Верно говорят: чем увлекается учитель, тем «загораются» и дети, которых он учит. А если это дело еще и весьма перспективно и к тому же является главным направлением работы учебного заведения? Считай, повезло! Так и говорят ребята из лицея №34 социальных и информационных технологий Майкопского государственного технологического института.
Учитель информатики и информационных технологий Олег Анатольевич ФРАНКО преподает свой предмет так, что на профильных олимпиадах разного уровня и республиканском конкурсе интернет-ресурсов команда лицея занимает первые места, а выпускники связывают свою будущую профессию с современными информационными технологиями. Треть последнего выпуска лицеистов сделала именно такой выбор. О чем это говорит? Только об одном – что человек на своем месте.
Формирующееся общество телескрина [Понятие «телескрин» обозначает всеобъемлющую систему электронной коммуникации, которая может стать как мощным фактором для создания единого человеческого общежития на Земле, так и средством тотального контроля за обществом в целом и каждым человеком в отдельности], называемое еще киберпространством, в котором жить сегодняшним школьникам, меняет мироустройство всех сторон жизни человека:
– хозяйственную деятельность, так как конкурентным преимуществом становится уровень компетентности личности и ее неповторимая индивидуальность;
– экономику, так как главным ресурсом развития становится информация, «экономика знаний» (Knowledge Ekonomy), качество взаимодействия между субъектами деятельности, эксклюзивный результат;
– политику, идеологию, так как информационные коммуникации, с одной стороны, обеспечивают прозрачность как общемировой, так и национальных политик, с другой стороны, предоставляют возможность для тотального воздействия на сознание людей;
– культуру, нравственно-эстетические ценности, так как электронные коммуникации позволяют каждому знакомиться как с образцами настоящего искусства, так и с их суррогатами. Информационное изобилие размывает систему ценностей, делает личность, особенно формирующуюся, культурно, нравственно, эстетически дезориентированной, что ведет к пресыщенности, агрессивности;
– науку, так как развитие нанотехнологий, генной инженерии, технологизация экспериментальной базы формируют опасную самонадеянность по поводу возможности влияния на природные процессы;
– социальную среду, так как человек все больше рабочего и свободного времени будет проводить в виртуальном информационном пространстве. Это изменяет как характер труда, так и структуру личности, ее направленность, отношение к себе и другим, характер общения, взаимодействий.
Общество телескрина бросает серьезный вызов системе образования как важнейшей социальной технологии современности, которая должна обеспечить растущего человека способностью к инновационной деятельности, потенциалом знаний, необходимых для жизни в постоянно меняющемся мире.
Перед учителями информатики и информационных технологий в этом смысле стоят особенно сложные задачи.
Я преподаю ОИиВт в лицее социальных и информационных технологий. С учетом указанных тенденций для меня профессиональными императивами являются:
1. Факты и только факты, а не мнения, соображения, суждения по поводу учеников, образовательной среды, процесса обучения, развития, воспитания и их результатов.
2. Ответственность в анализе фактов, их систематизации и интерпретации.
3. Активность и актуальность в выборе управленческих решений по поводу фактов образовательной деятельности.
С 1999 года в день праздника «Первого звонка» в лицее все участники образовательного процесса (учителя, учащиеся, учредители, родители) определяют девиз работы на учебный год.
Для педагогического коллектива лицея таким девизом были и остаются:
– интеллигентность (1999 г.),
– достоинство (2000 г.),
– надежда (2001 г.),
– вера (2003 г.).
Я включаю эти понятия в свое педагогическое кредо. Ведь только интеллигентному педагогу, который сохраняет личное и профессиональное достоинство, надежду и веру в ученика, в себя, помнящему древнюю мудрость: «Больше учитесь, осторожнее учите», по силам решать мегасложные проблемы общества телескрина.
Комментарии