search
main
0

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
╥ приобретение компьютерной грамотности и начальной компетентности в использовании информационных и коммуникационных технологий, простейших компьютерных моделей при решении учебных и практических задач в школе и вне ее; получение необходимой подготовки для использования методов информатики и средств информационных технологий при изучении учебных дисциплин основной школы и образовательных программ последующего этапа обучения, а также для освоения профессиональной деятельности, востребованной на рынке труда;
╥ овладение навыками работы с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных технологий, умением применять эти навыки: искать, отбирать, критически оценивать, организовывать, представлять и передавать информацию, планировать и организовывать собственную информационную деятельность и ее результаты;
╥ приобретение опыта выполнения индивидуальных и коллективных проектов, относящихся к различным учебным дисциплинам, в том числе издания школьных журналов, создания школьных страниц в Интернете, виртуальных краеведческих музеев и т. д. с применением информационных и коммуникационных технологий; использования информации, имеющейся в Интернете и на различных носителях;
╥ освоение системы знаний, относящихся к информационной картине мира, в том числе: базовых понятий, необходимых для формирования конкретных представлений об информационных процессах, системах и технологиях; представлений об общности и закономерностях информационных процессов в различных социальных и технологических системах, о механизмах восприятия и обработки информации человеком, технологическими и социальными системами, о современной информационной цивилизации;
╥ ознакомление с использованием информационных и коммуникационных технологий как методов познания природы и общества, наблюдения и регистрации природных и социальных явлений, представления их результатов в виде информационных объектов;
╥ развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;
╥ воспитание необходимых норм поведения и деятельности в соответствии с требованиями информационного общества как закономерного этапа развития цивилизации.
Реализация указанных целей достигается в результате освоения следующего содержания образования1 .

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ, СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
╥ Оперирование с информационными объектами в различных их представлениях: в мысленном, изобразительном (на бумаге, экране), звуковом представлении.
╥ Приобретение опыта и навыков собственной информационной деятельности, применения средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в изучении школьных предметов и другой образовательной деятельности, организации собственного информационного пространства (набора личных папок), охватывающего (на простейших примерах) наиболее массовые сферы применения информационных и коммуникационных технологий.
╥ Решение задач построения простейших наглядных информационных моделей объектов и процессов реального мира.
Базовые понятия информационных процессов
Базовые понятия информатики: информационный объект, процесс, алгоритм, основные виды алгоритмов и способы их представления, управление, обратная связь. Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации.
Основные компоненты компьютера и их функции: процессор, память, монитор, интерфейсы, клавиатура и мышь; программный принцип работы компьютера. Классификация основных видов общепользовательских и профессиональных информационных ресурсов. Динамичные изменения качественных характеристик средств ИКТ, их учет при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том числе для индивидуального пользования.
Создание информационных моделей реальных объектов и процессов, адекватность модели объекту и целям моделирования. Язык как способ представления и передачи информации: естественные и формальные языки.
Особенности восприятия, запоминания и обработки информации человеком.
Роль информации в современном обществе, в его экономической, социальной, образовательной сферах. Средства массовой информации, информационная этика и право, информационная безопасность. Личная информация, информационные права личности. Компьютерные игры, их позитивные и негативные стороны.

Практика Информационных технологий
Основные устройства ИКТ
Соединение блоков и устройств средств ИКТ, в том числе компьютера, простейшие операции по управлению ими (включение и выключение, понимание сигналов о готовности и неполадке и т. д.), использование различных носителей информации, загрузка электронных и бумажных носителей, расходных материалов. Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение; технические условия эксплуатации.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии.
Компьютер
Оперирование с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии (интерфейсе). Создание, сохранение, именование объектов и их семейств, выбор имен и организация индивидуальных папок, разархивирование, удаление. Защита от компьютерных вирусов. Выбор компьютера в соответствии с задачами использования и финансовыми возможностями.
Оценка числовых параметров информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения объектов, скорость передачи и обработки объектов, стоимость продуктов и услуг.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии.
Создание и обработка информационных объектов
Тексты. Ввод текста (беглый или вслепую) с помощью компьютерной клавиатуры. Экранные представления текста, шрифты, использование шаблонов. Перемещение фрагментов. Структурирование: шрифтовые и цветовые выделения, абзацы и их форматирование, номера страниц, списки, заголовки разного уровня в заданном стиле, ссылки, указатели, оглавления, чтение примечаний, колонтитулы, адресация, обращение, подпись. Распечатка. Использование возможностей проверки орфографии и грамматики, тезаурусов. Создание и включение в текст таблиц. Включение в текст изображений.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки.
Динамические (электронные) таблицы, другие математические инструменты ИКТ. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных, переход к графическому представлению. Ввод математических формул, представление зависимости на графике.
Образовательные области приоритетного освоения: математика, естествознание.
Базы данных. Поиск выбором из списка и заданием значений полей. Создание записей в базах данных (типа заполнения анкет) в том числе, относящихся к информации об учащемся.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, обществознание, физическая культура, внеклассная работа.
Рисунки и фотографии. Ввод с помощью графической панели и сканера. Геометрические, стилевые преобразования.
Образовательные области приоритетного освоения: изобразительное искусство, краеведение, внеклассная деятельность.
Чертежи. Выделение, объединение, перемещение и геометрические преобразования фрагментов и компонентов. Трехмерное изображение на экране компьютера и инструменты работы с ним. Каталоги объектов. Простейшие чертежи. Специальные виды чертежей: диаграммы, карты и др. Построение чертежа данного предмета. Конструирование (сборка) предмета по чертежу.
Образовательные области приоритетного освоения: технология (в частности черчение).
Звук и видеоизображение, в том числе музыки и анимации. Инструменты работы (редактирования, нелинейного монтажа) в экранном наглядном представлении.
Образовательные области приоритетного освоения: языки, музыка, краеведение, проектная деятельность в различных областях.
Фиксация информации об объектах и процессах окружающего мира
Запись объектов и процессов:
– природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории и др., в том числе запись изображений (с использованием цифровых фотоаппаратов, микроскопов, различных видов сканеров и др.);
– текстов, полученных распознаванием текстового изображения и устной речи;
– видео- и аудиозаписей (в частности с использованием цифровых записывающих устройств);
– музыки (в частности, с использованием музыкальной клавиатуры);
– таблиц результатов измерений (в частности с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков);
– результатов наблюдений, опросов и т.д.
Образовательные области приоритетного освоения: обществознание, естествознание.
Поиск и использование информации
Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в базах данных, Интернете, некомпьютерных источниках информации. Формулирование запросов. Каталоги. Поисковые машины. Критическая оценка и организация информации. Формирование индивидуального информационного пространства с применением файловой системы, ссылок на файлы и источники в Интернете. Правила ссылок и цитирования источников информации.
Образовательные области приоритетного освоения: обществознание.
Организация, представление и передача информации
Представление информации в виде печатной публикации, в Интернете, в выступлении учащегося. Организация собственного информационного пространства, включающего работы учащегося, различные их версии, ссылки на соответствующие задания, проекты, работы других учащихся, собранные массивы информации, используемые источники. Групповое обсуждение, фиксация его хода и результатов в текстовой форме и в сочетании с видеозаписью. Телефон, пейджер, электронная почта: правила переписки, приложения к письмам, отправка, получение. Сохранение для индивидуального использования объектов из Интернета и ссылок на них. Телеконференции, видеоконференции. Использование цифровой телекоммуникации в коллективной учебной деятельности.
Образовательные области приоритетного освоения: информатика и информационные технологии, языки, обществознание.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен
Знать и понимать основные факты о:
╥ главных устройствах средств информационных и коммуникационных технологий и их функциях, в частности: о центральном процессоре, устройствах памяти, периферийных устройствах, интерфейсах, программном принципе работы компьютера; используемых в деятельности учащегося носителях информации;
╥ источнике и приемнике информации, сигнале, кодировании и декодировании, единицах измерения количества и скорости передачи информации, скорости обработки информации;
╥ восприятии, запоминании и обработке информации человеком;
╥ информационной деятельности человека, языке как способе представления и передачи информации; естественных и формальных языках;
╥ простейших примерах информационных моделей реальных объектов;
╥ алгоритмах, основных алгоритмических конструкциях: следовании, ветвлении, цикле; вспомогательных алгоритмах;
╥ роли информации и информационных технологий в современном обществе, в его экономической, социальной, образовательной сферах;
╥ средствах массовой информации, информационной этике и праве, информационной безопасности; компьютерных играх, их позитивных и негативных аспектах; динамичном изменении качественных характеристик средств ИКТ, их учете при принятии решения о выборе средств ИКТ, в том числе для индивидуального пользования.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
╥ оперировать с информационными объектами в наглядно-графическом взаимодействии (интерфейсе), используя имеющиеся знания об устройстве компьютера, в том числе
– создавать, именовать, сохранять объекты, создавать удобные для использования индивидуальные каталоги, разархивировать информацию;
– пользоваться меню и окнами;
– пользоваться экранной справочной системой;
– соблюдать права собственности на информацию;
– предпринимать меры антивирусной безопасности;
╥ оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, в частности, при рассмотрении выполнимости действия;
– объем памяти, необходимый для хранения информации;
– скорость передачи информации;
╥ создавать информационные объекты с уровнем сложности, отвечающим потребностям образовательного процесса, в том числе
– создавать тексты (школьные сочинения и рефераты по различным предметам и т.д.) посредством квалифицированного клавиатурного письма (беглого или вслепую), используя базовые средства текстовых редакторов для выражения содержания и восприятия произносимой или записанной устной речи;
– структурировать текст (нумерация страниц, использование списков, ссылок, оглавлений, колонтитулов, указателей, адресов, обращений, подписей и т.п.); проводить проверку орфографии и грамматики; использовать в тексте таблицы, изображения;
– фиксировать информацию об объектах и процессах окружающего мира (природных, культурно-исторических, школьной жизни, индивидуальной и семейной истории и др.) в форме: изображений (в том числе с использованием цифровых фотоаппаратов, микроскопов, различных видов сканеров); текстов, полученных распознаванием текстового изображения и расшифровкой устной речи; видео- и аудиозаписей (в частности с использованием цифровых записывающих устройств, музыкальных клавиатур); таблиц (в том числе, с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков); записывать простейшие музыкальные фрагменты;
– создавать и использовать различные формы представления информации: математические формулы, графики, диаграммы, таблицы (в частности в практических задачах домашней экономики); переходить от одного представления данных к другому;
– создавать рисунки, чертежи (в том числе с использованием графического планшета), графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования и дизайна (элементы машин, архитектурные объекты, одежда, электрические и электронные схемы, планы местности, географические и исторические карты) с использованием простейших графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять конструирование по чертежу, простейшую обработку цифровых изображений;
– создавать записи в базе данных (типа заполнения анкет), в частности, относящиеся к информации об учащемся, объединяемые в индивидуальные записные книжки; создавать комплексные объекты, включая связанные между собой информационные объекты всех видов (мультимедиа и гипермедиа сочинения), экранные объекты со ссылками (типа страниц Интернета), в том числе индивидуальные страницы учащегося, класса, школы, страницы проектов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
╥ выполнять простейшие операции, связанные с использованием современных средств ИКТ, соблюдая при этом требования техники безопасности, гигиены, эргономики, ресурсосбережения и условий эксплуатации по отношению к: соединению различных устройств; управлению ими (включению и выключению; пониманию простейших сигналов, в том числе о неполадке); загрузке электронных и бумажных носителей (помещению бумаги в лоток принтера, иллюстрации в сканер, загрузке дискеты, компакт-диска, видеокассеты и т. д.); чередованию различных форм деятельности и гигиенических упражнений;
╥ передавать информацию по телекоммуникационным каналам, соблюдая соответствующие нормы и этикет, пользуясь: телефоном, электронной почтой (применяя вложения, ответные письма, следуя этикету электронной почты);
╥ искать информацию с применением конструкций и правил поиска (в том числе построения запросов): в базах данных, в Интернете, в некомпьютерных источниках информации: справочниках и словарях, каталогах, библиотеках (периодика, литература и др.) при выполнении заданий и проектов по различным дисциплинам;
╥ оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемую из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью: использовать ссылки и цитирование источников информации; анализировать и сопоставлять различные источники;
╥ представлять информацию в виде мультимедиа объекта с системой ссылок (например, для размещения в Интернете); готовить и проводить выступления, включающие сформированную заранее систему изображений на проекционном экране и звукового сопровождения; использовать в устном выступлении микрофон, проекционный экран; использовать экран в групповом обсуждении, фиксировать его ход и результаты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте