Особенность современного этапа развития московского профессионального образования – фокусировка внимания на тех группах молодежи, которые раньше совсем не были представлены (или представлены очень ограниченно) в учреждениях среднего профессионального образования.
В широком социальном контексте наиболее показательно, на наш взгляд, активное привлечение в профессиональные колледжи и техникумы выпускников специальных (коррекционных) и инклюзивных школ и классов, школ надомного обучения. Это весьма разнообразная по своему составу социальная группа, представленная обучающимися с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллектуальным недоразвитием, соматическими заболеваниями или с комплексными нарушениями развития, получившая название «лица с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ).Согласно результатам мониторинга, проведенного Учебно-методическим центром по профессиональному образованию, на 1 декабря 2010 года в государственных образовательных учреждениях СПО, подведомственных Департаменту образования, обучались 3252 лица с ОВЗ, из них почти половина (1615 человек) имеют инвалидность. Наиболее многочисленные группы обучающихся составляют молодые люди с интеллектуальными нарушениями, соматическими заболеваниями и нарушениями слуха (соответственно 39,6%, 33% и 11,6% от всех обучающихся с ОВЗ). В меньшем количестве представлены обучающиеся с двигательными нарушениями – 6,7%, стойкими образовательными затруднениями (выпускники специальных (коррекционных) школ VII вида) – 6,6%, тяжелыми нарушениями речи и нарушениями зрения – 1,3% и 1,2% соответственно.Колледжи и техникумы постепенно приобретают своеобразную специализацию в организации обучения лиц с ОВЗ. Например, в политехническом колледже №39 работает Центр профессионального образования лиц с нарушениями слуха, в технологическом колледже №21 создана и апробирована модель профессиональной подготовки и условий для социально-трудовой адаптации обучающихся с комплексными нарушениями в развитии. Интересный опыт профессионального обучения и социализации разных категорий молодежи с ОВЗ накоплен в политехническом колледже №26, политехническом колледже №47, колледже легкой промышленности №5, колледже по подготовке социальных работников №16, библиотечном колледже №58. Опыт работы этих и других не менее достойных учреждений демонстрирует необходимость комплексного медико-психолого-педагогического подхода в обучении, развитии личности и социально-трудовой интеграции лиц с ОВЗ. Медицинский контроль за состоянием зрения, слуха, двигательной и нервно-психической сферы, квалифицированное сопровождение педагогом-психологом, коррекционно-развивающее воздействие со стороны специального педагога (дефектолога) должны быть обеспечены всем обучающимся этой группы независимо от того, где и в каких условиях они учатся – в специальной (коррекционной) или смешанной группе.В зависимости от вида и степени выраженности ограничений в здоровье молодых людей с ОВЗ колледжи и техникумы на протяжении последних пяти-семи лет организуют их профессиональное обучение в рамках как первой, так и второй формы. Вместе с тем ратификация Россией Конвенции о правах инвалидов, провозгласившей право и возможность каждого обучаться в наименее ограничивающих и адекватных состоянию здоровья условиях, стимулирует создание в учреждениях смешанных по составу учебных групп. Такая расстановка акцентов соответствует единой для системы общего и профессионального образования тенденции развития инклюзивного образования, однако на пути ее актуализации есть барьеры.Значительная часть образовательных учреждений не располагает условиями для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Дело не только в архитектурно-планировочных решениях, расширяющих возможности посещения учебных и учебно-производственных занятий маломобильными группами обучающихся (с двигательными и/или сенсорными нарушениями), но и в обеспечении доступа к информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.Создает трудности отсутствие полного пакета нормативных правовых и программно-методических документов, регламентирующих порядок приема, формы и условия их обучения в специальных (коррекционных) и инклюзивных учебных группах. Например, принятый Правительством Москвы закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 №16 из-за отсутствия к нему подзаконных актов в отношении учреждений НСПО пока оказывается работающим не в полной мере.Недостаточна оснащенность образовательного процесса учебно-методическими материалами и оборудованием (учебниками, дидактическими пособиями, техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, отвечающими специальным образовательным потребностям данной социальной группы, нет условий для их комплексной психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации в рамках образовательного процесса и рекреационно-досуговой деятельности. В этой ситуации выпускник специальной (коррекционной) школы/класса I-VIII видов, школы надомного или инклюзивного обучения при переходе в новую для него образовательную систему СПО зачастую оказывается вне поля деятельности специалистов так называемых помогающих профессий (специальные педагоги, специальные и клинические психологи, врачи различного профиля), что может в значительной степени нивелировать результаты его предшествующего обучения, воспитания и развития.К сожалению, недостаточна укомплектованность учреждений СПО квалифицированными педагогическими кадрами, обладающими необходимыми знаниями в области обучения, воспитания и развития лиц с ОВЗ с учетом состояния их здоровья, актуального уровня академических знаний и умений, индивидуально-личностных особенностей и реабилитационного прогноза. Опыт показывает, что стихийное (то есть без создания в образовательном учреждении специальных условий обучения, должной подготовки и формирования мотивационных установок к принятию новой группы обучающихся у педагогического корпуса и студентов учреждений СПО) вливание в учебные группы лиц с ОВЗ может иметь негативные последствия с точки зрения результатов обучения, успешности установления социальных контактов и формирования продуктивных воспитательных отношений внутри колледжа, техникума.Все эти проблемы говорят о необходимости разработки комплексной программы развития столичной системы профессионального образования лиц с ОВЗ в Москве на средне- и долгосрочную перспективу, преемственно связанной с системами общего среднего и специального (коррекционного) образования, сопровождения карьеры и трудоустройства инвалидов. Такая программа должна дать научно обоснованные и четкие ответы на вопросы «Кого учить?», «Где, как, по каким профессиям/специальностям учить?», «Где, как трудоустраивать?» и опираться на статистические данные о численности выпускников специальных (коррекционных) школ/классов I-VIII видов, школ надомного обучения, средних общеобразовательных школ, работающих в режиме инклюзии, и запросы этой крайне разнообразной по своему составу социальной группы на профессиональное образование разного уровня. Научно-исследовательским коллективам предстоит предложить учреждениям СПО для внедрения методически и организационно выверенные вариативные модели профессионального образования лиц с ОВЗ, соответствующие специальным образовательным потребностям разных категорий обучающихся, и организовать курсовую подготовку педагогических работников по новому для них направлению профессиональной деятельности. Городские и окружные методические службы системы столичного образования должны обеспечить адекватное методическое и ресурсное сопровождение процесса профессионального обучения лиц с ОВЗ. Важно выстроить и те линии взаимодействия, которые будут связывать учреждения СПО и работодателей, позволяя отладить механизм эффективного трудоустройства выпускников в производственные коллективы и организации, принимающие и поддерживающие идеи социальной инклюзии.Консолидация усилий учреждений СПО, научно-исследовательских и учебно-методических структур, а также организаций-работодателей позволит системно решить сложные вопросы выстраивания инклюзивной вертикали в системе общего и профессионального образования, обеспечив доступ к качественному профессиональному образованию многочисленной и обладающей значительным интеллектуальным, производственным потенциалом социальной группы – лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Комментарии