search
main
0

Образование становится иллюзорным

Финальные аккорды экзаменационной гонки. Первые дни последнего месяца лета. Отпуск без людей. Море без солнца. Дети без каникул. Лето без отдыха. Но все равно это лето. А 2020‑й будто без образования. Какой-то неполноценный ты пока, 2020‑й… Только одно недопустимо – образование без…

Мрачность настроения усиливает каждодневная суета. Сегодня человек не может себе позволить даже минуту покоя. Бежать всегда, бежать везде, до дней последних донца… Даже Маяковскому такие окна не снились. Окна, за которыми безбрежное будущее человека. Только он обречен стоять у окна и наблюдать. И все. А кто же даст ему возможность распахнуть это самое окно?.. Да там море вариантов: взлетай, как мечтала Наташа Ростова, открывай новое, как это некогда сделал великий Петр I, запускай флешмоб с соседями – перепеть «Траву у дома», например… Да все что хочешь. Мы же в свободной стране проживаем…

Но нет, он все стоит у окна. Не привык. Не научен деятельности. Не обучен навыкам творчества. Вот наблюдать – это мы можем. Час, два, пока свет на улице не выключат. А что это за небесное светило – солнце? У него есть режим работы? Странно. Да не странно… В школе разве не учили астрономию? Астро… что? Нет, не слышали. Мы ЕГЭ сдавали. Баллы, рейтинги… Высокобалльники, вузы, возможность поступить, билет в жизнь. А теперь еще билет в будущее, которого нет. Окно ведь закрыто. А человек умеет только наблюдать. Точнее, созерцать.

Что сегодня стало с образованием? Оно и вовсе перестало быть самим собой. И до просвещения ему далеко. С ним сегодня происходит все мыслимое и немыслимое: перестраиваем, перекраиваем, переделываем, заседаем, прозаседаем, уверяем, что мы правы, придумываем, устремляемся в будущее, поправ прошлое и забыв про настоящее, прокачиваемся, наконец. Только одного не позволяем – пытаться с его помощью менять себя, меняться. Хотя все прекрасно понимают: успех ждет только тех, кто готов к изменениям и осмыслению.
Возможно, именно этим и стоит заняться в первую очередь, а не менять постоянно что-то в самом образовании. Такое впечатление, что мы его запрягли. А его функционал вовсе не как у тягловой лошади. Оно скорее само «желает в саночках кататься».

К чему это я? Да просто автором изменений может быть только человек. Образование – это система, которая позволяет каждому человеку понять уровень своих возможностей (кстати, такое определение дал ребенок, ученица 10‑го класса, вот как она не пере­оценила роль образования и в то же время сумела увидеть его истинное назначение). Прямо-таки революция растущих ожиданий произошла по поводу этого образования. Переоценивать его так же опасно, как и недооценивать. Оба варианта губительны для него.

Сегодня ему нужно дать возможность в полной мере быть собой, то есть именно системой (ну или хотя бы инструментом), которая позволяет человеку идентифицироваться. Но оно не может определять то, каким будет будущее. Автор будущего – человек с заранее заложенной в него силой творить, созидать и жить.
Убеждена, что с образованием должна быть связана надежда человека на то, чтобы проживать живую жизнь, а не запрограммированную действительность. Иначе получается, что мы находимся под влиянием какого-то невидимого 25‑го кадра.

К сожалению, образование сегодня становится все более и более иллюзорным. Да, оно современное, качественное, но не человекоцентричное. В его центре иллюзия того, что оно может и должно определять будущее, задавать смыслы жизни. Иначе для чего мы вообще учимся?

«Порой смена перспективы мощнее интеллекта» – это один из принципов работы крупнейшей в мире компании по выпуску автомобилей. Менеджеры и руководители ее передовых проектов считают, что необходимо обязательно верить в мечты и осознавать силу надежды. Здоровый скептицизм, по их мнению, не враг оптимизму, а его идеальный партнер, который вскрывает потенциал каждой идеи. И это помогает верить в будущее, помогает реализовывать наши мечты.

В этом смысле образование должно позволять человеку праздновать неудачу. Только так оно будет для жизни.

Залина ТЕПСУРКАЕВА, учитель русского языка и литературы школы №60, учитель года-2014 Чеченской Республики, Грозный

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте