search
main
0

Образование спасет СНГ? Профессия должна быть «вкусной»

О перспективах СНГ сегодня принято либо вообще не говорить, либо мрачно заявлять, что Содружество Независимых Государств находится в состоянии полураспада, дескать, это цивилизованная форма развода. В какой-то степени это, безусловно, справедливо, экономической интеграции, которая, по сути, и была главной целью создания Содружества, в общем-то не получилось, по крайней мере с большинством из участников СНГ. Если же говорить о гуманитарном сотрудничестве, то оно не прекращалось все эти годы, несмотря на разнообразные политические недоразумения, и сейчас является основной формой взаимодействия независимых государств. Наши страны, имеющие много общего в культуре, традициях и образовании, не могут жить в изоляции друг от друга, они по-прежнему нуждаются в обмене опытом, инновационными идеями, а сегодня, когда все больший размах приобретает трудовая миграция, – еще и рабочими кадрами. Хотим мы того или нет, но рынок труда в СНГ общий, в России работают граждане практически всех стран Содружества, поэтому мы должны быть более всех заинтересованы в том, чтобы были выработаны общие подходы к стандартам профессионального образования, чтобы кадры рабочих и специалистов готовились с едиными подходами к качеству. Актуальность проблем профессионально-технического образования, обострившихся в период экономического кризиса, и стала причиной того, что эта тема была обозначена как одна из важнейших на 16-й Международной конференции министров образования государств – участников СНГ.

Кузница рабочих кадров

Министров образования стран СНГ гостеприимно принимала Республика Беларусь, которая по уровню подготовленности, профессиональным качествам и мобильности кадров одна из лучших на постсоветском пространстве. Здесь сохранили отраслевой характер учреждений профтехобразования и их ориентацию на крупные предприятия, законодательно при этом установив статус «базовой организации». В 223 учреждениях профтехобразования профессию получают около 100 тысяч человек. Если учесть, что в стране обязательное распределение, то понятно, почему предприятия не испытывают нужды ни в рабочих кадрах, ни в специалистах с высшим образованием. Кстати, ни один работодатель не может взять к себе в штат выпускника вуза, если он не отработал положенные два года по распределению. Если молодой специалист категорически не желает отправляться на ту работу, которую ему предоставляет государство, значит, он должен заплатить за свое образование. Бывают и случаи, правда крайне редко, когда нерадивого выпускника, не доехавшего до места своей работы, приходится разыскивать через суд, но, по словам министра образования Беларуси Александра Радькова, таких выпускников не более двух десятков в год. Около 80 процентов учреждений профтехобразования преобразованы в многопрофильные и многофункциональные, причем ориентированы они также и на потребности малого и среднего бизнеса. Точно так же как и в России, здесь пошли по пути создания ресурсных центров, сосредоточив в них новую дорогостоящую и наукоемкую технику. В одном из них – ресурсном центре профессионально-технического колледжа Республиканского института профессионального образования – нам удалось побывать.

– Здесь обучаются около 1000 ребят, – рассказал ректор РИПО профессор Аркадий Шкляр, – мы готовим токарей, слесарей, фрезеровщиков, станочников широкого профиля, наладчиков станков с программным управлением. Кроме того, с прошлого года у нас появилась новая специальность «мехатроник» – это рабочий со средним специальным образованием, который обладает знаниями и навыками в области точной механики, гидравлики, электротехники, информатики. Сегодня мехатроники чрезвычайно востребованы на машиностроительных предприятиях республики.

Особенность ресурсного центра в том, что ребята здесь не только получают теоретические знания по выбранной профессии, но и проходят производственную практику. На базе этого центра также идет переподготовка специалистов промышленных предприятий.

Общий рынок – общие проблемы

16-ю международную конференцию стран СНГ, проходившую при активной поддержке ЮНЕСКО, по праву хозяина открыл министр образования Республики Беларусь Александр Радьков:

– Мы должны найти механизм взаимодействия национальных систем профессионально-технического образования, включающий создание общей терминологии, прозрачность рамок квалификаций, а также корреляцию профессиональных и образовательных стандартов. Без этого нам не создать общего пространства в области профессионально-технического образования.

– По многим направлениям развития образования, в том числе и профессионального, мы совпадаем с Беларусью, – заметил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, – что и неудивительно, ведь у нас общий рынок труда. Кризис еще более обнажил проблему профессионального образования, поэтому мы должны давать нашим гражданам действительно качественное образование, чтобы они, получая его, становились профессионалами в своем деле, владели информационными технологиями, обеспечивали высокую производительность труда. Замечено, что те, кто обладает высокой квалификацией, теряют работу в последнюю очередь даже в условиях кризиса.

Андрей Фурсенко подчеркнул особую роль ресурсных центров, обеспечивающих новое качество профессионального обучения в течение всей жизни человека.

– Такие центры мы создаем в тесном содружестве с работодателями и бизнесом, – заметил министр, – более 50 центров в России включились сейчас в опережающую подготовку специалистов, которые либо потеряли, либо рискуют потерять работу.

По мнению Андрея Фурсенко, очень перспективны специальности, связанные с сервисом и инжинирингом. Если же говорить о выпускниках гуманитарных факультетов, то к 2015 году только каждый третий из обладателей таких дипломов сможет найти себе работу по профессии.

– Исследовательская работа по прогнозированию потребности в специалистах высшего, среднего и начального образования ведется у нас уже несколько лет, – заметил Андрей Фурсенко. – Ею занимается Петрозаводский университет. Сегодня у нас есть прогноз до 2015 года. Исходя из него, мы и пытаемся формировать государственный заказ. К сожалению, почти по всем профессиям высшего образования у нас перебор, рынкам труда требуются специалисты с начальным и средним профессиональным образованием. Мы готовы поделиться результатами прогнозов со своими коллегами из стран СНГ.

Катастрофы не будет

Есть ли шансы у выпускников этого года найти работу по профессии?

– В соответствии с законодательством мы обязаны всем своим выпускникам предоставить рабочее место, и на 95 процентов мы эту проблему решаем, – сообщил министр образования Беларуси. – Причем мы обеспечиваем по желанию работой даже тех ребят, которые учились на платной основе. Пока, кстати, мы не почувствовали напряжения в этом вопросе и провели распределение в вузах в обычном режиме.

– Хотя обязательного распределения в России нет, – заметил Андрей Фурсенко, – у нас идет постоянный мониторинг ситуации с распределением специалистов. Катастрофы, думаю, не будет, однако по разным регионам может быть разное число выпускников, которые сразу не получат рабочее место. Мы в связи с этим увеличили количество магистерских мест, а также вводим долговременные стажировки на предприятиях, чтобы ребята могли получить дополнительные квалификации.

– У нас, как и в Беларуси, обязательное распределение, – заявил министр Таджикистана Абдуджабор Рахмонов, – поэтому у наших молодых людей не должны возникнуть проблемы с поиском работы.

– К сожалению, нам пришлось сократить государственный заказ на подготовку специалистов на 10 процентов, – признался заместитель министра образования и науки Украины Александр Гребельник. – Обязательного распределения в Украине нет, но есть возможность влиять на этот процесс через рейтинги вузов, один из важнейших показателей в которых – это то, как идет трудоустройство выпускников того или иного вуза. Поэтому у наших высших учебных заведений есть стимулы помогать своим выпускникам в поисках работы.

Учителя стран СНГ соберутся на съезд

На 16-й конференции министров образования стран СНГ были также приняты основные положения стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств до 2020 года. Среди них – обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов о высшем образовании, координация взаимодействия по обеспечению контроля качества образования, совершенствование договорно-правовой базы в области образования, а также формирование на базе образовательных учреждений, созданных в государствах – участниках СНГ, центров русского языка и инновационного развития.

Министерство образования и науки Республики Казахстан выступило с предложением о проведении I съезда учителей. Конференция одобрила это предложение, так что во второй декаде марта 2010 года, скорее всего, учителя из стран СНГ соберутся на свой первый съезд.

На конференции весьма остро стоял вопрос и о проблемах преподавания русского языка в странах СНГ. Так, к примеру, в Киргизии 85 процентов учащихся школ не знают русского языка, особенно плачевна ситуация в сельских районах, где уровень образования крайне низок. Доступ к высшему образованию для этих ребят практически закрыт, ведь преподавание в вузах Киргизии ведется в основном на русском. Объясняется эта ситуация весьма прозаически – нет учебников для высшей школы на киргизском языке. Важность русского языка сполна осознали и в Таджикистане. В местных вузах открыты уголки русского языка, в университете Душанбе появились факультеты русского языка и литературы – в русских школах Таджикистана сейчас катастрофически не хватает учителей математики, русского языка, биологии… Здесь принято решение об изучении русского языка на всех уровнях образования, включая дошкольный.

Минск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте