На прошлой неделе Государственная Дума РФ рассмотрела в первом чтении проект федерального закона №258591-5 «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
По расчетам финансистов, ВВП в 2010 году вырастет на 1,6 процента, в 2011 году – на 3, в 2012 году – на 4,3 процента. Прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в 2010 году составит 6950 миллиардов рублей (16,1 процента ВВП), а общий объем расходов федерального бюджета запланирован в объеме 9886,9 миллиарда рублей (22,9 процента ВВП). В течение последующих трех лет бюджет будет дефицитным: в 2010 году дефицит бюджета составит 6,8 процента ВВП, в 2011-м – 4, а в 2012-м – 3 процента ВВП. Но отрадно, что государство сохраняет свои обязательства: более 70 процентов бюджетных расходов в 2010 году будут «социальными». Правительство увеличивает расходы на исполнение социальных обязательств – более 600 миллиардов рублей предусмотрено направить на модернизацию пенсионной системы и повышение пенсий.
Сегодня все профильные комитеты внимательно изучают разделы проекта закона, относящиеся к той или иной сфере, и делают свои заключения. В том числе и Комитет по образованию во главе с Григорием Балыхиным.
Из таблицы 3 видно, что и так небольшие расходы на подразделы «Дошкольное образование», «Начальное профессиональное образование» и «Среднее профессиональное образование» в следующем году уменьшатся. Понятно почему: их финансирование по закону осуществляется за счет бюджетов субъектов РФ. Энергичная передача сети федеральных госучреждений начального профессионального образования на региональный уровень способствовала уменьшению бюджетных расходов в федеральном бюджете. Среднее профобразование потеряло часть финансирования в связи с тем, что в 2010 году не предусматривается реализация приоритетного нацпроекта «Образование», связанного с государственной поддержкой подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств. Высшее профессиональное образование, напротив, в плюсе: тут предусмотрены средства на субсидии для проведения эксперимента по государственной поддержке предоставления образовательных кредитов студентам образовательных учреждений высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию, в сумме 706 миллионов рублей, а также субсидии образовательным учреждениям в странах СНГ и общественным организациям в сумме 304 миллиона рублей. Существенно (на 3862,4 миллиона рублей, или на 82 процента больше, чем в 2009 году) увеличивается финансирование раздела «Прикладные научные исследования в области образования», так как тут предусматривается реализация федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», на которую запланировано 8575 миллионов рублей.
Комитет Государственной Думы по образованию в своем заключении по проекту бюджета отмечает, что в нем не решены проблемы, связанные со стипендиальным обеспечением. Прежде всего это касается студентов и учащихся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающихся по очной форме и получающих образование за счет средств федерального бюджета. Сейчас их стипендия составляет 400 рублей в месяц. Комитет Государственной Думы по образованию уже обращался с предложением об увеличении с 1 апреля 2010 года размера стипендий до 800 рублей. Кроме того, комитет предлагал увеличить стипендиальный фонд федеральных вузов (включая стипендии аспирантам и докторантам) на 25 процентов. Однако эти предложения финансисты не учли.
Комитет обращает внимание, что «Правительство Российской Федерации внесло в Государственную Думу законопроект №258660-5 «О приостановлении действия отдельных положений некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов», в котором предлагается приостановить действие с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года положения абзаца второго пункта 3 статьи 52/2 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» в части обеспечения Российской Федерацией софинансирования расходов путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, связанных с предоставлением компенсации за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования». По мнению депутатов, это изменение не должно отразиться на положении родителей, получающих компенсацию за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, поскольку финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, – расходное обязательство субъектов РФ. В то же время, отмечают депутаты, это создает дополнительную нагрузку на бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку софинансирование прямо предусмотрено приостанавливаемым пунктом закона.
Учитывая, что стипендия аспиранта составляет 1500 рублей, а докторанта 3000 рублей, недостаточно обоснованной депутатам представляется и позиция о приостановлении с 1 января 2010 года по 1 января 2011 года действия пункта 11 статьи 19 Федерального закона от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», устанавливающего выдачу каждому аспиранту и докторанту, обучающемуся за счет средств федерального бюджета, ежегодного пособия для приобретения научной литературы.
Как и в прошлые годы, в бюджете не предусматриваются средства на финансовое обеспечение прав педагогических работников образовательных учреждений на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа), предусмотренных статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании». При этом не учитывается, что по решению судов иски по этому вопросу удовлетворяются в полном объеме за счет казны Российской Федерации.
Летом был принят Федеральный закон от 2 августа 2009 года №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Этот закон предоставляет вузам значительные возможности для реализации накопленного интеллектуального потенциала, способствует развитию наукоемкого сектора нашей экономики и созданию новых рабочих мест.
В связи с этим Комитет по образованию предложил предусмотреть в федеральном бюджете средства на государственную поддержку малых предприятий, создаваемых в соответствии с принятым федеральным законом.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что финансирование раздела «Образование» в окончательном варианте бюджета не претерпит существенных изменений: во время кризиса чрезвычайно трудно найти средства на увеличение расходов. Однако хочется верить, что скромные пожелания Комитета по образованию будут учтены: как-никак 2010-й – Год учителя.
Комментарии