Развитие инновационной деятельности – это одна из тех задач, которые стоят перед образованием на ближайшую и долгосрочную перспективу.Педагоги области всегда активно включались в инновационные процессы. Кузбасским региональным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования совместно с Кемеровским государственным университетом разрабатывалась единая методологическая основа экспериментальной и инновационной деятельности.
От истории к современностиВ конце 50-х годов XX века в Кузбассе получило широкое развитие технологическое образование.Дальнейшее развитие идей формирования профессионального самоопределения школьников происходило в 70-80-е годы. В это время осуществлялся поиск организационных форм, которые позволяли бы эффективно соединить учение и труд: ученические производственные бригады, учебно-производственные комбинаты, летние лагеря труда и отдыха, школьные заводы.В 80-90-е годы новая концепция отражала ориентацию на развитие и саморазвитие личности, на формирование готовности к жизни в условиях рынка труда и профессий, широкую вариативность средств профессионального самоопределения и т. д.В это время складывается система непрерывного образования, институт и Кемеровский государственный университет опять вместе берутся за решение этой важной задачи. В 90-е годы при КемГУ создается центр непрерывного образования, где разрабатывается программа формирования профессионального самоопределения молодежи на разных возрастных этапах, открываются лицеи и гимназии.С 2002 года Кемеровская область вступила в федеральный эксперимент по введению предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени общего образования. 11 муниципальных общеобразовательных учреждений г. Ленинска-Кузнецкого, Ленинск-Кузнецкого и Крапивинского районов вошли в состав федеральных экспериментальных площадок по разработке и апробации содержания и организации предпрофильной подготовки и по введению профильного обучения. Помимо образовательных учреждений, определенных в статусе федеральных экспериментальных площадок, на этапе предпрофильной подготовки были подключены практически все школы области.Математика плюс информатикаСегодня в регионе инновационная деятельность осуществляется в единой системе инновационного развития регионального образования, не только на уровне образовательных организаций, но и в статусе площадки: инновационной и экспериментальной – федерального уровня, инновационной – регионального и муниципального уровня.На федеральном уровне ведут экспериментальную и инновационную деятельность 35 образовательных организаций. Площадки открыты на базе Федерального института развития образования (г. Москва), Института педагогических исследований одаренных детей Российской академии образования (г. Новосибирск) и других. Плодотворный и интересный опыт складывается в сотрудничестве КРИПКиПРО с Институтом стратегии развития образования Российской академии образования (г. Москва), осуществляющим научное руководство и методическую поддержку 16 образовательных организаций, работающих в режиме эксперимента, решая проблемы интеграции учебных предметов «Математика» и «Информатика» в исследовательской и проектной деятельности учащихся, а также внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования.В целом инновационным потенциалом, сложившимся опытом инновационной деятельности обладают образовательные организации г. Кемерово, Новокузнецкого, Междуреченского, Ленинск-Кузнецкого, Прокопьевского, Беловского городских округов. Активно включаются в инновационные процессы образовательные организации Осинниковского и Юргинского городских округов, Прокопьевского, Беловского, Таштагольского муниципальных районов.В последнее время активными участниками инновационной деятельности становятся дошкольные образовательные организации, где работа ведется в таких направлениях, как создание единого воспитательного пространства для разностороннего развития личности ребенка, создание условий для раннего развития и воспитания детей, формирования духовно-нравственных ценностей личности ребенка. В школах активно развивается инновационная деятельность в направлении профильного и профессионального самоопределения школьников, организации внеурочной деятельности, создания условий для развития одаренных детей, разработки и внедрения системы гражданского воспитания школьников, в области электронного обучения и применения дистанционных образовательных технологий; становятся востребованными направления, связанные с разработкой новых механизмов управления образовательной организацией, повышения качества образования.Число педагогических работников, вовлеченных в инновационные процессы образовательных организаций, ежегодно увеличивается и в этом учебном году составило 13243 человека.Институт как площадка для опытаИнститут – это площадка, где педагоги активно представляют свой опыт. Значимые результаты инновационной деятельности презентуются на постоянно действующих проблемно-ориентированных семинарах, педагогических мастерских, профессиональных конкурсах, научных и образовательных мероприятиях, проводимых кафедрами, лабораториями, научно-практических конференциях, организаторами которых выступал институт. Ежегодно институт проводит до 20 научно-практических конференций разного уровня, разнообразными формами участия охвачены до 19 тысяч работников образования региона и России.Такая работа способствует поддержанию единого научно-методического пространства региональной системы образования, осуществлению научно-методического сопровождения процессов развития профессионализма педагогов, развитию региональных профессиональных методических объединений (РПМО) и возрождению института наставничества.Покорители вершинИз числа региональных инновационных площадок более половины имеют многолетний опыт работы в инновационном режиме, в том числе и в статусе инновационных и экспериментальных площадок на федеральном уровне. Они первыми берутся за решение сложных проблем, в основе которых лежит внедрение комплексных, стратегических инноваций, способных менять облик образовательной организации в целом, расширять возможности проектного управления, развития профессионализма педагогов, повышать престиж педагогической профессии. Эти образовательные организации стали опорой в создании региональных инновационно-образовательных комплексов, созданных в рамках реализации проекта КРИПКиПРО «Создание региональных инновационно-образовательных комплексов как условия развития мотивации профессионального роста педагогов» (2014-2019 гг.), объединенных направлениями инновационной деятельности. Они выступают в качестве стажировочных площадок, ресурсных центров, способствующих вовлечению в инновационные процессы других образовательных организаций региона, действуя в единой логике инновационного развития региональной системы образования.Вот лишь несколько примеров таких школ. В направлении отработки электронного обучения и внедрения информационных технологий успешно работает гимназия №24 Междуреченского городского округа. Она работает под девизом «Образование, открытое для всех». Такая работа началась с реализации проектов «Центр дистанционных инициатив», «Покорители вершин», «Образование для всех», которые получили грантовую поддержку губернатора Кемеровской области и администрации Междуреченского городского округа, что позволило создать на базе гимназии центр поддержки размещения персональных страниц педагогов и сайт дистанционных курсов, сопровождающих урочную и внеурочную деятельность нескольких школ города. Ключевым направлением инноваций гимназии становится развитие информационно-образовательной среды, направленное на достижение качества образования. Важным событием в регионе стала победа гимназии в федеральном конкурсе инновационных площадок «Путь к успеху» в номинации «Лучшая практика применения новых образовательных технологий и использования ИКТ» (2016).На Всероссийской конференции, организованной Российской академией образования (г. Москва) по итогам конкурса, с презентацией опыта гимназии – победителя конкурса в данной номинации выступил директор Петр Иванович Липатов.Такая работа свидетельствует об актуальности внедряемых образовательных инициатив и инновационных практик в региональной системе образования, дает педагогическому коллективу образовательной организации стимул к дальнейшей творческой работе.Творим историю вместеЛицей №20 Междуреченского городского округа имеет многолетний опыт работы в инновационном режиме, реализуя сразу несколько инновационных проектов на федеральном, региональном, муниципальном уровне, активно транслируя опыт инновационной деятельности, участвуя в различных профессиональных конкурсах, неоднократно становясь их победителем, получая грантовую поддержку как на уровне области, так и федерации. Лицей ставит перед собой поистине амбициозные задачи, связанные с созданием метапредметной среды лицея, разрабатывая эффективные управленческие механизмы, и успешно их разрешает, внося существенный вклад в инновационное развитие образования региона.Лицей №111 Новокузнецкого городского округа также имеет сложившийся опыт инновационной деятельности. Лицей входит в Топ-100 лучших школ РФ, реализующих инновационную деятельность с применением инновационного образовательного ресурса «ЯКласс», разработанного и поддерживаемого Фондом развития интернет-инициатив при Президенте Российской Федерации и Инновационным центром «Сколково» по итогам 2016-2017 учебного года, реализует федеральные проекты по проблеме одаренности. В течение 5 лет лицей №111 – региональная инновационная площадка по направлению «Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС». Лицей стал победителем Всероссийского творческого конкурса ОО в области инновационного развития «Лучшая образовательная организация»-2016 в номинации «Лучший инновационный проект ОО», победителем Всероссийского конкурса Общественного благотворительного фонда М.Прохорова «Творим историю вместе».Использование возможностей социокультурного взаимодействия и связей с учреждениями дополнительного образования позволяет расширить сферу сотрудничества, например, со Школой развития «Пифагор» (г. Новосибирск) и Школой людей будущего «Разум» (Новокузнецкий ГО). Благодаря совместным усилиям с родителями реализуются проекты «Умные каникулы», «Лаборатория самопознания», «Я и Другой». Есть такие проекты, которые выросли с уровня лицейского до уровня регионального или федерального: «Мир моих физических увлечений», «Кузбасс. Здоровое питание», «Логика. Творчество. Интеллект», «Глобус», «Пифагор», «Шахматы – в школу», «Атлас новых профессий». Опыт представлен педагогами лицея в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Томске, Новосибирске, Барнауле, Грозном, Минске, Тбилиси, Красноярске, Абакане, Ханты-Мансийске. На базе лицея проводятся региональные семинары для руководителей и педагогических работников образовательных организаций.Результативная деятельность региональных инновационных площадок является позитивным примером и подтверждает эффективность и высокие результаты развития инновационной деятельности в регионе. Развитие сети инновационных образовательных организаций, способных транслировать лучшие образовательные практики, выводит регион на достижения качества образования, институт же является центром, обеспечивающим научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в региональной системе образования в рамках созданного единого научно-методического пространства. Деятельность регионально-муниципальной многоуровневой методической службы Кемеровской области создает условия для развития инновационной деятельности в регионе. Итоги зучения мнения родителей и обучающихся по вопросам внедрения инноваций подтверждают результативность созданной системы работы. Около 75% обучающихся и их родителей поддерживают внедрение инноваций в системе образования.Только фактыИнновационная деятельность в регионе осуществляется по 14 приоритетным направлениям и является частью единого научно-методического пространства в регионе, где результативно функционирует 351 инновационная площадка в 326 образовательных организациях области, в том числе 101 региональная, 250 муниципальных (в 231 образовательной организации). Реализуются 8 сетевых инновационных проектов, объединяющих 52 образовательные организации. Научно-методическое сопровождение инновационной деятельности в регионе отличается тем, что направления курируют ученые – ведущие исследователи в данной области (6 докторов и 7 кандидатов наук). Среди них старейшие представители интеллектуальной элиты, основатели научных школ Н.Э.Касаткина и Э.М.Казин. Это обеспечивает системное видение и единые подходы к реализации инновационных проектов.Инна ЛЬВОВА, заведующая лабораторией, КРИПКиПРО
Комментарии