search
main
0

Образование ребенка зависит от кошелька родителей? Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор Высшей школы экономики

Востребованность или невостребованность будущих знаний очень часто служит причиной структурных деформаций в современной школе. Главная причина деформаций – это деформация отношения к образованию, отношение к учебе как ученика, так и учителя. Формально ориентация на рынок труда – это не проблема старшей школы. Те, кто четко сориентировались, что будут трактористами или станочниками, идут в соответствующие техникумы или профессиональные лицеи, в школе остаются те, кто выбирает более длительную образовательную траекторию, кто сориентирован на поступление в вуз.

Результаты опроса показали, что стремление не ограничивать образовательный потенциал детей знаниями, полученными в средней школе, наиболее присуще городским семьям. В то же время треть девятиклассников, проживающих в сельской местности, с большой вероятностью получали профессиональную подготовку. Какое образование получит ребенок, зависит главным образом от экономического благополучия семьи. Проблемой представляется то, что порой ребенок не может реализовать образовательные притязания из-за отсутствия у семьи необходимых для этого средств. Если школьное обучение ребенка требует финансовых вложений почти от всех родителей (только 8% родителей школьников заявили, что не делают таковых), то получение начального профессионального образования – лишь от двух третей (около 30% семей, в которых есть учащийся ПТУ, не отметили ни одного вида соответствующих затрат). На этой ступени образовательной подготовки наибольшее число семей (40%) несут затраты на покупку канцелярских принадлежностей. Четверть опрошенных семей тратит деньги на приобретение учебников и учебных принадлежностей. Семьи учащихся ПТУ гораздо чаще, чем родители школьников, вносят официальную плату за обучение, однако значительно реже тратят деньги на дополнительные образовательные услуги. Как показывают данные опросов, треть семей, где ребенок учится в ПТУ, не несут никаких финансовых нагрузок по инвестированию в образовательный процесс. Опросы показывают, что для трети семей, где есть учащийся ПТУ, выделять средства на получение ребенком НПО нетрудно; но есть более чем две трети опрошенных семей, которым это делать нелегко.

– Учреждения профобразования, по сути дела, только вышли на рынок, но им нужно готовиться к резкой борьбе за учащегося и студента, потому что на рынке абитуриентов в полтора-два раза уменьшится предложение через буквально 6 – 8 лет. Учреждения пока не полностью готовы к наступлению более жесткой конкуренции.

Однако у нас очень высокий уровень обновления программ, реализации программ дополнительного образования. 15% СПО и даже 6% НПО уже имеют программы дистанционного обучения, у нас реально стали формироваться университетские комплексы, 10% техникумов хотели бы иметь программы ВПО, 18% учреждений НПО (а в перспективе это цифра может составить и 40%) имеют потенциал для реализации программ СПО. Эти учебные заведения показывают, что они готовы развиваться, повышая уровень своих образовательных программ. Это ответ на дилемму всеобщего предпочтения ВПО и рынка труда, который не может полезно отсорбировать более 40% лиц с высшим образованием.

Мы наблюдаем очень высокую динамику намерений изменений в учреждениях СПО и НПО, которые, к сожалению, не могут закрыть программу, не пользующуюся спросом, но чувствуют давление рынка и испытывают неудовлетворенность из-за того, что специальности, по которым они готовят молодежь, не пользуются на рынке спросом. Всего 10-15% учебных заведений НПО и СПО не намерены проводить изменения из-за отсутствия для этого необходимых ресурсов. То есть уровень внутренних ресурсов учебных заведений вполне достаточен для того, чтобы они развивались с учетом своего реального положения на рынке.

Опрос показал, что финансовые резервы – внебюджетные средства – имеют до трети учреждений НПО и СПО. Оплата коммунальных услуг остается проблемой только у учреждений НПО, и в этом смысле передача их на региональный уровень должна подкрепляться более оживленной полемикой с Минфином РФ по условиям этой передачи, по тем титулам финансирования, которые передаются вместе с ними.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте