В условиях модернизации образования, перехода к новым целевым установкам и задачам образования, изменений образовательной среды и законодательства очень важным становится процесс изменения деятельности образовательных организаций и создания на их базе крупных территориальных образовательных комплексов.
Территориальные образовательные комплексы (ТОК) – образовательные учреждения иного типа, чем привычные нам школы. Формирование ТОКов предоставляет всем участникам образования недоступные ранее возможности. На основании приказа Департамента образования от 12 мая 2014 года №363 путем реорганизации в форме слияния четырех образовательных организаций района Марьино Юго-Восточного округа (школы №499, 1049, 1141 и Московский городской Дворец творчества детей и молодежи «Марьино») была создана школа №2110 «Многопрофильный образовательный комплекс «Марьино», объединившая все образовательные организации дополнительного, дошкольного и общего образования 1-го и 4-го микрорайонов района Марьино.Сегодня образовательный комплекс располагается в 17 зданиях, это: 6 зданий школьного типа – 4 школы и 2 блока начальных классов; 9 дошкольных зданий – 4 ДОУ общеразвивающего вида, 3 ДОУ комбинированного и компенсирующего вида (логопедия, слабослышащие и слабовидящие дети), здание начальной школы для слабовидящих детей, здание учреждения дополнительного образования детей (МГДТДиМ «Марьино»); первые этажи в 4 подъездах жилого дома (МГДТДиМ «Марьино»); бывший ДК «Курьяново» (МГДТДиМ «Марьино»).Размещение комплекса в нескольких зданиях и территории вокруг них – важнейшие элементы среды для организации современного образования. В зданиях ТОКа есть помещения для различных занятий, возможность организации специально выстроенных возрастных сред для всего контингента обучающихся и получения качественного образования различной направленности в шаговой доступности. Материальная база ТОКа позволяет выполнять различные программы и проводить различные мероприятия. Территория современного района Марьино формально была включена в состав Москвы в 1960 году, с 1977 года на месте бывшей деревни Марьино развернулось массовое жилищное строительство. Сегодня эту застройку называют Старое Марьино, здесь в конце 70-х – начале 80-х годов прошлого века появилось множество общежитий для рабочих ЗИЛа, АЗЛК, ГПЗ и других промышленных предприятий. Школьная жизнь забурлила – дети учились в две-три смены. Именно в начале 80-х годов тут и были построены основные школьные и детсадовские здания, объединенные сегодня в один ТОК.С началом 90-х годов начался процесс расселения общежитий и перевод домов в полноценный жилой фонд, что сильно отразилось на комплектовании учреждений в сторону уменьшения контингента.Сегодня наряду со старым жилым фондом в районе построены современные здания, в том числе два дошкольных здания, пока не сданные в эксплуатацию в силу определенных причин, но планируемые к включению в комплекс.Развитие района нынче продолжается. В ближайшие годы одна из самых депрессивных промзон, соседствующих с районом, может получить вторую жизнь. Согласно проекту реновации территории на Донецкой улице в Марьино, разработанному группой ПСН, здесь появится около 700 тыс. кв. м различной недвижимости. В соответствии с новой градостроительной политикой Правительства Москвы реконструкции подвергнут в том числе и набережные Москвы-реки. Все это, безусловно, даст новый импульс развитию образовательного комплекса.По данным 2014 года, Марьино наиболее населенный район Москвы. Социальный состав детей Старого Марьина очень неоднороден: это дети обеспеченных родителей, дети из малоимущих семей, много детей мигрантов, переселенцев, детей временно проживающих в Москве граждан. Многонациональный состав учащихся, значительное число детей, для которых русский язык неродной, вызывают дополнительные трудности.Системообразующей идеей нашего территориального образовательного комплекса стало создание единого образовательного и социокультурного пространства микрорайона на основе идей социального лифтинга. Социальный лифтинг (от англ. «lifting» – «поднятие») – предоставление одинаковых возможностей разным социальным группам, привитие философии успешности с раннего детства, формирование нравственно здоровой и конкурентоспособной личности, создание условий для проявления и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основная образовательная идея социального лифтинга состоит в том, что дети, имеющие различный исходный статус – социальный, физиологический, интеллектуальный (вплоть до маргинализации по разным причинам и основаниям), повышают уровень своих функциональных и социальных возможностей за счет создания специальных обеспечивающих образовательных условий. В этом контексте для нас было важно формирование единого многопрофильного образовательного комплекса, в котором полностью будет реализован социальный заказ на образовательные услуги, осуществлена полная интеграция дошкольного, общего и дополнительного образования, созданы условия для образовательной, воспитательной и развивающей деятельности каждой возрастной категории детей и соответствующая каждому возрасту материально-техническая среда.ТОК призван обеспечить равный доступ детей, подростков и молодежи к качественному образованию за счет: многообразия форм учебной, внеурочной и внеклассной работы, системы дополнительного образования; занятий в различных коллективах – классах, студиях, группах, секциях; индивидуальной и самостоятельной работы. Образовательная организация нового типа должна создавать условия, для того чтобы учащийся мог пережить социальный успех, стремился прилагать усилия для его достижения, имел опыт преодоления неудачи, опыт управленческой или организаторской работы, при которой значительная доля ответственности лежала бы на нем. Это не должно проявляться в виде отдельных прецедентов и случайных ситуаций, а может и должно быть выстроено как система целевым образом направленной педагогической работы с учетом особенностей отдельных групп учащихся, а по мере возможности и каждого учащегося. Для этого необходима организация в школе особых типов деятельности, в рамках которых могли бы быть востребованы способности, в том числе не реализовавшиеся в учебной деятельности, а выпускник школы имел бы мотивационный импульс, связанный с проявлением своей субъектности, на основе опыта успеха, собственного реализованного проекта, социального действия, профессиональной пробы, управленческого и организационного опыта, практики деятельного взаимодействия и сотрудничества с ведомствами, учреждениями, территориальной властью, чтобы возможность пробиться не казалась иллюзорной. Я считаю, что целесообразно не только выявлять индивидуальные особенности каждого обучающегося и воспитанника, но и создавать условия для их проявления и развития. В нашей школе основное и дополнительное образование детей стали равноправными, взаимодополняющими друг друга компонентами и тем самым создали единое образовательное пространство, необходимое для полноценного развития каждого ребенка. Нам удалось создать основу для успешной адаптации учащихся в обществе, раскрытия их творческих возможностей, способностей и таких качеств личности, как инициативность, самодеятельность, самобытность, то есть всего того, что относится к индивидуальности человека. Мы формируем у учащихся образовательную мобильность, которая достигается за счет: включения каждого учащегося в разнообразные формы образовательной деятельности – консультации, проектные сессии; различных режимов работы с учащимися – обучение по индивидуальным планам, разработка учебных проектов, проведение исследований; активного использования возможностей дополнительного образования, участия в просветительских проектах Департамента образования «Университетские субботы», «Профессиональная среда», «Музейные субботы». По-новому в комплексе выстраивается система методической работы. Кадровый состав учителей нашего комплекса позволяет создать не просто методические объединения учителей, а сформировать педагогические сообщества учителей-предметников как новую форму организации самообразования учителей. Педагогическое сообщество учителей русского языка и литературы включает 11 педагогов, учителей математики – 11 педагогов, это позволяет учителям-предметникам общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовывать себя и повышать свой профессиональный уровень. Организация дополнительного образования детей в образовательном учреждении – совершенно иное явление, нежели традиционная внеклассная и внешкольная работа. С созданием в школе №2110 структурного подразделения дополнительного образования на базе Московского городского Дворца творчества детей и молодежи «Марьино» появилась реальная возможность перехода от разрозненного набора воспитательных мероприятий, объединений, кружков, секций и факультативов к выстраиванию целостного многомерного образовательного пространства. Основными задачами образовательного комплекса в области реализации программ дополнительного образования стали всестороннее удовлетворение разнообразных образовательных потребностей детей; создание необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, творчества и профессионального самоопределения детей в интересах личности, общества, государства; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры; организация содержательного досуга; удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом. Учебная деятельность детей в нашем образовательном комплексе осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр), а также индивидуально сформированных по ступеням образования и годам обучения. На сегодняшний день 84 группы учащихся обучают на ознакомительном уровне, 50 групп – на базовом и 23 группы – на углубленном уровне освоения программ дополнительного образования. В настоящее время в школе №2110 работают 46 педагогов дополнительного образования и тренеров-преподавателей. Показатель охвата детей услугами дополнительного образования социально значим для оценки эффективности работы ТОК. В 2014-2015 учебном году контингент системы дополнительного образования в нашей школе составляет 1532 человека. В структуре образовательного комплекса работает детско-юношеская спортивная школа, ранее входившая в состав МГДТДиМ «Марьино», в рамках дополнительного образования спортивной направленности школы занимаются более 500 учащихся, спортивные команды ТОКа успешно выступают на всероссийском и международном уровнях.Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, оно строится на таких приоритетных идеях, как свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентация на личностные интересы, потребности ребенка, возможность свободного самоопределения и самореализации. Главное требование интеграции общего и дополнительного образования школьников – обеспечение целостности единого образовательного процесса, которая достигается такими дополняющими функциями, как: работа преимущественно в области самоопределения учащихся в отличие от познавательной деятельности в системе общего образования; принципиально практическая направленность учебной деятельности; большая свобода формирования индивидуальной траектории развития; креативный (творческий) характер учебного процесса; сотрудничество (групповое, разновозрастное, детско-взрослое) как ведущая образовательная технология.Обучение по программам дополнительного образования в ТОКе проходит по 4 основным направленностям.Художественно-эстетическая направленность: вокальный ансамбль, вокальная студия «Хит-Парад», дизайн-студия «Сувенир» (рукоделие, шитье, театр моды, дефиле, сцендвижение), изостудия «Перспектива», изостудия «Фантазия», класс «Фортепиано», студия «Страна ВокаЛенд», студия авторской песни, «Музыкальная гостиная», студия бисероплетения «Росинка», студия керамики «Волшебная глина», студия танца «Неужельки» (современный танец; характерный танец, народный танец), студия эстрадно-спортивного танца «Элегия», фольклорный театр «Забавушка», хореографическая студия «Конфетти», хореографическая студия «Фуэте», детский хореографический ансамбль «Мульти Пульти». Социально-педагогическая направленность: студия театральной игры «Светлячок», группы раннего обучения и развития «Дошколенок», английский язык, группа «Путешествие по Англии».Научно-техническая направленность: «Алгоритмика», «Робототехника», студия мультипликации «КоМарфильм».Физкультурно-спортивная направленность: айкидо, атлетизм, пауэрлифтинг, карате, регби, софтбол, футбол, волейбол. Творческие и спортивные объединения дополнительного образования комплекса привлекают детей не только нашего комплекса и района Марьино, но и районов Люблино, Печатники, Капотня, Братеево, Зябликово, Орехово-Борисово, Текстильщики.Важным направлением деятельности ТОКа стала работа с детьми с ОВЗ (около 30% от общего контингента школы), 93 ребенка имеют статус детей-инвалидов. Дети с ОВЗ, обучающиеся в комплексе, представляют собой многочисленную группу разнообразных нарушений, среди которых наиболее распространены: нарушение слуха (неслышащие, имплантированные и слабослышащие дети); нарушение зрения (слабовидящие, амблиопия, косоглазие); синдром Дауна; расстройства аутистического спектра; нарушения опорно-двигательного аппарата; задержка психического развития (ЗПР); нарушения речи (ОНР, нарушение чтения и письма); сочетанные нарушения: нарушение зрения + эписиндром, нарушение слуха + задержка психического развития, задержка психического развития + нарушения опорно-двигательного аппарата.В комплексе сохранены все специалисты для работы с такими детьми, создан свой психолого-медико-педагогический консилиум.Ресурс для создания в комплексе ПМПК – кадровый потенциал, включающий 47 специалистов разного профиля, среди них: 15 учителей-дефектологов (сурдопедагогов, тифлопедагогов, олигофренопедагогов), 10 педагогов-психологов, 17 учителей-логопедов, 5 социальных педагогов.Мы рассматриваем ПМПК как коллегиальный орган, деятельность которого направлена на решение задач максимальной адаптации ребенка в условиях комплекса путем предоставления своевременной комплексной помощи специалистов, обеспечения пролонгированного психолого-педагогического сопровождения. Для учащихся с ОВЗ, обучающихся в нашем комплексе, дополнительное образование становится важнейшим средством обеспечения адекватного пространства для реализации индивидуальной образовательной траектории, способствует социализации и самореализации личности, дает актуальные прикладные навыки, создает возможности сознательной профориентации. Опыт показывает, что систематические занятия детей-инвалидов художественным творчеством помогают не только достичь хороших результатов в развитии их способностей, но и гармонизировать личность, помочь приобрести ей более оптимистический взгляд на жизнь, повысить их самооценку. Открывая для себя радость творчества, ребенок поэтапно меняет свою жизненную позицию и отношение к миру. Дети занимаются в творческих объединениях «Волшебная глина», «Забавушка» (изготовление мягких игрушек), «Английский язык», изостудии. На музыкальных занятиях студии «Музыкальная гостиная» педагоги дополнительного образования используют элементы музыкальной терапии, а также песни, которые могут оказывать положительное воздействие на мироощущение ребенка, чьи возможности ограничены. Совокупность методов и приемов, направленных на расширение и обогащение спектра доступных ребенку переживаний, помогают ему быть востребованным обществом.Немаловажен и тот факт, что ТОК постоянно сотрудничает с 15 вузами, расположенными на территории Москвы, что активно развивается международное и межрегиональное сотрудничество школы с регионами РФ, странами бывшего СССР и Европы.Консолидация усилий, общая методическая, управленческая и финансово-экономическая деятельность всех организаций, вошедших в школу №2110 «МОК «Марьино», уже на предварительном этапе формирования комплекса дала свои результаты, которые можно измерить в том числе квалиметрически. По итогам 2013-2014 учебного года школа вошла в Топ-400 школ Москвы, обеспечивающих высокие учебные результаты, заняв 173-е место. До этого ни одна из организаций, объединенных в нашу новую школу, таких результатов не достигала, довольствуясь нижними позициями рейтинга (785-е место и ниже). Работы 4 наших педагогов признаны в числе лучших на Московском международном салоне образования, проходившем в ЦВК «Экспоцентр», а школа получила диплом «Инновационная школа-2014».За небольшой срок своего существования наша школа стала объединяющим район социокультурным и образовательным центром, пользующимся доверием и авторитетом у местного населения. В настоящее время идет процесс интеграции школы №2110 с образовательной организацией 2-го микрорайона Марьино. Положительное решение по их объединению позволит завершить полноценное и успешное создание территориального образовательного комплекса в этой части Москвы, что полностью поддерживают местное сообщество и органы исполнительной власти района.Денис АГЕЕВ, председатель управляющего совета школы №2110 «МОК «Марьино», депутат Совета депутатов муниципального округа Марьино, бизнесмен, выпускник школы №1141
Комментарии