Рассказывать о тобольском лицее совсем не просто: слишком яркий, многогранный мир. Да это и понятно. Ведь у лицея особая аура, особое интеллектуальное пространство, воплощенное в творческом союзе детей и взрослых.
1993 год… Идея создания лицея зародилась в преподавательской среде Тобольского педагогического института в перестроечные девяностые, когда на учебные заведения обрушился неконтролируемый поток всевозможных обучающих программ и методик. Стремление дать достойное образование своим детям, сохраняя классические традиции обучения и нравственные основы воспитания личности, явилось ключевым моментом в принятии судьбоносного решения.Лицейское сообщество всегда возглавляли мэтры образования. Директором педагогического училища, при котором были открыты первые лицейские классы, был Юрий Федорович Тунгусов, заслуженный учитель Российской Федерации, кандидат педагогических наук. Внедрение ноосферной педагогики строилось на идеях признанных авторитетов педагогики – Л.С.Выготского, В.И.Вернадского, П.Ф.Лесгафта, П.П.Блонского. Основополагающей ценностью воспитания являлся человек с его неповторимой индивидуальностью.Владимир Александрович Бортвин, отличник народного просвещения, принял эстафету руководства и продолжил формирование учебного заведения. Апробировались программы «Интеллект», «Творчество», «Здоровье», «Забота». Научные центры информационного, гуманитарного и естественно-научного погружения и именные кабинеты, посвященные гениальным людям Тобольска, местным ремеслам, помогали формировать культурологическую среду, способствовали раскрытию дидактических, воспитательных и развивающих возможностей учебных предметов, психологической и общекультурной адаптации учащихся.Весомый вклад в развитие лицея с 2002 года внесла Наталья Александровна Ушакова, директор, отличник народного просвещения, продолжив воплощение в жизнь идеи ноосферной школы.Начиная с 2007 года лицей становится областной инновационной площадкой Тюменского областного государственного института развития регионального образования и работает по инновационной образовательной модели «Лицей – школа успеха для всех», стратегической целью которого является создание условий для успешного развития каждого ученика посредством сближения позиций классического и современного лицея.Начиная с 2012 года продолжает сохранение традиций и укрепление атмосферы лицейского братства директор Марина Степановна Соломатова. В лицее создаются условия для гармонизации межфункциональных и межличностных отношений, есть место уму и таланту, новым открытиям и радостным встречам, вдохновению для добрых дел и начинаний. В основе образовательной политики лицея лежит принцип «Образование в удовольствие»!С 2012 года лицей является областной пилотной площадкой по апробации ФГОС основного общего, среднего общего образования, с 2015 года лицей стал площадкой Тобольского педагогического института им. Д.И.Менделеева (филиал) ФГБОУ ВПО ТГУ в г. Тобольске в рамках договора о сотрудничестве по реализации инновационных технологий.За последние годы выросло количество учащихся. Сегодня в лицее занимаются более 300 детей. Реализация непрерывности образования начинается с обеспечения преемственности. В основе сложившейся в лицее системы профильного образования лежит принцип социального заказа, который исходит из интересов учащихся и их родителей и обеспечивает подготовку выпускников к продолжению образования. По распоряжению правительства Тюменской области от 31 мая 2017 г. №575‑рп «О внесении изменений в распоряжение от 22.10.2012 №2162‑рп» («О мерах по дальнейшему развитию в Тюменской области системы выявления и поддержки талантливых детей») лицей реализует социально-гуманитарное направление с дополнительной (углубленной) подготовкой по обществознанию.Развивающая среда в лицее формируется в органичном единстве урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования с учетом максимально вариативной по своему содержанию и способам человеческой деятельности.Для повышения качества образования на уровне основного общего и среднего общего образования в лицее организованы 23 предметных элективных курса.В лицее используются различные модели организации внеурочной деятельности: межведомственная – для учащихся 1‑4‑х классов, которые постигают азбуку нравственности и роль химии в быту, занимаются с удовольствием английским, физической подготовкой, хореографией; корпоративная – для ребят 5‑11‑х классов, которые имеют возможность изучить шахматную страну, подняться по ступенькам мудрости, попробовать себя в робототехнике, побыть юным экологом, заняться арт-дизайном, отправиться с компасом по миру, решать экспериментальные задачи по физике и химии.Педагогический коллектив признает за ребенком право на индивидуальность, право быть личностью. Ему предоставляется возможность выбрать образовательный и воспитательный проект, нести личную ответственность за процесс образования в приобретении опыта кооперации с другими людьми. Шахматы, шашки, настольный теннис, пазлы, лего-конструкторы – это отнюдь не весь спектр деятельности, которой дети могут заниматься в перерывах между занятиями. Участие во флешмобах, интерактивных переменах, творческих пятницах также является традиционным.И нельзя не отметить, что статусность лицея укрепляется за счет сохранения достаточно устойчивых позиций в качественной образовательной политике, внедрения инновационных практик. Благодаря применению интерактивов, осуществлению деятельностно-компетентностного подхода, созданию ситуации успеха и свободы выбора образовательного пространства по итогам с 2015 по 2018 год качественная успеваемость остается на уровне 77%, что подтверждают выпускники во время прохождения государственной итоговой аттестации. За три года аттестаты об основном общем образовании с отличием и о среднем общем образовании с отличием и золотая медаль «За особые успехи в учении» вручены более 15% выпускников 9‑х и 11‑х классов.Лицей не только является своего рода мостом между прошлым и будущим, но и по-прежнему служит школой успеха для всех: для учеников, учителей, родителей, партнеров!Любовь к детям – это вечный двигатель, который вдохновляет ребенка на открытия. Каждый лицеист может попробовать свои силы в науке. За последние пять лет отмечается рост числа учащихся, ежегодно участвующих в олимпиадном движении, в спортивных соревнованиях и соревнованиях по робототехнике различного уровня.Сегодня лицеисты проявляют интеллектуальную активность, являясь призерами олимпиад престижных вузов России.Воспитание гражданственности и патриотизма является одной из приоритетных задач лицея. С этой целью учителем истории И.В.Долгушиным был создан краеведческий клуб. В течение двух последних лет его участники признаны призерами муниципального этапа областной краеведческой игры «Наследники» и призерами II и III степени заключительного этапа краеведческой игры (г. Тюмень).Лицей активно развивает социальное партнерство и использует трансформируемое пространство для успешной социализации школьников. Так, на базе Тобольского индустриального института (филиала ТИУ в г. Тобольске) проводятся встречи в рамках Недели науки, деловые игры с учащимися «Информационные технологии на предприятии», Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых и студентов «Инновации. Интеллект. Культура», интернет-олимпиада по учебным дисциплинам. Подобные мероприятия позволяют установить тесный контакт между университетом и его будущими абитуриентами, вовлечь школьников в интеллектуальную деятельность и профессию.Для содействия в подготовке инженерно-технических кадров для развития региона лицей осуществляет сотрудничество с ООО «СИБУР Тобольск». Здесь, на промышленном предприятии, проводятся занятия, ученики получают необходимые предметные компетенции и видят их практическое применение в условиях реального производства. Учебные занятия спикер-бюро «От экологии пространства к экологии души», заседание экспресс-лаборатории «Что? Где? Почему?» способствуют не только повышению экологического и химического образования, но и росту учебной мотивации учащихся и их профессиональному самоопределению.Одной из стержневых форм организации образования через игровые формы обучения является программа интеллект-клуба Андрея Александровича Любича, учителя истории и обществознания. Под его руководством команда лицея The Subways становилась победителем и призером международной серии игр «Молот Тора», межрегионального кубка игр «Что? Где? Когда?» в 2013‑2014 гг. Андрей Александрович Любич является победителем конкурса профессионального мастерства «Учитель года города Тобольска»-2014 и призером 3‑й степени областного конкурса «Педагог года Тюменской области»-2014. Андрей Александрович по праву удостоен званий «Гордость Тюменской области» и «Молодежная элита города».Учитель английского языка Станислав Викторович Дупленский является абсолютным победителем городского конкурса «Учитель года»-2015 и XXIII областного конкурса профессионального мастерства «Педагог года Тюменской области»-2015. За внедрение инновационных методик и технологий на уроках иностранного языка Станислав Викторович стал победителем городского конкурса «Молодежная элита города» в номинации «Интеллект года»-2015.Держит марку молодой и перспективный учитель Иван Владимирович Долгушин – победитель муниципального этапа конкурса педагогического мастерства «Лучший учитель ОБЖ»-2016, участник Всероссийского конкурса по разработке занятия по финансовой грамотности.Победа во Всероссийской Герценовской олимпиаде молодых учителей «Профессиональные перспективы» в 2015 году и грантовом конкурсе среди молодых учителей и студентов-педагогов на лучший научный инновационный проект в педагогике в номинации «Здоровая школа» в 2017 году послужила серьезным толчком для учителя биологии и географии Екатерины Анатольевны Бушуевой. Она стала победителем муниципального конкурса профессионального мастерства «Педагог года»-2018 и победителем областного конкурса «Педагог года Тюменской области»-2018 в номинации «Учитель года Тюменской области».Выпускники лицея разлетелись по стране, география их поступления обширна: Москва, Санкт-Петербург, Омск, Томск, Екатеринбург, Тюмень…Комфорт, уют, дружелюбие, гостеприимство, теплота – визитные карточки лицея. С родительской общественностью ведется конструктивный диалог по созданию образовательной среды, совместному участию в коллективных проектах, родительских переменах, лекториях, тренингах, семинарах, в работе клуба «Родительская инициатива».2018 год является для нашего образовательного учреждения знаменательным: лицей празднует свое 25‑летие. Он впервые выпускает из своих стен учащихся 9‑х и 11‑х классов.Сегодня лицей сохраняет свои самые лучшие традиции.
Появляются новые модели инновационных школ, но мы знаем, что ключевой фигурой всех изменений является учитель, поэтому надеемся, что лицей и впредь будет ареной для реализации смелых образовательных и социально значимых идей и проектов, еще одним местом притяжения для желающих учиться в удовольствие, добиваться личностного роста и приобретать путевку в жизнь!
Оксана КИНЖАГУЛОВА, заместитель директора образовательного учреждения «Лицей», Тобольск, Тюменская область
Комментарии