Год назад, будучи руководителем Дирекции по строительству и реконструкции столичного департамента, я готовил для московского выпуска «Учительской газеты» статью, как рождается среда будущего. Речь шла о том, что здание школы должно отражать дух именно этой образовательной организации. Работа над публикацией захватила и вдохновила на череду блогов об архитектуре и ее роли в образовательном процессе.
Технологии бережливости
– Современные технологии позволяют ребенку учиться в нескольких образовательных организациях одновременно, – отмечает директор школы №1474 Ирина Курчаткина. – Чтобы школа была полезной, необходимо выстроить интересное индивидуализированное образование. Дистант в этом плане очень многое показал. И спасибо Московской электронной школе с огромным количеством образовательных материалов, в которой учителя уже давно работают, это помогло достаточно легко включиться в новый формат. А совмещение дистанционных технологий с практической работой и гибкое расписание – это уже наша сегодняшняя реальность.
Школа №1474 устроена по принципу школы ступеней, и у ребят есть возможность общаться со своими сверстниками. Прекрасная столовая, удобная навигация, система умных датчиков, медиацентр и специализированные классы. Школа участвует практически во всех предпрофессиональных проектах: медицинский, инженерный, академический и кадетский классы, также здесь есть лаборатории по робототехнике и информатике. Образовательная организация прекрасно оснащена необходимым высокотехнологичным оборудованием, а это очень важно в современном мире, где технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни.
– Мне нравится столовая, – рассказывает ученица 11‑го класса Полина. – Теперь с помощью электронной панели там можно заранее заказать обеды на следующий день. Также при входе есть специальные экраны, на которых выводится расписание. Это очень удобно: ты заходишь в школу, сразу смотришь на эти экраны и быстро ориентируешься, куда тебе нужно идти, не тратишь лишнее время. По окончании учебы я бы хотела поступить в МТУСИ, МИФИ или МФТИ на информационную специальность, например программирование.
На информатику или даже информационную безопасность хочет поступать и одиннадцатиклассница Анастасия:
– Мне нравится, что школа хорошо оснащена современным оборудованием, особенно люблю работать в классах с компьютерами. Здесь есть специальные оборудованные холлы для определенных предметов, где можно не только изучать, к примеру, физику в теории, но можно что-то пробовать и на практике. Также в этих холлах проходят классные часы и проводятся проектные работы. Кроме того, библиотека была переделана в медиацентр, туда можно прийти на перемене, почитать интересную книгу или поработать над каким-то проектом во внеурочное время, пообщаться с учителями в очень приятной неформальной обстановке.
Медиацентр стал частью читального зала, ведь современная школьная библиотека – это прежде всего комфортное пространство для проектной работы, отдыха и занятий во внеурочное время. Школа работает в системе MARC Cloud – на каждой книге есть штрих-код, по которому учебник заносится в облако, после чего ученики могут заказать необходимую литературу уже на уроке через специальное приложение. Это значительно сокращает время выдачи и освобождает пространство, потому что весь книжный фонд хранится в едином книгохранилище.
Пространство без классов и уроков
Сегодня самая современная профессиональная среда, которая раньше была доступна только людям с дипломом, стала доступна московским школьникам самых разных возрастов. О том, как развивается дополнительное и предпрофессиональное образование на площадках Дворца творчества детей и молодежи имени А.П.Гайдара, мы говорим с его директором Надеждой Кураниной:
– Развитие предпрофессионального образования, на мой взгляд, становится ключевым. Сотрудничество с колледжами и вузами Москвы, участие в проекте «Профессиональное обучение без границ» позволяют нам существенно расширить возможности дополнительного образования. На сегодняшний день ребята могут получить у нас более 30 профессий. А чтобы эффективно реализовывать эти программы и принимать активное участие в KidSkills и WorldSkills, конечно, нужны специальные пространства.
Это здание на Шкулева было построено еще в 1966 году как Дворец пионеров. Ему уже очень много лет, поэтому было принято решение зонально его преобразовать. Комплекс состоит из нескольких корпусов – это киноконцертный зал на 550 мест, который переходом соединяется с основным зданием, и спортивный комплекс с бассейном и большим спортивным залом. Часть основного здания превратилась в современную научно-технологическую среду, второй этаж полностью занимает IT-полигон, где реализуется целый ряд программ по самым разным направлениям – от информационной безопасности до промышленного дизайна.
– Ребята, которые занимаются 3D-моделированием, – отметила Надежда Куранина, – участвовали в этом году в акции «Мейкеры против COVID», они занимались печатью наиболее востребованных на сегодняшний день ободков для защитных экранов. Печать проходила с помощью дистанционного (из дома) управления 3D-принтерами дворца. Сегодня дистанционные технологии значительно расширяют границы и дают возможность обучаться ребятам из любой точки Москвы и даже мира. Учитывая то, что в Москве есть медицинские классы и ребята, которые активно интересуются естественно-научным направлением, у нас возникла идея соединить вместе научно-техническое и естественно-научное направления и создать медицинский полигон для реализации конвергентных программ. Основной смысл в том, чтобы развивать школьную науку. Этот проект уникальный, нетиповой, настроен конкретно под дополнительное образование. Там очень интересные лаборатории – биохимии, молекулярной биологии, биоинформатики и мединформатики, биотехнологии, медицины первой помощи и ветеринарии (по запросу ребят). В проекте две большие и чистые лаборатории, как операционные в больнице. Кроме того, после ремонта у нас появится мастерская, где можно будет заниматься черчением, архитектурой и другими творческими специальностями. Здесь мы взращиваем специалистов будущего.
Очень здорово, что сегодня в Москве есть такие пространства, которые можно назвать зонами свободной активности детей, которые объединяют ребят разных возрастов. Такими пространствами являются как раз учреждения дополнительного образования, которые объединяют в себе и досуг, и образование, и дают возможность ребятам в безопасной и спокойной обстановке с пользой проводить время. И такие архитектурные и конструктивные решения, с моей точки зрения, могут быть реализованы и в школах.
Коворкинг-центр
Хотелось остановиться на некоторых особенностях, которые отражают тенденции современной архитектуры, сейчас это просто хорошие решения, свойственные конкретным школам, но скоро они станут новым московским стандартом, доступным любой образовательной организации города.
О том, как школа работает с большими пространствами, что больше всего нравится ученикам и какие педагоги работают в здании нового типа, мы говорим с директором школы №338 имени Героя Советского Союза А.Ф.Авдеева Марией Андриановой:
– У нас многофункциональное пространство входа – за счет трансформируемой стены здесь можно создать площадку для массовых встреч. Входная группа перегородкой соединена со столовой, и можно так открыть перегородку, что у нас получится актовый зал. В зданиях с дошкольными группами такими же раздвижными перегородками входная группа соединена с музыкальным залом. То есть мы организуем массовые мероприятия без всяких лишних логистических решений.
Удобные подиумы в школе служат и местом отдыха, и используются для решения педагогических задач – урочной, внеурочной деятельности и дополнительных занятий. А так как рядом с подиумами располагается большая интерактивная панель, то здесь также проводят различные мероприятия. Здесь немало таких уголков, которые одновременно и open space, но вместе с тем благодаря нишам предназначены для того, чтобы ребенок мог побыть с книжкой в уединении или учитель провести индивидуальную консультацию, поработать над индивидуальным проектом.
– Мне самой больше всего нравится в школе продуманность, – говорит директор, – а именно то, что мы можем использовать большую часть пространства под занятия детей. Даже холлы организованы таким образом, что ребенок может попрыгать в классики, поиграть в шахматы.
В школе еще много интересных деталей – мастерские кулинарии, которые можно использовать под JuniorSkills для отработки азов вкусных профессий и подготовки к соревнованиям WorldSkills по соответствующим компетенциям, очень удобные спортивные залы, в том числе зал для маломобильных групп c отдельным входом, куда дети могут заехать на коляске.
Также в школе полностью трансформируемые учебные кабинеты, вся мебель мобильна и легко передвигается. Это комфортная, понятная, прозрачная, технологичная и удобная среда. Отличный пример умного образовательного пространства, где дети целый день могут с пользой проводить время. Ребятам действительно повезло. Иногда хочется снова стать школьником!
Мастерство света
Оригинальным архитектурным решением славится и инженерный корпус школы №548 «Царицыно», которой руководит известный российский педагог народный учитель России Ефим Рачевский.
Инженерный корпус школы – это понятное, высокотехнологичное пространство с комфортными рекреациями, куда с радостью каждый день приходят ученики, учителя и родители. Комплекс разделен на два крыла – для младших и старших классов – и центральную часть. В каждом крыле есть учебные кабинеты, атриумы и спортивные залы. В центральной части находятся столовая, библиотека и актовый зал. В здании даже есть 12‑метровый скалодром и труба-горка со второго этажа на первый. Школа полностью прозрачная, она просматривается насквозь – от пола до стеклянного потолка. Много смежных окон, позволяющих видеть из одного помещения другое. Все классные комнаты также находятся за стеклянными перегородками. Занятия можно выводить и за пределы класса, при этом учитель будет видеть всех учеников.
Динамичное пространство позволяет учиться везде: на лестницах амфитеатра перед школой, на акустических диванах в коридоре, за высокими столами в столовой, на широких подоконниках рекреаций. Мебель можно и нужно передвигать, чтобы создать максимально комфортную атмосферу для занятий.
Инженерный корпус полностью обеспечен самыми современными решениями в области техносферы. Особый акцент сделан на мастерских: робототехника, металлообработка, столярная мастерская, покрасочный цех, архитектурная и художественная мастерские и естественно-научная лаборатория. Также в школе есть собственная телестудия и студия звукозаписи.
Такое умное, удобное и технологичное пространство дает ученикам возможность получить бесценный опыт коммуникации и способствует формированию компетенций, необходимых для успешной жизни и труда. Пожелаем ребятам и их учителям новых интересных идей по «настройке» и использованию образовательной архитектуры!
Цифровой помощник
Мы готовим решения, для того чтобы измерять показатели использования учебного оборудования. Но то, насколько эффективно используется здание, во многом определяется своевременностью и качеством проведения его технического обслуживания. Практика показывает, что планирование и проведение этих работ не всегда относятся к приоритетным задачам службы эксплуатации или техников-смотрителей. Если же данные работы действительно составляют основу эффективного использования здания, то именно, возможно, только информационное моделирование позволяет запланировать их своевременно и качественно, сокращая при этом затраты.
Технология цифрового информационного моделирования (BIM) позволяет установить непрерывную информационную связь между службой эксплуатации здания и сведениями о работе инженерных систем, которые в ежедневном режиме собираются в BIM-модели. Сбор этих сведений позволяет своевременно планировать и проводить техническое обслуживание, а не импульсивно реагировать на уже свершившиеся события.
Единая информационная система, основанная на BIM, содержит регулярно обновляемые данные об инженерном оборудовании здания, конструктивных элементах, помещениях различного назначения, регламентных работах и правилах эксплуатации. На основании этих данных специалист службы эксплуатации ежедневно получает дневное задание, включающее обход помещений и выполнение плановых работ. Последовательно выполняя поставленные задачи и отмечая их выполнение в BIM-модели, специалист автоматически формирует отчет о выполнении дневного задания, привязанный к месту и времени. По такому же принципу информационная система формирует график обследований на месяц и год.
Перечень задач по подготовке к особым периодам обслуживания (например, подготовка к отопительному сезону) охватывает задействованное в системе оборудование, для основных элементов которого определена специальная последовательность задач. Каждая задача содержит описание местонахождения элемента, техническую документацию и при необходимости видеоинструкцию. Это делает BIM-модель не только инструментом постановки и контроля выполнения задач, но и средством технической поддержки. Качество технического обслуживания можно оценить на основании данных работы инженерной системы, загружаемых непосредственно в BIM-модель. Правильно и вовремя проведенное техническое обслуживание оборудования позволит значительно снизить энергопотребление. Наглядная инфографика по анализу данных энергопотребления дает возможность не только оценить экономическую эффективность эксплуатации конкретного здания, но и провести сравнение с другими зданиями школы. В таком случае BIM-модель может быть использована в качестве инструмента принятия управленческих решений.
Место развития
Территория школы – это тоже образовательное пространство. Вот несколько примеров применения данного принципа в архитектуре:
– использование «зеленых участков» в качестве элемента зонирования пространства (обозначение границ зоны вазонами с растениями, «зеленой стеной», комнатными деревьями и кустарниками, мобильными клумбами);
– создание рекреационных и учебных зон с применением искусственных и натуральных газонных покрытий;
– оборудование теплиц, оранжерей, грядок и клумб на придворовой территории для практических занятий по биологии и экологии;
– использование растений в кашпо, вазонах и горшках в качестве декоративных элементов интерьера;
– обустройство в здании школы сити-ферм для проведения лабораторных работ и экспериментов.
О том, как можно использовать школьную территорию в учебной и внеурочной активности, мы говорим с директором школы №2065 Натальей Файдюк:
– Мы уже давно проводим часть уроков на улице, например окружающий мир, биологию и географию. На прилегающей территории у нас разные зоны – есть парковая зона, есть зона с правилами дорожного движения, стадион, есть небольшой сад-огород, где проходят занятия по биологии и экологии. Детям очень нравится. А для жителей района у нас всегда открыты стадион и парковая зона с лавочками, где все гуляют.
Мне кажется очень важным умение школы использовать разные формы образования, задействовать все пространство так, чтобы в учебных целях использовалась каждая деталь образовательной архитектуры, а образование было по-настоящему практико-ориентированным.
Константин АФОНИН, начальник управления координации научных исследований Департамента образования и науки города Москвы
Комментарии