Сегодня очень многие студенты вынуждены учиться на коммерческих отделениях вузов. Зачастую это тяжким бременем ложится на плечи родителей, поэтому бывает и так: отучившись 2‑3 года, ребята бросают вуз, мотивируя это тем, что сделали неправильный выбор. А денег родительских, как правило, не жалко. Сегодня у молодых прекрасная возможность самим позаботиться о своем обучении. И как вариант взять образовательный кредит. Так, Правительство РФ в августе этого года установило фиксированную кредитную ставку за пользование образовательным кредитом в размере 3% годовых. Во время учебы заемщик-студент должен выплатить только проценты по кредиту, а основной долг подлежит возврату в течение 15 лет после окончания вуза.
Досрочное погашение кредита (в том числе частичное) возможно в любое время (постановление Правительства РФ от 19 августа 2020 г. №1256). Как разъяснило Минобрнауки России, кредит можно взять на оплату как одного семестра или года, так и всего периода обучения в российском вузе с действующей лицензией. В случае если образовательный кредит был взят ранее, до вступления в силу постановления о пониженной ставке 3%, граждане вправе обратиться в кредитную организацию, выдавшую кредит, и заключить дополнительное соглашение по переходу на новую программу с фиксированной процентной ставкой 3%.
О том, как к образовательным кредитам относятся сами студенты, готовы ли взваливать на себя такое бремя, наш сегодняшний разговор.
Юлия ПАВЛОВА, студентка третьего курса Петрозаводского базового медицинского колледжа, Карелия:
Буду искать бесплатные варианты
Об образовательном кредите я слышала. Даже поинтересовалась, как его выплачивать, под какие проценты его дают. Получается, что за время учебы платишь лишь проценты, а потом 15 лет – основную сумму. Взять в долг у банка можно на весь период обучения, а можно только на один семестр. Возможно, для студентов из семей с нормальным достатком и двумя работающими родителями – неплохой вариант получить образование. Сомневаюсь, что такой кредит подойдет мне. Я учусь бесплатно, получаю стипендию, но летом начала подрабатывать, потому что деньги нужны. Мама выплачивает ипотеку, а я стремлюсь к финансовой независимости и тому, чтобы завершить обучение и начать жить самостоятельно. При обременительном кредите это было бы невозможно – сначала выплатить кругленькую сумму за обучение, потом только думать о собственном жилье… Считаю, что самое правильное сейчас – искать бесплатную возможность получить образование.
Софья Коньшина, студентка Воронежского государственного университета инженерных технологий:
С деньгами напряженка
Я когда поступала в прошлом году, на бюджет не хватило баллов. Решила идти на коммерческое отделение и стала узнавать про образовательный кредит. Мне не понравилось, что надо было собирать очень много документов. И что нужно согласие родителей, тоже не понравилось. Это же мое дело, я буду деньги отдавать, но почему тогда нужно согласие? Как только я заикнулась родителям про кредит, они такой шум подняли! А я еще живу не в самом Воронеже, а в области, и приходится платить за общежитие, самой заботиться о еде, о проезде в транспорте – в общем, деньги летят, только успевай тратить! Это я сейчас понимаю, когда уже второй год учусь. А тогда уперлась и родителям твердила: я сама! Сама кредит возьму, сама буду платить и учиться на пятерки, сама повышенную стипендию буду получать! Сейчас вспоминаю и только улыбаюсь с грустью: откуда стипендия на коммерческом отделении?! В конце концов родители отговорили меня от кредита и оплачивают мою учебу. А я стараюсь как могу, но пока перевестись на бюджет не получается. С деньгами всегда напряженно, проживание в большом городе обходится дорого. Поэтому я рада, что не взяла кредит.
Екатерина МАТЯШ, студентка 3‑го курса Института педагогики и психологии, направление «Начальное образование и родной (карельский) язык», Петрозаводский государственный университет:
Нужно быть уверенным в своем выборе
Во многих вузах конкурс на бюджетные места очень высок, и даже тем абитуриентам, которые долго и целенаправленно готовились к поступлению и мечтали о конкретной специальности, не всегда удается набрать нужные баллы на ЕГЭ. Платное же обучение стоит очень дорого и большинство семей не могут позволить себе заплатить такие деньги. Я думаю, брать образовательный кредит стоит тем ребятам, которые уверены в своем выборе и серьезно настроены на то, чтобы успешно учиться и в дальнейшем работать по специальности. На данный момент лично для меня этот вопрос неактуален, поскольку я уже учусь в ПетрГУ на бюджетной основе, а о дальнейшем обучении пока не думала. Но для моей младшей сестры, которая сейчас учится в 11‑м классе, можно было бы рассмотреть такой вариант. Образовательный кредит, думаю, может стать стимулом для хорошей учебы, так как если человек отдает свои деньги за что-либо, он подсознательно начинает относиться к этому делу с большей ответственностью. Думаю, образовательный кредит должен выплачивать сам студент после того, как найдет место работы. Это также будет являться дополнительным стимулом для того, чтобы самореализоваться в профессии, а значит, получать достойную оплату, чтобы ее хватало и на комфортную жизнь, и на выплату кредита. Мне кажется, образовательными кредитами захотят воспользоваться и несознательные студенты. Сделают они это лишь для того, чтобы поступить в вуз и получить высшее образование. В дальнейшем, возможно, они не захотят работать по той специальности, на которую учились, из-за чего у них могут возникнуть проблемы. Потому, как я уже говорила раньше, образовательными кредитами стоит пользоваться тогда, когда ты уверен в своем выборе. На мой взгляд, образовательный кредит стоит брать в том случае, когда на желаемой специальности слишком высокие конкурсы на бюджет или и вовсе нет бюджетных мест. Я думаю, что есть смысл брать образовательные кредиты на обучение в престижных вузах, таких как МГУ, СПбГУ, ВШЭ, и на популярные направления – экономика, лечебное дело.
Марина К., студентка 1‑го курса Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна
Кто даст гарантию?
Когда я узнала от знакомых, что есть образовательный кредит, то постаралась собрать информацию об этом. Признаться, она несколько охладила мой пыл.
Например, если я окажусь не слишком успевающим студентом, то возвращать кредит вместе с процентами придется после первой же сданной на тройки сессии? По условиям кредитования следующий семестр мне не оплатят. Если нигде больше денег найти не удастся, то придется уйти из университета или начать работать на 2‑3‑м курсе, что не всегда возможно, чтобы отработать долг.
Кроме того, возврат кредита рассчитан на 15 лет, а чем дольше срок кредита, тем выше будет переплата по процентам. Поэтому нужно точно знать, что хорошо трудоустроишься после окончания вуза. Кто даст такую гарантию?
При этом нужно понимать, что при оформлении такого кредита у человека не остается других вариантов, кроме как хорошо учиться в выбранном вузе. А вдруг через год я пойму, что это не мой профиль, но поменять вуз уже не смогу, ведь долгосрочный кредит уже оформлен? В общем, вопросов очень много. Поэтому родители оплатили мне обучение на 1‑м курсе, но мы договорились, что я буду стараться в следующем году перейти на бюджет. Если не получится с бюджетом, устроюсь подрабатывать и буду выплачивать семье часть денег за свое обучение.
Артем ТИХОНОВ, второкурсник, Великий Новгород:
В жизни бывает всякое
Я бы мог себе позволить взять образовательный кредит, но не хочу. Сейчас у моих родителей есть работа, а завтра ее может не быть. Это не потому, что мир нестабилен, а просто всякое бывает в жизни. И тогда они не смогут оплачивать этот кредит. Я очень практичный человек и смотрю на вещи философски. Слышал, что наибольшую часть образовательного кредита нужно отдавать уже после окончания вуза в течение 10 лет. Это мне совсем не подходит. Я хочу заниматься каким-нибудь любимым делом, а не деньги заколачивать. Учусь на философском факультете, кстати. Туда поступить можно почти без конкурса и учиться бесплатно. Настя МИХАЙЛОВА, третьекурсница, Великий Новгород:
Настя МИХАЙЛОВА, третьекурсница, Великий Новгород:
У моей семьи нет денег
Я никогда бы не взяла образовательный кредит, потому что у моей семьи нет денег. Я учусь очно в питерском вузе. Поступила на бюджет. Выбрала специальность, которая мне, если честно, совсем не интересна. Просто на этом отделении был маленький конкурс. Учусь на технолога пищевой промышленности. Но технологом не буду. Это просто для корочки о высшем образовании. Немного жаль тратить годы на то, что мне совсем не нужно.
Никита КОМРИН, студент 2‑го курса специальности «история», Красноярский государственный педагогический университет имени В.П.Астафьева:
Бесплатность образования – национальный интерес страны
Лучший стимул для учебы – создание условий для полной концентрации на образовательном процессе, то есть высокие стипендии, социальные льготы, обеспечение комфортным жильем иногородних студентов. Поэтому я не готов брать образовательный кредит, поскольку это создает необходимость работать, чтобы суметь оплатить ссуду вместе с процентами, причем много работать, ведь цена образования сегодня велика. Можно ли стать профессионалом, когда ты вынужден больше работать, чем учиться? Уверен, что нет. Выплачивать кредит должны родители, чтобы обеспечить студенту как можно больше времени на занятие учебой. Однако, учитывая благосостояние большинства населения, работать на выплату кредита будут как родители, так и студенты. На мой взгляд, капитализм в России создаст массу сопутствующих проблем при взятии кредита как для родителей, так и для студентов. Во-первых, банки не преминут нажиться, с одной стороны, на большом спросе, которым пользуется высшее образование сегодня, с другой – на бедности большинства граждан. Поэтому я думаю, что проценты по таким кредитам будут неприятными, мягко говоря. Во-вторых, сегодня студенту невозможно устроиться на оплачиваемую работу, так как она требует больше времени и квалификации. Это значит, что придется много трудиться на черных работах с низкой зарплатой. Кроме этого, очевидно, что не все получат одобрение по такому кредиту, следовательно, проблема получения высшего образования такими кредитами не решается, хотя все понимают, что бесплатность образования на всех уровнях – это национальный интерес, который между тем очень осознавали в Советской России.
Антон ХАРИЧЕВ, студент 3‑го курса информационных систем Кооперативного техникума, Петрозаводск:
Можно попросить помощи у родителей
Думаю, образовательный кредит – это удобно. Если я правильно понимаю, он может пригодиться, когда нет возможности пройти на учебу бюджетно, а на платное не хватает средств. Выплачивать кредит должен тот, кто его взял, но в непредвиденной ситуации помощь можно попросить у родителей. Я не знал о существовании образовательного кредита в России. По возможности я бы не брал кредит, но, если этого не избежать, то выбирал бы вузы IT Санкт-Петербурга и Москвы.
Ксения С., четверокурсница, Великий Новгород:
Деньги на образование тратить бесполезно
Я считаю, в России вообще бесполезно тратить деньги на высшее образование. Все мои многочисленные друзья – студенты новгородских, питерских и московских вузов – со мной согласны. Учат всех нас какой-то ерунде, не связанной с выбранными профессиями. Очень многое зависит от преподавателей. Бывают преподы, помешанные на какой-то собственной посторонней теме, например на религии или психологии. Они преспокойно болтают на занятиях на свои любимые темы. А мы сидим, слушаем этот бред и не смеем пикнуть. Я слышала, что в зарубежных вузах студенты имеют право выбирать себе преподавателей, а еще читала, что в одной европейской стране, не помню какой, во всех вузах учат по одинаковым программам. Это исключает недобросовестность преподавателей. Вывод мой такой: тратить деньги стоит только на образование за рубежом, у нас это бесперспективно.
Александр К., учитель информатики, студент-заочник Воронежского государственного педагогического университета:
Поддержат родные люди
Я учусь в магистратуре, получаю педагогическое образование. Окончил один из негосударственных вузов в Воронеже по специальности «программист», а потом устроился в школу – в сельскую, потому что сам живу в сельской местности. Сначала просто как инженер обслуживал компьютеры и вел кружок по информатике, а потом мне предложили вести уроки. Я к тому моменту уже давно думал о профессии учителя, мне очень понравилось работать с детьми, даже сам не ожидал, что с ними так интересно и легко общаться. Я подумал и согласился на предложение директора, но мне поставили условие, что я должен получить педагогическую квалификацию. Пришлось снова идти учиться, только уже за деньги. Я выбрал ВГПУ, там есть заочная магистратура по информатике, стоимость – 40 тысяч рублей за один год обучения. Конечно, я предварительно сравнил с другими вузами, в частности с Воронежским государственным университетом. Там тоже есть специальность «педагогическое образование», но заочная форма обучения предусмотрена только для филологов и психологов, и цена выше – 50 с лишним тысяч за год обучения. Поэтому мой выбор был очевиден.
Стал думать, откуда взять деньги. Накоплений никаких я еще не сделал, не успел, я ведь только два года как устроился работать после вуза. Об образовательном кредите я подумал сразу, точнее сначала об обычном кредите, а потом стал интересоваться и узнал об образовательном. Там условия получше. Например, ставка была девять процентов годовых. А обычный потребительский кредит давали под 16 процентов, и это считалось очень хорошо, в смысле дешево. Для банков. Был еще один плюс: отдавать образовательный кредит можно было в рассрочку, пока учишься – только проценты, а потом, когда устроишься работать, можно выплачивать сумму основного долга. Но я-то уже работал, поэтому засомневался: как с меня будут высчитывать? Пошел в банк узнавать, а там как-то тоже все непонятно объяснили, у меня осталось много вопросов. В итоге думал я, думал и решил обратиться к родителям. Они с родственниками посоветовались и сказали, что помогут мне, а я потом, как заработаю, отдам. Это, конечно, лучший способ. Родные люди – это те, кто по-настоящему поддержит и не станет требовать проценты.
Арина ДУХОВСКАЯ, Омский музыкально-педагогический колледж, факультет дизайна, 2‑й курс:
Не хочу сложностей
Я хотела поступить в Колледж кино, телевидения и мультимедиа ВГИК, узнавала про кредиты. Ничего не получилось. Я должна была, сдав вступительные экзамены, возвратиться обратно в Омск и быстро подать документы в банк, потому что кредит надо оформлять по месту прописки. При этом надо было сделать как-то так, чтобы и руководство московского колледжа подписало договор с банком, хотя на все банк давал 15 дней. То есть я бы съездила несколько раз из Москвы в Омск и обратно, а банк мог и не дать кредит. А еще банку нужен был залог. Я могла оставить только свою долю в квартире, но как-то это было очень страшно. Поэтому я выбрала другой путь – бесплатный колледж, потом вуз, потом работа и заочное обучение там, где хочется. Долго, но не осложняешь жизнь ни себе, ни родителям звонками от коллекторов.
Дмитрий П., студент Воронежского государственного педагогического университета:
Жить потом на что?
Не думаю, что для поступления в педагогический вуз надо брать кредит. Нет никакой гарантии, что по окончании у меня будет зарплата хотя бы в 20 тысяч рублей. У нас ребята заканчивают и идут работать за 15‑16 тысяч – столько стоит труд молодого учителя, который первый год работает в школе. Выделять из этих денег 5‑6 тысяч на оплату кредита – это слишком большая роскошь! Жить потом на что, на оставшиеся 10 тысяч?!
Марина ИВАНОВА, Омский государственный университет, математический факультет, 3‑й курс:
Это не лучший выход
Мне кажется, кредит на образование не выход. Хотя бы просто потому, что кредит вообще не выход. Взять, наверное, можно, а как отдавать? Насколько я знаю, ставки там низкие, но сроки большие, в итоге сумма переплаты все равно будет раза в два больше суммы кредита – образование получится золотое. Ну, если ты точно знаешь, что найдешь после университета не просто работу, а высокооплачиваемую работу, тогда возможно. А если ты пойдешь учителем в школу и будешь получать 12 тысяч рублей, как получают молодые учителя в омских школах, то с чего отдавать кредит?
Выходит, еще и дольше будешь сидеть на шее родителей.
Анна ЛУЩИКОВА, аспирант Новосибирского государственного университета:
Можно снова попробовать сдать ЕГЭ
Не вижу смысла в кредите. Зачем, если можно бесплатно учиться на бюджетном месте? Поступить на бюджет не так сложно, если нормально учишься в школе. А если не нормально, то нужно ли человеку высшее образование? Он и за деньги будет учиться плохо. В конце концов, всегда есть шанс пересдать ЕГЭ и попробовать поступить в вуз снова.
Валерий А., студент 1‑го курса Санкт-Петербургского государственного университета ветеринарной медицины
Хорошо бы все взвесить
Я слышал о том, что такой банковской услугой можно воспользоваться, но, прежде чем брать кредит, мне кажется, нужно взвесить все «за» и «против» и понять, насколько тебе это нужно. Есть ли у тебя ресурсы, чтобы его выплачивать. И потом, никто не знает, что будет дальше с экономической ситуацией в стране. А если все только ухудшится и ты не сможешь найти работу после окончания вуза?
Считаю, что брать образовательный кредит и кредит вообще надо только тогда, когда действительно этот вуз, эта профессия были твоей мечтой. Если это не принципиально, то можно пойти другим путем – сменить факультет, учебное заведение, найти работу. Можно вообще отказаться от получения высшего образования, если есть талант. Он все равно никак не зависит от обучения в вузе.
Александр К., учитель информатики, студент-заочник Воронежского государственного педагогического университета:
Поддержат родные люди
Я учусь в магистратуре, получаю педагогическое образование. Окончил один из негосударственных вузов в Воронеже по специальности «программист», а потом устроился в школу – в сельскую, потому что сам живу в сельской местности. Сначала просто как инженер обслуживал компьютеры и вел кружок по информатике, а потом мне предложили вести уроки. Я к тому моменту уже давно думал о профессии учителя, мне очень понравилось работать с детьми, даже сам не ожидал, что с ними так интересно и легко общаться. Я подумал и согласился на предложение директора, но мне поставили условие, что я должен получить педагогическую квалификацию. Пришлось снова идти учиться, только уже за деньги. Я выбрал ВГПУ, там есть заочная магистратура по информатике, стоимость – 40 тысяч рублей за один год обучения. Конечно, я предварительно сравнил с другими вузами, в частности с Воронежским государственным университетом. Там тоже есть специальность «педагогическое образование», но заочная форма обучения предусмотрена только для филологов и психологов, и цена выше – 50 с лишним тысяч за год обучения. Поэтому мой выбор был очевиден.
Стал думать, откуда взять деньги. Накоплений никаких я еще не сделал, не успел, я ведь только два года как устроился работать после вуза. Об образовательном кредите я подумал сразу, точнее сначала об обычном кредите, а потом стал интересоваться и узнал об образовательном. Там условия получше. Например, ставка была девять процентов годовых. А обычный потребительский кредит давали под 16 процентов, и это считалось очень хорошо, в смысле дешево. Для банков. Был еще один плюс: отдавать образовательный кредит можно было в рассрочку, пока учишься – только проценты, а потом, когда устроишься работать, можно выплачивать сумму основного долга. Но я-то уже работал, поэтому засомневался: как с меня будут высчитывать? Пошел в банк узнавать, а там как-то тоже все непонятно объяснили, у меня осталось много вопросов. В итоге думал я, думал и решил обратиться к родителям. Они с родственниками посоветовались и сказали, что помогут мне, а я потом, как заработаю, отдам. Это, конечно, лучший способ. Родные люди – это те, кто по-настоящему поддержит и не станет требовать проценты.
Карина ИЗИКОВА, студентка 1‑го курса Омского государственного педагогического университета:
Придется расплачиваться за собственную глупость
Кредит обязывает, конечно. Поступил – учись. Но если ты выбрал не то, учиться дальше? Я, например, в прошлом году поступила в университет путей сообщения, это очень престижный вуз, но смогла пройти на бюджет. И все же за этот год поняла, что нет, я не технарь. Ушла, поступила в педагогический. А если бы заключила договор с банком, то либо должна была бы деньги возвратить, либо учиться дальше, хоть нравится, хоть нет. Конечно, можно сказать, что нужно расплачиваться за собственную глупость. Но много вы видели людей, которые в 18 лет точно знают, чего хотят?
Иван М., студент 5‑го курса Омской государственной медицинской академии:
Это большая ответственность
Кредит – это большая ответственность. Причем личная, уже не мамы с папой. Я плачу за обучение, но пока не самостоятельно, вместе с родителями. Об образовательном кредите думал. Но, во-первых, когда я поступал, взять его у нас было невозможно. Во-вторых, мне не нравились некоторые условия. Например, сумма кредита выдается на весь период обучения, а стоимость обучения меняется каждый год. Как так? Налоговый вычет, если ты не устроен официально, получить невозможно, а студенты, как правило, официально не устроены. И в случае, если ты берешь кредит на свое имя, то и родители не могут его получить. Наверное, что-то можно придумать, но это говорит о несовершенстве, если не о сомнительности системы.
Сергей НЕМИН, Томский государственный университет, юридический факультет, 5‑й курс:
Планировать жизнь наперед нереально
У нас так все быстро меняется, что планировать жизнь на 15 лет вперед просто нереально. Я лично не знаю ни одного человека, который бы взял образовательный кредит. Хотя потребительские берут, но на меньшие сроки. При образовательном кредите, насколько я понимаю, очень сложная система отчетности, все время надо доказывать, что ты хорошо учишься, кучу бумаг предоставлять. И потом, чтобы выплачивать кредит за обучение после окончания вуза, ты же должен работать по специальности? А если устроиться не сумеешь? А если зарплата маленькая? На мой взгляд, образовательный кредит – это как ипотека, такая же кабала на много лет. Но по ипотеке ты хоть реальную вещь получишь – квартиру, а по образовательному кредиту – образование, которое, возможно, и не нужно.
Комментарии