В московских школах заработали образовательные вертикали. Это позволяет формировать знания и навыки, которые помогут при выборе направленности предпрофессионального образования в старших классах, а также будущей профессии.
Формирование интереса к учебе, способности получать образование в течение всей жизни – одна из ключевых тенденций современного школьного образования. На этих принципах в московских школах основано множество проектов. Ведущей инициативой призваны стать образовательные вертикали. Они поддерживают важнейшие направления, связанные с формированием функциональной грамотности, а также помогают школьникам при выборе профессиональной сферы, в которой они хотели бы развиваться. Это отражает и новый ФГОС, направленный на углубленное изучение ряда предметов на уровне основного общего образования (то есть в 7‑9‑х классах).
На старте проекта Центр педагогического мастерства при организационной поддержке Городского методического центра реализовал одну образовательную вертикаль – «Математическую». Это обусловлено развитием информационных технологий, которые сегодня неразрывно связаны с повседневной жизнью, и высокой востребованностью специалистов в этой сфере. В логике «Математической вертикали», которая уже реализуется в школах, создаются и другие: «IT-вертикаль», «Спортивная вертикаль», «Естественно-научная» и «Лингвистическая» вертикали.
Структура стандартов, разработанная Городским методическим центром, для всех этих направлений единообразна, что является большим подспорьем для педагогов. В рамках реализации образовательных вертикалей организовано сотрудничество с ведущими вузами и работодателями отрасли, что отвечает запросам столичных семей: нередко родители хотят как можно скорее определиться с направлением обучения детей. То есть и родители школьников стремятся дать им представление о современных профессиях и понимание того, какие знания и навыки необходимы для получения профессии мечты.
Например, «Математическая вертикаль» направлена на формирование знаний для решения не только теоретических, но и практических задач. В частности, анализ численных данных, алгоритмическое мышление и умение использовать статистику пригодятся для освоения различных инженерных профессий, а также позволят лучше ориентироваться в сфере информационных технологий. Для этого в рамках «Математической вертикали» увеличивается количество учебных часов по алгебре и геометрии, за счет чего расширяется и сама учебная программа. Кроме того, вводится дополнительный учебный курс, посвященный теории вероятностей и статистике. А еще шесть дополнительных модулей, в частности математическая логика. После обучения школьники могут выбрать одно из направлений уже в старшей школе (10‑11‑е классы): пойти в инженерный класс, в ИТ-класс, продолжить обучение в «Математической вертикали плюс» или же уйти в другое направление предпрофессионального образования.
Получить навыки в популярной и востребованной сейчас компьютерной индустрии позволит «IT-вертикаль». Обучение в ней подразумевает формирование у школьников не только информационной грамотности, но и знаний в области цифровых технологий, в том числе безопасности, а также умения обращаться с онлайн-ресурсами и различными интерфейсами. Для этого увеличивается количество уроков информатики, математики и технологии, а их содержание расширяется, включая, в частности, занятия по программированию. Кроме того, проводятся внеурочные занятия, разработаны дополнительные программы по актуальным направлениям – от робототехники до веб-дизайна. Продолжить обучение школьники смогут, занимаясь в инженерных или ИТ-классах.
Особое место в системе образовательных вертикалей занимает «Спортивная вертикаль». У нее своя специфика: она реализуется не с 7‑го класса, как остальные, а с 5‑го. Причина в том, что развивать спортивные навыки необходимо заблаговременно. Впрочем, эта вертикаль ориентирована не только на спорт как таковой, но и на всю околоспортивную сферу. То есть речь идет не только о спортсменах, но и о спортивных менеджерах, юристах, тренерах и многих других специалистах. Эти профессии согласно исследованиям аналитиков не менее востребованы. В основе вертикали стратегия развития физкультуры и спорта в России до 2030 года, но учитываются и основные тренды в этом направлении. В их числе модернизация спортивной инфраструктуры и использование цифровых технологий. Программа вертикали предполагает увеличение количества занятий по физкультуре, а также внеурочные тренировки. Кроме того, будут учитываться достижения школьников в различных спортивных секциях и их участие в соревнованиях. Помимо сотрудничества с вузами и работодателями в рамках «Спортивной вертикали» школы будут работать с различными профильными организациями. Логичным продолжением для девятиклассников будет участие в новом проекте «Спортивный класс в московской школе», он будет открыт в новом учебном году.
«Естественно-научная вертикаль» заинтересует школьников, которые тяготеют к углубленному изучению биологии, химии, в учебные планы при этом будут включены такие обязательные элективные курсы, как «Основы исследовательской деятельности» и «Естественно-научный эксперимент». Ребята, избравшие данное направление обучения, получат возможность освоить основы микробиологии и фармацевтического анализа, займутся современным естествознанием и ознакомятся с введением в генетику. Формирование прочной базы у школьников, выбравших обучение в «Естественно-научной вертикали», поможет подготовить ребят к овладению специализированными навыками и осознанному выбору будущей профессии в сфере медицины и смежных областях.
Получить углубленные знания в межъязыковой области школьникам поможет «Лингвистическая вертикаль». Это направление предполагает изучение расширенных учебных программ по русскому и иностранным языкам, освоение межкультурных коммуникаций, знакомство с индустриями маркетинга, рекламы, связей с общественностью, а также искусства. Обязательные элективные курсы, включенные в эту образовательную вертикаль, – «Язык и культура», «Введение в лингвистику», «Основы письменного и устного перевода». Это даст возможность ребятам уверенно формировать языковую компетенцию. Кроме того, школьники получат представление об основах стилистики, психолингвистики, семантики, о компаративистике и новых дисциплинах, возникающих на стыке языка и новых технологий. Продолжить предпрофильное обучение школьники смогут в новых педагогических классах.
Что дает современному школьнику обучение в образовательных вертикалях? Во-первых, формирование знаний и умений в выбранной области, во-вторых, углубленные знания по ряду предметов, в том числе за счет интеграции основного и дополнительного образования, в-третьих, практические занятия от партнеров проекта. Не стоит забывать и об актуальных форматах обучения (малые группы переменного состава, поточные аудитории и трансформируемые пространства), важную роль играет и использование городской инфраструктуры (технопарки, музеи и проч.). Однако важнейшая задача, которую ставит перед собой столичная система образования, – это создание условий для успешной самореализации каждого школьника, достижение им личностного успеха в той сфере, которую он выбрал исходя из своих интересов.
Дмитрий ШАБАШОВ, методист ГМЦ ДОНМ
Комментарии