search
main
0

Образовательные проекты Кубани. Как повысить эффективность школы, пройти электронную аттестацию и заинтересовать детей шахматами

​Для российских школьников практически завершился очередной учебный год, который, стоит отметить, в Краснодарском крае оказался очень плодотворным. За это время реализация большого количества федеральных и краевых образовательных проектов позволила значительно повысить знания учеников и компетенции преподавателей.

Особое место в списке достижений заняла программа по продвижению русского языка, которая уже два года реализуется Институтом развития образования. Проект направлен на повышение уровня знаний учителей русского языка и литературы, библиотекарей  и преподавателей начальной школы из  Северо-Кавказского федерального округа. В рамках программы были отобраны педагоги, чьи ученики показали самые низкие результаты ЕГЭ в Краснодарском крае и на территориях, жители которых не являются носителями русского языка. За это время тьюторы проекта обучили 5 тысяч преподавателей. Однако количественный показатель в данном случае не является главенствующим. «Учитель русского языка и литературы, который по национальности не является русским или находится в языковой среде, где говорят на национальных языках, должен повысить качество своих знаний и передать их детям – это самое главное», – заявила ректор Института развития образования Инна Никитина.В этом году обучение проходило в Дагестанской и Чеченской республиках. В команду педагогов также вошли сотрудники Института культуры, профессорско-преподавательский состав Института развития образования, лучшие учителя русского языка и литературы начальных классов. Занятия включали в себя минимум лекций и максимум мастер-классов, которые позволили вовлечь каждого участника обучения в практическую деятельность. После 72 часов курсов повышения квалификации была проведена выходная диагностика, которая учитывала грамотность, методику  и другие важные особенности. В конце курса каждый слушатель получил комплект электронных образовательных ресурсов и методических пособий, разработанных в том числе и Институтом развития образования с учетом национальных особенностей и традиций жителей Дагестана и Чечни. «Учителя снабдили серьезным методическим аппаратом, который позволит ему в дальнейшем совершенствовать свою педагогическую практику», – убеждена Инна Алексеевна. Однако оценить качественные показатели участники проекта смогут только после результатов единого государственного экзамена. «Будем, конечно, смотреть на результаты именно тех школ, учителя которых участвовали в проекте, потому что нам очень интересно, какое влияние мы смогли оказать на результаты ЕГЭ по русскому языку, – говорит директор Института развития образоваеия. – Нам очень интересно узнать, какие результаты в Чеченской Республике. Нам кажется, что мы смогли помочь нашим коллегам». Нельзя не отметить, что в Дагестане, с которым институт работает уже на протяжении двух лет, динамика была хорошо заметна. Помимо реализации проекта продвижения русского языка второй большой блок работы в рамках федеральной целевой программы развития образования направлен на поддержку школ с низкими результатами или находящихся в социально затрудненных условиях. По результатам мониторинга в Краснодарском крае отбираются образовательные учреждения, в которых в силу объективных и субъективных причин показали низкие результаты качества обучения, а их учащиеся – неудовлетворительные баллы на едином государственном экзамене. Институт развития образования организовал работу с 91 школой из 11 муниципалитетов. Однако перед этим сотрудники провели исследование, в рамках которого учителя и ученики сдали одинаковые тесты. Неудивительно, но в результате такого эксперимента связь компетентности преподавателя и результатов учащихся в очередной раз подтвердилась. «Работа в этом проекте тоже практико-ориентированная, – рассказывает Инна Алексеевна. – Она направлена на то, чтобы создать управленческую модель, которая поможет школе и муниципалитету в целом повысить результаты. Плюс важную роль играют именно управленческие механизмы: как мотивировать учителей и наладить работу в школе, чтобы улучшить качество образования». Второй значительный пласт работы проекта – это школы, находящиеся в неблагополучных социальных условиях, в том числе в небольших поселениях. «Были введены дополнительные ставки психологов, потому что части сопровождения не хватает, – рассказывает наша собеседница. – Также проводилось очень много методических семинаров по внутришкольному контролю: как его организовать, как проанализировать современный урок и т. д. Мы брали лучшие уроки из архива победителей «Учительской газеты», обучали наших преподавателей анализу. Последнее время этому стали уделять мало внимания, хотя это, казалось бы, основополагающие вещи». В результате проделанной работы более трети школ – 36 из 91 – показали стабильно высокие результаты и повысили баллы ЕГЭ по русскому языку и математике. «Мы их не сравнивали с самыми лучшими, – делится Инна Алексеевна. – Мы их сравнили с собой по предыдущему году. У каждой школы стабильный рост по всем предметам. Для нас это тоже хороший результат». Сегодня образовательные проекты во многом позволяют облегчить жизнь учителям. Так, на примере столичного опыта создания Московской электронной школы будет разрабатываться масштабный российский образовательный проект «Российская электронная школа». В связи с этим возникает вопрос о роли педагога и его компетенциях. Нужно ли прилагать усилия, когда все уже сделали за тебя, или вместо тщательной подготовки к уроку достаточно продемонстрировать детям его успешный сценарий, представленный заранее? Все же нужно. «Невозможно транслировать урок, не понимая, о чем идет речь. Дети могут задать вопрос по теме, поэтому учитель должен глубоко, основательно знать свой предмет и идти в ногу со временем вместе с детьми. Поэтому сложно работать педагогам, которые не понимают современных тенденций в развитии образования», – признается Никитина. Чтобы всегда поддерживать знания преподавательского коллектива на должном уровне, при этом не доставляя учителям дополнительных сложностей, Краснодарский край реализует проект «Аттестация педагогических работников в электронном виде». Каждый год здесь аттестуются более 10 тысяч педагогов, и подготовка портфолио – это трудоемкая работа, которую не всегда получается оценить объективно. Однако в прошлом году Институт развития образования нашел способ решить эту проблему: «У нас все заявления подаются в электронном виде на сайте института.  Мы взяли самые востребованные специальности, по которым у нас идет аттестация, и перевели их в электронный вид. Директор школы ставит свою печать, мы пока сделали это в формате pdf. Далее все с подтверждающими ссылками направляется на сайт. Мы очень трепетно относимся к тому, чтобы это было объективно и без дополнительных документов. Поэтому мы с нашими педагогами общаемся практически ежемесячно, стараемся получить обратную связь. Профсоюзы следят за  соблюдением прав и законодательства. Сейчас у нас все 44 муниципалитета перешли на электронный формат. Краевые эксперты скачивают с сайта материал и объективно его проверяют».Однако большую роль Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края уделяет не только компетенциям преподавателей, но и досугу учеников. Дополнительное образование и внеурочная деятельность позволяют раскрыть в ребенке таланты и скрытый потенциал, а также дать ему возможность с пользой провести время, свободное от уроков. В связи с этим большую популярность завоевал недавно реализуемый проект «Шахматы в школе». Значительную роль в воплощении этого замысла сыграло Краснодарское отделение Федерации шахмат, которое не только предоставляет школам материальную составляющую, но и совместно с Институтом развития образования учит преподавателей работать с детьми и привлекать их внимание к шахматным играм. А региональные соревнования в свою очередь лишь подогревают интерес школьников к этой непростой, но затягивающей игре.Не менее важный проект воспитательного сектора – «Безопасные дороги Кубани», проводимый совместно с ГИБДД. Это программа для педагогов, которая объясняет, когда, где и как рассказывать детям о безопасности дорожного движения. «У нас есть 44 базовые школы, которые имеют оборудование, автогородки, проводят различные мероприятия с детьми, родителями и педагогами о профилактике дорожного движения, – рассказывает ректор Института развития образования и продолжает: – Также запускаем конкурс по социальным плакатам. Это интенсивная профилактика по безопасности дорожного движения и детско-транспортного травматизма».   Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края не стоит на месте, а упорно продолжает генерировать идеи для создания лучших условий для будущего нашей страны. Первые итоги по проектам будут подводиться на традиционном августовском педагогическом совете, после чего коллеги примут решение о продолжении или улучшении данных программ. Но важно другое – постоянное стремление сделать жизнь каждого кубанского ребенка лучше, ярче и интереснее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте