search
main
0

Образование – общественное благо

Исаак Калина принял участие в пресс-конференции в информационном центре Правительства Москвы. Вместе с Исааком Иосифовичем на вопросы журналистов отвечали председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова, директор Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский, директор школы №1944 Вадим Жиравов, директор гимназии №1517 Анна Вахнеева, директор школы №1298 Ольга Ярославская.

– Что случилось с золотыми медалями, которые вручили выпускникам, почему появились медали с флагом Сербии? – В истории с медалями виновато самое обыкновенное разгильдяйство исполнителей, которые, получив две партии золотых медалей, одну проверили, а вторую нет. Как-то никто не сомневался, что она идентична первой партии. Часть золотых медалей, к счастью меньшая часть, оказалась бракованной. Оказалось, производители плохо изучали некоторые предметы в школе и напутали. 23 июня 2013 года это было обнаружено, тут же были проведены переговоры с поставщиком, который попросил 14 дней на полную замену медалей. Списки всех золотых медалистов у нас есть, и проблем с заменой у нас не будет. Естественно, мы попросим школы, они нам помогут: всех ребят попросят обменять полученные ими медали на правильные. Соответственно все претензии к поставщику и штрафные санкции выставлены, а люди, допустившие халатность, наказаны.Всего бракованных медалей 600 с небольшим из полутора тысяч медалей. Все будут заменены, по заверениям поставщика, в двухнедельный срок. – Можете ли вы прокомментировать ситуацию в школе №847, где был конфликт, связанный с якобы разжиганием межнациональной розни с участием и учителей, и родителей, и учеников, когда были уволены две учительницы, которых на работе уже восстановил суд? – Я узнал об этой истории из прессы.В связи с тем что я привык доверять публикациям, написал руководителю округа: «Проверьте все юридические основания, и так как очевидно их отсутствие, то немедленно восстановите учителей на работе». К сожалению, ситуация была уже в суде, где логично и завершилась. Поэтому могу сказать, что, наверное, можно по-разному относиться к подобным ситуациям, но решение нужно принимать только в том случае, когда есть юридическая необходимость в принятии подобного решения. На мой взгляд, никакой юридической необходимости в принятии такого решения, как увольнение этих учителей, не было. Обязанность директора – быть учителем своих учителей, можно было просто педагогически объяснить, что полезно, что вредно, не доводить все до увольнения. Я думаю, что это юридическая ошибка директора, что суд и подтвердил. Соответственно и директор, и начальник округа анализируют сейчас свои действия и дадут самооценку им, а департамент даст свою оценку их действиям.- 8 сентября 2013 года в Москве пройдут прямые досрочные выборы мэра. Как всегда, школы станут базой участковых избирательных комиссий. Какая-то работа в этом направлении уже началась?- У нас, по-моему, почти 80% избирательных участков в городе располагаются традиционно на базе образовательных учреждений. Надо сказать, что в прошлом году прошли достаточно хорошие организационные репетиции, поэтому каких-либо особых чрезвычайных мер принимать совершенно не нужно. Школы работают и будут работать в обычном своем режиме, а в воскресенье 8 сентября станут хозяевами территории, на которую придет очень много гостей. Все школы привычны к приему гостей, поэтому спокойно готовятся к мероприятию. Надеюсь, день будет теплый, солнечный, чистый. Зимой есть некоторые проблемы из-за климата, в сентябре, я думаю, никаких проблем вообще не будет.- Есть такое крылатое выражение, что лучшая школа та, которая находится рядом с домом. Но мы знаем, что это не всегда так и какие-то школы в центре считаются лучше. Учитывая, что происходит значительное реформирование столичной системы образования, можно ли с металлом в голосе сказать, что школы рядом с домом будут лучшими? – Кто-то из великих говорил: истину не провозглашают громко, поэтому утверждать что-то с металлом в голосе совершенно не обязательно. Я думаю, что москвичи – народ очень грамотный, разумный, жизнью и здоровьем детей рисковать никто не хочет, везти ребенка в 6 утра на другой конец города у большинства нет желания, да и, я уверен, нет никакой нужды. Если посмотреть сегодня на карту Москвы и распределить по этой карте 600 школ, в которых есть призеры городского этапа олимпиады (такие призеры и победители случайно не появляются, они вырастают в хорошей учебной среде), то практически вся карта будет заполнена достаточно равномерно.Я в последнее время люблю приводить пример школы № 2007 в Южном Бутове, которая формировала нам костяк сборной города на Всероссийской олимпиаде по математике. Кто хочет хорошо учить физику и математику, из Южного Бутова ездить никуда не будет, и так практически по каждому предмету. Более того, я всегда говорю, что один ученик может набрать 220 баллов в школе, потому что он такой исключительный, но мы смотрим обычно, есть ли в школе группа – хотя быть пять – учеников, набирающих высокие баллы. Дальше, я думаю, мы поставим более серьезные задачи -10-15 человек. Сегодня практически каждая школа города способна предоставить возможность ученику учиться хорошо. Важно, чтобы он этого хотел сам и понимал значимость этого. Думаю, понимание значимости растет, поэтому очень важно, чтобы у москвичей была возможность не выбора школы в городе, что зачастую становится пустой декларацией, потому что выбрать можно, а доехать до нее нельзя, а возможность широчайшего выбора в каждой школе. Вот это и есть задача следующего этапа: чтобы была возможность выбора у москвичей, выбора в школе, каждой школе.- К какому году планируется завершить оптимизацию – объединение учреждений – или это процесс непрерывный? Каковы цели этой оптимизации? – Есть задачи повышения качества, расширения выбора москвичам, а какими механизмами это решается, – это дело самих образовательных учреждений. Есть песня «Нет у революции начала, нет у революции конца…», так нет у эволюции начала, нет у эволюции конца. Это естественный процесс, который не надо ни подгонять, ни тормозить. Я думаю, жители каждого микрорайона вправе иметь школу, обеспечивающую их разнообразные потребности, а какими механизмами это будет решаться, в каждом микрорайоне по-разному. Очень разные микрорайоны, разные решения.Есть химический лицей, в котором 130 учеников, он ни с кем не объединяется, и я вряд ли соглашусь, если он решит с кем-то объединиться. Департамент постепенно, очень постепенно, к сожалению, но все-таки старается перейти от «командования школами» к координации. Поэтому нельзя решать в департаменте, как в каждом микрорайоне будет решаться вопрос об объединениях. Можно иметь 4,5 тысячи учреждений, и скорее всего 4,5 тысячи учреждений окажутся почти одинаковыми, педагогического многообразия в них нет. Поэтому забота о многообразии – забота не о том, сколько учреждений и сколько директоров, заместителей директоров в городе, а о том, каково педагогическое многообразие в каждом образовательном учреждении. Наша задача сегодня – дать им для этого такую возможность. – В Департаменте информационных технологий на днях сообщали: на сайте госуслуг, на портале, сейчас можно зарегистрироваться всего в один детский городской бесплатный лагерь при школе. Будут ли открыты какие-то дополнительные площадки для детей этим летом? – Вообще организацией летнего отдыха у нас руководит Департамент культуры, к которому присоединили часть Департамента семейной политики. Мы не очень хотели расширять лагеря на базе школ. Во-первых, для детей это не очень полноценный летний отдых, выездные лагеря гораздо полезнее. Во-вторых, летом в школах идут ремонты, что несовместимо с наличием там детей. Поэтому наши педколлективы, наши школы идут навстречу просьбам родительского сообщества и открывают по мере необходимости городские лагеря. Но это решение самих образовательных учреждений. Если какие-то учреждения получат соответствующий сигнал от своего родительского сообщества, то, я думаю, откроют лагерь, если не получат такого сигнала, то не откроют.- Каким вы видите развитие и значение управляющих советов школ в ближайшем будущем?Роль родителей и учащихся в управлении школой будет расширяться? Как это будет отражено на практике?- В законе есть четкая фраза: образование – общественное благо. Мы должны говорить не только о родителях, они сегодня родители, завтра уже у них дети-выпускники. Это не значит, что они и ученики, которые уже окончили школу, должны потерять интерес к школе.Если образование – общественное благо, то и общество имеет полное право, а то и обязанность самого активного участия в управлении школой.Я не верю, что кто-то из сограждан захочет рассказывать учителю математики или физики, как ему вести урок, а вот есть организация жизни школы, уклад школы, и здесь, конечно, сограждане могут стать специалистами по организации жизни школы, по формированию уклада школы, и их участие, на мой взгляд, ничем не может быть заменено.- По результатам этого года, ознаменовавшегося многочисленными скандалами, многие говорят, что система ЕГЭ будет реформирована в плане добавления в портфолио выпускника среднего балла аттестата, информации о его разнообразных достижениях, вплоть до спортивных. Можно ли ожидать принципиальных изменений в ближайшее время? – Давайте разделим вопрос на что мы думаем по этому поводу и что будет. ЕГЭ регулируют федеральные службы, нормативы, все названные предложения возникли не в этом году, а еще в 2000 году, когда ЕГЭ только зарождался в стране. Одна из задач, которую хотят возложить на средний балл, – поддержание интереса ко всем предметам, а не только к тем обязательным трем, которые будут сдавать на ЕГЭ, но эта задача в хорошей школе решается гораздо более простыми способами: системой внутришкольного контроля и выпускной итоговой аттестацией. Давайте не будем забывать, что ЕГЭ – только одна из деталей выпуска из школы. А вообще-то в каждой нормальной школе как проводили в наше время, так  проводят и сейчас, выпускное сочинение, выпускную контрольную по математике, зачеты по всем предметам. Если школа нормальная, то она задачу поддержания интереса ко всем предметам решает за счет внутришкольного контроля. В 2001 году было внесено более кардинальное предложение: для того чтобы никто не бросал учить ни один предмет, нужно сделать не два обязательных ЕГЭ, а три, причем третий объявлять за месяц или два до ЕГЭ, чтобы никто не знал, каким будет третий государственный обязательный экзамен, делать его по принципу зачет-незачет, чтобы он не давал баллы. С точки зрения стимулирования интереса вроде бы неплохо, но хотелось бы, чтобы были не стимулы, а мотивы. Проблему я вижу в том, что мы, к сожалению, пока не смогли показать обществу, что мир, наука, образование перестают быть дискретными. Не зря же в стандарте появилось слово «метапредметность», или тот же Михаил Ковальчук ввел термин «конвергентность» наук и технологий. Сегодня в самом деле очень трудно быть полезным, эффективным человеком, не зная смежных дисциплин с той, которой ты занимаешься. Мне вчера задали вопрос о том, повысились ли результаты ЕГЭ после слияния школ. Коллеги, ответ только один – 10 с половиной лет дети учились в маленькой школе, и, к счастью, образование – это процесс непрерывный, последние полгода в выпускном классе не могут совсем изменить результат. Так же и здесь. К сожалению, наши дети, да и их учителя, учились в школе, в вузе, где все было очень дискретно. Сегодня же мир вступает в эпоху междисциплинарной интеграции. Очень сложная образовательная задача – показать нашим ученикам, что не баллы по трем строчкам будут важны для жизни, а очень широкий спектр знаний.Стремление получить бумагу с баллами, а не знание для этих баллов очень характерно для тех, кто поступает в слабые вузы. Я хотел бы посмотреть на того человека, который, не имея знаний по математике, физике и целому спектру дисциплин, поступит, скажем, в Физтех и до первой сессии там не выживет. Никто с никакими фиктивными, фальшивыми баллами в такие вузы даже не пытается поступить. Поэтому очень важна именно та работа, которую пытается сегодня делать страна по повышению качества вузов. Если наши выпускники школ будут понимать, что для успешной учебы в вузе, а потом, естественно, работы нужна в самом деле метапредметность, конвергентность знания, тогда не будет проблемы искусственного стимулирования «учи все». Можно придумать третий экзамен по ЕГЭ, но это будет искусственное стимулирование. То же, мне кажется, и про средний балл. В нем есть еще одна опасность. Мы все понимаем, что средний балл в школе такой-то и средний балл в школе номер такой-то даже при всех наших независимых диагностиках будут иметь все же разный вес, поэтому их сравнивать не совсем корректно. Добиться высокого среднего балла легче всего, удаляя из школы не очень успешных в учебе учеников, это педагогическое преступление. Поэтому, чтобы не провоцировать школы на достижение высокого среднего балла удалением слабых в учебе учеников, мы не пользуемся термином «средний балл». Средний балл можно использовать, когда речь идет о регионе, так как из региона точно никто никого не удалит. Мы все время публиковали рейтинг 300 первых школ, в этом году опубликуем как минимум 400 школ, и там будет по всем показателям видно, сколько учеников набрали 220 баллов по ЕГЭ. Я очень надеюсь, что школы сами на своих сайтах опубликуют также и свои результаты, потому что это сегодня для них визитная карточка в какой-то мере, родители обязательно на это посмотрят. А вот по олимпиадам в «УГ-Москва» был размещен перечень всех 579 школ, у которых есть призеры и победители городского уровня олимпиад, расписано, по какому количеству предметов у них есть эти победители и призеры. Поэтому, да, сегодня для самих школ это очень важная информация. Они ею, конечно, делятся.Вообще я думаю, что на ЕГЭ почему-то общество навешивает столько задач, которые, во-первых, никто не обещал единым государственным экзаменом решить, а во-вторых, которые не навешивались никогда даже на двойную систему выпускных и вступительных экзаменов. ЕГЭ – это один из небольших элементов системы образования, кроме него в системе существует огромное количество другой работы, я отказываюсь обсуждать ЕГЭ в отрыве от предметных олимпиад. Говорят, что ЕГЭ не дает проявить творчество. Когда я решаю КИМы по русскому языку, будучи учителем математики, то понимаю: чтобы дать правильный ответ, надо очень подумать, простая зубрежка правил не поможет, и так по всем предметам. Но у нас есть огромный массив предметных олимпиад – Всероссийская олимпиада по 21 предмету, университетские олимпиады в огромном объеме. Пожалуйста, прояви там творчество. Я считаю, что ЕГЭ очень хорошо справляется с ролью фильтра. Давайте вспомним, что раньше выпускные экзамены вообще никаким фильтром не были, их проходили все, терялся традиционный смысл выпускных экзаменов в школе. Да, в 50-60-е годы это был жесткий фильтр, но дальше он стал пропускать всех, а вступительные экзамены, наверное, были слишком жестким фильтром, признаемся, не всегда объективным. Поэтому не надо на ЕГЭ навешивать то, для чего он не предназначен, обсуждать, оценивать совершенно не свойственные для него задачи. Обратите внимание, 7% по стране не прошли этот фильтр, например, только по математике, причем поверьте учителю математики, чтобы не сдать на эти 24 балла ЕГЭ по математике, надо очень сильно стараться и на уроках математики закрывать уши и глаза, ничего не делать. У всех, кого допустили к ЕГЭ по математике, есть контрольные работы, за которые им поставили хотя бы тройки, а любая контрольная работа сложнее, чем уровень задач, обеспечивающих прохождение минимального порога. Я считаю, что ЕГЭ по математике очень точно исполняет роль фильтра, который отсекает тех, кто фактически не учился, а только числился в школе, от тех, кто учился. Сказать, что он выполняет роль сепарирования на высшем уровне, не берусь, для этого у вузов есть дополнительные вступительные испытания, например, у всех творческих вузов. Есть в стране огромнейшая система олимпиадного движения, где можно проявить все то, что не очень точно выясняется в ходе ЕГЭ. Единый государственный экзамен точно не единственное, что существует в системе образования. Более того, когда я читаю в некоторых газетах – «замена традиционного образования на ЕГЭ», думаю: у тех, кто это написал, традиционное образование или нет вообще какого-либо? ЕГЭ – это не образование, это форма государственной итоговой аттестации, маленькое даже по времени явление в системе образования. А мы почему-то избрали ЕГЭ единственной темой, которая обсуждается, что меня расстраивает больше всего.Это начинается не в 11-м классе, а когда родители второклассника, вместо того чтобы спросить, что сегодня изучал ребенок, что его заинтересовало, приходят уставшие домой и задают один-единственный вопрос: «Что ты сегодня получил?»Я представляю себе каждого из нас, которому домашние задают один-единственный вопрос: «Что ты сегодня получил?» Попробуйте ответить на этот вопрос. Поэтому надо у наших детей спрашивать, чем они заинтересовались сегодня, чем увлеклись, о чем спорили, что делали. Тогда, наверное, не будет такой демонизации ЕГЭ. Надо спокойнее и точнее к нему относиться. У нас был круглый стол по резервам повышения объективности и полезности единого государственного экзамена. Было около 40 журналистов, я почитал потом, что все написали 40 не разнообразных, а противоположных версий. Например, кто-то слова Исаака Калины отнес Сергею Горбуну, кто-то слова Горбуна отнес Калине, кто-то вообще эти слова перевернул. Поэтому я думаю, что у ЕГЭ есть одна точно полезная вещь – он приучает к внимательности, аккуратности и ответственности. В данном случае я сильно рекомендую всем попробовать проверить самих себя на то, могу ли я быть адекватным системе, где требуется внимательность, аккуратность, лапидарность.- Нынче появились электронные дневники, учебники. Как департамент оценивает эту деятельность?- Мы как-то встречались с вместе с руководителем Департамента информационных технологий с родительским сообществом, тогда я сказал, что электронный дневник – педагогически не очень важен, а одна родительница встала и сказала, что это очень важно именно педагогически. Раньше она прибегала вечером домой, не зная, что у ребенка в школе, и спрашивала, что получил. Когда ребенок говорил, что получил тройку или двойку, она начинала ругать его прямо перед сном. Теперь она днем смотрит, что ребенок получил, к вечеру успокаивается и разговаривает с ним уже не об оценке, а о том, что изучил, какие были проблемы. Тогда на собрании подумал, что недооценил эту сторону вопроса.- По данным Департамента здравоохранения, сейчас 7 детей в Москве лежат в больницах с подозрением на менингит. В связи с этим проводится ли в московских школах и детских садах какая-то профилактическая работа?- Такие мероприятия совместно с Минздравом и Роспотребнадзором мы начинали, когда произошла история в Ростове. По счастливому совпадению у нас сейчас массовые каникулы, детей в школах почти нет, в детсадах их тоже мало. Все меры, предписанные Роспотребнадзором, естественно, выполняются. Это очень специальная вещь, непростая с точки зрения медицины, поэтому об этом лучше спрашивать у специалистов.      Исаак Калина принял участие в пресс-конференции в информационном центре Правительства Москвы. Вместе с Исааком Иосифовичем на вопросы журналистов отвечали председатель Московского городского экспертно-консультативного совета родительской общественности Людмила Мясникова, директор Центра образования №548 «Царицыно» Ефим Рачевский, директор школы №1944 Вадим Жиравов, директор гимназии №1517 Анна Вахнеева, директор школы №1298 Ольга Ярославская. – Что случилось с золотыми медалями, которые вручили выпускникам, почему появились медали с флагом Сербии? – В истории с медалями виновато самое обыкновенное разгильдяйство исполнителей, которые, получив две партии золотых медалей, одну проверили, а вторую нет. Как-то никто не сомневался, что она идентична первой партии. Часть золотых медалей, к счастью меньшая часть, оказалась бракованной. Оказалось, производители плохо изучали некоторые предметы в школе и напутали. 23 июня 2013 года это было обнаружено, тут же были проведены переговоры с поставщиком, который попросил 14 дней на полную замену медалей. Списки всех золотых медалистов у нас есть, и проблем с заменой у нас не будет. Естественно, мы попросим школы, они нам помогут: всех ребят попросят обменять полученные ими медали на правильные. Соответственно все претензии к поставщику и штрафные санкции выставлены, а люди, допустившие халатность, наказаны.Всего бракованных медалей 600 с небольшим из полутора тысяч медалей. Все будут заменены, по заверениям поставщика, в двухнедельный срок. – Можете ли вы прокомментировать ситуацию в школе №847, где был конфликт, связанный с якобы разжиганием межнациональной розни с участием и учителей, и родителей, и учеников, когда были уволены две учительницы, которых на работе уже восстановил суд? – Я узнал об этой истории из прессы.В связи с тем что я привык доверять публикациям, написал руководителю округа: «Проверьте все юридические основания, и так как очевидно их отсутствие, то немедленно восстановите учителей на работе». К сожалению, ситуация была уже в суде, где логично и завершилась. Поэтому могу сказать, что, наверное, можно по-разному относиться к подобным ситуациям, но решение нужно принимать только в том случае, когда есть юридическая необходимость в принятии подобного решения. На мой взгляд, никакой юридической необходимости в принятии такого решения, как увольнение этих учителей, не было. Обязанность директора – быть учителем своих учителей, можно было просто педагогически объяснить, что полезно, что вредно, не доводить все до увольнения. Я думаю, что это юридическая ошибка директора, что суд и подтвердил. Соответственно и директор, и начальник округа анализируют сейчас свои действия и дадут самооценку им, а департамент даст свою оценку их действиям.- 8 сентября 2013 года в Москве пройдут прямые досрочные выборы мэра. Как всегда, школы станут базой участковых избирательных комиссий. Какая-то работа в этом направлении уже началась?- У нас, по-моему, почти 80% избирательных участков в городе располагаются традиционно на базе образовательных учреждений. Надо сказать, что в прошлом году прошли достаточно хорошие организационные репетиции, поэтому каких-либо особых чрезвычайных мер принимать совершенно не нужно. Школы работают и будут работать в обычном своем режиме, а в воскресенье 8 сентября станут хозяевами территории, на которую придет очень много гостей. Все школы привычны к приему гостей, поэтому спокойно готовятся к мероприятию. Надеюсь, день будет теплый, солнечный, чистый. Зимой есть некоторые проблемы из-за климата, в сентябре, я думаю, никаких проблем вообще не будет.- Есть такое крылатое выражение, что лучшая школа та, которая находится рядом с домом. Но мы знаем, что это не всегда так и какие-то школы в центре считаются лучше. Учитывая, что происходит значительное реформирование столичной системы образования, можно ли с металлом в голосе сказать, что школы рядом с домом будут лучшими? – Кто-то из великих говорил: истину не провозглашают громко, поэтому утверждать что-то с металлом в голосе совершенно не обязательно. Я думаю, что москвичи – народ очень грамотный, разумный, жизнью и здоровьем детей рисковать никто не хочет, везти ребенка в 6 утра на другой конец города у большинства нет желания, да и, я уверен, нет никакой нужды. Если посмотреть сегодня на карту Москвы и распределить по этой карте 600 школ, в которых есть призеры городского этапа олимпиады (такие призеры и победители случайно не появляются, они вырастают в хорошей учебной среде), то практически вся карта будет заполнена достаточно равномерно.Я в последнее время люблю приводить пример школы № 2007 в Южном Бутове, которая формировала нам костяк сборной города на Всероссийской олимпиаде по математике. Кто хочет хорошо учить физику и математику, из Южного Бутова ездить никуда не будет, и так практически по каждому предмету. Более того, я всегда говорю, что один ученик может набрать 220 баллов в школе, потому что он такой исключительный, но мы смотрим обычно, есть ли в школе группа – хотя быть пять – учеников, набирающих высокие баллы. Дальше, я думаю, мы поставим более серьезные задачи -10-15 человек. Сегодня практически каждая школа города способна предоставить возможность ученику учиться хорошо. Важно, чтобы он этого хотел сам и понимал значимость этого. Думаю, понимание значимости растет, поэтому очень важно, чтобы у москвичей была возможность не выбора школы в городе, что зачастую становится пустой декларацией, потому что выбрать можно, а доехать до нее нельзя, а возможность широчайшего выбора в каждой школе. Вот это и есть задача следующего этапа: чтобы была возможность выбора у москвичей, выбора в школе, каждой школе.- К какому году планируется завершить оптимизацию – объединение учреждений – или это процесс непрерывный? Каковы цели этой оптимизации? – Есть задачи повышения качества, расширения выбора москвичам, а какими механизмами это решается, – это дело самих образовательных учреждений. Есть песня «Нет у революции начала, нет у революции конца…», так нет у эволюции начала, нет у эволюции конца. Это естественный процесс, который не надо ни подгонять, ни тормозить. Я думаю, жители каждого микрорайона вправе иметь школу, обеспечивающую их разнообразные потребности, а какими механизмами это будет решаться, в каждом микрорайоне по-разному. Очень разные микрорайоны, разные решения.Есть химический лицей, в котором 130 учеников, он ни с кем не объединяется, и я вряд ли соглашусь, если он решит с кем-то объединиться. Департамент постепенно, очень постепенно, к сожалению, но все-таки старается перейти от «командования школами» к координации. Поэтому нельзя решать в департаменте, как в каждом микрорайоне будет решаться вопрос об объединениях. Можно иметь 4,5 тысячи учреждений, и скорее всего 4,5 тысячи учреждений окажутся почти одинаковыми, педагогического многообразия в них нет. Поэтому забота о многообразии – забота не о том, сколько учреждений и сколько директоров, заместителей директоров в городе, а о том, каково педагогическое многообразие в каждом образовательном учреждении. Наша задача сегодня – дать им для этого такую возможность. – В Департаменте информационных технологий на днях сообщали: на сайте госуслуг, на портале, сейчас можно зарегистрироваться всего в один детский городской бесплатный лагерь при школе. Будут ли открыты какие-то дополнительные площадки для детей этим летом? – Вообще организацией летнего отдыха у нас руководит Департамент культуры, к которому присоединили часть Департамента семейной политики. Мы не очень хотели расширять лагеря на базе школ. Во-первых, для детей это не очень полноценный летний отдых, выездные лагеря гораздо полезнее. Во-вторых, летом в школах идут ремонты, что несовместимо с наличием там детей. Поэтому наши педколлективы, наши школы идут навстречу просьбам родительского сообщества и открывают по мере необходимости городские лагеря. Но это решение самих образовательных учреждений. Если какие-то учреждения получат соответствующий сигнал от своего родительского сообщества, то, я думаю, откроют лагерь, если не получат такого сигнала, то не откроют.- Каким вы видите развитие и значение управляющих советов школ в ближайшем будущем?Роль родителей и учащихся в управлении школой будет расширяться? Как это будет отражено на практике?- В законе есть четкая фраза: образование – общественное благо. Мы должны говорить не только о родителях, они сегодня родители, завтра уже у них дети-выпускники. Это не значит, что они и ученики, которые уже окончили школу, должны потерять интерес к школе.Если образование – общественное благо, то и общество имеет полное право, а то и обязанность самого активного участия в управлении школой.Я не верю, что кто-то из сограждан захочет рассказывать учителю математики или физики, как ему вести урок, а вот есть организация жизни школы, уклад школы, и здесь, конечно, сограждане могут стать специалистами по организации жизни школы, по формированию уклада школы, и их участие, на мой взгляд, ничем не может быть заменено.- По результатам этого года, ознаменовавшегося многочисленными скандалами, многие говорят, что система ЕГЭ будет реформирована в плане добавления в портфолио выпускника среднего балла аттестата, информации о его разнообразных достижениях, вплоть до спортивных. Можно ли ожидать принципиальных изменений в ближайшее время? – Давайте разделим вопрос на что мы думаем по этому поводу и что будет. ЕГЭ регулируют федеральные службы, нормативы, все названные предложения возникли не в этом году, а еще в 2000 году, когда ЕГЭ только зарождался в стране. Одна из задач, которую хотят возложить на средний балл, – поддержание интереса ко всем предметам, а не только к тем обязательным трем, которые будут сдавать на ЕГЭ, но эта задача в хорошей школе решается гораздо более простыми способами: системой внутришкольного контроля и выпускной итоговой аттестацией. Давайте не будем забывать, что ЕГЭ – только одна из деталей выпуска из школы. А вообще-то в каждой нормальной школе как проводили в наше время, так  проводят и сейчас, выпускное сочинение, выпускную контрольную по математике, зачеты по всем предметам. Если школа нормальная, то она задачу поддержания интереса ко всем предметам решает за счет внутришкольного контроля. В 2001 году было внесено более кардинальное предложение: для того чтобы никто не бросал учить ни один предмет, нужно сделать не два обязательных ЕГЭ, а три, причем третий объявлять за месяц или два до ЕГЭ, чтобы никто не знал, каким будет третий государственный обязательный экзамен, делать его по принципу зачет-незачет, чтобы он не давал баллы. С точки зрения стимулирования интереса вроде бы неплохо, но хотелось бы, чтобы были не стимулы, а мотивы. Проблему я вижу в том, что мы, к сожалению, пока не смогли показать обществу, что мир, наука, образование перестают быть дискретными. Не зря же в стандарте появилось слово «метапредметность», или тот же Михаил Ковальчук ввел термин «конвергентность» наук и технологий. Сегодня в самом деле очень трудно быть полезным, эффективным человеком, не зная смежных дисциплин с той, которой ты занимаешься. Мне вчера задали вопрос о том, повысились ли результаты ЕГЭ после слияния школ. Коллеги, ответ только один – 10 с половиной лет дети учились в маленькой школе, и, к счастью, образование – это процесс непрерывный, последние полгода в выпускном классе не могут совсем изменить результат. Так же и здесь. К сожалению, наши дети, да и их учителя, учились в школе, в вузе, где все было очень дискретно. Сегодня же мир вступает в эпоху междисциплинарной интеграции. Очень сложная образовательная задача – показать нашим ученикам, что не баллы по трем строчкам будут важны для жизни, а очень широкий спектр знаний.Стремление получить бумагу с баллами, а не знание для этих баллов очень характерно для тех, кто поступает в слабые вузы. Я хотел бы посмотреть на того человека, который, не имея знаний по математике, физике и целому спектру дисциплин, поступит, скажем, в Физтех и до первой сессии там не выживет. Никто с никакими фиктивными, фальшивыми баллами в такие вузы даже не пытается поступить. Поэтому очень важна именно та работа, которую пытается сегодня делать страна по повышению качества вузов. Если наши выпускники школ будут понимать, что для успешной учебы в вузе, а потом, естественно, работы нужна в самом деле метапредметность, конвергентность знания, тогда не будет проблемы искусственного стимулирования «учи все». Можно придумать третий экзамен по ЕГЭ, но это будет искусственное стимулирование. То же, мне кажется, и про средний балл. В нем есть еще одна опасность. Мы все понимаем, что средний балл в школе такой-то и средний балл в школе номер такой-то даже при всех наших независимых диагностиках будут иметь все же разный вес, поэтому их сравнивать не совсем корректно. Добиться высокого среднего балла легче всего, удаляя из школы не очень успешных в учебе учеников, это педагогическое преступление. Поэтому, чтобы не провоцировать школы на достижение высокого среднего балла удалением слабых в учебе учеников, мы не пользуемся термином «средний балл». Средний балл можно использовать, когда речь идет о регионе, так как из региона точно никто никого не удалит. Мы все время публиковали рейтинг 300 первых школ, в этом году опубликуем как минимум 400 школ, и там будет по всем показателям видно, сколько учеников набрали 220 баллов по ЕГЭ. Я очень надеюсь, что школы сами на своих сайтах опубликуют также и свои результаты, потому что это сегодня для них визитная карточка в какой-то мере, родители обязательно на это посмотрят. А вот по олимпиадам в «УГ-Москва» был размещен перечень всех 579 школ, у которых есть призеры и победители городского уровня олимпиад, расписано, по какому количеству предметов у них есть эти победители и призеры. Поэтому, да, сегодня для самих школ это очень важная информация. Они ею, конечно, делятся.Вообще я думаю, что на ЕГЭ почему-то общество навешивает столько задач, которые, во-первых, никто не обещал единым государственным экзаменом решить, а во-вторых, которые не навешивались никогда даже на двойную систему выпускных и вступительных экзаменов. ЕГЭ – это один из небольших элементов системы образования, кроме него в системе существует огромное количество другой работы, я отказываюсь обсуждать ЕГЭ в отрыве от предметных олимпиад. Говорят, что ЕГЭ не дает проявить творчество. Когда я решаю КИМы по русскому языку, будучи учителем математики, то понимаю: чтобы дать правильный ответ, надо очень подумать, простая зубрежка правил не поможет, и так по всем предметам. Но у нас есть огромный массив предметных олимпиад – Всероссийская олимпиада по 21 предмету, университетские олимпиады в огромном объеме. Пожалуйста, прояви там творчество. Я считаю, что ЕГЭ очень хорошо справляется с ролью фильтра. Давайте вспомним, что раньше выпускные экзамены вообще никаким фильтром не были, их проходили все, терялся традиционный смысл выпускных экзаменов в школе. Да, в 50-60-е годы это был жесткий фильтр, но дальше он стал пропускать всех, а вступительные экзамены, наверное, были слишком жестким фильтром, признаемся, не всегда объективным. Поэтому не надо на ЕГЭ навешивать то, для чего он не предназначен, обсуждать, оценивать совершенно не свойственные для него задачи. Обратите внимание, 7% по стране не прошли этот фильтр, например, только по математике, причем поверьте учителю математики, чтобы не сдать на эти 24 балла ЕГЭ по математике, надо очень сильно стараться и на уроках математики закрывать уши и глаза, ничего не делать. У всех, кого допустили к ЕГЭ по математике, есть контрольные работы, за которые им поставили хотя бы тройки, а любая контрольная работа сложнее, чем уровень задач, обеспечивающих прохождение минимального порога. Я считаю, что ЕГЭ по математике очень точно исполняет роль фильтра, который отсекает тех, кто фактически не учился, а только числился в школе, от тех, кто учился. Сказать, что он выполняет роль сепарирования на высшем уровне, не берусь, для этого у вузов есть дополнительные вступительные испытания, например, у всех творческих вузов. Есть в стране огромнейшая система олимпиадного движения, где можно проявить все то, что не очень точно выясняется в ходе ЕГЭ. Единый государственный экзамен точно не единственное, что существует в системе образования. Более того, когда я читаю в некоторых газетах – «замена традиционного образования на ЕГЭ», думаю: у тех, кто это написал, традиционное образование или нет вообще какого-либо? ЕГЭ – это не образование, это форма государственной итоговой аттестации, маленькое даже по времени явление в системе образования. А мы почему-то избрали ЕГЭ единственной темой, которая обсуждается, что меня расстраивает больше всего.Это начинается не в 11-м классе, а когда родители второклассника, вместо того чтобы спросить, что сегодня изучал ребенок, что его заинтересовало, приходят уставшие домой и задают один-единственный вопрос: «Что ты сегодня получил?»Я представляю себе каждого из нас, которому домашние задают один-единственный вопрос: «Что ты сегодня получил?» Попробуйте ответить на этот вопрос. Поэтому надо у наших детей спрашивать, чем они заинтересовались сегодня, чем увлеклись, о чем спорили, что делали. Тогда, наверное, не будет такой демонизации ЕГЭ. Надо спокойнее и точнее к нему относиться. У нас был круглый стол по резервам повышения объективности и полезности единого государственного экзамена. Было около 40 журналистов, я почитал потом, что все написали 40 не разнообразных, а противоположных версий. Например, кто-то слова Исаака Калины отнес Сергею Горбуну, кто-то слова Горбуна отнес Калине, кто-то вообще эти слова перевернул. Поэтому я думаю, что у ЕГЭ есть одна точно полезная вещь – он приучает к внимательности, аккуратности и ответственности. В данном случае я сильно рекомендую всем попробовать проверить самих себя на то, могу ли я быть адекватным системе, где требуется внимательность, аккуратность, лапидарность.- Нынче появились электронные дневники, учебники. Как департамент оценивает эту деятельность?- Мы как-то встречались с вместе с руководителем Департамента информационных технологий с родительским сообществом, тогда я сказал, что электронный дневник – педагогически не очень важен, а одна родительница встала и сказала, что это очень важно именно педагогически. Раньше она прибегала вечером домой, не зная, что у ребенка в школе, и спрашивала, что получил. Когда ребенок говорил, что получил тройку или двойку, она начинала ругать его прямо перед сном. Теперь она днем смотрит, что ребенок получил, к вечеру успокаивается и разговаривает с ним уже не об оценке, а о том, что изучил, какие были проблемы. Тогда на собрании подумал, что недооценил эту сторону вопроса.- По данным Департамента здравоохранения, сейчас 7 детей в Москве лежат в больницах с подозрением на менингит. В связи с этим проводится ли в московских школах и детских садах какая-то профилактическая работа?- Такие мероприятия совместно с Минздравом и Роспотребнадзором мы начинали, когда произошла история в Ростове. По счастливому совпадению у нас сейчас массовые каникулы, детей в школах почти нет, в детсадах их тоже мало. Все меры, предписанные Роспотребнадзором, естественно, выполняются. Это очень специальная вещь, непростая с точки зрения медицины, поэтому об этом лучше спрашивать у специалистов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте