Английский математик и писатель Льюис Кэрролл считал, что «надо бежать со всех ног, чтобы только остаться на месте. Если же ты хочешь куда-то попасть, надо бежать в два раза быстрее». Его слова как нельзя лучше отражают наше время.
Сегодня специалисты часто говорят, что в школе нужна мотивирующая электронная образовательня среда, а в ответ слышат вопрос: «А зачем она нужна?» Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сравнить то, что характеризовало работу вчера, и то, что характеризует ее сегодня, как меняется ситуация. Вчера был полный и жесточайший контроль завуча в условиях единых программ, единых учебников и внутренних экзаменов, тотальное списывание на контрольных и итоговых экзаменах, возможность перевести детей в ПТУ, где не требовали высоких учебных результатов. Сегодня в новых условиях завуч не умеет и не может тотально контролировать учебный процесс, списать нельзя, понижать балл каждый год невозможно (если не понижать, будет 30-40 процентов двоек), а в колледжах, как и в школах, тоже есть итоговая аттестация в формате ОГЭ и ЕГЭ. Наше время – время, когда ведущим мотиватором в условиях развития современного образования может и должна стать электронная образовательная среда, создающая условия для достижения качественных результатов образования учителям, ученикам и родителям и не оставляющая возможности участникам образовательного процесса не достигать результатов. Таким образом, возникает еще один вопрос: «Кому нужна мотивирующая электронная образовательная среда?» Она нужна прежде всего населению, при этом гарант прав и возможностей на качественное образование – органы исполнительной власти. Среда – электронный контролер, который позволяет населению понять, как и чему учат, за какой реальный результат ребенок получает оценку. Так формируется общественный контроль системы образования, присваивающий ей «Знак качества» как факт доверия системе. Самая важная инвестиция в образование – время ребенка, проведенное в школе. Среда, как электронный помощник, дает родителям возможность учиться вместе с ребенком, понимать, за счет каких ресурсов достигается результат, какие знания необходимы, как учиться вместе с ребенком, как и за счет чего учится ребенок, как можно влиять на педагогический коллектив. Мотивирующая электронная образовательная среда – это возможность реализации серьезной заинтересованности населения в развитии образования, а в условиях государственно-общественного управления она становится инструментом реального влияния на жизнь школы. Требование времени – максимальная открытость и доступность образовательных электронных сервисов. Среда создает возможность для проведения открытого общественного, независимого внешнего и объективного внутреннего мониторинга развития системы образования. Это могут быть простые вещи: например, зная, сколько учащихся получили тройку по физике, можно прогнозировать, какого количества инженеров недосчитается отечественное производство в будущем, и принять серьезные решения о том, какие предметники будут необходимы школе через 5 лет. Системе образования мотивирующая электронная образовательная среда предоставляет своеобразное электронное окно, помогающее понять, как эффективно организовать работу системы в условиях ее прозрачности и открытости, кто и где учит хорошо или плохо, как управлять изменениями системы. Школе эта среда позволяет получить своеобразного электронного завуча, который подскажет, как разработать образовательную программу, как организовать учебный процесс, как обеспечить объективный контроль. Благодаря понятным условиям организации электронной среды образовательная программа, контроль учебного процесса, элементы содержания образования становятся комплексными рабочими инструментами учителей и администрации школы. Механизм размещения шаблонов, примеров, кейсов поможет школе внедрять проверенные и правильные решения: ориентированное на учащихся гибкое расписание, грамотный учебный план, график контрольных работ. Среда не даст пропустить важную тему или ошибочно оценить работу. Электронная мотивирующая среда позволит выявить затруднения учителя на основе персональных материалов и результатов учащихся, оказать адресную помощь, предоставит доступ к базе знаний, собранной коллегами из разных школ. Например, в школах Москвы работают более 50000 учителей, каждый в год проводит в среднем 750 уроков. Даже если учитель использует свой материал только на одном уроке из 10, общее число уникальных материалов составит более 3500000 в год. Так в среде организованы взаимопомощь, взаимообучение и повышение квалификации. Сегодня все регионы используют электронный журнал, но преимущество электронной мотивирующей среды в том, что она позволяет связать оценку и содержание, за которое получена, установить вес оценки, определить ее влияние на итоговую отметку. Так можно избежать субъективного отношения учителя или среднеарифметической оценки знаний. Это возможность автоматического переноса и хранения на протяжении 11 лет всех тем, результатов работ, то есть гарантия сохраняемости образовательной биографии ребенка – что, как, с каким результатом изучал он два месяца или три года назад. Новая среда дает школе еще и своеобразный электронный справочник, сверяясь с которым можно выбрать учебное оборудование, контролируемые элементы содержания, сборники тестов, контрольных, лабораторных и проектных работ. В технологической основе электронной среды лежат справочники, связывающие между собой учебники, оборудование, тестовые задания, лабораторные и практические работы. Сегодня контролируемые элементы содержания образования состоят из обобщенных единиц. Например, в кодификаторе ОГЭ читаем «Смутное время (точка)». Какое знание должен предъявить ребенок: «Даты? Ход? Причины? Итоги? Личности?». Справочник, как подробный детализатор элементов содержания, связывает учебник, контрольную работу, тест и материалы учителя. Это снимает проблему неотвеченного вопроса по теме, которую изучал ребенок. Учителю мотивирующая образовательная среда дает электронный архив, позволяющий получить подсказку, как спланировать урок, как создать и разместить свои материалы, как оценить и использовать материалы другого учителя. Содержание электронного архива должно быть избыточным – из него, как из конструктора, учитель собирает урок, а качество материалов оценивается профессиональным сообществом. Есть еще и электронная хрестоматия – база знаний по школьным предметам, библиотека текстов, графиков и таблиц, коллекция изображений, аудио- и видеоматериалов, полезных интернет-ссылок. По сути, хрестоматия – сборник уникальных авторских текстов известных ученых, писателей, деятелей мировой культуры. Таких, как Михаил Ломоносов и Джеймс Максвелл, Василий Ключевский и Юрий Лотман и многих других. Способным ученикам мотивирующая среда дает интересные тексты для освоения фундаментальных понятий; изображения и таблицы для доступного и наглядного освоения предмета; библиотеку видео- и аудиматериалов для организации электронного обучения. Для ученика это электронный репетитор, электронный тьютор, электронный тренажер. Разработки учителей, преподавателей вузов, методистов, проектные работы учащихся обеспечивают широкие возможности для самостоятельного изучения предмета, решают вопрос встречи талантливого учителя и способного ученика. На основе индивидуальных интересов и личных результатов среда помогает ребенку в выборе профиля или углубленного курса, преодолении пробелов в знаниях и умениях. Василий Васильевич Давыдов писал, что «Умение учить себя» – это способность человека изменять самого себя. Свойство среды как технологической системы направлено на формирование навыка объективного восприятия собственных возможностей и возможностей других. Например, если ребенок ошибся в тренировочном тесте, система автоматически проанализирует ошибку и предложит материал для повторного изучения. Электронные дневник и коммуникатор – гарантия информированности семьи о качестве образования ребенка. Среда реализует потребность каждого участника образовательного процесса в комплексной и достоверной информации. Электронный учебник как часть мотивирующей образовательной среды должен быть общедоступным, избыточным, разнообразным и постоянно обновляющимся. Это новые возможности для автора, учителя, завуча, родителя и даже ученика конструировать свой собственный учебник таким, каким он будет понятен. Сегодня обновленный учебник школа получает один раз в 3-5 лет, завтра будет получать ежедневно. Электронный учебник – это: – тестовый контроль по каждому параграфу и фрагменту учебника; – справочные материалы: дополнительная познавательная информация, мотивирующие задачи, биографические данные; – виртуальные лабораторные работы: многофункциональные интерактивные виртуальные лабораторные комплексы по всем предметам; – интерактивные карты: разметка, масшатабирование, размещение условных обозначений; – работа с иллюстрациями: описание, работа с сюжетом изображения, добавление собственных иллюстраций; – учебный видеоконтент: просмотр учебных фильмов, видеообъяснения, работа с 3D-моделями. – быстрый поиск информации по тексту всего учебника, создание глоссариев, индивидуальный подбор задач и заданий; – динамические графики и схемы: инфографика с использованием актуальных данных, возможность построения графических статистических моделей, многомерный анализ данных. Идея образовательной электронной среды отражена в 26-м разделе стандартов, сегодня для этого есть технические и программные решения. Столичной системе образования нужна образовательная среда, которая меняет представления об учебниках, системе планирования, оценке результатов образования. Среда, в которой учитель не просто размещает материалы, а ребенок их забирает – это новое место электронной образовательной жизни, новый школьный уклад. Среда позволит повысить эффективность управления кадровыми, финансовыми и материальными ресурсами региона. Она станет местом взаимодействия, в котором все направлено на достижение высоких образовательных результатов с минимальными затратами. Среда – это базы данных, справочники, учебники, нормативные документы, библиотеки ресурсов, социальная сеть, хранилище файлов. Связанность всех этих элементов позволяет рассматривать электронную среду как место получения качественного образования на протяжении всей жизни ребенка в школе.
Комментарии