Жить за лесной массивной стеной, в окружении блюдцеобразных озер, где тишина, как вата, приглушает любой резкий звук, поэтично. И хотя поэзия – состояние эфемерное, непостоянное, но даже она не выносит замкнутости пространства. Что уж говорить о человеке, который по определению является существом коллективным и творческим? И уж совсем в этой ситуации поникает ребенок, которого природа наделила ненасытностью познания. Впрочем, если рядом с ребенком есть взрослый, который отважно рассекает замкнутый круг, такому ребенку повезло. Как повезло ребятам из Шугозерской сельской школы и ребятам из тихвинской общеобразовательной школы №5, которая в 2004 году в конкурсе образовательных программ победила со своей воспитательной системой. Был ли повод для взаимодействия этих образовательных учреждений? Был! Желание из замкнутой системы превратиться в открытое сообщество единомышленников, соратников, друзей. И что примечательно, у школы №5 г. Тихвина и у Шугозерской средней школы Тихвинского района это получилось. Об уникальном опыте по реализации проекта «Совместная образовательная программа городской и сельской школы» рассказывают директор школы №5 г. Тихвина Татьяна Александровна ГАЛУШКИНА и директор Шугозерской средней школы Раиса Петровна ЧЕКЕНЮК.
– Раиса Петровна, с чего началась история сотрудничества школ?
– Некоторое время назад многие сельские школы оказались замкнутыми в границах микросоциума небольших населенных пунктов. Естественно, что в таких условиях школы не способны в полной мере отвечать запросам молодежи в социализации и интеграции в современный мир. Вместе с тем и городские школы сталкиваются с проблемами, обусловленными социокультурными коллизиями жизни городов.
Взаимодействие городской и сельской школы позволило бы обеспечить равные возможности в получении качественного образования для учащихся, разработать общую нормативно-правовую и учебно-методическую базу школ, но, самое важное, предоставить реальные возможности профессионального, образовательного и культурного взаимообогащения жителей города и села.
Еще в 1999 году мы задумались о возможности взаимодействия образовательных учреждений. Почему это было актуальным для нас тогда и остается актуальным до сих пор? Мы одна из отдаленных сельских школ Ленинградской области: до Петербурга – 300 км, до районного центра – Тихвина – 70 км. Оказавшись, как и вся система образования в 90-х годах, в кризисе, но имея стабильный, творческий коллектив, мы поняли, что нельзя сидеть сложа руки, нужно искать свое место, пути не только выживания, но и развития. Время ставило новые задачи, и для их решения необходимо было искать партнеров. Конечно, мы понимали, что взаимодействие нужно строить на взаимовыгодной основе. Такой основой стала воспитательная система, стержнем которой являются краеведческое и военно-патриотическое направления. Упор на воспитание – основа основ работы нашей школы. И партнеры появились: это школа №5 города Тихвина и гимназия №168 Санкт-Петербурга. Что это нам давало? Для учителей в то время было важным почувствовать, что они находятся на верном пути, что их профессиональный уровень высок. А поскольку установка и у коллег, и у нас была на сотрудничество, партнерство, равноправие, и эта позиция импонировала всем, то начался продуктивный диалог школ. Мы со своей стороны были интересны городским школам знанием родного края, знанием истории ленинградской земли, близостью к природе.
– Что представляет собой данный проект?
– Он строится на взаимодействии педагогических и ученических коллективов, родительской общественности и называется «Совместная образовательная программа городской и сельской школы». Впрочем, это название условное. Образовательная программа здесь прежде всего подразумевает надпредметные связи. Через какие формы осуществляется сотрудничество учительских коллективов? Это повышение педагогического мастерства через обмен опытом, через проведение единых методических дней, открытых уроков, через совместные педсоветы. К примеру, в десяти научно-практических конференциях, проводившихся на базе гимназии, куда приглашаются представители науки, принимали участие наши педагоги и дети. Это стало большим подспорьем для профессионального роста и профессионального общения. Задачи взаимодействия и сотрудничества, кстати, часто решались и решаются в комплексе. Скажем, если идут открытые уроки на базе нашей школы, то одновременно проводится комплекс мероприятий с детьми: совещание советов школ, проведение творческих мероприятий. Одна из ярких совместных акций, к примеру, была посвящена 60-летию снятия блокады Ленинграда, и на ней присутствовали абсолютно все коллективы и гости.
– А как осуществляется взаимодействие на уровне ученических коллективов?
– Это, конечно же, спортивные мероприятия, экскурсии, научные общества. На базе наших учреждений действуют детские научные общества. Каждая школа работает отдельно, но потом мы традиционно собираемся на итоговые научно-практические конференции. Также в школах-партнерах становятся традицией творческие дела. Например, если говорить о сотрудничестве с тихвинской школой, то в позапрошлом году они открыли памятную доску памяти своего выпускника, погибшего в Афганистане. Поддержав это начинание, мы в прошлом году открыли доску, посвященную нашему выпускнику Юрию Романову, тоже погибшему в Афганистане. Причем ребята сами подготовили к открытию большое мероприятие. Мы проводим спортивные соревнования памяти наших выпускников.
– Что дали эти несколько лет опыта?
– Для ребят это расширение воспитательного пространства. Мы привлекаем возможности большого города, дети пробуют себя в выступлениях на научно-практических конференциях, расширяются круг общения, культурное пространство. Здорово, когда ребята из глубинки получают такой социальный опыт. Разумеется, это возникновение дружбы между школьными коллективами и отдельными детьми. Ребята готовы ездить друг к другу каждый день. Обучение школьного актива в форме деловых, ролевых игр дает богатый опыт. У нас совместные туристические слеты, выездные спектакли. На базе Шугозерской школы ежегодно проводим фестиваль «Роднички Шугозерья», и ребята из тихвинской школы обязательно приезжают со своей выставкой, со своей самодеятельностью. Кстати, благодаря давним и прочным контактам тихвинской школы с учащимися из французского города Эрувиль в этом году шестеро ребят из Шугозерской школы смогли побывать во Франции и показать там свое мастерство в работе с берестой.
– Для учителей это самоутверждение, уверенность в своих силах, – добавляет Татьяна Александровна Галушкина. – Важно знать и понимать, на каком мы уровне. Сотрудничество расширило возможности получения практического педагогического опыта. В 2000 году в Москве мы впервые выступили на слете федеральных экспериментальных площадок, где наш опыт был заслушан и одобрен Институтом теории образования и педагогики.
Сегодня, когда мы выступаем на различных педагогических площадках, то радуемся за своих педагогов, они представляют свой опыт достойно. Каждый год у нас проходят совместные педсоветы и конференция, где затрагиваются самые разные вопросы: качество образования, разработка критериев качества вместе с родителями и детьми. То есть мы обсуждаем все проблемы, существующие в образовании, сначала на уровне коллективов, а потом на совместном уровне.
У наших двух школ есть пятилетний опыт проведения совместного лагеря «Краевед». На научно-практических конференциях краеведческой направленности ребята из Тихвинской и Шугозерской школ представляют свои исследовательские работы сверстникам из Петербурга.
Для нас опыт взаимодействия – это совместное проживание в едином образовательном пространстве. В сегодняшнем мире ребенку нужно быть конкурентоспособным. А как он постигнет это в районном центре? А тем более в отдаленной деревне? Здесь он может быть звездой. В городе же один из многих. Опыт, который ребенок приобретает благодаря сотрудничеству, дает осознание своей сущности, своего назначения, своих возможностей. На деловых играх, деловых встречах, на заседании кафедр научных детских обществ дети знакомятся с работами петербургских ребят и сегодня уже выходят на позицию готовности к жизни и в городе, и в мегаполисе. Этому учит и анализ наших совместных мероприятий. Мы всегда пытаемся разобраться, в чем еще подтянуться, где нужно умение, к примеру, концентрироваться на определенных моментах, умение распределять информацию, держать себя в большой аудитории.
Кстати, в процессе сотрудничества расширились и личные связи. Наши учителя напрямую общаются друг с другом. Недавно все вместе ездили на Вологодчину, посетили там монастыри, были в Доме творчества, знакомились с программой «Истоки». За границу стали вместе ездить. Это общение складывается на основе человеческих отношений и потребности общаться друг с другом.
– Татьяна Александровна, не собираетесь расширять единое образовательное пространство за счет подключения других школ?
– Много составляющих влияет на то, чтобы общение получилось. Можно подключить школы, но не будет результата. Важен настрой. Для чего мы это делаем? Если с целью оценить друг друга, то это одно. Если с целью увидеть друг у друга положительное, интересное, это другое. Нам теперь достаточно идеи, когда кто-то ее озвучивает, и она подхватывается, но к этому уровню общения нужно быть готовым, в первую очередь коллективу учителей.
– Раиса Петровна, третья параллель взаимодействия – родительская общественность. Как складываются отношения?
– Мы находим поддержку у родителей наших обучающихся. Более тесные контакты, конечно, устанавливаются на уровне ученических и учительских коллективов. Вся родительская общественность – это практически неподъемная масса. Поэтому здесь речь идет только о привлечении части родителей к совместным встречам, обсуждению каких-то педагогических вопросов на родительских конференциях. Мы просто рассказываем родителям о работе и хотим, чтобы они нас поддерживали. Это важно. Образовательные программы разные, и не каждый родитель понимает их особенности, но это общение расширяет кругозор, мотивацию и знание.
Тихвин – пос. Шугозеро
Комментарии