Хочешь заработать большие деньги – иди в образование. Желательно в высшее или среднее профессиональное. Это на первый взгляд утопичное правило действует. Однако распространяется оно только на тех, кто умеет играть в образовательный лохотрон.
Оксиредуктазы, трансферазы и гидролазы
Профессия парикмахера всегда считалась хлебной, а в последнее время еще и востребованной. Поэтому Марина, выпускница Московского государственного педагогического университета, решила сменить профиль. В интернете она наткнулась на объявление Центрального российского дома знаний “Знание России”, который помимо курсов по экономике, финансам, менеджменту, праву, делопроизводству, ПЭВМ и иностранным языкам предоставляет возможность научиться парикмахерскому делу.
В Доме знаний Марине объяснили, что профессию 2304 – парикмахерское искусство – можно получить в негосударственном колледже, который готовит специалистов со средним профессиональным образованием и выдает диплом государственного образца. Девушке обещали, что за год из нее сделают первоклассного специалиста: учебный план образовательного учреждения основан на профессиональной выжимке по принципу – максимум практики, минимум теории. Подписав финансовое соглашение и заплатив 4500 рублей за три месяца, Марина не обратила внимания, что заключает договор с НОУ “Высшая школа бизнеса”, которое ранее никем не упоминалась.
Подозрения, что с колледжем что-то не так, закрались у Марины уже на первом месяце учебы. Вместо обещанной практики, которую сняли на втором занятии и обещали поставить через три месяца, учащиеся – и бывшие девятиклассницы, и тридцатилетние – писали рефераты, курсовые, выполняли бессмысленные домашние задания. Никакого толку не было и от лекций по этике и эстетике, спецрисунку, электрооборудованию: всю информацию преподаватель читал по бумажке. А материаловедение, изучающее сырье материалов и набор парфюмерии, с которыми работает парикмахер, велось на уровне 3-го курса медицинского института. Когда же возникали вопросы: “С какой целью трансферазы осуществляют межмолекулярный перенос различных функциональных группировок и что это означает?”, всегда следовал ответ: “Не задавайте глупых вопросов”.
На третий месяц обучения Марина высказала свои претензии по качеству образования методисту колледжа. Оказалось, что методист в этом ничего не понимает, потому как у нее нет педагогического образования. А потом начались звонки. Марину просили не бередить народ. Возмущенная девушка решила лично прояснить ситуацию и обратиться к ректору колледжа парикмахерского искусства В.Ф.Склярову. В приемной Марине сказали, что ректор в музее, а лицензию и аккредитацию видеть ей необязательно.
Решив написать заявление о самоотчислении и возврате денег, несостоявшийся парикмахер еще раз внимательно прочитала все документы. Получилось, что одну образовательную услугу 2304 осуществляют согласно рекламе – Российский дом знаний “Знание России” и колледж парикмахерского искусства, согласно договору и финансовому соглашению – НОУ “Высшая школа бизнеса”. Разобраться в этой мешанине организаций сможет только следствие, поэтому девушка решила подать в суд.
– Самое обидное, – призналась Марина, – что на эту удочку попались девчонки, приехавшие из других городов получать столичное образование. Они и до сих пор учатся в этом колледже, не понимая, что с таким дипломом ни одна приличная парикмахерская не примет их на работу.
Санузел для лицензии
Действительно, в Москве котируются дипломы только трех образовательных учреждений: Московского учебно-педагогического колледжа технологий и дизайна, учебно-производственного комбината Департамента потребительского рынка и колледжа профессионального искусства N 315. Именно в этих образовательных учреждениях дается такая базовая основа, которая позволяет выпускникам успешно работать в лучших салонах.
В образовательную программу колледжа входят материаловедение, физиология кожи головы и волос, технология парикмахерских работ, основы моделирования, а также физкультура, где будущих мастеров учат профилактике профессиональных заболеваний, история парикмахерского искусства и основы права. Практика у студентов начинается с первого дня обучения. Ведь только два месяца уходит на то, чтобы научиться расчесывать волосы, накручивать бигуди, делать проборы и подрезать кончики волос.
– Получить рабочую специальность парикмахера за год можно, однако не в тех образовательных учреждениях, где много обещают, – говорит Тамара Рыжова, директор колледжа профессионального искусства N 315. – О “кустарных” колледжах мы, руководители государственных образовательных учреждений, прекрасно знаем – выпускники этих заведений ежегодно приходят к нам учиться, но борьба с мошенниками не входит в нашу компетенцию. Этим должны заниматься те, кто выдает лицензию, – комитеты образования.
А лицензию получить не так уж сложно. Для этого достаточно поставить столы, стулья, организовать санузел, разработать учебный план, и можно смело заниматься выкачиванием денег из кошельков доверчивых студентов и их родителей. Аккредитация псевдоколледжам не нужна: все равно ее никто не спросит, а стереотип – “заплатил деньги и можешь не волноваться – всему научат” – служит мошенникам неплохой броней. В легальных негосударственных учебных заведениях аккредитацию предпочитают держать на виду.
Проблема мошенничества
Хотя мошенники и встречаются на образовательном рынке, обвинять всех “частников” в халтуре было бы несправедливо. Как сказал нам начальник Управления среднего профессионального образования Министерства образования РФ Петр Анисимов, негосударственные образовательные учреждения СПО появились в начале 90-х годов и стали неотъемлемой частью единого образовательного пространства России. На сегодняшний день в 160 коммерческих заведениях обучается более двадцати шести тысяч студентов, а качество образования отвечает государственным стандартам. Особенно сеть этих учебных заведений развита в Москве, Санкт-Петербурге, Удмуртии, республиках Татарстан и Башкортостан, Краснодарском и Ставропольском краях, в Ивановской, Новосибирской, Пермской, Сахалинской, Челябинской, Свердловской и Смоленской областях. В последнее время негосударственный сектор СПО начал формироваться и в других регионах России.
Руководители негосударственных колледжей, техникумов и училищ активно сотрудничают с Министерством образования России. Совместно с Управлением среднего профессионального образования решают вопросы функционирования учебных заведений, содержания образования, включая анализ учебно-программной документации, введения и реализации государственного образовательного стандарта. А в 2000 году по инициативе Министерства образования и научно-методического центра среднего профессионального образования Минобра состоялось первое Всероссийское совещание-семинар руководителей негосударственных образовательных учреждений среднего профессионального образования. Около ста коммерческих училищ приняли участие в работе семинара, итогом которого явилось создание ассоциации негосударственных учебных заведений, реализующих программу среднего профессионального образования.
И Министерство образования, и членов ассоциации беспокоит проблема мошенничества в СПО, однако противостоять ей они не могут: зачастую жертвы некачественного образования не знают своих прав и жалобы не подают.
Поэтому стоит прислушаться к настоятельному совету специалистов: прежде чем поступать в негосударственный колледж, поинтересуйтесь, есть ли у образовательного учреждения лицензия и аккредитация. Иначе лохотрон неизбежен.
Джамиля САЙРАМОВА
Комментарии