С 26 по 29 августа в ЦПКиО имени Горького прошла Российская креативная неделя – главное федеральное событие в сфере креативных индустрий, единое пространство для открытого диалога всех вовлеченных в развитие креативного сектора страны. «Учительская газета» приняла в ней участие в качестве одного из информационных партнеров. Наша редакция сосредоточилась на главных дискуссиях недели, которые очерчивают контуры настоящего и будущего российского образования.
«Ученье – свет, а неученье – тьма», считают не только педагоги, но и представители бизнеса, и государственные чиновники. Почему бы в таком случае не обсудить, затмевают современные образовательные тренды развитие креативных индустрий или, напротив, лучом света указывают путь к выходу из темного царства?
Татьяна Илюшникова, заместитель министра экономического развития, открывая дискуссию, отметила, что креативные индустрии всегда растут быстрее, чем традиционные сектора, – 10-15% в год. «В период пандемии особенно выросли отрасли, ответственные за производство контента, видео, аудио, игр. В России в ВВП от методики подсчета креативные индустрии занимают 10-15%. В творческих профессиях занято 1,5 млн человек. В подсчетах есть определенные затруднения, поскольку продукт зачастую никак не капитализован, юридические лица никто не регистрирует, в сфере много самозанятых».
Владимир Узун, президент группы компаний «Просвещение», подчеркнул, что относится к образованию, как к самой креативной индустрии: «Мы 90 лет занимаемся просвещением. И знаем, что наиболее креативные люди – это учителя, потому что найти индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом сложности современных программ – задача не из простых. Потенциал образовательной области возрастает с каждым годом. Последние 10-11 лет в образовании очень мощно развивается бизнес. Сегодня 8 триллионов – 6% мирового ВВП – находятся в образовании. Это дает огромный стимул создавать стартапы в этой сфере».
Константин Федоренко, директор Международного детского центра «Артек», рассказал о школе, которая работает на территории Международного детского центра. «Помимо детей сотрудников, постоянных ее учеников, здесь обучаются еще 45 тысяч человек. Благодаря группе компаний «Просвещение» увеличилось число 90‑балльников по результатам ЕГЭ. Уже за пределами детского центра мы готовим вожатых для 59 регионов России. Но главное, что предлагает «Артек», – право выбора ввиду большого количества смен и программ внутри них».
Елена Проничева, генеральный директор Политехнического музея, призвала задуматься о том, что традиционные музейные коллекции – хранители культурных кодов государства: «Современный музей – нечто большее с точки зрения проектирования: он ориентирован на большой спектр эмоциональных ощущений и инструментов коммуникации: элементы мультимедиа, продуманный дизайн, архитектура, качественный текст, красивые иллюстрации. Все это связано с креативными индустриями. Когда мы набираем штат музея, мы ориентируемся на таланты, мышление, навыки, а не на профильность образования».
Дмитрий Артюхов, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа, заметил, что в большой столице создавать креативные сообщества проще, но и в маленьком, отдаленном регионе можно добиться успеха: «Например, у нас в Надыме 5 тысяч школьников. Творческий потенциал может прекрасно выстрелить: надо выстроить систему его развития, начиная с инфраструктуры и оборудования школ. Следующий шанс – создание арт-пространства: молодежного театра, танцевальной или художественной студии. Сегодня ты осваиваешь каллиграфическое письмо, завтра идешь на направление «Дизайн» в вуз. Нужно как можно больше обмениваться опытом с другими регионами. Для этого существуют фестивали. Туда приезжают лучшие тренеры и дают ребятам импульс к развитию. Неповоротливая система образования, к счастью, уже разворачивается в сторону креативных индустрий, делая их предметом системной практики».
Клеман Фортин, проректор по учебной работе Сколтеха, поделился опытом работы с крайне сжатым программным обеспечением в России: «Там остается мало места для креативности. Россия богата талантами, надо создавать больше мест для реализации оных. Когда-то похожие проблемы я наблюдал в Германии. Есть способ это исправить: Сколтех приглашает студентов разных специальностей, которые создают вместе инновационную лабораторию, где учатся креативности. Умение работать в команде – база для совмещения креативности с новой технологией. Инженерное проектирование – база для вывода продуктов на новые рынки. Будущее России в области этих индустрий выглядит очень светлым».
Поговорили на креативной неделе и о дополнительном образовании, «культ» которого исповедуют современные родители.
Начальник отдела информационного сопровождения Московского центра качества образования Галина Свечкопалова поведала слушателям, что допобразование – шанс понять, что ребенок любит: «Он попробует себя в творчестве, науке, пообщается с единомышленниками, войдет в определенную среду и уже в юном возрасте поймет: это направление интересно. Какой-то из кружков может стать ответом на вопрос о будущей профессии».
Ведущий продюсер программы «Грамотеи» Александр Пряников и генеральный директор проекта «Мы – грамотеи» Юлия Солдина поделились своим опытом по созданию формата, который может заинтересовать ребенка углубленно заниматься русским языком. «Программа «Грамотеи» – единственная викторина со школьниками на «Культуре». Чтобы принять участие в программе, участники должны обладать экстраординарными познаниям в русском языке», – подчеркнул Пряников. Он также добавил, что занятия профессиональным спортом или искусством требуют полного погружения в сферу и следования четкому графику в раннем возрасте. Самоотдача дополнительному образованию может быть в ущерб общему школьному.
«Если мы говорим о профессиональных направлениях, это одна история, но допобразование ныне часть обязательного, – подчеркнула Юлия Солдина. – Школьная программа такова, что многие за ней не успевают. Мы учимся всю жизнь. И расширять кругозор за счет допобразования никому и никогда не поздно».
Константин Федоренко, директор Международного детского центра «Артек», был несколько шокирован точкой зрения собеседников. «Площадки, где мы воюем за детей, – семья, школа, секция, двор и Сеть. Только на площадке допобразования может раскрыться ребенок. Чтобы ребенок научился выбирать, со стороны государства ему должно быть предоставлено избыточное количество площадок для осознания, «что он» и «где он».
Если в сфере образования возникают проблемы, для эффективного решения они должны обсуждаться в широких масштабах. Образовательная журналистика в России – особый жанр. В нашей стране насчитывается 40 тысяч школ, 17 млн школьников, 3 млн студентов в системе СПО, 5 млн студентов вузов, 1 млн 300 тысяч учителей; родственники всех этих людей беспокоятся о том, чему и как научат их детей и воспитанников. В первую волну пандемии коронавируса образование в России перешло на цифровые платформы, что обеспечило развитие последних. IT-компании, бизнес, инвесторы, креативные физические лица обратили более пристальное внимание на сферу образования. Национальные проекты, нацеленные на развитие человеческого капитала, призваны вывести страну в топы различных рейтингов. Когда первые лица государства ставят подобные задачи, особое внимание уделяется и ее реализации. С таким посылом к аудитории обратился Арслан Хасавов, главный редактор ведущего и старейшего образовательного издания страны – «Учительской газеты». «С высокой долей вероятности 2023 год станет годом педагога и наставника», – отметил он. Арслан Хасавов также рассказал об истории «Учительской газеты». «Выпуск издания с 1924 года не прерывался никогда, пережил военное время, перестройку и лихие 90‑е», – отметил главный редактор. В наше время «Учительская газета» функционирует в расширенном формате: созданы «Мой профсоюз» и «УГ-Москва», а в 1995-м – первый сайт газеты в российском Интернете, сетевое издание. «Наша газета освещает и помогает проводить ведущие конкурсы для педагогов, например «Учитель года России» или «Успешная школа», – подчеркнул Хасавов. Он также добавил, что газета помогает защищать социальный статус педагога. В завершение выступления главный редактор «УГ» предложил слушателям порассуждать, какой они представляют школу будущего.
Алена ЮРЧЕНКО
Комментарии