ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
╥ освоение системы знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении, ее основных темах и проблемах; изучение вершинных произведений выдающихся русских писателей и сведений об их жизни и творчестве, отдельных произведений русской литературной критики, литературы народов России и зарубежной классики с привлечением необходимых сведений по истории и теории литературы;
╥ воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной личности, адаптированной к условиям жизни в современном обществе, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувствующей свою принадлежность к родной культуре; формирование чувства справедливости, чести, совести, патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного опыта в процессе приобщения к отечественной и зарубежной литературной классике;
╥ овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений; выявления в них конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; соотнесения материала литературной классики с современностью; сопоставления произведений русской литературы с произведениями литературы народов России и зарубежной литературы; получения информации о литературе из различных источников (справочная литература, масс-медиа, Интернет);
╥ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся: потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, способности на эмоционально-эстетическом уровне воспринимать искусство; формирование художественного вкуса, умения отличать высокохудожественные литературные произведения от литературных поделок, давать оценку прочитанным произведениям и созданным на их основе спектаклям, фильмам, аргументировать свою позицию;
╥ развитие устной и письменной речи учащихся, умения правильно пользоваться русским литературным языком, навыков написания сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
Реализуя общие цели, учебный предмет “Литература” решает специфические задачи в школах с родным (нерусским) языком обучения:
╥ обогащение духовного мира и эстетического опыта учащихся школ с родным (нерусским) языком обучения путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию русской и зарубежной литературы, соотнесения нравственных идеалов родной и русской литературы и культуры; воспитание любви к русской литературе и культуре;
╥ формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы как иноязычной и инонациональной; умения сопоставлять произведения родной и русской литератур, определяя в них сходные ценностные ориентиры и национально обусловленные художественные средства их воплощения, сравнивать оригинал с его художественным переводом на родной язык;
╥ развитие речевой деятельности учащихся на русском языке, умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами; способности создавать на русском и родном языке творческие работы различного типа.
Достижение данных целей способствует приобретению учащимися основ компетентности в литературной сфере:
– общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;
– ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
– читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог “автор – читатель”, погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;
– речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей.
Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.
Вторая – основные теоретико-литературные понятия.
Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий.
Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы.)
I. ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОБРАЗЫ В ЛИТЕРАТУРЕ
Художественная литература и ее место среди других видов письменности. Произведения изящной словесности как одна из форм художественного освоения мира. Отражение в художественной литературе богатств и многообразия окружающего мира, духовной жизни человека, драматических страниц истории человечества. Литературный процесс как живое, развивающееся явление, преемственность литературных эпох. Обращенность литературы к нравственному и эстетическому чувствам и воображению читателя, его способности к активному сотворчеству с писателем. Художественные образы как язык литературы.
Мифология и фольклор
Мифологические представления о человеке и его месте в мире. Мифологическое объяснение природных явлений. Миф и литература. Мир людей и мир богов. Начало и истоки национальной культуры. Мифология разных культур.
Устное народное творчество как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Мир языческий и мир христианский. Народное представление о героическом. Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Общее и самобытное в фольклоре разных народов. Отражение в устном народном творчестве народных традиций, представлений о добре и зле; национальная окраска фольклорных произведений. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.
Древнерусская литература
Истоки и начало древнерусской литературы, ее христианско-православные корни. Формирование этических и эстетических ценностей. Картина мира в представлении человека Древней Руси.
Единство патриотического и гуманистического пафоса древнерусской литературы. Идея единения Руси и образ русской земли в памятниках письменности.
Поучительный характер древнерусской литературы, воплощение в ней вневременных проблем, связанных с человеком, его верой, с представлениями об идеальном. Отражение в литературе Древней Руси тягот и несовершенства земного бытия, утверждение высоких потребностей человеческой души, нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности.
Связь литературы с фольклором. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение). Художественное своеобразие литературных памятников.
Русская литература XVIII века
Особенности литературной эпохи ХVIII века. Связь русской литературы с общеевропейскими тенденциями в развитии искусства Нового времени. Эпоха Просвещения в русской культуре.
Классицизм как литературное направление. Идеи гражданского служения, прославление могущества и величия Российского государства.
Нравственно-воспитательный пафос литературы XVIII века. Сатирическое разоблачение социальных и человеческих пороков, зарождение в литературе антикрепостнической направленности.
Заострение в литературе философских проблем веры и безверия, жизни и смерти, соотношения разума и чувства.
Сентиментализм как литературное направление. Обращение литературы к богатству духовного мира человека, отражение в ней многообразия человеческих чувств. Открытие темы “простого” человека. Сентиментальный пейзаж, освоение темы “человек и природа”.
Формирование литературного стиля в русской поэзии и прозе.
Русская литература XIX века
Русская литература XIX столетия и ее вклад в мировую культуру.
Основные тенденции литературного процесса: движение от романтизма к реализму и модернизму, усиление демократизма, повышение общественной роли литературы, усиление интереса писателей к социальной, психологической, религиозной и философской проблематике.
Русская литература первой половины ХIХ века
Особенности литературной эпохи конца ХVIII – первой половины XIX века. Определяющее влияние событий 1812 и 1825 гг. на русскую литературу. Гуманистические, просветительские идеи и их связь с революционными настроениями эпохи. Тема деспотизма.
Осмысление русской литературой ценностей европейской и моровой культуры, творческая переработка европейской классики. Самобытный характер русской литературы. Роль русской литературы в формировании национального языка.
Золотой век русской поэзии. А.С. Пушкин как родоначальник новой русской литературы.
Развитие романтизма, соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Воплощение в литературе романтических ценностей: свобода, борьба, любовь, природа. Конфликт романтического героя с миром, проблема одиночества сильной личности и ее разочарования в окружающей действительности.
Становление реализма в русской литературе. Народность, историзм, психологизм в литературе. Углубление представлений о национальном характере. Характер человека и социальная среда.
Жизнеутверждающий и критический пафос русской литературы.
Проблема личного и общественного. Образ “маленького” человека. Конфликт личности и государства. Герой-индивидуалист. Образ “лишнего” человека. Проблема положительного героя. Поиск гармонического, идеального в человеке.
Разнообразие художественного и философского осмысления категории свободы. Философская трактовка темы “поэт и поэзия”.
Различные формы воплощения темы дружбы в литературе. Высокое звучание темы любви, изображение неповторимости любовного чувства; воплощение идеала в женском образе. Усложнение функции пейзажа в литературе. Психологическое и философское углубление темы “человек и природа”. Формирование реалистического пейзажа. Реалистическое звучание темы Родины, ее настоящее и будущее.
Русская литература второй половины ХIХ века
Особенности литературной эпохи второй половины XIX века. Многообразие реалистических тенденций в литературе. Общественно-литературная борьба.
“Крестьянский вопрос” в литературе и “великие реформы” 1860-х гг. Неприятие социального гнета, утверждение права личности на свободу. Идея жертвенного служения человека обществу. Споры о судьбе России, о ее особом предназначении, о роли личности и народа в истории. Проблема героя, его способности взять на себя ответственность за судьбу родины. Обращение писателей к теме народа в поисках нравственного эталона. Дальнейшее развитие представлений об особенностях национального характера, отражение в литературе его существенных черт. Тема “простого” человека.
Усиление психологизма русской прозы. Сознательное и подсознательное в человеке. Мастерство психологической детали. Человек в ситуации нравственного выбора. Разоблачение бездуховности и индивидуализма, проблема нравственного самосовершенствования личности. Эволюция любовной лирики, изображение обыденного и возвышенного в человеческих отношениях. Образ русской женщины, ее духовная сила, красота. Тема детства и образ ребенка в литературе.
Философская направленность русской литературы. Религиозные искания человека, выражение в литературе различных религиозно-нравственных ценностей. Свобода и необходимость, выбор жизненного пути и проблема судьбы, вера и безверие, смысл жизни и тайна смерти.
Осмысление в литературе глубокой, таинственной связи человека и природы. Реалистический пейзаж, роль пейзажных зарисовок в художественном произведении. Поэтические картины русской природы в поэзии и прозе.
Яркость характеров и точность бытописания в прозе. Открытия в поэзии, богатство поэтического языка.
Русская литература ХХ века
Богатство и разнообразие художественных систем. Традиции и новаторство в литературе ХХ века Отображение в литературе драматических страниц отечественной истории. Соединение трагического и героического, утверждение непреходящих духовных ценностей в произведениях русских писателей.
Русская литература первой половины ХХ века
Особенности литературного процесса первой половины XX века. Религиозные и философские искания начала века. Литература и судьбы России в период революционных потрясений.
Серебряный век русской поэзии. Новые литературные направления. Связь литературы с другими видами искусства (“культурный ренессанс” начала ХХ века). Обостренное восприятие красоты окружающего мира и человеческих чувств в лирической поэзии.
Человек и эпоха, личность и государство в осмыслении художников. Проблема взаимоотношений интеллигенции и народа в революции, ответственности человека перед обществом и своей совестью.
Литература в годы социалистического строительства. Романтика и драматизм будней. Противостояние объективности и тенденциозности. Взаимоотношения литературы и власти.
Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев человека в сложных жизненных обстоятельствах.
Русское литературное зарубежье, его основные представители. Тема России, ее духовных богатств, ее прошлого и настоящего в творчестве писателей-эмигрантов.
Русская литература второй половины ХХ века
“Оттепель” и ее влияние на литературу. Расцвет литературно-художественных журналов. Обращение писателей к острым проблемам современности. Утверждение незыблемых нравственных ценностей жизни. Своеобразие “крестьянской темы” в русской литературе. Изображение в ней самобытных характеров и правдивых жизненных коллизий. Проблема природы и цивилизации. Новые направления в поэзии и ее яркие представители.
Осмысление темы Великой Отечественной войны и проблема исторической памяти в “военной прозе”.
Общественно-литературная жизнь конца ХХ века: ее противоречивость и своеобразие. Нравственные и эстетические искания русской литературы последних десятилетий ХХ в.
Русская литературная критика
Общественное и эстетическое значение русской литературной критики. Роль критики в развитии литературного процесса и формировании вкусов и предпочтений читающей публики. Идейно-художественная оценка творчества писателей, внимание к социальным и нравственным проблемам эпохи.
Литература народов России
Многообразие литератур народов России, отражение в них самобытности национальных картин мира. Различные религиозно-духовные корни литератур. Мифология и фольклор народов России как средоточие народной мудрости, воплощение бытовых, духовно-нравственных традиций и системы ценностей народа.
Освещение в литературе народов России важнейших общечеловеческих проблем: человек и природа, законы родового единства, служение человека истине, добру, красоте. Общность духовно-нравственных идеалов разных национальных литератур, многообразие их художественного воплощения.
Проблемы литературно-художественного двуязычия. Русскоязычные национальные литературы народов России. Русский язык как средство создания национально окрашенной художественной образности.
Влияние национальной мифологии, фольклора и русской литературы на становление и развитие литератур народов России. Процесс обратного воздействия литератур народов России на русскую литературу. Плодотворное творческое взаимодействие русской литературы и литератур других народов России в обращении к общенародной проблематике: сохранение мира на земле, экология природы, сбережение духовных богатств, гуманизм социальных взаимоотношений. Взаимообогащение литератур разных народов за счет художественных переводов произведений национальных писателей на русский язык и русских писателей – на языки других народов России. Роль русского языка как языка межнационального общения, открывающего доступ к произведениям литератур различных народов России.
Зарубежная литература
Единство и многообразие мирового литературного процесса. Мифология и литература Древней Греции. Своеобразие гомеровского эпоса. Философское осмысление мира и человека в литературе Востока. “Панчатантра” как памятник литературы Древней Индии. Тема судьбы, поэта и поэзии в древней литературе.
Тема любви к человеку в литературе средних веков и эпохи Возрождения. Дон Кихот как “вечный” образ. Проблема выбора жизненного идеала. Нравственно-эстетические ценности христианской культуры и их воплощение в литературе Западной Европы.
Идеалы европейского Просвещения, их влияние на мировую художественную культуру. Острота политической сатиры, выражение в ней вечного и злободневного. Фантастическое в литературе, литературная условность как форма отображения действительности.
Европейская литература XVIII – XIX веков, отражение в ней духовных поисков человека и общественно-политической проблематики.
Высокое звучание любовной темы как одной из высших ценностей человеческого бытия. Трагедия гибели любви и красоты в жестоком, несовершенном мире.
Байронизм и байронический герой. Мотив разочарования и образ мятежной личности в произведениях писателей-романтиков. Роль пейзажа в романтической литературе. Особенности развития романтического направления в различных культурах.
Взаимодействие романтизма и реализма в мировой литературе ХIХ – ХХ вв. Тема унижения, бесправия человека; обличение быта и нравов общества, равнодушного к судьбам простых людей. Тема денег, материальных отношений в человеческом мире. Проблема сильной личности, способной выстоять и утвердить свое право на жизнь в мире социальной жестокости. Тема человека и природы в американской и японской литературе.
Тема детства, образ ребенка в мировой литературе, отражение в ней детского представления о мире, о добре и зле, правде и лжи.
Роль мировой литературы в развитии общественного сознания. Взаимодействие русской и зарубежной литературы. Отражение в них “вечных” категорий бытия (любовь, природа, красота, человеколюбие, свобода и др.).
II. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ
╥ Художественная литература как искусство слова. Специфика художественного образа. Понятие о классической литературе.
╥ Устное народное творчество. Жанры фольклора.
╥ Литературные роды и жанры.
╥ Основные литературные направления. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
╥ Понятие народности. Общечеловеческое и национальное в творчестве писателя.
╥ Литература и другие виды искусства. Литературная критика.
╥ Единство формы и содержания литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция, система образов.
╥ Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория.
╥ Основы стихосложения: стихотворные размеры, рифма, строфика, ритм и т.д.
В школе с родным (нерусским) языком обучения данные теоретико-литературные понятия изучаются также с опорой на знания, полученные при освоении родной литературы. Дополнительными понятиями здесь являются:
╥ Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур.
╥ Контактные связи русских писателей с писателями – представителями других литератур народов России.
╥ Художественный перевод.
III. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
╥ Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров; выразительное чтение художественного текста.
╥ Владение различными видами пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием); ответы на вопросы, раскрывающие знание текста произведения; заучивание наизусть стихотворных текстов; устное словесное рисование, инсценирование.
╥ Анализ произведения в единстве его формы и содержания:
– определение и объяснение родовых и жанровых особенностей литературного (фольклорного) произведения;
– определение его темы, идеи, проблематики, сюжета, композиции, системы образов, изобразительно-выразительных средств языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория);
– определение в изучаемом литературном произведении художественных особенностей, указывающих на его принадлежность к одному из литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм);
– выявление специфики стихотворного текста: ритма, размера, строфики, рифмы.
╥ Написание планов, аннотаций; составление критических отзывов о прочитанных произведениях, просмотренных спектаклях и фильмах; создание произведений различных жанров (сказка, стихотворение, рассказ и проч.); написание сочинений по литературным произведениям, а также на основе жизненных впечатлений.
╥ Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Специфические виды деятельности для школ с родным (нерусским) языком обучения
╥ Сопоставление произведений русской и родной литературы на основе общности тематики, проблематики и жанра; выделение в сопоставляемых произведениях как общего, так и национально обусловленного; выявление взаимосвязи и взаимовлияния творчества писателей – представителей русской и родной литератур.
╥ Самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на родной язык, выбор в родном языке адекватных средств художественной выразительности.
╥ Сравнение русского оригинала с его художественным переводом, определение адекватности перевода оригиналу.
IV. ПЕРЕЧЕНЬ обязательных для изучения литературных произведений
Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное формирующее влияние на личность ученика, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Перечень художественных произведений представлен в виде таблицы. В ней дана общая графа, в которую включены произведения, изучаемые как в школе с русским языком обучения, так и в школе с родным (нерусским) языком обучения. Произведения, изучение которых имеет свою специфику в указанных двух типах школ, разделены по графам.
Перечень художественных произведений для изучения в школах с родным (нерусским) языком обучения несколько сокращен по сравнению со школами с русским языком обучения, что не наносит ущерба восприятию учащимися творчества писателей в целом. Отличия продиктованы либо языковыми сложностями предлагаемых для изучения в русской школе литературных произведений, либо желанием представить учащимся школ с родным (нерусским) языком обучения те произведения, в которых нашли отражение этническое многообразие России, быт, обычаи, культура народов, населяющих ее, а также национальное своеобразие русской литературы, духовные основы русской культуры.
Предлагаемый материал разбит на разделы согласно этапам развития русской литературы.
Перечень произведений1 предполагает расширение списка писательских имен и произведений в авторских программах, что содействует реализации принципа вариативности в изучении литературы и сохраняет за учеником автономное читательское право.
При изучении литературы народов России выбор конкретных имен писателей и произведений варьируется в зависимости от специфики региона Российской Федерации, интересов учителя и учащихся.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения литературы ученик должен
Знать и понимать:
╥ содержание самостоятельно прочитанных литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
╥ основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
╥ ключевые проблемы русской литературы в контексте отечественной культуры; связь изученного произведения со временем его написания; проблематику изученных произведений литературы народов России и зарубежной литературы.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
╥ работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
╥ определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
╥ выявлять в художественных произведениях конкретно-историческое и общечеловеческое содержание;
╥ соотносить материал литературной классики с современностью;
╥ сопоставлять произведения русской литературы с произведениями литературы народов России и зарубежной литературы;
╥ выделять и формулировать в изученном произведении тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
╥ характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
╥ выражать свое понимание проблематики и образов художественного произведения;
╥ выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
╥ владеть различными видами пересказа (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика);
╥ строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением и на основе собственного жизненного опыта;
╥ давать развернутый ответ на проблемный вопрос;
╥ вести диалог по прочитанным произведениям, участвовать в дискуссии, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
╥ писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения разных типов и литературно-творческие работы различных жанров.
Специфические требования для школ с родным (нерусским) языком обучения:
╥ сопоставлять тематически близкие произведения родной и русской литературы, а также произведения, раскрывающие сходные проблемы; выявлять в них общее и национально своеобразное;
╥ сравнивать русский оригинал с его художественным переводом на родной язык, отмечая своеобразие перевода, обусловленное иной образно-эстетической системой родной литературы и структурными особенностями родного языка;
╥ писать изложения с элементами сочинения на темы, связанные с проблематикой, системой образов произведений, изученных на уроках русской и родной литературы, а также на основе жизненных впечатлений; писать мини-сочинения и отзывы о произведениях, самостоятельно прочитанных на русском и родном языках.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
╥ устанавливать разнообразные связи между литературными явлениями и фактами, а также между литературой и явлениями реальной жизни;
╥ отличать высокохудожественные произведения от малохудожественных;
╥ уметь аргументированно формулировать собственное оценочное суждение о прочитанном художественном произведении, просмотренном спектакле, фильме, выделяя в них нравственные ценности, близкие собственным жизненным позициям;
╥ уметь создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
╥ уметь находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении и его авторе с помощью различных источников (справочная литература, периодика, телевидение, Интернет).
Комментарии