Конспект этого урока иллюстрирует один из этапов систематической работы по формированию исследовательских умений на уроке французского языка, в частности, умение выдвигать гипотезу и доказывать ее или опровергать в процессе группового взаимодействия, где каждая группа проводит свою часть исследования. Представлены виды работ по развитию умений классифицировать, искать и перерабатывать дополнительную информацию, публично защищать исследование.
Концепция урока: La vie et les aventures des explorateurs font nous rever des grandes decouvertes.
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Les explorateurs francais». Формирование умения проводить мини-исследование с опорой на тексты по теме урока.
Развитие логического мышления, умений классификации, дедуктивного анализа. Развитие умений группового взаимодействия.
Воспитание волевых качеств личности на примере биографий известных французских исследователей.
Сопутствующие задачи: развитие умения использовать дополнительную информацию, в том числе из Интернета, развитие умения аудирования, контроль умения говорения с опорой на текст.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний.
Используемые технологии: исследовательского подхода в обучении, поэтапного формирования умственных действий, развития критического мышления, проблемного обучения.
Методы обучения:
по источникам знаний: словесные, практические;
по степени взаимодействия учителя и учащегося: аналитическая беседа; мозговой штурм;
по конкретной дидактической задаче: урок обобщения и систематизации знаний;
по характеру познавательной деятельности: проблемный, исследовательский;
по характеру движения мысли: индуктивный.
Наглядность: презентация слайдов с фотографиями известных исследователей, компьютеры, мультимедиапроектор.
Формы работы с детьми: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Литература к уроку:
Григорьева Е.Я. Учебник французского языка для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. 3 изд. М., 2003.
Золотницкая С.П. Спутник старшеклассника: учебное пособие по французскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений. – М., 1993.
Григорьева Е.А. Французский язык: сборник упражнений к учебнику для IX класса школ с углубленным изучением французского языка/Е.А. Григорьева, Е.Ю. Горбачева. – М., 2005.
Ход урока
Организационный момент. Приветствие учителя, мотивация на работу.
Bonjour, chers amis! Je suis ravie de vous voir. Comment ca va? Nous continuons a parler aujourd’hui des aventures et des explorateurs celebres francais.
Погружение в тему. Сообщение целей и задач урока. Повторение опорных знаний по теме. La vie et les aventures des explorateurs font nous rever des grandes decouvertes. Etes-vous d’accord?
2.1. Фонетическая зарядка. Prononcez les proverbes avec l’intonation interrogative, exclamative, etc. (пословицы представлены на слайде)
Qui cherche, trouve.
L`espoir fait vivre.
Au danger on connait les braves.
Прогнозирование и устранение фонетических затруднений по теме «Les explorateurs francais».
2.2. Беседа по теме «Les explorateurs francais». Vous avez lu beaucoup de textes a propos des aventures et des decouvertes des explorateurs francais. Repondez a mes questions: quels explorateurs francais connaissez–vous ? Interessez-vous a la vie de ces hommes illustres francais ? Par quoi est connu chacun d’eux?
3. Систематизация полученной на предыдущих уроках информации по теме (выполнение самостоятельно на компьютере задания на установление соответствия между исследователем и его родом занятий, самопроверка по ключу).
Jacques Cartier Cosmonaute,
Jean Mermoz
Jacques-Yves Cousteau
Alain Bombard
Benoit Chamoux
Michel Tognini
Jean-Pierre Haignere
Jean- Francois Clervoy
Claudie Andre-Deshays
Bertrand Picard et Brian Jones
Jilles Elqueme
pilote d\’avion, glacieriste, aeraunaute, navigateur-decouvreur du Canada, cosmonaute, cosmonaute, aeraunaute, navigateur, voyageur a pied, explorateur de la mer, cosmonaute.
Обобщение сведений о французских исследователях: А. Бомбаре, Ж. Мермозе и Ж. Кусто.
4.1. Задания, предшествующие говорению:
а) Ecoutez les proverbes, trouvez l’equivalent russe et dites, quel proverbe sera comme le credo de vie pour Alain Bombard, Jean Mermoz, Jacques-Yves Cousteau? (прослушайте пословицы, найдите русский эквивалент; подумайте, какую из этих пословиц использовал бы в качестве жизненного кредо А. Бомбар, Ж. Кусто и Ж. Мермоз): Qui cherche, trouve. L`espoir fait vivre. Au danger on connait les braves (пословицы на слайде).
б) Apres avoir ecoute les textes remplissez la table (на основе прослушанных выступлений заполните таблицу).
4.2. Контроль говорения: сообщения учеников о французских исследователях А. Бомбаре, Ж. Мермозе и Ж. Кусто.
4.3. Самостоятельная работа на компьютере по заполнению таблицы.
En utilisant ces mots remplissez la table:
Cosmonaute, pilote d\’avion, glacieriste, aeraunaute, navigateur, cosmonaute, cosmonaute, aeraunaute, navigateur, voyageur, explorateur de la mer.
Avion, vaisseau Soyouz, bateau Calypso, navette spatiale Atlantis, canot l’ «Heretique», l’hydravion, velo, a pied.
11 jours dans l’espace, problemes des naufrages, pour la medecine, la biologie, la chimie, la cosmologie, l’oceanologie, la biochimie, 15 jours dans l’espace, liaison postale aerienne France – Amerique du Sud, le scafandre, exploration sous-marine.
A travers l’ocean Atlantique, Amerique du Sud, expeditions de la mer, l’espace cosmique, en Afrique.
Nom
Profession, hobby
transport
Trajet
Credo
5. Мозговой штурм: Quelles qualites faut-il avoir pour etre un bon explorateur ? Choisissez parmi celles – ci:
charitable, un bon professionnel, responsable, instruit, energique, modeste, severe, courageux, mechant, intelligent, fier, brave, gai, avide, brutal, joyeux, curieux (индивидуальная работа)
Choisissez les 3 qualites les plus typiques pour un explorateur.
Выстраивание рейтинга трех наиболее типичных качеств исследователя (работа в малых группах по три человека).
Проведение мини-исследования на тему: «Un explorateur: comment est-il?».
6.1 Выдвижение общей гипотезы: nous supposons qu’un vrai explorateur doit etre courageux, un bon professionnel, intelligent.
6.2 Каждая микро-группа проводит свою часть исследования: одна группа доказывает примерами, взятыми из текста, что исследователь должен быть храбрым, другая – что он должен быть хорошим профессионалом, третья – что он должен быть образованным. На основе текстов из книги Золотницкого С.П. «Спутник старшеклассника»: С.170-173 Alain Bombard и Alain Bombard prepare son voyage; С.176 Jean Mermoz, С.177 Jacques-Yves Cousteau, используется информация из Интернета, дополнительные источники литературы.
6.3 Каждая группа защищает микроисследование, в совокупности они составляют целое исследование, подтверждающее выдвинутую в начале урока гипотезу.
7. Подведение итогов урока, выяснение степени выполнения задач. Оценивание работы учащихся. Домашнее задание.
L’etude de la biographie et des decouvertes des explorateurs celebres servent nous exemple de la vie.
Марина Кожухова, учитель французского языка гимназии №1 города Кувандык Оренбургской области, участница XII конкурса «Сто друзей»
Иллюстрация с сайта http://xronika.az
Комментарии