. Понятие прав и обязанностей. Понятие и виды юридической ответственности. Признаки и виды правонарушений. Презумпция невиновности.
Понятие и признаки государства. Власть, формы правления. Политический режим. Демократия. Гражданское общество и правовое государство.
Гражданство. Конституционные права и свободы человека и гражданина в России. Конституционные обязанности гражданина. Гарантии прав и свобод. Права ребенка. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Эмансипация. Авторские права несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство России. Высшие органы государственной власти Российской Федерации. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Правоохранительные органы. Нотариат. Правовое регулирование гражданских отношений. Понятие и виды собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Жилищные правоотношения. Права потребителей. Правовое регулирование семейных отношений. Правовое регулирование трудовых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Административные правонарушения и взыскания. Основные понятия и нормы уголовного права. Правовое регулирование отношений в области образования.
Способы деятельности
Анализ текста Конституции при характеристике основ государственного устройства Российской Федерации, правового статуса ее гражданина. Доказательная аргументация собственной точки зрения с использованием правовых норм. Достижение договоренностей, формулирование правил поведения и способов их соблюдения. Составление типовых форм юридических документов (заявление, доверенность, апелляция, жалоба, иск). Самостоятельный поиск и применение полученной правовой информации.
Опыт
Опыт оценки собственных действий, действий других людей с точки зрения их правомерности. Опыт применения правовых норм в реальных жизненных ситуациях. Приобретение опыта правомерного поведения на основе знаний о правовом статусе несовершеннолетнего. Опыт участия в выработке правил и норм, регулирующих отношения в классе, школе.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения права ученик должен
Знать и понимать: роль права в жизни общества, взаимосвязь права и государства, современные правовые принципы, содержание прав и свобод человека и гражданина, основы взаимоотношений государственных органов и граждан, значение юридической ответственности; права и обязанности родителей, детей, права потребителей и способы их защиты; налогоплательщиков; формы реализации права на образование.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
характеризовать основы конституционного строя Российской Федерации, сферу компетенции высших органов законодательной, исполнительной и судебной власти; изменения в правовом статусе ребенка по мере его взросления, в том числе с учетом института эмансипации (от 6 до 16 лет); способы реализации и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; принципы правового регулирования семейных, гражданских, трудовых, административных и уголовных правоотношений, правила приема в учреждения профессионального образования;
объяснять: содержание основных правовых понятий и категорий (правоотношения, правонарушения, ответственность, правоспособность и дееспособность; компетенция, правовая норма, закон); особенности правового статуса несовершеннолетних, соотношение общепризнанных принципов и норм международного права и национального законодательства;
различать: отношения, регулируемые правом и другими социальными нормами (на заданных примерах конкретных ситуаций); полномочия судов, органов внутренних дел, прокуратуры, адвоката, нотариуса; виды правоотношений, правонарушений и юридической ответственности; коммерческие и некоммерческие организации.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для определения видов действий и органов, в которые нужно обратиться при защите нарушенных прав (орган управления, органы внутренних дел, прокуратура, суд); для конструктивных форм поведения и действий в типичных жизненных ситуациях подросткового возраста; для формулирования договоренностей, правил (норм) взаимоотношений; определения и аргументации собственного суждения о происходящих правовых событиях и явлениях; для составления простых юридических документов (заявление, жалоба, апелляция, доверенность), поиска и получения правовой информации.
Комментарии