search
main
0

Образовательное путешествие в Среднюю Азию: российские учителя поделились опытом с коллегами из Узбекистана и Таджикистана

О том, что в Средней Азии недалеко от вас большой праздник, вы догадаетесь сразу по мощным низким звукам, которые издают карнаи – древние духовые инструменты. Вы точно видели их на картинках в учебниках истории – это медные трубы длиной до трех метров. Играть на них не так-то просто, легкие требуются как у водолаза, да и щеки надувать приходится прямо усиленно. Именно звуки карная встречали гостей Форумов руководителей школ, преподавателей русского языка и предметов на русском языке, которые проходили недавно в Узбекистане и Таджикистане.

Торжественная встреча с карнаями в Бухаре

Честь стать одними из ключевых спикеров этих действительно важных для образования событий выпала победителям конкурса «Учитель года России» Денису Рочеву (Санкт-Петербург) и Павлу Красновиду (Московская область), ну а мне посчастливилось присоединиться к ним только в Узбекистане, а за таджикским форумом я наблюдала уже издалека, с финала «Флагманов образования».

28 октября нас встречала древняя Бухара: в составе команды спикеров Института русского языка РУДН мы направились на встречу с нашими узбекскими коллегами, представлявшими не только школы этого прекрасного города, но и приехавшими из сел Бухаринской, Ташкентской, Кашкадарьинской, Хорезмской областей, городов: Гулистана, Ташкента, Самарканда, Гиждувана, Вабкента, Андижана, Шахрисабза, Газалкента, Жондора, Кагана, Нукуса. Да, в Узбекистане изучается русский язык, который до сих пор объединяет наши народы, которые помнят, что не так давно мы жили одной большой дружной семьей из пятнадцати республик-сестер… Более четырехсот педагогов собрал этот самый настоящий праздник, посвященный русскому языку и культуре, а также их преподаванию.

Три дня Форума проходили на базе Бухарского университета инноваций при поддержке Федерального агентства по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству. В течение всего форума участники активно делились своими наработками как в использовании традиционных методик, так и в применении инновационных подходов к обучению русскому языку и предметам, которые преподаются на русском языке. Обсуждение велось в формате открытых дискуссий, что позволило участникам высказать различные точки зрения и поделиться опытом решения возникающих трудностей.

Наши уважаемые коллеги из ИРЯ РУДН, конечно, просто поразили своим огромным опытом преподавания русского языка, в том числе как иностранного. Лекции профессора Владимира Павловича Синячкина, доцентов Юлии Николаевны Бирюковой и Евгении Федоровны Косицыной вызвали самый живой интерес не только у узбекских коллег, но и у нас, достаточно далеких от таких тонкостей русского языка!

Возникает вопрос – о чем же говорили с участниками форума учитель немецкого языка и директор школы № 636 г. Санкт-Петербурга Денис Игоревич Рочев, географ Павел Евгеньевич Красновид и я, собственно, математик? Как раз о преподавании наших предметов на русском языке и о современном управлении образовательными учреждениями! Управленческие темы освещались в формате дискуссий, которые умело модерировали Денис Игоревич и Павел Евгеньевич.

Так, подиумная дискуссия «Современный руководитель образовательной организации: менеджер или педагог?» стала настоящим живым разговором не только с теми, кто собрался в аудитории Бухарского университета инноваций, но и с нашими коллегами по конкурсам профессионального мастерства, которые присоединились к нам онлайн. Призер конкурса «Учитель года России – 2018», директор брянского лицея № 1 имени А.С. Пушкина Юрий Александрович Клюев, абсолютный победитель конкурса «Директор года России – 2024», директор школы № 1 г. Екатеринбурга  им. С.С. Алексеева Алексей Витальевич Махновецкий, призер конкурса «Учитель года России – 2016», директор образовательного центра «Лидер» Антон Александрович Лагутин стали непосредственными участниками дискуссии и поделились своим мнением по этому поводу. Надо ли говорить, что большинство склонилось к тому, что в современных реалиях директор должен сочетать в себе и управленческие, и педагогические качества…

Тема другой подиумной дискуссии – «Создание поддерживающей образовательной среды; роль руководителей и педагогов» также вызвала живейший интерес у аудитории, а к разговору подключились онлайн Юлия Николаевна Загорская, победитель конкурса «Воспитатель года России- 2016», ныне директор ЧОУ «Школа Народного Искусства Императрицы Александры Фёдоровны» города Санкт-Петербурга, Алексей Сергеевич Граков, финалист конкурса «Учитель года России- 2016», ныне директор Бугорвской школы № 3, а также Сергей Станиславович Гоман, директор МАОУ г. Калининграда лицея № 23, член Общественной палаты Российской Федерации. Дискуссия переросла в настоящий обмен управленческим опытом российских и узбекских школ и, надеюсь, станет началом настоящей международной дружбы школами!

Традиционно мы с коллегами дали серию предметных мастер-классов для наших коллег. В живой лекции-обсуждении «Современный портрет учителя и ученика» мы нашли те общие тенденции в образовании, которые можно проследить в любой стране и при преподавании любого предмета. Математиков среди участников Форума было немного, тем не менее нам удалось на примере моих конкурсных уроков вывести те основные правила создания нестандартного метапредметного занятия по любому предмету. А еще я поделилась своим опытом использования самых распространенных настольных игр на уроках, причем многие из них я привезла с собой – коллеги с удовольствием попробовали свои силы в блиц-турнирах по некоторым из них.

Узбекские учителя хорошо знают не только русский язык, но и географию – в этом убедился Павел Евгеньевич Красновид, во время мастер-класса которого аудитория просто блистала своими познаниями как в его предмете, так и в искусстве, музыке и литературе, почти хором декламируя с ним стихи!

А еще участники форума узнали о возможностях применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе и получили практические навыки работы с ними на лекциях доцента ИРЯ РУДН Юлии Николаевны Бирюковой. Кроме того, профессор РУДН Анатолий Валерьевич Царегородцев осветил актуальные тенденции в цифровой трансформации образования и поделился эффективными методами противодействия интернет-угрозам для школьников и учителей.

В рамках форума ведущие российские издательства представили свои новейшие учебно-методические пособия по русскому языку как иностранному, что позволило участникам ознакомиться с современными разработками в области методики преподавания. В итоге форум стал площадкой для обмена опытом, повышения квалификации и ознакомления с новыми технологиями, способствуя улучшению качества преподавания русского языка в Узбекистане.

С ректором Бухарского университета инноваций

На закрытии Форума ректор Бухарского инновационного университета Дилноз Исомжоновна Рузиева сказала, что «такие мероприятия не только способствуют развитию образования, но и укрепляют стремление педагогов к качественному и эффективному обучению учащихся школ Узбекистана. Поднятые на Форуме вопросы послужат отправной точкой для внедрения новых подходов в образовательный процесс».

В заключение Форума участники поделились впечатлениями о нем.

Толстенко Лилия Анатольевна, учитель русского языка, Узбекистан:

«Впечатления самые замечательные. Понравилась организация. Благодарна организатором за то, что они такое внимание уделяют русскому языку и культуре, за то, что он нас всех объединил, объединил две страны: Узбекистан и Россию, два народа и две культуры. Для себя много взяла: игровые технологии, разные приемы и методики обучения русскому языку. Буду применять их в своей работе».

Мирзоян Мария Олеговна, учитель математики, Узбекистан:

«Я хотела бы выразить огромную благодарность организаторам за проведение столь значимого мероприятия, а также всем участникам за их активную работу и ценный вклад и искреннюю преданность делу образования».

Учителя Узбекистана

Каримов Рустам Мавлонович, директор школы, Узбекистан:

«Надеемся, что наработанные на Форуме контакты и связи помогут нам сотрудничать и развиваться, обогащая друг друга опытом и знаниями. Пусть все инициативы и идеи, звучавшие на Форуме, находят плодотворное продолжение в нашей повседневной педагогической деятельности, содействуя развитию образования и культуры нашего прекрасного государства».

Хасанова Нилуфар Рахманкуловна, учитель русского языка, Узбекистан:

«С большим удовольствием приняла участие в Форуме, посвященном развитию образовательных технологий. Особо заинтересовали вопросы, связанные с цифровизацией учебного процесса и внедрением дистанционных методов обучения в преподавании русского языка. В условиях современных вызовов такие знания оказались как нельзя кстати. Кроме того, на форуме была отличная возможность наладить связи с коллегами. Уверенно могу сказать, что Форум стал местом, где рождаются новые идеи и проекты».

Памятная доска у бывшего Подольского артиллерийского училища в Бухаре

Особенным душевным моментом визита в Бухару стало посещение нами сохранившегося и даже отреставрированного здания, в которое в ноябре 1941 года было переведено Подольское артиллерийское училище. Да, именно в Бухаре учились оставшиеся в живых после кровопролитных боев под Москвой легендарные подольские курсанты и их командиры, память о подвиге которых бережно хранит в своем школьном музее Павел Евгеньевич Красновид. Благодаря ему нам удалось побывать в этом здании и своими глазами убедиться, что в Узбекистане тоже хранят память о Великой Отечественной войне и о нашей общей истории: плиты с надписями на русском и узбекском языках расположены на видном месте у входа и даже ночью хорошо видны благодаря подсветке.

С узбекскими друзьями, слева – журналист Ташматов

Для меня открытием Форума стало то, что наши узбекские коллеги помнят и любят нашу «Учительскую газету»! Приехавший из Гулистана Фуркат Изатович Ташматов, не только педагог, но и журналист, с теплом вспоминал, что когда-то даже писал для нашей газеты и участвовал в ее проектах. Надеюсь, что после этой встречи «Учительская газета» снова станет площадкой общения учителей наших стран, заново обретя свою аудиторию в Средней Азии.

Второй площадкой Форума с 5 по 7 ноября стала столица Таджикистана – Душанбе, где тоже не обошлось без традиционных для Средней Азии карнаев! Вот что рассказывает о встрече с таджикскими коллегами Денис Игоревич Рочев.

Открытие форума в Душанбе

«Более 250 директоров школ, учителей и преподавателей вузов приехали в российско-таджикский славянский университет на трехдневный праздник профессионального общения. Как отметил в своем вступительном слове чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации в Республике Таджикистан Семен Вячеславович Григорьев, запрос на изучение русского языка чрезвычайно высок, и задача российской стороны – этот запрос удовлетворить с помощью высококвалифицированных педагогов.

Большую поддержку проведению Форума оказало региональное представительство Россотрудничества.

Круглый стол в Душанбе

Лучшие специалисты и заведующие кафедр Российского университета дружбы народов, победители конкурса «Учитель года России» в течение трех дней обсуждали с коллегами из Таджикистана актуальные вопросы развития образования и методики преподавания русского языка за рубежом, а именно:

  • Формы взаимодействия вуза и школы;
  • Практики наставничества в российской школе;
  • Психолого-педагогическая компетентность руководителя и педагога образовательной организации;
  • Качество подготовки школьных учителей для таджикской школы;
  • Эффективные инструменты повышения статуса учителя.

Всеми участниками, с которым нам довелось общаться после форума, было отмечено, что подобного рода мероприятия просто необходимы для поддержки педагогов, преподающих русский язык и предметы на русском языке.

«Подобные встречи в таком формате важны для педагогического сообщества республики, мы знаем о том, какое внимание уделяется изучению русского языка в Таджикистане. Такой форум позволяет обменяться лучшими методическими практиками с коллегами из Российской Федерации, с коллегами из других школ Республики Таджикистан», – заявил директор российско-таджикской средней общеобразовательной школы г. Куляба Антон Потапский».

С учителями Таджикистана

Спасибо учителям Узбекистана и Таджикистана за то, что бережно хранят любовь к русскому языку и культуре среди молодежи, нашу общую историю и дружеские связи между нашими народами!

Хочу отдельно поблагодарить организаторов этого важного для образования наших стран события – Россотрудничество, Российский университет дружбы народов имени Патриса Лумумбы и Институт русского языка РУДН, а также лично заместителя директора Института русского языка по дополнительному образованию Павла Валерьевича Сапожникова за возможность стать частью дружной команды спикеров Форума!

Кстати, теперь мы можем с полным правом сказать, что прошли огонь, воду и те самые медные трубы, как самые настоящие сказочные герои: у нас был и огонь конкурсных испытаний, и вода повседневной работы, не смывшая с нас желания двигаться дальше, ну и среднеазиатские карнаи, продудевшие в нашу честь…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте