Сергей АТАНАСЯН, ответственный секретарь Общественной палаты Москвы по образованию: – Нам нужно выверить вектор развития системы образования. Наша Общественная палата работает по разным актуальным направлениям, но, на наш взгляд, при всех призывах к выстраиванию государственно-общественного управления образованием почему-то специалисты и члены палаты не очень востребованы. Мы думаем, что отчасти это происходит потому, что управленцы образования пока еще не в полной мере научились, а иногда и не хотят работать с общественностью, с институтами гражданского общества. Между тем наша палата объединяет представителей всех общественных организаций, работающих в сфере образования, это мощная сила, которую грех не использовать в общих интересах для достижения общих целей. Мы обсуждаем актуальные проблемы, экспертируем документы, принимаемые властью, вносим предложения по развитию образования. К нам в последнее время очень часто обращаются москвичи – учителя, родители – с разными предложениями, просьбами и жалобами. Мы стараемся довольно оперативно на это реагировать, около 27 жалоб мы рассмотрели в этом учебном году, наши ответы удовлетворили практически всех обратившихся.
Мы прекрасно понимаем, что на самом деле наше сотрудничество нужно Департаменту образования, особенно сейчас, когда в системе столичного образования вводится много новшеств, когда нужно формировать мнение педагогического сообщества по поводу этих новшеств и изменений. Если не будет поддержки сообщества и общества, никакая, даже самая замечательная, идея не будет реализована так, как требуют интересы дела.Как профессора Московского городского педагогического университета меня крайне беспокоит качество образования. Мы видим по тем студентам, которые приходят в наш университет, что качество образования в среднем звене, к сожалению, падает. Нужна работа над качеством образования, я согласен, что для повышения качества есть результаты ЕГЭ, результаты участия учеников в предметных олимпиадах, но есть еще и повседневная работа учителя. От качества работы учителя зависит многое, и тут важна оценка его работы. ЕГЭ – некий минимум, олимпиады – некий максимум. Но есть еще ученики посередине, которые составляют основную массу молодых людей, поступающих в вузы. Мы видим, что с внедрением новых информационных технологий падает способность ребят к обучению, к работе с книгой. Наши студенты-первокурсники легко скачивают информацию из Интернета, легко компонуют некие вещи, но они не умеют работать с учебниками. Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель Комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы: – Наши дети стали меньше читать, зато стали больше сидеть в Интернете, поэтому всегда нужно рассматривать проблемы чтения в общем контексте развития общества. Я не удивился той остроте дискуссии по поводу проектов стандартов старшей школы. С учетом того, что это касается всех, все у нас специалисты в футболе и системе образования, на самом деле такая дискуссия и такой интерес общества к образованию вполне естественны. Тем более что дискуссия предполагалась и продолжается. Самое важное и главное состоит в том, чтобы педагогическая общественность, которая вполне естественно восприняла стандарты, понимает, что новые стандарты необходимы, вот какими они будут, это пока вопрос. Важнейший вопрос, который, как мне кажется, сегодня волнует не только специалистов, это, наверное, то, как все те изменения, которые могут произойти в механизме финансирования, в экономике школы, отразятся на положении москвичей, не окажутся ли они в такой ситуации, когда должны будут платить за образование. Это принципиальный вопрос. Все сегодня думают о том, не будет ли этот процесс идти по нарастающей: сначала увеличится количество платных образовательных услуг, а затем эти платные услуги постепенно вытеснят бесплатное образование. Ответ на эти вопросы москвичей во многом предопределит их отношение, отношение общества в целом к реформированию системы образования. «УГ-Москва» в одном из первых номеров года опубликовала бюджет образования Москвы на 2011 год. Цифры иногда красноречивее слов: бюджет образования на 2011 год больше, чем был на 2010-й, там предусмотрены серьезные средства: 1 миллиард рублей только на обеспечение перехода на новые образовательные стандарты в начальной школе, которые вступают в силу с 1 января 2011 года. До этого в 2010 году Департамент образования провел серьезную работу в этом направлении, и 188 школ уже получили оборудование (Правительство Москвы выделило на это серьезные средства), эти школы сегодня отрабатывают наш московский модуль перехода на эти федеральные образовательные стандарты. Сколько было дискуссий до ввода стандартов по поводу перегрузки! Как только заговорили, чтобы предоставить ученику выбор предметов, тем самым сократив эту перегрузку, вдруг все стали говорить, что, если убрать тот или иной предмет, ученик будет необразованным. Есть такие интересные школы, которые существовали всегда, это школы с экстернатом. Туда родители отправляют своих детей, прекрасно зная, что ребенок будет, как они говорят, просто учить те предметы, которые нужно сдавать в вуз. Они уже сделали выбор до всех наших реформ, они уже поняли, что это больше нужно их ребенку, что много лишнего в школе, что многие знания он потом приобретет сам в течение своей жизни. Они уже ответили на вопросы, которые многие сегодня еще только ставят перед собой. Эти школы с экстернатом сегодня очень востребованы, и количество таких школ, в которые родители хотят отдать своих детей на экстернат, увеличивается и увеличивается. Поэтому все, что связано с профилизацией школы, с выбором учащихся, с расширением этого выбора, на самом деле прогрессивно и соответствует сегодняшним реалиям. Все, что связано с нормативным финансированием, вводится для того, чтобы создать всем детям равные возможности и условия. Однако, к сожалению, этот принцип многие годы не выполнялся. Сначала мы финансировали школы по штатному расписанию, потом стали финансировать школы по числу учеников, наш норматив сегодня зависит от вида и типа школы. У нас получается так, что учащийся гимназии почему-то получает финансирование на свое обучение в два раза больше, чем учащийся обычной общеобразовательной школы. Кто объяснит, почему у нас одни дети учатся по одной образовательной программе, а другие – по другой? То есть в нашей системе образования проблем много, и каждый новый шаг, новая попытка решить эти проблемы вызывает новую острую дискуссию. Это нормальный, естественный процесс. Нужно к нему относиться спокойно, это рабочие моменты, для которых верно утверждение: «В споре рождается истина!» У нас общие задачи и цели, мы хотим, чтобы наши дети были лучше нас, чтобы у наших детей жизнь была счастливее, чем у нас. То есть у всех нас цели благородные, а по методам достижения этих целей мы можем конструктивно дискутировать, понимая, что цели и задачи у нас общие.Любовь КЕЗИНА, академик Российской академии образования, одна из руководителей группы по разработке федеральных стандартов по образованию:- Над стандартами работает группа, которая уже завершила и внесла в Министерство образования и науки РФ стандарты по начальной и средней школе. По начальной школе стандарт был принят, и сейчас в России идет его апробация. Стандарт по средней школе уже утвержден Минюстом РФ. Сейчас мы приступили к разработке самого сложного стандарта – стандарта старшей школы. Недавно прошло совещание групп разработчиков стандарта и мониторинга, мы еще раз рассматривали все замечания и предложения, которые поступают. Мы попросили группу мониторинга, которую возглавляет председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий Балыхин, дать нам еще два месяца, для того чтобы мы еще раз изучили замечания, поступившие сегодня. К сожалению, министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко постоянно упрекают, что стандарты-де не те. Но мы сами столкнулись с тем, что не всегда правильно даже педагоги, знающие все нюансы образования, прочитывают то, что написано в стандарте. С другой стороны, сами разработчики не всегда думали над тем, что используют не очень удачные формулировки, поэтому их неправильно и понимают. Например, мы записали, что есть обязательные предметы, имея в виду, что есть общие предметы – физкультура, ОБЖ, «Россия в мире» – для тех, кто выбирает или не выбирает те или другие предметы. Поэтому над проектом стандарта для старшей школы нужно еще работать, и мы работаем. Мы будем благодарны, если нам дадут замечания, мы их изучим.Могу сказать, что стандарт старшей школы разработан не на пустом месте. Этот стандарт по старшим классам предусматривает выбор учащимися предметов. В Москве уже лет семь-восемь работают школы, где учащиеся 10-11-х классов формируют себе учебный план, им дают задание по обязательным предметам, а дальше они набирают себе другие предметы (до 36 часов), которые им будут нужны в вузах. То есть такая апробация в Москве уже есть, так что стандарт основан на опыте московских школ. Зинаида ДРАГУНКИНА, член Совета Федерации РФ, член Общественной палаты Москвы по образованию:- Я учитель русского языка и литературы, поэтому участвую во всех встречах, посвященных реформированию в сфере образования, а их и в Общественной палате по образованию, и в Общественном совете Москвы проходит немало. К встрече, в которой участвовал министр образования Москвы Исаак Калина, мы готовились особенно серьезно и очень волновались, так как такая встреча с общественностью была для него первой.Отношение к учителю, отношение к образованию, даже если мы сегодня не очень точно что-то формулируем, нас очень беспокоит, как и родительскую, так и педагогическую общественность, как и всех тех, кому доверено право учить. Я вспоминаю выступление Исаака Иосифовича на августовском педсовете, когда он от имени министра образования и науки РФ поздравлял нас с началом нового года. Уже тогда в его выступлении были намечены основные точки развития столичного образования, хоть в то время он был еще заместителем федерального министра. Недавно в рамках «правительственного часа» в Совете Федерации РФ выступал Андрей Фурсенко, и хотя тема была о науке, ему задали много вопросов и о стандартах, и о судьбе сельской школы, и об учебниках, от этих вопросов было не уйти. Мы услышали и ответ на волнующий всех вопрос о стандартах старшей школы: предстоит обсуждение, и апробация их начнется в 2013 году, а в 2010-м мы начнем по этим стандартам жить и работать. То есть у нас огромное поле деятельности.Что касается закона «Об образовании в РФ», то наша душа о нем болит. Как законодатели, мы с Виктором Кругляковым постоянно обсуждаем проект этого закона на многочисленных совещаниях и заседаниях, на встречах в разных аудиториях. Фурсенко сказал в СФ РФ, что 1 февраля 2011 года обсуждение закончилось, в Комиссию при Администрации Президента РФ поступило 11 тысяч различных замечаний и предложений, в том числе от Общественной палаты Москвы по образованию и Общественного совета Москвы. Конечно, я хорошо понимаю, что одно дело – направить предложения, другое дело, чтобы эти предложения учли и приняли. Полтора месяца все эти предложения и замечания комиссия будет изучать, затем снова направит в Министерство образования и науки РФ. Одним словом, проект закона мы сможем рассматривать тогда, когда министерство внесет его в Государственную Думу РФ. У нас остается огромное количество сил и времени, чтобы как субъекту законодательной инициативы еще сражаться за ту или иную ситуацию для решения московских проблем. Мы хотели бы это делать вместе с Департаментом образования. Нам нужна консолидация и в этом вопросе, и во всех остальных. Надеюсь, что министр образования Москвы будет всегда нас слушать, слышать и считаться с нашим мнением, ведь мы та часть общества столицы, на которую можно и нужно опираться. Информация к сведению15 февраля 2011 года на сайте Министерства образования и науки РФ размещен доработанный проект образовательного стандарта для старшей школы
Комментарии